Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием « сложные слова», показать на примерах принцип образования сложных слов;
Задачи урока: 1) учить образованию сложных слов с путем сложения корней; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; дать понятие «соединительная гласная»;
2) обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативную сторону речи;
3) воспитывать культуру интеллектуального труда;
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Вид урока: комбинированный, с применением проблемно-диалогической технологии.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Межпредметные связи: русский язык, психология, чтение.
Оборудование : мультимедийный проектор, карточки.
Речевой материал: сложное слово
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Хорошковская СОШ» Павлоградского района Омской области
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе
Учитель: Евдокимова Евгения Владимировна.
Тема программы: Состав слова.
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием « сложные слова», показать на примерах принцип образования сложных слов;
Задачи урока: 1) учить образованию сложных слов с путем сложения корней; повторить понятия «корень», «однокоренные слова»; дать понятие «соединительная гласная»;
2) обогащать словарный запас учащихся, развивать коммуникативную сторону речи;
3) воспитывать культуру интеллектуального труда;
Тип урока: урок открытия и усвоения новых знаний через исследовательскую деятельность.
Вид урока: комбинированный, с применением проблемно-диалогической технологии.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Межпредметные связи: русский язык, психология, чтение.
Оборудование : мультимедийный проектор, карточки.
Речевой материал: сложное слово
Подготовка к уроку : класс разделён на 3 группы ( минимальный уровень, средний уровень, высокий уровень).
№ этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения | Результат этапа |
1. | Мобилизующее начало урока. Цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность. Психологический настрой . (см. Приложение № 1). | Читает текст настроя. | Слушают с закрытыми глазами, воспринимают | Словесные Слайд № 1. | Готовность уч-ся к уроку, организация внимания. |
2. | Актуализация знаний . Цель: актуализировать представления о понятиях «корень», «однокоренные слова»; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у детей знаний. Речевая разминка: -Как-то много лет назад Посадили странный сад: Не был сад фруктоаым – Был он только словом. Это слово – слово – корень – Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло… - Прочитайте с интонацией радости, восхищения. - Обратите внимание на корень этого дерева и его плоды. Они помогут вам образовать новые слова. Запишите эти слова и выделите части слова. - Что можно сказать обо всех этих словах? (однокоренные). | Демонстрирует слайд № 2. Демонстрирует слайд № 3 Демонстрирует слайд № 4. | Учащиеся читают текст стихотворения 2-4 раза с разной интонацией. Образование слов. Работа в тетради. Самопроверка. Самооценка. | Словесные Практические Слайд № 2 Слайд № 3 Слайд № 4 | Принятие уч-ся цели занятия,. Подготовка речевого аппарата к процессу говорения на уроке. Составлена группа однокоренных слов. Выполнены корректи- рующие действия. |
3. | Постановка проблемы. Цель: определить тему урока. Дан ребус: Какое слово получилось? -Запишите его и выделите корень. - Почему вы по-разному выделили корень? - Сколько слов «спряталось» в одном слове? - Сколько корней в слове? (2) - Какая из версий, записанная на доске, правильная?
- Как называют слова, имеющие два корня? Порассуждаем. -Какова тема нашего урока? - Какую цель мы поставим перед собой? - Ребята, сегодня нам предстоит провести исследовательскую работу, в результате которой мы найдём новый способ образования слов. | Демонстрирует слайд № 5 Подведение к теме урока. Подведение к формулировке цели. Уточняет, конкретизирует тему урока и цель. | Разгадывают ребус По одному от каждой группы дети выходят к доске и записывают свои варианты ответа. Проверка. Проговаривание. Высказывают предположения. Проверка. Определяют тему урока, прочитав определение Ставят цель урока | Слайд № 5 Ребус. Слайд № 6 Слайд № 8 Слайд № 7 | Усвоение нового материала, определена цель урока, тема. |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: формировать умение образовывать слова. - Даны пары слов. Какие слова можно получить, соединив корни ? Камни, падать Рыба, ловить -При помощи чего вам удалось соединить корни? -Как бы вы назвали такие гласные? Какую роль они выполняют? (соединительные) | Демонстрирует слайд № 9 Задаёт вопрос. | Выделяют корни слов.(устно) Записывают полученные слова. Называют гласные О, Е Высказывают предположения. | Слайд № 9 | Формирование умения образовывать новые слова. |
5. | Физминутка.
