Рабочая программа по русскому языку УМК С.И.Львовой 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе:
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Основной курс/ Элективные курсы ( авт. – сост. С.И. Львова). – 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009.
Программа соответствует учебнику Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – 6-е изд., стереотипное. - М.: «Мнемозина», 2011. Содержание учебника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 92.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Зам. директора по УР Директор школы ____________/ / ________________/ «24» августа 2016 г. Приказ № 97 от «30» августа 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя первой квалификационной категории
МБОУ Локотская СОШ №3
Семяниной Елены Александровны
по русскому языку
для 7 класса
на 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе:
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений, 5-11 классы. Основной курс/ Элективные курсы ( авт. – сост. С.И. Львова). – 3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009.
Программа соответствует учебнику Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. : учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч./ С.И.Львова, В.В.Львов. – 6-е изд., стереотипное. - М.: «Мнемозина», 2011. Содержание учебника полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни;
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живших в разные эпохи.
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно – тематический план, основное содержание тем; требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе, календарно – тематическое планирование, формы и средства контроля, пречень учебно – методических средств обучения, список литературы .
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Системно-деятельностный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового явления (с точки зрения значения, формы, функции) пронизывают весь курс обучения русскому языку в 7 классе.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Общеучебные и общепредметные цели предмета
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
- осмысления его основных закономерностей
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
- навыков самостоятельной учебной деятельности
- самообразования, речевого самосовершенствования
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
- идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Программа реализует идею метапредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Роль и место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 7 классе – 105часов.
Содержание учебного предмета
Язык как развивающееся явление
Наш язык. Исторические изменения русского языка
Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6 классах)
Фонетика и орфоэпия Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. Звукопись.
Словообразование самостоятельных частей речи Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы. Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов.
Лексика и фразеология Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Фразеологизмы. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Устаревшие слова.
Грамматика: морфология и синтаксис Части речи. Именные части речи. Глагол. Причастие и деепричастие как особые формы глагола. Причастные и деепричастные обороты. Виды предложений. Простое осложнённое предложение.
Орфография Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных, в полных и кратких прилагательных и причастиях. Слитные, раздельные и дефисные написания. Правописание не с причастиями.
Пунктуация Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения. Предложения с обособленными членами. Постановка знаков препинания перед союзом и. предложения с прямой речью.
Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи Правильное употребление имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, деепричастий и причастий.
Текстоведение Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением. Точность и логичность речи. Виды связи предложений в тексте. Выразительность речи. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования. Общее содержание, композиционные особенности и основные средства оформления текстов – рассуждений. Типы речи и их сочетание в тексте.
Наречие Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Местоименные наречия. Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречий. Слова категории состояния. Образование степеней сравнения наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний. Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Правописание н и нн в наречиях на –о(-е). Суффиксы –о и –а на конце наречий. О и е(ё) на конце наречий после шипящих. Употребление ь на конце наречий после шипящих. Синтаксическая роль наречий. Функции наречий в тексте. Правильное произношение наречий. Правильное образование форм степеней сравнения наречий. Лексические нормы.
Служебные части речи и междометия
Роль служебных частей речи
Предлог Предлог как часть речи. Предложное управление. Грамматические значения предлогов.. разряды предлогов по происхождению (производные и непроизводные) и по составу. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Роль предлогов в словосочетании и предложении. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей.
Союз Союз как часть речи. Разряды союзов по синтаксической роли и по значению. Синтаксическая роль союза и. Синтаксическая роль подчинительных союзов. Морфологический разбор союза. Различение союзов и союзных слов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание союзов разных разрядов. Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов.
Частица Понятие о частице. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Слитное, раздельное, дефисное написание частиц. Правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Роль частиц в речи. В предложении и тексте. Правильное употребление предлогов. Союзов и частиц. Орфоэпические и грамматические нормы.
Междометие Междометие как часть речи. Звукоподражательные слова.
Трудные случаи разграничения языковых явлений
Омонимия слов разных частей речи. Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. Различение грамматических омонимов.
Повторение изученного в 7-м классе
Нормы орфографии, пунктуации. Культура речи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:
- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;
- особенности ударения в русском языке;
- основные правила орфоэпии;
- основные способы образования слов;
- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;
- правила русской орфографии;
- морфологические признаки частей речи;
- нормы употребления в речи языковых единиц;
- виды словосочетаний;
- виды предложений;
- основные группы пунктуационных правил;
- признаки текста.
Уметь:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определённому типу речи;
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
- правильно произносить широко употребляемые слова;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования разных частей речи;
- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;
- толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
- различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех частей речи;
- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;
- строить пунктуационные схемы предложений
Литература
- Роговик Т.Н. Русский язык. 7 класс: сборник диктантов по орфографии и пунктуации / Т.Н. Роговик. –М.: «Экзамен», 2004
- Львова С.И. Русский язык. 7 класс. В 3 частях: учебник для общеобразовательных учреждений / С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2009.
