Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (Львова С.И., Львов В.В.)
рабочая программа (русский язык, 6 класс) на тему
Здесь вы найдете пояснительную записку, содержание программы, обобщение и контроль, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_russkiy.rar | 219.62 КБ |
Предварительный просмотр:
График контрольных работ.
Тема. Раздел. | № | Вид работы. | Дата. |
Родной язык | 1 | Урок 4. Входная контрольная работа. Тест. | 5.09 |
Русская орфография как система правил | 2 | Урок 17-18. Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием. | 20,21.09 |
Синтаксис и пунктуация | 3 | Урок 25-26. Сжатое изложение (упр.127). | 30.09; 1.10 |
4 | Урок 36-37. Контрольная работа № 2. Диктант с языковым анализом текста. Анализ и работа над ошибками. | 12,14.10 | |
Текстоведение | 5 | Урок 44. Изложение-миниатюра. | 22.10 |
6 | Урок 51-52. Изложение (упр.271). Анализ и работа над ошибками. | 30,31.10 | |
7 | Урок 55-56. Сочинение по картине В. Серова «Девочка с персиками». | 11,12.11 | |
Морфология | |||
Имя существительное | 8 | Урок 73. Контрольная работа № 3. Зачёт по теме « Имя существительное». | 2.12 |
Имя прилагательное . | 9 | Урок 80-81. Сочинение по картине Г. Мясоедова «Косцы». Анализ и работа над ошибками. | 10,11.12 |
10 | Урок 92-93. Контрольная работа № 4. Тест. Работа над ошибками. | 24,25.12 | |
Глагол и его формы | |||
Глагол | 11 | Урок 106-107. Изложение (упр.551). Анализ и работа над ошибками. | 23,24.01 |
12 | Урок 113-114. Сочинение по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | 31.01; 1.02 | |
Деепричастие | 13 | Урок 124-125. Контрольная работа № 5. Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие». | 13,14.02 |
Причастие | 14 | Урок 149-150. Контрольная работа № 6. Диктант. | 15,17.03 |
15 | Урок 151-152. Сжатое изложение (упр. 697). | 19,20.03 | |
16 | Урок 153. Тестирование по теме «Глагол и его формы». | 21.03 | |
Имя числительное | 17 | Урок 173. Контрольная работа №7 по теме «Имя числительное». Тест. | 19.04 |
Местоимение | 18 | Урок 193-194. Контрольное сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» (упр. 910). | 16,17.05 |
19 | Урок 195. Контрольная работа №8 по теме «Местоимение». Диктант. | 19.05 | |
Повторение | 20 | Урок 199. Итоговая контрольная работа. Тест. | 23.05 |
Урок 4. Входная контрольная работа. 6 класс. Тест
1 вариант |
Задание 1. Вставьте пропущенные гласные.
Выск_зать предпол_жение, обр_стать бор_дой,
Варианты ответов:
1) а, о, а, о,
2) а, о, а, а,
3) а, о, а, о
4) о, а, а, о
Задание 2. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква з.
1) Бе_вкусный, ра_щелина, прово_гласить,
2) и_зябнуть, во_произвести, ра_жимать;
3) (з,с)жать, ра_щедриться, ни_вергнуть;
4) ра_звонить, во_можности, и_вержение,.
Задание 3. Укажите, каком слове безударная гласная в корне проверяется словом речь.
1) Речевая, 2) речная, 3) речник, 4) речушка.
Задание 4. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска нужно писать разделительный мягкий знак.
1) Обез_яна, суд_я, в_ехат;
2) бур_ян, п_ю, солов_иный;
3) клоч_я, руч_и, раз_единить;
4) п_ет, в_езд, об_явление.
Задание 5. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква и.
1) Пр..крепить, пр..смотреть, пр..града;
2) сверх..нтересный, пред..дущий, дез..нформация;
3) ц..линдр, ц..пленок, редакц..я;
4) расст..лается, зам..рает, прот..рать.
Задание 6. Выбери слово, которое состоит из приставки, коня, суффикса и окончания.
1) заморозки; 2) приключение; 3) квадратный, 4) выхода.
Задание 7. Каким членом предложения является слово «РАЗГОВОР» в предложении : « Шли два приятеля домой и дельный разговор вели между собой»?
1) подлежащее; 2) сказуемое ; 3) обстоятельство; 4) дополнение.
Задание 8. В каком падеже стоит существительное в словосочетании ПОЁТСЯ В ПЕСНЕ. 1) в Р.п.; 2) в П.п.; 3) в Т.п.; 4) в Д.п.
Задание 9. Выбери сложное предложение (знаки препинания не расставлены).
1) Владимир очутился в поле и хотел снова попасть на дорогу.
2) У нас молодые грачи облюбовали одно дерево и стали кричать.
3) С улицы послышался лай и она хотела ответить на него но вдруг неожиданно ею овладела грусть.
4) И вот уже трещат морозы и серебрятся средь полей.
