Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Калугина Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-issledovanie_trudnyh_slov.docx46.59 КБ

Предварительный просмотр:

5 б  класс

Русский язык.

Учебник:   Ладыженская  Т.А. и другие. Русский язык.5 класс. Учебник  для общеобразовательных учреждений, М. «Просвещение», 2010 г.

Раздел: «Морфология. Орфография. Культура речи».

Подраздел: «Имя существительное».

Тема: «Множественное число имен существительных».

Место урока в содержании курса русского языка:в КТП  на раздел «Морфология. Орфография. Культура речи» отводится 85  часов. На подраздел «Имя существительное» - 26 часов. Данный урок «Множественное число имен существительных» является  девятнадцатым  в подразделе.На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: умение определять число, падеж, род, склонение имен существительных получили дальнейшее развитие, что необходимо для усвоения последующих тем, для повышения грамотности учащихся.

Цель: познакомить  учащихся  с особенностями  правописания и употребления форм множественного числа имен существительных,  дать понятие о морфологической норме.

Образовательные:

  • расширить знания учащихся об имени существительном;
  • научить самостоятельно определять окончания  имён  существительных  в форме  множественного числа;

Развивающие:

  • Формировать

- умения выделять существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- умения  пользоваться словарями и справочной литературой, искать, обрабатывать, использовать и передавать информацию

  • Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность.

Воспитательные:

  • Прививать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка.
  • Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнениям других людей.
  • Формировать речевую культуру учащихся.

Продолжительность урока – 45 минут

Место занятия – кабинет русского языка

Ожидаемый результат:

Обучающиеся должны знать:  нормы правописания имён существительных во множественном числе;

Обучающиеся должны уметь:  самостоятельно  определять окончания  имён  существительных  в форме  множественного числа и обосновывать свой выбор; пользоваться словарями и справочной  литературой; анализировать и оценивать собственную деятельность.

Формы организации работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, устная и письменная, самостоятельная работа, групповая

Тип учебного занятия:  

 урок формирования новых знаний и умений.

Основные методы  обучения: объяснительно– иллюстративный, частично – поисковый, практический, наглядный.

Приемы обучения:

эвристическая беседа,аналитическая беседа,групповая работа, защита проектов.

инструктаж,

Средства обучения:

раздаточный материал, карточки для индивидуальной  работы.

Педагогическая технология:

 -разноуровневого  обучения,информационно-коммуникационная, элементы здоровьесберегающей.

Методы и формы контроля:

наблюдение, устный и письменный опрос,  самоконтроль.

План урока:

  1. Организационно-мотивационный   этап (3 мин.).
  2. Актуализация  знаний учащихся  (5мин.).
  3. Формулирование цели  и темы  урока ( 8 мин.).
  4. Динамическая  пауза (2 мин.).
  5. Этап реализации проекта (5 мин)
  6. Этап проговаривания во внешней речи 7 мин
  7. Включение в систему знаний 10 мин

  1. Самооценка деятельности (1 мин.).
  2. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.).
  3. Домашнее задание. (1 мин.).

                                                                               СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности.

(3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Здравствуйте, ребята! Все готовы поработать? Садитесь.

. Ребята, сегодня мы не просто ученики, а исследователи.

-Кто такие исследователи? Правильно.

Перед каждым лежит листок исследования, запишите фамилию, имя, число( семнадцатое марта).

 Сегодня вы будете работать в группах.

Чтобы добиться хороших результатов ,вы должны соблюдать основные правила  групповой работы.. Соблюдайте их и тогда всё получится.

А начать наш урок я хочу с загадок

  1. Что за скрип?

              Что за хруст?

              Это что еще за куст?

             Как же быть без хруста,

             Если я - … (капуста) – Правильно! Молодцы!

  1. Летом в огороде

            Свежие, зеленые,

             А зимою в бочке –

             Желтые, соленые.

             Отгадайте молодцы,

            Как зовут нас? (огурцы). Хорошо!

И прослушайте ещё одну загадку.

  1. Он круглый и красный,

             Как глаз светофора.

             Среди овощей

             Нет сочней … (помидора).

- Молодцы, ребята! Отлично справились.

- Словами какой части речи являются наши отгадки?

-Правильно это имена существительные. 

.

-Исследованием какой части речи будем заниматься?

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопросы.

2

Этап актуализации знаний учащихся.