- Львова, Васильевых: Учимся читать, слушать, говорить, писать. 7 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименования разделов, тем | Количество часов | В том числе на: | ||
Уроки | Уроки развития речи | Контрольные работы | |||
1. | Язык как развивающееся явление | 1 | 1 | ||
2. | Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6-м классах) | 41 | |||
2.1 | Фонетика. Орфоэпия | 1 | 1 | ||
2.2 | Словообразование самостоятельных частей речи | 6 | 5 | 1 | |
2.3 | Лексика и фразеология | 4 | 4 | ||
2.4 | Грамматика: морфология и синтаксис | 7 | 5 | 2 | |
2.5 | Орфография | 8 | 8 | ||
2.6 | Пунктуация | 4 | 3 | 1 | |
2.7 | Культура речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи | 3 | 3 | ||
2.8 | Текстоведение | 8 | 6 | 2 | |
3. | Наречие | 24 | 21 | 1 | 2 |
4. | Служебные части речи и междометия | 32 | |||
4.1 | Роль служебных частей речи | 1 | 1 | ||
4.2 | Предлог | 7 | 6 | 1 | |
4.3 | Союз | 11 | 9 | 1 | 1 |
4.4 | Частица | 12 | 10 | 1 | 1 |
4.5 | Междометие | 1 | 1 | ||
5. | Трудные случаи разграничения языковых явлений | 2 | 2 | ||
6. | Повторение изученного в 7-м классе | 5 | 4 | 1 | |
ИТОГО: | 105 | 90 | 9 | 6 |
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (УМК под ред. С.И.Львовой и В.ВЛьвова)
№ | Название раздела, параграфа | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Виды контроля | Требования к уровню подготовки учащимися | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
I четверть (27 часов) | ||||||||
1 | §Язык как развивающееся явление | Язык как развивающееся явление | 1 | Отражение в языке культуры и истории народа. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Русский язык как отражение изменений в сложной и многообразной жизни народа | Эвристическая беседа, выразительное чтение, составление и запись тезисов текста | Иметь представление о том, как язык развивается, изменяется с течением времени. Подбирать и группировать материал по определенной теме Уметь использовать материалы словаря для этимологического анализа слов при объяснении значения, происхождения и правописания слов | ||
2 | § Фонетика и орфоэпия | Звуки и буквы. Орфоэпия как раздел лингвистики. | 1 | Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Различия звуков и букв. Звукопись. Омонимы и их виды. Орфоэпия как раздел лингвистики. Понятие произносительных вариантов. Звукопись. | Индивидуальные задания, устные высказывания, работа со справочной литературой, упражнениями учебника Фронтальный опрос, устные ответы, упражнения учебника | Знать понятие фонетики и орфоэпии, принципиальные различия звуков и букв Уметь проводить фонетический и орфоэпический анализы слов Знать сходство и различие фонетики и орфоэпии, понятие звукописи Уметь организовывать наблюдение за использованием звукописи в стихотворных текстах | ||
3 | Основные способы образования слов | 1 | Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы образования слов в русском языке. | Взаимоопрос, совместная работа (упр.41), сочинение- миниатюра, работа с иллюстрациями и схемами, взаимодиктант, индивидуальные задания, выразительное чтение, работа по образцу, тренировочная орфографическая работа, самостоятельная работа, текстоведческий и орфографический анализ текста | Знать способы образования слов с помощью морфем (приставочный, приставочносуффиксальный, суффиксальный, сложение (для сильных учащихся - сложение с одновременным присоединением суффикса)), знать понятие словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда, иметь представление о неморфологических способах образования слов Умение проводить сравнение, доказывать и опровергать суждение, проводить словообразовательный разбор слов, строить словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, находить паронимы | |||
4 | Основные способы образования существительных и прилагательных. Омонимичные морфемы | 1 | Способы и средства образования имен существительных и прилагательных. Словообразовательные модели имен существительных и прилагательных. Выразительные возможности словообразования. Способы сложения слов. Использование сложносокращенных слов в речи. Выразительные возможности словообразования. Словообразовательная цепочка. Паронимы и использование их в речи. | |||||
5 | Основные способы образования наречий. Неморфемные способы образования слов | 1 | Основные способы образования наречий. Словообразовательная пара. Неморфемные способы образования слов: переход слов из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово. | |||||
6 | Повторение и обобщение по повторению изученного в 5-6 классах. | 1 | Повторение основных сведений, по разделу проверка умений, сформированных в рамках изучения данного раздела | Орфографический и пунктуационный диктанты, составление схемы, работа с материалами учебника, фронтальный опрос | Знать сведения по орфографии и пунктуации за курс 6 класса Уметь самостоятельно работать, проводить анализ теста | |||
7 | Контрольная работа №1 (диктант с языковым анализом текста) | 1 | Повторение основных сведений по разделу проверка умений, сформированных в рамках изучения данного раздела | Диктант с языковым анализом текста | Знать сведения по орфографии и пунктуации за курс 6 класса Уметь самостоятельно работать, проводить анализ теста | |||
8 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Индивидуальные дифференцированные задания | ||||
9 | §Лексика и фразеология | Лексикология как раздел лингвистики. Слова однозначные и многозначные | 1 | Деление лексики русского языка на группы. Однозначные и многозначные слова. | Работа со схемой, объяснительный диктант, индивидуальные задания, анализ поэтического текста, работа со справочной литературой, составление плана текста, поморфемное письмо | Знать понятие лексикологии и фразеологии как разделов лингвистики, понятие однозначности и многозначности, о лексических группах слов Уметь определять значение слова, работать со словарями, употреблять в речи выразительные средства | ||