Задание 10. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим: А) Ветер дышит влагой ночи и полынь колышет. Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат. В) Скоро белые метели снег подымут от земли. Г) Портфель принес брат.
Задание 11. В этом предложении нужно поставить тире :
А) Ежик был ручной. Б) Июль макушка лета. В) Раннею весною роща так тиха. Г) Мой садик свеж и зелен.
Задание 12. Выбери в предложении существительное 1 склонения:
В сарае до самой крыши было уложено сено.
- сено
- в сарае
- уложено
- до крыши
Задание 13. Найди существительное с безударным окончанием -е:
1) жить в Сибир* сидеть у дорог*
2) известен в мир* стоял у двери*
Задание 14. В каком ряду на местах пропусков в обоих словах пишется буква О?
- Ш..в, капюш..н 3) ж..сткий, ш..пот
- Ж..лудь, чащ..ба 4) деш..вый, ш..ссе
Задание 15. В каком предложении выделенное слово с частицей НЕ пишется слитно?
- Под ярким солнцем (не)жатся поля.
- (Не)спеши языком, а торопись делом.
- Всё, что сказал Андрей, (не)правда, а ложь.
- Ребёнок еще мал и (не)достаёт до верхней полки.
2 вариант |
Задание 1. Вставьте пропущенные гласные.
Распол_гаться около гард_роба, ув_дание р_сточков.
Варианты ответов:
1)о, и, я, о;
2) а, е, е, о;
3) а, е, я, о.
4) о, и, е, а
Задание 2. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква С.
1) Во_создать, ра_цвет, (с,з)десь;
2) Бе_цельный, ра_свет, в_виться;
3) и_сушить, в_плеск, во_горание;
4) бе_размерный, чре_мерный, бе..конечный.
Задание 3. Укажите, каком слове безударная гласная в корне проверяется словом цель.
1) Целиком, 2) уцелеть, 3) целинный, 4) целевой
Задание 4. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска нужно писать разделительный твердый знак.
1) об_езд, с_емка, под_ем;
2) из_явить, б_ет, под_ехать;
3) колос_я, комп_ютер, об..ем;
4) раз_единить, звер_е, в..юга
Задание 5. Укажите строчку, в каждом слове которой на месте пропуска пишется буква и.
1) Пр_мудрый, пр_морский, пр_открыть;
2) пред_стория, дез_ нфекция; с_грать
3) ц_клон, авиац_я, панц_рь;
4) зам_реть, нач_нать, заб_раю
Задание 6. Выбери слово, которое состоит из корня, суффикса и окончания.
1) безоблачный, 2) жёлтого; 3) столик; 4) схожу.
Задание 7. Каким членом предложения является слово «(на) МАТРАСИКЕ» в предложении: «Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза.»
1) подлежащее; 2) сказуемое ; 3) обстоятельство; 4) дополнение.
Задание 8. В каком падеже стоит существительное в словосочетании УВИЖУСЬ С ДРУГОМ?
1) в Р.п.; 2) в П.п.; 3) в Д.п. 4) в Т.п.
Задание 9. Выбери простое предложение (знаки препинания не расставлены).
1) Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись и вместе трое все в него впряглись.
2) Старушка ушла и Стёпка стал расхаживать по валу.
3) Я бросился на душистое сено собака свернулась у моих ног.
4) Погода утихла тучи расходились перед ним лежала равнина.
Задание 10. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:
А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат. Б) Ветер гонит листья. В) Утром ветер разогнал туманы. Г) Зеркало залива освещает луч.
Задание 11. В этом предложении есть обращение (знаки препинания не расставлены): А) Запевает тихо мой ямщик спросонок. Б) Спой ямщик мне песню удалую ! В) Зимние дни миновали ночи короткие стали. Г) Слезы дождя золотые темную даль оросили.
Задание 12. Найди в предложении существительное в Р.п.:
Жизнь без радости – что день пасмурный.
- день
- жизнь
- пасмурный
- без радости
Задание 13. Укажи «лишнее» по написанию слово:
- дрож(?)
- луч(?)
- рож(?)
- мелоч(?)
Задание 14. В каком ряду на местах пропусков в обоих словах пишется буква О?
- Ш..рох, ч..рный 3) крыж..вник, ж..нглёр
- Трущ..ба, ж..рдочка 4) ж..лтый, ш..колад
Задание 15. В каком предложении выделенное слово с частицей НЕ пишется слитно?
- Из-за шума волн я (не)услышал твоих шагов.
- На той стороне реки сосредоточены войска (не)приятеля.
- С тех пор Паша мне (не)приятель, а враг.
- Мария (не)убедила меня в правильности принятого ею решения.
Входная контрольная работа. Тест
Вариант 1
Инструкция для учащегося
Тест состоит из 19 заданий: 12 заданий с выбором ответа (часть А) и 7 заданий
с кратким ответом (часть В). На выполнение теста отводится 45 минут.