(5 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Проведём «Блиц-  опрос ! » Внимательно прослушайте предложение. Если вы согласны с утверждением, то ставим +, если нет, то ставим -. Записывать  свои ответы: + или – вы будете в ваших листах исследования.  Положите ваши листы исследования перед собой, найдите колонку «блиц – опрос». Приготовьтесь отвечать.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет.
  2. Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой.
  3. Имя существительное изменяется по падежам.
  4. Имя существительное изменяется по числам.
  5. Все имена существительные имеют форму единственного и множественного числа.

1

2

3

4

5

+

-

+

+

_

Сравните свои результаты с эталоном.( На доске открывается эталон).

Оцените свою работу по критериям, которые у вас даны в листе самооценки.

Письменная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся сверяют свои ответы. Оценивают выполнение задания по критериям , которые даны в листах самооценки.

 5 правильных ответов оценка «5»

 4 правильных ответа  оценка «4»

 3 правильных ответа  оценка «3»

3

Этап  выявления места и причины затруднения, формулирования целей и темы урока.

( 8 мин.)

Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности.

А мы продолжаем исследовать имя существительное. У каждой группы на столе лежит картинка, продемонстрируйте, пожалуйста, что это.

1 группа – носок- носки- носКОВ

2 группа – чулок – чулки -чулок

3 группа-  апельсин – апельсины -апельсинов

4 группа – помидор- помидоры - помидоров

Выполните задания по инструкции: образуйте форму ИМ.П. МН.Ч и форму  Р.П. МН.Ч.

Раздаю правильные ответы. У всех ли ответы правильные? Сверьте с эталоном.

-Какие формы слова вызвали затруднение?

-Какие  морфологические признаки объединяют слова носок,  чулок, апельсин, помидор.(число, мужской род)

-На что оканчиваются эти существительные?  (на согласный)

-Попробуйте выделить окончание у существительных во множ. Числе, в род. падеже.

Итак, в русском языке есть трудные случаи написания окончаний существительных во множественном числе, где возникли трудности ? Пишу на доске:

Сущ м.р

           Мн. числе

         ? им.п        ? род.п.

-А хотите узнать, как правильно писать эти существительные?

Давайте определим тему урока. В форме какого числа возможно допустить ошибки? (Множественное число имён существительных). Запишите в своих листах исследования тему урока.

-Какова цель нашего урока?

Что мы должны сегодня узнать на уроке?

-Чему научиться?

-Какие сформировать умения ?( умение сотрудничать, умение грамотно писать и говорить)

- Как вы думаете, как знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в будущем?

Выполняют упражнение, проводят исследование, понимают , что знаний недостаточно. Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся формулируют тему  урока:

«Множественное число имён  существительных».

формулируют цель и задачи урока.

4

Динамическая пауза 2 мин.

5

Этап реализации проекта..

Цель этапа:.построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять(5 мин)

- Тихо сели на свои места и продолжаем работу.

-У каждой группы в своём файле даны карточки со словами.

Прослушайте внимательно задание: распределите слова по группам. И попробуйте объяснить, по какому принципу вы их распределили.

Пара ботинок

Пара валенок

Пара сапог

Песни якутов

Песни монголов

Песни таджиков

Килограмм апельсинов

Килограмм мандаринов

Килограмм абрикосов

Группа инженеров

Группа офицеров группа редакторов

Пять килограммов

Пять километров

Пять гектаров

Национальности

Растительный мир

Единицы измерения

Парные предметы

-По какому принципу распределили? Какова закономерность?

Каждая группа проговаривает названия поочередно.

-А какие окончания у данных существительных встречаются? Назовите их.

-А в каком падеже эти существительные?

-Сделайте вывод:  какими могут быть окончания у данных существительных в форме множ. числа род. падежа?(  ов или нулевое).

Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельно задания в группах. Результаты работы в группах записывают

6

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи. 7 мин минут.

Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Конечно, образование падежных форм имен существительных вызывает затруднение. И  быстрее запомнить  правописание таких слов нам помогут веселые стихотворения.

Каждой группе раздаются листки со стихотворными текстами.

-Внимательно прочитайте задание: вставьте пропущенные буквы у существительных во множ. числе, где это нужно, выделите окончания, поставьте ударения. При необходимости воспользуйтесь  словарём .После выполнения задания проговорите тексты в группе.

  1. Группа читает  Выполняя договор…(ы), инженеры и шофёр…ы, столяр…ы и маляр…ы, потрудились  все на славу, чтоб за месяцы зимы возвести домов кварталы.