10 | Переносное значение слова. Фразеологизмы | 1 | Переносное значение слова. Использование слов в переносном значении в поэтических текстах. Лексические особенности фразеологизмов. | |||||
11 | Синонимы. Антонимы. Омонимы. | 1 | Синонимы. Синонимичные ряды. Антонимы. Антонимические пары. Лексические омонимы. | |||||
12 | Устаревшие слова и неологизмы | 1 | Устаревшие слова и неологизмы. История создания русских толковых словарей. | |||||
13 | §5Грамматика: морфология и синтаксис | Части речи. Изложение. | 1 | Классификация частей речи. Словарная работа. | Изложение, индивидуальное домашнее задание | Знать самостоятельные части речи Уметь письменно пересказывать текст | ||
14 | Именные части речи | 1 | Грамматические особенности имен существительных и прилагательных. Разряды местоимений. Склонение составных количественных и порядковых числительных. | Работа по схеме, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с упражнениями учебника | Знать основные сведения о грамматических особенностях именных частей речи Уметь проводить анализ именных частей речи | |||
15 | Глагол | 1 | Морфологические признаки глагола. Грамматические признаки причастия. Морфологический разбор причастия как особой формы глагола. | Работа со взаимопроверкой, изложение- миниатюра, фронтальный опрос | Знать основные сведения о морфологических признаках глагола Уметь проводить анализ глагола | |||
16 | Причастие и деепричастие как особые формы глагола. | 1 | Образование действительных и страдательных причастий, образование деепричастий. Строение причастных и деепричастных оборотов и их использование в качестве обособленных членов предложения | Орфографический и пунктуационный диктанты, составление схемы, работа с материалами учебника, фронтальный опрос .Синтаксический разбор предложения Конструирование предложения по заданным схемам. | Знать сведения о глагольных формах, способах их образования, понятие причастного и деепричастного оборотов и их строении. Уметь выделять глагольные формы в предложении, пунктуационно оформлять причастные и деепричастные обороты | |||
17 | Р.р.Подготовка к сочинению «Гимн русской зиме» (по картинам И.И.Шишкина, К.Ф.Юона) | 1 | Использование причастных и деепричастных оборотов в искусствоведческом тексте. Сочинение-описание на основе сопоставления произведений пейзажной живописи. | Домашнее сочинение | Знать понятие описания Уметь писать сочинение- описание на основе сопоставления, использовать причастные и деепричастные обороты в собственных текстах | |||
18 | §6Синтаксис | Виды предложений. | 1 | Синтаксическая характеристика видов предложений. Орфографический анализ текста. | Эвристическая беседа, самостоятельная работа, тренинговые задания, устные высказывания | Знать виды предложений и их синтаксические характеристики Уметь проводить орфографический, пунктуационный и синтаксический анализ предложений | ||
19 | Простое осложненное предложение | 1 | Члены предложения, осложняющие структуру и семантику простого предложения: вводные слова и обращения. | |||||
20 | §70рфография | Разделы русской орфографии. Правописание морфем | 1 | Разделы русской орфографии. Принцип единообразного написания морфем. Различение омофонов. Орфограммы в корне. Этимологический анализ слова. | Словарный диктант, эвристическая беда, работа с упражнениями учебника | Знать разделы орфографии, орфограммы корня, правописание приставок и суффиксов Орфографическая грамотность, уметь проводить этимологический анализ слов | ||
21 | Правописание морфем (продолжение) | 1 | Значение и правописание приставок пре- и при- .Орфограммы в суффиксах глагола и страдательного причастия настоящего времени. | Орфографический анализ текста. Словарный диктант, эвристическая беда, работа с упражнениями учебника | ||||
22 23 | Правописание н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных | 2 | Правописание н и нн в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных. | Составление сложного плана текста, работа по алгоритму, тренинговые задания, устный и письменный пересказ текста, запись под диктовку с взаимопроверкой, комментированное письмо | Знать правила написания н-нн в причастиях и прилагательных Уметь использовать правильный способ действия при определении соответствующего написания | |||
24 | Написание н-нн в полных и кратких прилагательных и причастиях | 1 | Правописание н и нн в полных и кратких прилагательных. Падежные окончания прилагательных и причастий | |||||
25 | Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | Слитное и раздельное написание не с различными частями речи | Самостоятельная работа, устные высказывания, работа с деформированным текстом | Знать правила слитного, раздельного и дефисного написания сложных слов Уметь применять орфографические знания | |||
26 | Правописание не с причастиями | 1 | Правописание не с полными и краткими причастиями | Индивидуальные задания, игра «Аукцион», составление алгоритма | Знать правописание не с причастиями Применять правильный способ действия при определении слитного или раздельного написания не с причастиями | |||
27 | Разученный диктант с творческим заданием (упр.261) | 1 | Орфографический и пунктуационный анализ текста | Разученные диктант с творческим заданием (упр. 261) | Знать орфографические и пунктуационные правила русского языка Уметь анализировать текст и писать под диктовку | |||
2 четверть (21 час) | ||||||||
28 | Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения | 1 | Разделы русской пунктуации Знаки препинания внутри простого предложения | Устный и письменный пунктуационный анализ предложений, комментированное письмо, индивидуальные задания, работа со схемами предложений | Знать правила пунктуационного оформления различных предложений, условия обособления определения и обстоятельства, сравнительных оборотов, прямой речи Уметь правильно расставлять знаки препинания в простых, осложненных предложениях, сложных предложениях и предложениях с прямой речью | |||