Рекомендуем долго не задерживаться на задании, которое сразу не получается,
переходите к следующему. К невыполненному заданию вернетесь, если останется
время.
К каждому заданию части А даны несколько вариантов ответов, из которых только
один верный. При выполнении заданий этой части укажите в «Бланке ответов»
номер выбранного Вами ответа в соответствующей клетке бланка для каждого
задания (А1 — А12).
Часть В
При выполнении заданий части В запишите краткий ответ рядом с номером задания (В1 – В7).
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Поистине сентябрь - чародей цвета. (2)Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин создают его неповторимую палитру. (3)Каких только оттенков я не увидел! (4)Тут есть и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.
(5)Березы стали золотыми, а листья бересклета окрасились в фиолетовый. (6)В красную одежду облачилисъ рябины, ольха так и осталась зеленой.
В 1 | Выпишите сказуемое из предложения № 1 |
В 2 | Подберите синоним к слову «неповторимая» (предложение №2). |
В 3 | Определите спряжение глагола из предложения № 2. Ответ запишите цифрой. |
В 4 | Укажите номер(-а) сложных предложений. |
В 5 | Выпишите одно слово, которое соответствует схеме: ¬ ͡ ˄□ |
В 6 | Определите род прилагательных из предложения № 6. |
В 7 | Сколько сонорных согласных в слове «бересклет» (предложение № 5). Ответ запишите цифрой. |
Ответы
Часть А | |
А 1 | 3 |
А 2 | 1 |
А 3 | 3 |
А 4 | 3 |
А 5 | 4 |
А 6 | 2 |
А 7 | 4 |
А 8 | 3 |
А 9 | 2 |
А 10 | 4 |
А 11 | 1 |
А 12 | 2 |
Часть В | |
В 1 | чародей |
В 2 | сказочная (волшебная) |
В 3 | 1 |
В 4 | 5,6 |
В 5 | неповторимую |
В 6 | женский |
В 7 | 2 |
Вариант 2
Инструкция для учащегося
Тест состоит из 19 заданий: 12 заданий с выбором ответа (часть А) и 7 заданий
с кратким ответом (часть В). На выполнение теста отводится 45 минут.
Рекомендуем долго не задерживаться на задании, которое сразу не получается,
переходите к следующему. К невыполненному заданию вернетесь, если останется
время.
Часть А
К каждому заданию части А даны несколько вариантов ответов, из которых только
один верный. При выполнении заданий этой части укажите в «Бланке ответов»
номер выбранного Вами ответа в соответствующей клетке бланка для каждого
задания (А1 — А12).
№ п/п | Содержание задания | |||||||||||||||||||||||||
А 1 | Что изучает фонетика? 1) словосочетания и предложения 2) звуки речи 3) части речи 4) словарный состав языка | |||||||||||||||||||||||||
А 2 | Найдите слово, в котором совпадает количество букв и звуков: 1) подъезд 2) ёжик 3) вернёшься 4) сельдь | |||||||||||||||||||||||||
А 3 | Укажите, в каком примере правильно поставлены ударения 1) квартАл, силОс, свеклА, щАвель; 2)квАртал, сИлос, свЁкла, щАвель; 3) квартАл, сИлос, свЁкла, щавЕль; 4) квАртал, силОс, свеклА, щавЕль. | |||||||||||||||||||||||||
А 4 | Выбери правильный ответ.
| |||||||||||||||||||||||||
А 5 | Выбери правильный ответ. 1) 2) 3) 4) р…сток а о а о изл…гать о а а а зар…стет а а о о недор…сль а о о а | |||||||||||||||||||||||||
А 6 | В каком примере выделенное слово употреблено в переносном значении: 1) олимпийские игры 2) железный гвоздь 3) легкая рука 4) тяжелый чемодан | |||||||||||||||||||||||||
А 7 | Какую букву надо вставить?
| |||||||||||||||||||||||||
А 8 | Какую букву надо вставить?
| |||||||||||||||||||||||||
А 9 | Найдите побудительное предложение. 1) В лучах утреннего солнца загораются капли росы. 2) Расскажи мне об этом писателе. 3) Расскажешь мне об этом писателе? 4) Хлещет все яростней дождь проливной. | |||||||||||||||||||||||||
А 10 | Укажите нераспространенное предложение. 1) Все радуются и веселятся. 3) Дожди размывают овраги. 4) Потянуло вечерней прохладой. | |||||||||||||||||||||||||
А 11 | В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым? 1) Молодые деревья рано желтеют. 3) Подснежник первый весенний цветок. 4) В саду выросли цветы гвоздики лилии пионы. | |||||||||||||||||||||||||
А 12 | Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены). 1) Школьники принимают участие в озеленении улиц. 3) Я люблю тебя Россия 4) Ребята старательно изучают грамматику |
Часть В
При выполнении заданий части В запишите краткий ответ рядом с номером задания (В1 – В7). Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Поистине сентябрь - чародей цвета. (2)Чистое голубое небо, тонкое серебро паутины в воздухе, багряные листья осин создают его неповторимую палитру. (3)Каких только оттенков я не увидел! (4)Тут есть и тяжелая последняя зелень, и первая тонкая позолота, и долгая просинь просек и опушек.