(пылесос)
(паровоз)
Развернётся над лугами – Отливает серебром. (самолёт)
Отгадайте! (носорог)
И за что-то зацепился, И забрал с собой друзей – Сразу несколько камней. Все посыпались как град – Что же это? (камнепад) - На какие группы вы сможете разделить эти слова? ( с О, Е) | Учитель загадывает загадки | Дети с помощью пантомимы и звуков изображают предмет-отгадку. Деление слов на 2 группы. Проверка. Вывод. | Слайд № 10 Поочерёдно появляются слова на экране Слайд № 11 Слова разбиты на 2 группы | Расслабление, отдых уч-ся , артикуляционная гимнастика, двигательная. Выполнена группировка слов. |
6. 7. | Наблюдение над соединительной гласной в сложных словах. Цель: подвести к формулированию правила написания соединительных гласных в сложных словах. - Почему в одних случаях в сложных словах пишется соединительная гласная О, а в других – Е? - А теперь проверим : правильный ли вывод мы сделали? Упражнения в правописании сложных слов. Цель: развивать умение образовывать и записывать сложные слова. -Предлагаю вам поработать в группах: потренироваться образовывать сложные слова. Задание для 1 группы ( минимальный уровень) копать Земля делать владеть мерить пахать Задание для 2 группы ( на карточках) ( средний уровень) Листья, падать – Лес, рубить – Лёд, ходить – Сосать, пыль – Каша, варить – Сад, водить – Сталь, варить – Волна, резать – Сам, варить – Рыба, ловить – Вода, падать – Пешком, ходить – Вертушка, летать - | Задаёт проблемный вопрос, даёт время для обсуждения. -Выслушивает ответы уч-ся. Контроль, координация работы уч-ся. Устная работа с 1 группой. Учить строить полный ответ. | Обсуждение в группах Читают правило, стр. 37 Работа в группах. 2 группа – работа по карточкам 3 группа – выполнение упр. № 51 ( высокий уровень) 2-3 группы- Взаимопроверка, самоконтроль. Самооценка. | Словесные Наглядные Словесные Слайд № 12 Задание для 1 группы Слайд №13 (работа с 1 группой). | Вывод , формулирование правила Формирование умения образовывать и записывать слова, выделять корни, подчёркивать соед.гласные. |
8. | Зарядка для глаз. - Посмотрите на экран. - О ком говорят, употребляя в речи слова жизнерадостный, любознательный, трудолюбивый? - Какими чертами характера обладаете вы? - Когда мы употребляем эти слова? светловолосый темнокожий голубоглазый темноволосый чернобровый - Какие черты своей внешности вы можете описать сложными словами? - Напишите, как назовёте человека, у которого: Добрая душа Мягкое сердце Острый ум Рыжие волосы Зелёные глаза | Прочитайте слова. Даёт задание | Объясняют смысл слов. Называют черты характера. Ответы уч-ся. Дети называют внешние признаки. Работа в тетради Запись слов. Выделение корней, соед.гласных. Самопроверка | Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 | Расслабление, умение называть черты характера человека, его внешности. |
9. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить собственную деятельность, зафиксировать неразрешённые затруднения, если они есть, как направление будущей работы. - Что такое сложные слова? Выберите верный ответ: - все непонятные слова называются сложными; - все длинные слова называются сложными; - слова, в которых два корня, называются сложными. - У кого возникли сложности на уроке? -Как вы думаете, всё ли мы узнали о сложных словах? | Представляет алгоритм. Оценивает деятельность уч-ся на уроке. | Выбирают верный ответ. Анализируют свою деятельность на уроке. |
Слайд № 18 | Закрепление понятия. Анализ собственной деятельности на уроке. |
10. | Домашнее задание.
Слово надо отгадать! ( упр. 53, стр.38).
Составляй тогда слова. Но запомни, что корней в них Не один, а целых два! ( упр. 52, стр.38) 3) Творческое задание: сочинить сказку, используя в ней сложные слова. | Даёт пояснения, рекомендации по выполнению заданий. | Выбирают тип задания, № задания. | Слайд № 19 | Выбор задания по силам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология встречных усилий Урок по теме «Соединительные гласные О и Е в сложных словах» 6 класс
Здесь представлен конспект урока, построенного в соответствии с технологией встречных усилий (ТВУ), которая предполагает, что ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать оп...
Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская.
Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе автор учебника Ладыженская....
Урок в 6 классе "Соединительные гласные О и Е в сложных словах."
Отработка навыков образования сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных о и е.Сформировать умение верно выбирать соеденительные гласные в сложных словах.Дать понятие о сложе...
Презентация. Урок письма и развития речи в 8 классе.Тема. " Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах"
Урок-презентация...
Методическая разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Данная методическая разработка предназначена для учителей русского языка, работающих в 6 классах. В соответствии с ФГОС урок ориентирован на самостоятельное открытие новых знаний учащимися под руковод...
Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе.
Конспект урока по теме "Соединительные гласные о и е в сложных словах" в 6 классе....