29 | Предложения с обособленными членами | 1 | Обособление определений, выраженных причастными оборотами и обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами. Пунктуационное оформление простых осложненных предложений | |||||
30 | Знаки препинания перед союзом и. Прямая речь | 1 | Пунктуационный анализ сложносочиненного и осложненного однородными членами простого предложения | |||||
31 | P.p. Изложение с творческим заданием (упр.284) | 1 | Подробное изложение художественного стиля. Описание и рассуждение. | Изложение с творческим заданием (упр. 284) | Знать понятие художественного текста, типы речи Уметь создавать тексты описание и рассуждение на основе иллюстрации | |||
32 | §9Культур а речи. Правильное употребление слов самостоятельных частей речи | Правильное употребление имен существительных и прилагательных | 1 | Группы языковых норм. Составление словосочетаний с использованием несклоняемых существительных. Лексические ошибки. Правильное употребление имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант, работа с карточками, самостоятельная работа, групповая работа, самостоятельная работа с последующими комментариями, эвристическая беседа, работа с заданиями учебника | Знать сведения о группах языковых норм, типы лексических ошибок и способы их устранения, понятие паронимов Знать сведения о группах языковых норм, типы лексических ошибок и способы их устранения, понятие паронимов Уметь использовать орфоэпический словарь, составлять словосочетания разных типов, редактировать текст и устранять лексические ошибки Уметь использовать орфоэпический словарь, составлять словосочетания разных типов, редактировать текст и устранять лексические ошибки | ||
33 | Правильное употребление имен числительных и местоимений | 1 | Правильное употребление имен числительных. Падежные формы имен числительных .Правильное произношение местоимений, трудных в орфоэпическом отношении. Использование падежных форм местоимений в речи | |||||
34 | Употребление глаголов, деепричастий и причастий | 1 | Правильное употребление глаголов и его особых форм. Образование словосочетаний с глаголом и его особыми формами | |||||
35 | §10Текст как произведение речи | Основные признаки текста. Этапы работы над сочинением | 1 | Текстоведение как раздел лингвистики. Текст как речевое произведение. Этапы работы по созданию текста. Смысловой, типологический и стилистический анализ текста. | Пересказ текста, работа по вопросам, распределительный диктант, составление тезисного плана | |||
36 | Точность и логичность речи | Точность и логичность речи. Композиция текста. Виды связи предложений в тексте | 1 | Структура текста. Ключевые слова. Условия успешного диалога .Виды и средства связи предложений в тексте. Ключевые слова. Композиция текста | Эвристическая беседа, анализ текста, групповое задание по деформированному тесту | |||
37 | Р.р.Подготовка к сочинению по картине А.А.Пластова «Первый снег» | 1 | Изобразительно-выразительная роль языковых средств в художественном тексте. Сочинение по картине | Классное сочинение (упр.395) | Умение определять изобразительновыразительные средства, описывать произведения живописи | |||
38 | §11Языковые средства выразительности | Выразительность речи Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования | 1 | Выразительности речи как характеристика художественной, публицистической и разговорной речи Выразительные возможности словообразования. Фонетические средства выразительности | Совместная работа по составлению плана, тренинговые задания, сочинение- миниатюра Творческий словарный диктант, индивидуальные задания | Знать сведения о выразительности речи как характеристике художественной, публицистической и разговорной речи Уметь определять стилевую принадлежность текста, описывать произведения живописи Понятие звукописи, о выразительных возможностях словообразования Уметь определять роль звукописи в тексте, выделять изобразительно- выразительные средства в тексте | ||
39 | Морфологические средства выразительности | 1 | Выразительные возможности прилагательных и причастий, глагольной категории времени. Выразительные возможности глагола и местоимения. Роль грамматики в речевом общении | Работа с деформированным текстом, самодиктант, тренинговые задания | Знать сведения о морфологических средствах выразительности, иметь представление о роли грамматики в речевом общении Уметь проводить орфографический и пунктуационный анализ текста | |||
40 | Синтаксические средства выразительности | 1 | Синтаксические средства выразительности.. Роль грамматики в речевом общении | Стилистический анализ текста, выборочное списывании, тренинговые задания, разученный диктант | Знать понятие синтаксических средств выразительности Уметь определять стилистическую роль синтаксических средств в художественном тексте | |||
41 | §12Рассуждение как тип речи | P.p. Тексты - рассуждения Изложение- миниатюра | 1 | Рассуждение как тип речи. Типологический анализ текста-рассуждения. Изложение содержания текста с использованием заданных конструкций | Совместное составление сложного плана, свободны диктант с творческим заданием .Изложение- миниатюра (упр.459) | Знать понятие текста- рассуждения, его композиционные особенности Уметь составлять устные и письменные высказывания, соответствующие типу речи рассуждение | ||
42 | §13 Сочетание разных типов речи в тексте | Типы речи и их сочетание в тексте | 1 | Особенности разных типов речи. Типологический анализ текста. Сочетание разных типов речи в тексте | Письменное изложение с творческим заданием, устные высказывания, комментированное чтение | Знать сведения об особенностях разных типов речи Уметь проводить типологичсекий анализ текста, сочетать разные типы речи в одном тексте | ||