(5)Березы стали золотыми, а листья бересклета окрасились в фиолетовый. (6) В красную одежду облачилисъ рябины, ольха так и осталась зеленой.
В 1 | Выпишите подлежащее из предложения № 1. |
В 2 | Подберите антоним к слову «неповторимая» (предложение №2). |
В 3 | Определите время глагола из предложения № 3. |
В 4 | Укажите номер (-а) простых предложений с однородными членами. |
В 5 | Выпишите одно слово, которое соответствует схеме: : ¬ ͡ ˄□ |
В 6 | Определите падеж прилагательного «фиолетовый» из предложения № 6. |
В 7 | Сколько шипящих в слове «опушек» (предложение № 4). Ответ запишите цифрой. |
Ответы
Часть А | |
А 1 | 2 |
А 2 | 1 |
А 3 | 3 |
А 4 | 4 |
А 5 | 4 |
А 6 | 3 |
А 7 | 4 |
А 8 | 2 |
А 9 | 2 |
А 10 | 1 |
А 11 | 3 |
А 12 | 3 |
Часть В | |
В 1 | сентябрь |
В 2 | обычная (обыденная) |
В 3 | прошедшее |
В 4 | 2,3 |
В 5 | неповторимую |
В 6 | винительный |
В 7 | 1 |
Урок 17-18. Контрольная работа № 1.
Диктант с грамматическим заданием.
Высокий уровень подготовки
Диктант
Мы посадили в ящик с землёй молодую берёзку. В саду уже поселилась осень, на берёзах появились жёлтые пряди. Но берёза в комнате всё молодела, её листья оставались зелёными и живыми.
Октябрьской ночью пришли первые заморозки. В эту ночь я проснулся
от звука пастушьего рожка. Я оделся и вышел в сад.
Ветра не было, но с деревьев падали листья. Берёзы за одну эту ночь
пожелтели до самых верхушек, и листва с них сыпалась печальным дождём.
Я вернулся в комнату и посмотрел на берёзку в кадке. За ночь листья её
пожелтели. Комнатная теплота не спасла берёзу. Через день она вся облетела. ( По К. Паустовскому) ( 99 слов)
Языковой анализ текста
1. Выпишите из текста по два примера на пять-семь изученных орфограмм.
Каждую пару примеров пишите с красной строки. Орфограммы объясните
графически.
2. Запишите по 2 -- 3 примера однокоренных слов к словам
пожелтеть (1 вариант), теплота (2 вариант).
3. Из второго абзаца выпишите слова, имеющие следующий морфемный
состав: ¬∩^□.
4. Проведите фонетический разбор слов
листья (1 вариант) и деревья (2 вариант).
Средний уровень подготовки
Диктант
Кот и вороны
За моим окном растёт большое ветвистое дерево. Однажды залез на него соседский кот Барсик и растянулся на толстой ветке.
Вдруг послышалось громкое карканье. Появились две большие вороны и стали кружить над котом. Он насторожился, но с дерева не слез.
Тогда сердитые птицы стали нападать на кота. Одна ворона налетала на
Барсика и старалась столкнуть его с ветки. Вторая громко каркала и хватала
кота за хвост. Барсик хотел отогнать птиц лапами, но скоро устал отбиваться. Спрыгнул он с дерева на землю и убежал.
Я понял, что у ворон совсем близко были птенцы. Вот вороны их и охраняли. ( По А. Телепнёвой) (96 слов)
Грамматическое задание.
1. Выпишите из текста по одному примеру на пять изученных орфограмм.
Орфограммы объясните графически.
2. Проведите фонетический разбор слов большое (1 вариант) и карканье (2
вариант).
Урок 36-37. Контрольная работа № 2.
Диктант с языковым анализом текста.
Высокий уровень подготовки
Диктант
В воскресенье я проснулся рано утром и посмотрел в окно.
Перед самым стеклом, как маленький вертолёт, висел в воздухе
воробей. Вдруг он стукнулся о стекло, упал на карниз, потом опять
подпрыгнул.
Тут я увидел большую зелёную муху. Она жужжала и металась по стеклу. Воробей видел муху у самого клюва, а клюнуть не мог.
Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в
комнату. Мне стало жалко и воробья, и муху. Утро такое хорошее, а они
попались.
Я спрыгнул с кровати и распахнул окно. Летите, глупышки, по своим
делам! Я выглянул в окно, и мне тоже захотелось на улицу. ( По Ю. Алешковскому) ( 99 слов)
Языковой анализ текста
Задание 1. Озаглавьте текст.
Задание 2. Выпишите из текста предложение с обращением.
Задание 3. Выпишите из текста предложение, которое соответствует
схеме [— =], а [— =].