- Какие окончания вы выделили, в каких словах? За разъяснением каких слов пользовались словарем?

           2. Группа читает   Мчатся с юга к нам вагоны, в них везут

      ребятам тонны, апельсинов, мандаринов, помидоров и лимонов.

-Какие окончания выделили?

     3 Группа читает     Мы  поедем, навестим осетин…, грузин…, румын….

 - Какие окончания выделили?

    4 Группа читает  Без ботин…ок и сапог…, джинс…ов, гольф…ов и чулок обойтись стилист не смог.

- Какие окончания выделили.

-Какой вывод вы можете сделать?

Где возникали трудности при выполнении этого задания? ( возвращаемся к схеме).

Оцените себя в листах исследования.

Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя

Выполняют самостоятельно задания в группах .Оценивают себя.

6

Этап включения в систему знаний и повторение.

Цель этапа: закрепить знания и умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной  работы по новому материалу.

10  МИН.()

 - Следующий  этап исследования – Составление словника «Запоминай –ка»!

Задание: выполните индивидуальные задания в группах по инструкции, подготовьтесь к представлению результатов деятельности.

-Выпишите из стихотворений предыдущего задания

 1 группа Имена сущ  в форме Им. П. множ ч с окончанием ы – и.

2 группа имена существительные в форме Родит. Пад. Мн. Ч. С нулевым окончанием.

3 группа имена существительные в форме род. пад. Множ.ч. с окончанием ов.

4 группа готовит титульный лист словаря, составляет стихотворения , используя существительные в форме род.пад. множ ч.

………ВАЛЕНОК

………..БОТИНОК

 

…ЛЕКАРИ

…ПЕКАРИ

…КОНСТРУКТОРЫ

…ИНСТРУКТОРЫ

Группы представляют проекты,( 1 минута) кратко, рассказывая о создании продукта. Каждая группа прикрепляет свою страничку к доске магнитом. Завершает 4 группа с титульным листом.

-Ребята, какую цель вы ставили в начале урока?

- Как вы думаете, мы исследовали число имен существительных?

Какие трудности возникли?

- Как вы справлялись?

- 

 -

Оценка групповой работы:

7

Самооценка деятельности.

(1 мин.)

Цели: познакомить учащихся с критериями оценивания теста; формировать умение самостоятельно оценивать свою работу

Оцените  свое участие групповой работе.

Оценивают свою деятельность по предложенным критериям.

. Работа в группе была: ( отметь галочкой нужный ответ)

Не всё получалось

Я всё выполнял правильно

мое мнение было полезным

9

Подведение итогов урока. Рефлексия.

(2 мин.)

Цели: организовать подведение итогов урока.

-У вас у каждого на парте лежат  маленькие открытые словарики: напишите, какое слово или слова вам  запомнились на сегодняшнем уроке.

Пишут слова на словариках.

10

Домашнее задание.

(2 мин.)

Проводит  инструктаж по выполнению дифференцированного домашнего  задания.

Задание на карточках:

  1. Поставить слова в форму множественного числа и составить  с данными словами словосочетания:

ректор, сторож, бухгалтер, шулер,.

  1. Поставить слова в форму родительного падежа и составить  с данными словами словосочетания:

погоны, румыны, абрикосы, гусары,

                   3)упражнение 550 по заданию.

                   4) Поставить слова в форму множественного числа и   составить  с данными словами словосочетания: невод, учитель, гектары, баклажаны.

Благодарит за работу на уроке.

Слушают инструктаж, записывают домашнее задание, при необходимости  задают  учителю  уточняющие вопросы по ДЗ.

Прощаются  с учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Урок-исследование в 8 классе по теме: "Русский литературный язык и его стили"

Цели:1. Образовательные:  - актуализировать знания учеников о разновидностях стилей речи на основе выявления общих признаков каждого из стилей;- повторить материал о многообразии функций языка и ...

Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».

Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка».

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Класс: 7 класс Предмет: русский язык Тема: «Загадочное русское наречие: образование, этимология, роль в речи» Тип урока: обобщение и повторение материала; Форма: урок – исследование. Продолжительность: 35 минут. 5 минут самоанализ. Цели урока: - со

Цели урока:- создание условий для исследовательской деятельности учащихся по определению происхождения наречий и функции наречий в речи;- обобщение, расширение знаний о наречии как части речи;- развит...