43 | §14Точность и логичность речи | Наречие как часть речи | 1 | Наречие как часть речи. Общее значение и грамматические признаки наречий. Морфологический разбор наречий | Морфологическая разминка, фронтальный опрос, выборочное списывание с | Знать понятие наречия, его грамматические признаки, отличия омонимичных словоформ от наречий, разряды наречий | ||
44 | Разряды наречий по значению | Разряды наречий. | 1 | Разряды наречий по значению Морфологический разбор наречий. | комментированием, тренировочные упражнения, объяснительный | Уметь отличать наречия от других частей речи, проводить сравнение, определять разряды наречий, | ||
45 | Местоименные наречия | 1 | Местоименные наречия | диктант, тестовый контроль Сжатое изложение | использовать компоненты учебника при выполнении самостоятельных заданий | |||
46 | Различение грамматических омонимов. Выразительные возможности наречия. | 1 | Г рамматические омонимы. Роль наречий в художественном описании | Фронтальный опрос, работа по алгоритму, самостоятельная работа, индивидуальные задания | Представление о грамматических омонимах, о выразительных возможностях наречий Уметь распознавать наречия в тексте, имеющие грамматические омонимы | |||
47 | Слова категории состояния | 1 | Значение и грамматические признаки слов категории состояния. Отличие слов категории состояния от грамматических омонимов | Работа с текстом, со справочной литературой, самостоятельная работа | Понятие слов категории состояния и их особенностях Уметь отличать слова категории состояния от грамматических омонимов | |||
48 | §15Степени сравнения наречий | Образование степеней сравнения наречий. | 1 | Механизм образования простых и составных форм степеней сравнения наречий. Особенности образования сравнительной степени наречий | Работа со схемой, совместная и индивидуальная работа, тренинговые задания | Знать способы образования степеней сравнения наречий в сопоставлении со степенями сравнения прилагательного Уметь правильно образовывать степени сравнения наречий и проводить их морфологический разбор | ||
3 четверть(30 часов) | ||||||||
49 | Образование степеней сравнения наречий (продолжение). Обучающее изложение. | 1 | Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Обучающее изложение | Упр.526- обучающее изложение | ||||
50 51 | §16 Правописание наречий | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий | 2 | Группы орфографических правил, регулирующие написание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий | Объяснительный диктант, индивидуальные задания, орфографический диктант, тренинговые задания | Знать группы орфографических правил, регулирующих написание наречий Уметь использовать правила написания наречий | ||
52 | Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний | 1 | Различение форм степеней сравнения прилагательных и наречий. Различение наречий и сходных по звучанию сочетаний: существительных и местоимений с предлогами, прилагательных и предлогов | Предупредительны й диктант, работа с упражнениями с комментированием, самостоятельная индивидуальная работа | Знать правила написания наречий Уметь проводить грамматический анализ для различения наречий с приставками и сходных по звучанию сочетаний | |||
53 | Дефисное написание наречий | 1 | Дефисное написание наречий | Совместная комментированная работа, групповое задание | Знать условия выбора дефисного написания наречий Уметь выбирать слитное, раздельное и дефисное написание наречий | |||
54 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий (повторение и обобщение) | 1 | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Различение омофонов | Комментированное письмо Распределительный | Уметь выбирать слитное, раздельное и дефисное написание наречий | |||
55 | Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями | 1 | Слитное и раздельное написание не и ни с наречиями. Способы образования наречий. | Орфографическая диктовка с самопроверкой. Тренировочные упражнения | Знать орфографическое правило написания не и ни с наречиями, отличительные признаки отрицательных местоимений и отрицательных наречий Умение отличать отрицательные местоимения и наречия, доказывать и опровергать суждения | |||
56 | Правописание н-нн в наречиях на -о(-е) | 1 | Правописание н и нн в наречиях на -о(-е).Различие наречий и кратких причастий среднего рода. Слитное и раздельное написание не с наречиями. | Устные ответы, работа по алгоритму, по схемам, объяснительный диктант | Знать правила написания н-нн в наречиях, в суффиксах других частей речи Умение отличать наречия от краткой формы прилагательного, применять правила написания н-нн в наречиях, подбирать и группировать материал | |||
57 | Суффиксы -о, -а на конце наречий | 1 | Суффиксы -о, -а на конце наречий. | Работа по опорной схеме, устные лингвистические | Знать условия написания суффиксов о, а на конце наречий | |||
58 | Контрольная работа №2 (контрольный диктант с языковым анализом по теме «Правописание наречий) | 1 | Повторение основных сведений по разделу проверка умений, сформированных в рамках изучения данного раздела | Диктант с языковым анализом | Уметь самостоятельно работать, проводить анализ теста | |||
59 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Индивидуальные дифференцированные задания | Уметь самостоятельно работать, проводить анализ теста | |||
60 | §18Наречие в словосочетании и предложении | Синтаксическая роль наречий и местоименных наречий в предложении | 1 | Синтаксическая роль наречия в словосочетании, предложении. Различение грамматических омонимов и омофонов. Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении | Синтаксическая разминка, индивидуальные задания, тренинговые задания, пересказ текста, устное высказывание по схеме | Знать сведения о синтаксической роли наречия и слов категории состояния в словосочетаниях и предложениях Уметь различать грамматические омонимы, составлять словосочетания в соответствии с заданным значением Знать сведения об использовании местоименных наречий в качестве союзных слов в СПП Уметь определять Синтаксическую роль вопросительно-относительных наречий в предложении | ||