Задание 4. Разберите по членам третье предложение. Составьте его
схему.
Средний уровень подготовки
Диктант
Однажды мы с Вовой гуляли по людной набережной города Ялты. Вдруг видим мы большого красивого жука. Ползёт он по тротуару, а кругом спешат по делам люди.
Вова взял жука и посадил его в коробочку из-под спичек, чтобы показать ребятам во дворе.
Стало мне жука жалко. Говорю я Вове: «Зачем ты взял его? Вдруг его
дома детки ждут!»
Задумался мальчик. Побежал он обратно, открыл коробку и выпустил
жука, но уже в безопасном месте. Пополз жук по газону и скрылся в траве.
Вздохнули мы с облегчением, улыбнулись друг другу и пошли дальше.
(По А. Телепнёвой) (90 слов)
Языковое задание
1. Найдите в предложениях двух первых абзацев однокоренные слова и
выделите в них корни.
2. Выпишите из первого предложения слова с безударной гласной в корне
слова. Укажите проверочные слова или формы.
3. Покажите морфемный состав слов набережной, посадил (1 вариант) и
безопасном, побежал (2 вариант).
4. Укажите тип речи текста. Озаглавьте текст. *Определите его идею.
Дополнительное задание. Составьте и запишите план текста.
Урок 73. Контрольная работа № 3.
Зачёт по теме « Имя существительное».
Высокий уровень подготовки
Задание 1. Спишите с доски текст, вставляя пропущенные буквы и
расставляя недостающие знаки препинания. Подберите и запишите
заголовок, который отражает тему или идею этого текста.
1 вариант
Ясная морозная ночь. Земля воздух мес_ц скованы морозом. Крупные звёзды син_ми фон_рями в_сят в лесу между ветвями. Мелкие звёзды усе_ли всё небо.
(По Б. Пастернаку)
2 вариант
Утро. С гор ласко_о теч_т зап_х цветов. На листьях деревьев на стеблях трав блестит роса. Дорога кажет(?)ся мягкой как барх_т и хочется погладить её рукой.
( По М. Горькому)
Задание 2. Проведите морфологический разбор существительных
(между) ветвями (1 вариант) и (на) стеблях (2 вариант).
Задание 3. Выпишите из текста по одному словосочетанию,
соответствующему следующим моделям: прил. + сущ. (гл. слово); глаг. (гл.
слово) + сущ. (1 вариант) и сущ. (гл. слово) + сущ.; глаг. (гл. слово) + сущ. (2 вариант). Задание 4 . Подчеркните в тексте все имена существительные как члены предложения.
Задание 5. Объясните, какую роль играет в тексте первое предложение.
Охарактеризуйте это предложение.
Задание 6. Определите, к какому типу речи относится текст.
Объясните, какова роль имён существительных в создании текста этого типа
речи.
Задание 7. Выпишите из текста художественное языковое средство, в
выражении которого участвует имя существительное. Назовите это языковое
средство выразительности.
Средний уровень подготовки
Задание 1. Запишите под диктовку текст.
Лесные силачи
Ударила первая капля дождя, и начались соревнования. Соревновались
грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик.
Подберёзовик сумел поднять листик берёзы и улитку. Подосиновик
поднял три листика осины и лягушонка. Моховик раздвинул головой мох,
подлез под толстый сучок и начал его поднимать. Не смог моховик поднять
сучок, только шляпку свою раздвоил.
Победил подосиновик. Алая шапка чемпиона – награда победителю.
(56 слов) (По Н. Сладкову)
Задание 2. Запишите существительные подосиновик, соревнование (1
вариант) и подберёзовик, победитель (2 вариант) в составе словообразовательных пар.
Задание 3. Выпишите из первого предложения текста слова дождя (1 вариант) и соревнования (2 вариант) и проведите их морфологический разбор.
Задание 4. Выпишите из предложений текста словосочетания, которые
соответствуют следующим моделям (по одному для каждой модели): глаг.
(гл. слово) + сущ.; сущ. (гл. слово) + сущ.; прил. + сущ. (гл. слово).
Задание 5. Проведите синтаксический разбор предложений
Соревновались грибы: подосиновик, подберёзовик, моховик (1 вариант) и Алая
шапка чемпиона – награда победителю (2 вариант).
* Задание 6. Определите тип речи текста. Какую роль в этом тексте
играют существительные?
Урок 92-93. Контрольная работа № 4. Тест по теме «Имя прилагательное».
1) Какой постоянный признак имени существительного является непостоянным у имени прилагательного?
1) собственное или нарицательное
2) одушевлённое или неодушевлённое
3) род
4) склонение
2) В каком словосочетании прилагательное является относительным?
1) железная воля
2) музыкальное произведение
3) куриная лапка
4) папина авторучка
3А) Какое из приведенных прилагательных имеет следующее лексическое значение: обладающий чрезвычайно большими размерами, высотой?