61 | Синтаксическая роль наречий (повторение и обобщение) | 1 | Синтаксическая роль местоименных наречий в предложении. Различение наречий и слов категории состояния. Использование наречий в роли определений. Различение грамматических омонимов, омофонов | Синтаксическая разминка, индивидуальные задания, тренинговые задания, пересказ текста, устное высказывание по схеме | Знать сведения о синтаксической роли наречия и слов категории состояния в словосочетаниях и предложениях Уметь различать грамматические омонимы, составлять словосочетания в соответствии с заданным значением | |||
62 | §19 Наречие в тексте | Функции наречий в тексте | 1 | Роль наречия как выразительного морфологического средства в художественном тексте. Орфографический анализ текста | Объяснительный диктант, запись под диктовку с комментированием, самостоятельная работа с упражнением | Знать сведения о наречии как выразительного морфологического средства в художественном тексте. Уметь проводить орфографический и пунктуационный анализ текста | ||
63 | §20 Культура речи. Правильное употребление наречий | Правильное употребление наречий | 1 | Языковые нормы наречий. Правильное произношений наречий. Правильное образование степеней сравнения наречий. Лексические нормы употребления наречий | Самостоятельная работа, устные высказывания, работа по карточкам | Знать виды речевых ошибок, языковые нормы Уметь правильно произносить и употреблять наречия | ||
64 | P.p. Сжатое изложение(упр. 640) | 1 | Сжатое изложение | Сжатое изложение (упр.640) | Сведения о языковых нормах Знать виды речевых ошибок Уметь сжато излагать текст | |||
65 | Повторение и обобщение по теме «Наречие» | 1 | Правописание наречий. Различение наречий и слов других частей речи. Использование относительных наречий для связи частей сложноподчиненного предложения. | Объяснительный д иктант, работа по карточкам, творческий диктант | Повторить сведения по теме «Наречие» Отрабатывать сформированные умения по теме «Наречие» | |||
66 | Контрольная работа №3(зачет по теме «Наречие») | 1 | Повторение основных сведений по разделу, проверка умений, сформированных в рамках изучения данного раздела | |||||
67 | § 21. Роль служебных частей речи | Служебные части речи | 1 | Назначение грамматики. Роль служебных частей речи. | Устные высказывания, тренинговые задания, распределительный диктант, изложение- миниатюра | Иметь представление о служебных частях речи, их отличиях от самостоятельных частей речи и классификационных признаках Уметь различать союзы, предлоги и частицы как служебные части речи | ||
68 | §22. Предлог как служебная часть речи | Предлог как часть речи Предложное управление | 1 | Предлог как служебная часть речи. Участие предлогов в образовании падежных форм. Предлог как служебная часть речи. Предложное управление. Различение грамматических омонимов | Работа с теоретическим материалом, орфографическое списывание, объяснительная работа, индивидуальные задания | Знать понятие предлога как служебной части речи, его грамматические признаки, иметь представление об участии предлога в образовании падежных форм Уметь отличать предлог от приставки, правильно употреблять предлоги в соответствии с нормами управления, различать омофоны | ||
69 | Грамматическое значение предлогов | 1 | Грамматическое значение предлогов. Пространственные предлоги. Использование сходных и противоположных по значению предлогов. | Тренинговые задания, объяснительная работа, устные высказывания | Знать сведения о многообразии значений предлогов Уметь использовать предлоги в собственной речи в соответствии с их значениями | |||
70 | Р.р.Сжатое изложение (упр.681) | 1 | Текстоведческий анализ. Сжатое изложение. | Сжатое изложение (упр.681) | Знать правила сжатия текста Уметь проводить текстоведческий анализ, сжато излагать текст | |||
71 | Разряды предлогов по происхождению и по составу. | 1 | Разряды предлогов. Морфологический разбор предлогов. Раздельное написание предлогов. Правописание сложных предлогов. | Синтаксическая и пунктуационная разминка, составление плана текста, орфографическое комментирование, распределительный диктант | Знать классификацию предлогов по происхождению и по составу Уметь классифицировать предлоги по различным основаниям | |||
72 | Производные и непроизводные предлоги | 1 | Деление предлогов на группы по происхождению. | Работа с теоретическим материалом, объяснительная работа, индивидуальные задания | Знать сведения о многообразии значений пре длоговУ меть классифицировать предлоги по различным основаниям. | |||
73 | §24.Правописание производных предлогов | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 1 | Правописание производных предлогов. Различение омофонов. | Редактирование текстов, грамматическое сообщение, орфографическое списывание, объяснительное упражнение Знать правила правописания предлогов: через дефис, в одно слово, отдельно от других слов, правила правописания производных предлогов | Умение правильно писать предлоги, объяснять их написание, уметь вести диалог, работать с компонентами учебника | ||
74 | §25. Предлог в предложении и тексте | Роль предлогов в словосочетании и предложении | 1 | Роль предлогов в словосочетании и предложении. Нормы управления. Предлоги как грамматическое средство выражения отношений. Выразительные возможности использования предлогов. Стилистически оправданное использование предлогов. Использование предлогов в соответствии со стилистической задачей | Устная разминка, работа с деформированным текстом, выборочное списывание, объяснительный диктант Знать правила правописания предлогов и роль предлогов в словосочетаниях и предложениях | Умение отличать предлоги от приставок, видеть ошибки, связанные с употреблением производных и непроизводных предлогов, и исправлять их | ||
75 | §26.Разряды союзов | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | 1 | Разряды союзов по синтаксической роли и по значению | объяснительный диктант | Знать понятие союза как служебной части речи, разряды союзов по значению и типы предложений | ||
76 | Синтаксическая роль союза И | 1 | Синтаксическая роль союза И. Пунктуация в сложном предложении. | Объяснительный диктант, устный пересказ текста, работа по схемам, тренинговые задания | Знать синтаксические функции союза И Уметь правильно пунктуационно оформлять предложения с союзом и | |||
77 | Синтаксическая роль подчинительных союзов | 1 | Синтаксическая роль подчинительных союзов. Роль сложноподчиненных предложений в речи | Эвристическая беседа, тренинговые задания, выборочный диктант | Иметь представление о синтаксической роли подчинительных союзов Уметь определять синтаксическую роль союзов разных разрядов | |||
78 | Р.р .Подготовка к сочинению по картине П.П.Кончаловского Сирень в корзине» | 1 | Описание картины. Сопоставление картин. Лексическая работа. | Домашнее сочинение (упр.751) | Знать понятие натюрморта, текста-описания Уметь описывать натюрморт | |||
4 четверть (27 часов) | ||||||||
79 | Морфологический разбор союза | 1 | Разряды союзов по составу. Морфологический разбор союза | Выразительное чтение, объяснительный диктант, тренировочные упражнения | Знать виды союзов по их строению и значению, алгоритм разбора союзов как части речи Умение различать союзы в предложениях, правильно их писать, определять морфологические признаки | |||
80 | Различение союзов и союзных слов | 1 | Различение союзов и союзных слов. Сочинение- миниатюра. | Работа с таблицей, объяснительный диктант, орфографическое списывание | Знать отличительные признаки союзов от созвучных словоформ, правила правописания союзов Умение отличать союзы от наречий с частицами и местоимений с предлогами и частицами, применять правила правописания союзов | |||
81 | §28. Правописание союзов | Правописание союзов различных разрядов | 1 | Правописание составных союзов. Различение омофонов. Правописание составных союзов. Различение омофонов. | Словарный диктант, объяснительный диктант, орфографическое списывание | |||
82 | § 29. Союз в предложении и тексте | Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. | 1 | Группы союзов по употреблению. Выразительные возможности союзов. Текстообразующая роль союзов | Орфографическая диктовка, проверочный диктант, индивидуальные задания, тренировочные упражнения | Знать типы предложений и уметь их определять, пунктуационные правила употребления союзов в простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях, иметь представление о союзных словах Умение работать со схемами предложений, расставлять знаки препинания в предложениях с одиночными и повторяющимися союзами, определять союзы и союзные слова | ||
83 | Повторение и обобщение по теме «Союз» | 1 | Союз как часть речи. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. | Тренинговые задания, объяснительный диктант, комментированное чтение | Знать правила употребления и правописания союзов Уметь применять орфографические, пунктуационные и грамматические правила, | |||
84 | Контрольная работа №4 (диктант с языковым анализом текста) | 1 | Диктант с языковым анализом текста по теме «Союз» | Диктант с языковым анализом текста | Уметь проводить морфологический разбор союза | |||
85 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Работа над ошибками | Уметь самостоятельно работать, проводить анализ теста | |||
86 | §30. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц | Понятие о частице. Разряды частиц | 1 | Понятие о частице. Разряды частиц. | Эвристическая беседа, выборочный диктант, тренинговые упражнения, распределительный диктант, | Знать понятие частицы как служебной части речи, разряды частиц (формообразующие и модальные), план морфологического разбора Уметь выделять частицы в тексте, определять разряды частиц по значению, находить сходства и различия частиц, союзов и предлогов, приводить примеры | ||
87 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | 1 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. Разряды частиц. Формообразующие частицы .Грамматическая омонимия. Роль частиц в предложении | Комментированное чтение, сочинение- миниатюра, устные высказывания Орфографическая диктовка, проверочный диктант, индивидуальные задания, тренировочные упражнения | ||||
88 | §31. Правописание частиц | Слитное, раздельное и дефисное написание частиц | 1 | Слитное, раздельное и дефисное написание частиц | Самостоятельная работа, работа с карточками, сжатое изложение, индивидуальные задания, распределительный диктант, устный анализ слов, выразительное чтение, запись под диктовку | Формировать представление о правилах написания частиц Уметь выделять частицы в предложениях. Применять правила написания частиц, учитывать смысл частицы для определения верного написания частиц не и ни, доказывать и опровергать суждения | ||
89 | Правописание частиц не-ни | 1 | Слитное, раздельное и дефисное написание Правописание частиц не-ни частиц. | |||||
90 91 | Слитное и раздельное написание не-ни со словами разных частей речи | 2 | Правописание частиц не-ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи. Сочинение- миниатюра | Предупредительны й диктант, устные высказывания, запись под диктовку с комментированием, сочинение- миниатюра, тренинговые задания | Повторение и обобщение правил написания не и ни со словами самостоятельных частей речи Уметь применять правила написания не и ни со словами самостоятельных частей речи | |||
92 | Р.р. Изложение с элементами сочинения. | 1 | . Изложение с элементами сочинения | Изложение с элементами сочинения | Знать законы построения художественного текста, выделять части текста, идею, тему Уметь подробно излагать художественный текст, дополнять текст элементами художественного описания | |||