1) исполинский
2) большой
3) высокий
4) толстый
3Б) Какие из данных выше прилагательных не имеют кратких форм? Почему?
4А) Какой пример не соответствует заявленному способу образования имён прилагательных? Замените ошибочный пример на правильный.
1) приставочный способ: некрасивый
2) суффиксальный способ: дорожный
3) приставочно-суффиксальный: орденоносный
4) сложение с соединительной гласной: красно-коричневый
5) сложение с одновременным присоединением суффикса: быстроходный
4Б) какие из перечисленных способов образования имен прилагательных характерны и для имён существительных? Напишите номера этих способов.
5А) Какой заголовок отражает основную мысль текста?
Для своих писательских надобностей я давно уже называю суффикс словотвором. Так мне явственнее, зримее, что ли, становится его поистине изумительная работа в языке: творить новые слова… (А.К.Югов)
- Суффикс как значимая часть слова
- Изумительная работа
- Работа суффикса в словах
- Суффикс – творец новых слов
5Б) Какие слова, выписанные из текста, являются прилагательными в сравнительной степени?
- изумительнее
- явственнее
- писательских
- зримее
5В) Какова синтаксическая роль прилагательных в сравнительной степени в данном контексте?
- Это часть сказуемого
- Это сказуемое
- Это подлежащее
- Это однородные определения
5Г) Что такое явственнее, зримее?
- Омонимы
- Антонимы
- Синонимы
- Паронимы
6А) Как называются эти схемы (модели) однокоренных слов?
(а) ян(ой) ист(ый)
1) словообразовательное гнездо
2) словообразовательная цепочка
3) словообразовательная пара
6Б) Подберите сами или выпишите из словарика один пример словообразовательной цепочки. Укажите способ словообразования.
7) В каком ряду оба прилагательных пишутся с НН?
- Революцио…ый, деревя…ый
- Гуси…ый, овчи…ый
- Дли…ый, ветре…ый
- Стекля…ый, ю…ый
8) В каком ряду оба прилагательных пишутся через дефис?
- Бело(красный), железно(дорожный)
- Северо(восточный), русско(узбекский)
- Сельско(хозяйственный), весеннее(летний)
- Умный(преумный), скоро(спелый)
9) В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
- День выдался (не)настным.
- Его (не)плохое настроение передалось окружающим.
- В работе шестиклассника обнаружены лишь (не)дочёты.
- (Не)жажда наживы, (не) страх одиночества упорно вели его к цели.
10) В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
- Валентин бросил на собеседника очень (не)приветливый взгляд.
- Вопреки уверениям соседа нам был оказан далеко (не)дружественный приём.
- Перед собравшимися предстал вовсе (не)глупый человек.
- (Не)знакомый, а совсем чужой шофёр сидел за рулём автобуса.
Ключ.
- 3
- 2
3А. 1
3Б. 1,2
4А. 3. Возможный правильный пример приставочно-суффиксального способа: на-поль-н-ый
4Б. 1,2,3.
5А. 4
5Б. 2,4
5В. 1
5Г. 3
6А. 2
7. 1
8. 2
9. 4
10. 1
Тест №2.
1А) В каком прилагательном произносится [шн]?
- Заочный
- Скучный
- Конечный
- Призрачный
1Б) Проведите орфоэпический и фонетический разбор слова КОНЕЧНЫЙ.
2А) В каких прилагательных правильными являются два варианта ударения? Проверьте себя по словарику «Говори правильно».
- Красивейший
- Мозаичный
- Мускулистый
- Искристый
- Кухонный
2Б) Выполняя предыдущее задание, вы обратили внимание на пометы в словарике:
… И …; … И доп … Расшифруйте и прокомментируйте их.
3А) Прочитайте. Укажите утверждение, которое противоречит содержанию текста.
Хорошая речь – это правильная, грамотная во всех отношениях речь, в которой соблюдаются все правила и нормы русского литературного языка. Но правильность речи, основанная на разносторонней грамотности говорящих или пишущих, не является единственным мерилом хорошей речи. Правильность речи – это как бы надежный и прочный фундамент, лежащий в основе построения различных типов речи. Правильная речи будет хорошей только тогда, когда любое высказывание будет соответствовать месту, условиям и задачам общения, когда каждая фраза будет ясной, вразумительной и доступной пониманию любого, к кому обращена эта речь.
(По Н.И.Кузнецовой)
- Речь должна быть не только правильной, но и хорошей.
- Правильность – это один из признаков хорошей речи.
- Правильная и хорошая речь может быть как устной, так и письменной.
- Хорошая речь необязательно должна быть правильной, грамотной.
3Б) Выпишите из текста все прилагательные.
3В) Какую роль они выполняют в данном тексте научного стиля?
- Выделяют нужный предмет из ряда однотипных
- Помогают нарисовать живую картину действительности
- Имеют оценочный характер
- Являются эпитетами
4. Укажите предложения без грамматической ошибки.
- Этот стол длиньше на двадцать сантиметров.
- Наивысшие результаты показали наши спортсмены.
- Мы сумели решить самые наисложнейшие задачи.
- Фильм показался намного интереснее, чем мы ожидали.
5. Какие словосочетания с прилагательными в роли зависимого слова построены правильно?
- Единственное утешение
- Единичный факт
- Единичный свидетель происшествия
- Единичное явление
6. Выберете правильный вариант произношения безударного окончания прилагательных
-ого (-его).
а) красного знамени
1) [ого] 3) [ъвъ]
2) [ага] 4) [ава]
б) ближнего круга:
1) [эво] 3) [эга]
2) [ьвъ] 4) [ива]
7) Вставьте в квадратные скобки на месте пропущенных букв звуки, соответствующие правилам орфоэпии.
Препод[ ]вательский, ут[ ]ш[ ]тельный, диску[ ]ионный, приро[ ]ный, о[ ] ал[ ]нный (отдалённый), приме[ ]ный (приметный), гра[ ]аттический, железобето[ ]ый, приключе[ ]ческий, в[ ]склицательный.
8) В каком примере прилагательное употреблено верно? Исправьте ошибки в других примерах.
- Мемориальный памятник
- Памятный сувенир
- Кругом зеленая зелень
- Последний в очереди
9) Вставьте пропущенные буквы и запятые.
Правду молвить, м..л..дица
Уж и впрямь была ц..рица:
Выс..ка стар..йна б..ла,
И умом и всем вз..ла;
Но зато г..рда ломлива
Своенравна и р..внива. (А.С.Пушкин)
9Б) Сколько в тексте кратких прилагательных?
9В) Какое утверждение является ошибочным? Запишите в исправленном виде.
- Все краткие прилагательные в тексте качественные.
- Все краткие прилагательные в тексте женского рода, единственного числа, именительного падежа.
- Все краткие прилагательные в тексте являются сказуемыми.
- Все краткие прилагательные в тексте обозначают признаки предмета, качества персонажа сказки.
Ключ.
1А. 2
2А. 3,4
2Б. … и … - оба варианта произношения или ударенияравноправны, одинаково правильны.
… и доп. … - пометой «допустимо» оценивается менее желательный вариант нормы, который все же находится в пределах правильного.
3А. 4
3Б. Хорошая (3 раза), правильная (2 раза), грамотная, русского, литературного, разносторонней, единственным, надежный, прочный, различных, ясной, вразумительной, доступной.
3В. 1
4. 2,4
5. 1,2,4
6. а) 3; б) 2
7. Препод[ а ]вательский, ут[ и(э) ]ш[ы ]тельный, диску[ с ]ионный, приро[д]ный, о[д ] ал[ о ]нный (отдалённый), приме[ т ]ный (приметный), гра[ м ]аттический, железобето[ н ]ый, приключе[ н’ ]ческий, в[ ъ ]склицательный.
8. 4
Исправленные примеры: 1) памятник, 2) сувенир, 3) кругом зелень
9Б. 1
9В. 2
Урок 124-125. Контрольная работа № 5.
Диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие».
Высокий уровень подготовки
Волшебная роса
Этой осенью папа в первый раз взял меня с собой на ночную рыбалку.
Ночевали мы в палатке. Я проснулся рано и, надев резиновые сапоги,
выбрался из палатки на лесную поляну.
Сколько солнца! Оно было везде: на небе, в воздухе, в траве. Между
двумя ёлками висела паутина. На её ниточках, переливаясь, сияло что-то
разноцветное и блестящее. Замерев от восторга, я смотрел на эту
удивительную красоту. Это, наверное, дорогой камень, как в маминых
серёжках. Я тронул его пальцем, и он рассыпался на множество мелких
камешков. Эти камешки запрыгали, заскользили по паутине к земле.
Я посмотрел вокруг. Вся трава была в таких светящихся пёстрых
шариках. Это роса! Как жаль, что её нельзя принести в ведёрке маме!
(По И. Дегтярёвой) (113 слов)
Примечание. Объяснить написание неопределённого местоимения что-то.
Задания
1. Выпишите из предложений первого абзаца глаголы, ставя их в
неопределённую форму, и образуйте от них соответствующие деепричастия.
Укажите морфемный состав этих глаголов и деепричастий.
2. Выпишите из предложений первого (I вариант) и второго (II вариант)
абзацев деепричастие и проведите его морфологический разбор.
3. Проведите синтаксический разбор предложения Замерев от восторга, я
смотрел на эту удивительную красоту.
Средний уровень подготовки
Вариант 1
Бурундук
Однажды мы с Вадиком прогуливались за городом. День был
солнечный. Чёрные вороны ходили по снегу, переваливаясь, как борцы на
ковре. Потом они взлетали на тонкие лиственницы и раскачивали их из
стороны в сторону.
Вдруг я заметил, что одна лиственница качается сама собой.