93 | §32. Частицы в предложен ИИ и тексте | Роль частиц в речи | 1 | Роль частиц в речи. Роль частиц в тексте. Роль в тексте служебных слов.Использование частиц в составе фразеологизмов.Сочинение-миниатюра | Индивидуальные задания, работа по схемам, подробный пересказ текста, выразительное чтение, лингвистический анализ текста Комментированное чтение, сочинение- миниатюра, устные высказывания | Понимание коммуникативных возможностей частиц Уметь употреблять частицы в собственных текстах, определять роль частиц в тексте | ||
94 | §33. Культура речи. Правильное употребление предлогов, союзов и частиц | Правильное употребление предлогов, союзов и частиц | 1 | Орфоэпические нормы . Нормы использования предлогов в составе словосочетаний. Нормы образования предложнопадежных форм существительных | Самостоятельная работа, работа со справочной литературой, устные высказывания, комментированное письмо | Знать орфоэпические и грамматические нормы произношения и употребления служебных частей речи Уметь правильно произносить служебные части речи, правильно строить предложные словосочетания | ||
95 | Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи» | 1 | Повторение и обобщение по теме «Служебные части речи» | Работа со взаимопроверкой, самостоятельная работа | Знать сведения по теме «Служебные части речи» | |||
96 | Контрольная работа №7. Зачет по теме «Служебные части речи» | 1 | Повторение основных сведений по разделу, проверка умений, сформированных в рамках изучения данного раздела | Зачет | Уметь применять орфографические, пунктуационные и грамматические знания в рамках изучения темы «Служебные части речи» | |||
97 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Работа над ошибками | Уметь самостоятельно работать, проводить анализ теста | |||
98 | §34. Междометия и звукоподражатель- ные слова | Междометие как часть речи. Звукоподражатель ные слова | 1 | Междометие как часть речи. Морфологический разбор служебных частей речи. Пунктуационное оформление предложений с междометиями. Использование междометия в роли члена предложения Звукоподражательные слова. Морфологический разбор слов самостоятельных и служебных частей речи | Работа по алгоритму, выразительное чтение, самостоятельная работа, устные высказывания | Формировать представление о грамматических особенностях междометий, их группах Уметь правильно произносить предложения с междометиями, пунктуационно их оформлять. Знать понятие звукоподражательных слов и цель и использования в тексте Уметь использовать междометия в роли членов предложения | ||
99 | §35. Омонимия слов разных частей речи | Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности | 1 | Омонимия и многозначность. Использование омонимии как средства художественной выразительности. | Диктант с самопроверкой, тренинговые упражнения с комментированием, устные высказывания | Знать понятие омонимии и виды омонимов, правила орфографического пунктуационного оформления текста Уметь использовать омонимы как средство художественной выразительности, опознавать и различать грамматические омонимы | ||
100 | Различение грамматических омонимов | 1 | Омонимия и многозначность Различение грамматических омонимов | |||||
101 | §36. Правописа ние: орфографи я и пунктуаци я. Культура речи | Нормы орфографии | 1 | Различение грамматических омонимов. Нормы орфографии | Работа с текстами с объяснениями, разученный диктант | Знать орфографические правила написания слов разных частей речи Уметь проводить грамматикосмысловой анализ слов | ||
102 | Нормы пунктуации | 1 | Нормы пунктуации. Разученный диктант. | Упражнение с взаимопроверкой, самостоятельная работа, разученный диктант | Знать пунктуационные правила с простых и сложных предложениях Уметь проводить пунктуационный анализ текста | |||
103 | Контрольная работа №8Диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам года | 1 | Повторение основных сведений по разделу, проверка умений, сформированных в рамках изучения данного раздела | Диктант с языковым анализом и творческим заданием | Знать орфографические и пунктуационные правила оформления текста Орфографические, пунктуационные навыки, умение проводить разные виды языкового анализа, создавать связное письменное высказывание | |||
104 | Анализ контрольной работы | 1 | Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте. | Работа над ошибками | ||||
105 | Урок- путешествие по стране Лингвистике. Подведение итогов учебного года | 1 | Разноуровневые игровые задание на повторение по курсу 7 класса | Занимательные задания | Уметь применять знания и умения, сформированные за курс 7 класса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/12/picture-179475-1360672907.jpg)
Рабочая программа по русскому языку по УМК Львовой С. И.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования 2004 года, Программы по русскому...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/21/picture-284634-1379776975.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-27400-1357821247.jpg)
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по УМК С.И. Львовой
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по УМК С.И. Львовой включает в себя пояснительную записку, содержание программы, требования к учащимся, учебной и методической литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/25/picture-43789.jpg)
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку С. И. Львова 6 класс
Данная программа второго вида, так как количество часов по программе не совпадает с количеством часов по учебному плану....
Рабочая программа по русскому языку для учебника Львова 9 класса ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для учебника Баранова 6 класса. Содержит пояснительную записку, а также развернутое тематическое планирование.Пункты планирования:Тема урокаТип урокаПланируемые рез...