Приглядевшись, я увидел на её макушке бурундука. Вадик подошёл к дереву,
стряхнул зверька в снег и накрыл шапкой. У меня нашёлся полотняный
мешочек, в него мы и вывалили бурундука из шапки.
Дома мы посадили лесного жителя в деревянный ящик, плотно закрыв
его крышкой. Утром, заглянув в ящик, я обнаружил только большую дырку.
Убежал бурундук в лес на свою лиственницу.
( По А. Дорофееву) (101 слово)
Примечание. Выписать на доску слово лиственница.
Задания
1. Выпишите из текста деепричастия переваливаясь (I вариант) и
приглядевшись (II вариант) и укажите их морфемный состав.
2. Проведите морфологический разбор деепричастий приглядевшись (I
вариант) и переваливаясь (II вариант).
2. В предложениях последнего абзаца текста найдите деепричастные обороты
и подчеркните их как члены предложения.
Вариант 2
В субботу мы с папой отправились на ночную рыбалку. Два часа мы
ехали на поезде, а потом ещё час шагали, обсуждая предстоящую рыбалку,
по лесу.
У папы длинная и лёгкая удочка. Поплавок на ней светится, чтобы
вечером можно было рыбу ловить. Почти сразу он выловил двух толстеньких
рыбок. Я налил в ведёрко воды и опустил их туда. Поиграв с рыбками, я
выпустил их обратно в озеро. А папа вдруг рассердился и пообещал надавать
мне шлепков. «А ты бы разве их не отпустил?» -- удивился я. Папа ответил,
что выпускать рыбу он не собирался.
Я решил, что рыбалка – неинтересное занятие. Забравшись в палатку, я
проспал до самого утра.
( По И. Дегтярёвой) (106 слов)
Задания
1. Озаглавьте текст, отразив в заголовке идею текста.
2. Выпишите из предложений первого (I вариант) и последнего (II вариант)
абзацев текста деепричастие и проведите его морфологический разбор.
3. Образуйте от глаголов выпустить (I вариант) и выпускать (II вариант)
соответствующие деепричастия. Укажите морфемный состав этих глаголов и
деепричастий.
4. В предложениях первого (II вариант) и последнего (I вариант) абзацев
текста найдите деепричастные обороты и подчеркните их как члены
предложения.
Урок 149-150. Контрольная работа № 6. Диктант по теме «Причастие».
Высокий уровень подготовки
Верблюд и Муравей
Шествовал по пескам Верблюд. Вдруг оказался на его пути Муравей.
Верблюд, не глядя, наступил на него и пошёл дальше.
Выскочил Муравей из-под песка, сердито отряхнулся, обогнал
Верблюда и погрозил ему кулачком. Но высокомерный великан, спокойно
продолжавший свой путь, второй раз наступил на маленького путника.
Тогда Муравей опять обогнал Верблюда и взобрался на бамбук. Когда
на тропе появился Верблюд, Муравей отогнул тонкую гибкую верхушку
бамбука и, прицелившись, отпустил её.
Получив хлёсткий удар по горбу, Верблюд взвился от боли. Он скосил
гневный взгляд на обидчика и вдруг увидел притаившегося в засаде Льва.
Верблюд вихрем умчался прочь.
На другой день опять случайно оказался Муравей на пути Верблюда.
Мощные ноги великана осторожно перешагнули через коротышку.
Обернулся Верблюд и, подмигнув, дружелюбно кивнул Муравью.
(По А. Иванову) (119 слов)
Примечания. 1. Предупредить, что существительные Верблюд, Муравей, Лев
используются в значении собственных. 2. Выписать на доску слово бамбук.
Задания
1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и деепричастий,
использованных в предложениях первого и второго (I вариант), третьего и
четвёртого (II вариант) абзацев текста.
2. Проведите морфологический разбор словоформ шествовал, не глядя,
продолжавший (I вариант); обогнал, прицелившись, притаившегося (II
вариант).
3. Проведите синтаксический разбор последнего (I вариант) и третьего (II
вариант) предложений текста.
Средний уровень подготовки
Муравьи
Муравьи – самые распространённые обитатели нашей планеты. Они
расселились почти по всему земному шару. Большинство муравьёв живёт на земле, но они заселяют и кору
поваленных деревьев, пни. Отдельные семейства обосновались под землёй.
Гнёзда муравьёв состоят из большого количества ходов, соединённых между
собой. Эти ходы, пересекаясь, могут тянуться на много метров.
Свои жилища муравьи строят на открытых, хорошо прогреваемых
местах. Для строительства муравейника используются мелкие ветки, листья,
иголки ёлок и сосен. Иногда дома этих маленьких строителей вырастают до
метра, образуя знакомые нам муравьиные кучи.
Муравьи приносят большую пользу, уничтожая вредителей полей и
огородов. Они умеют хорошо разрыхлять и удобрять почву. Все знают, что
муравьи – друзья природы. Но часто они нуждаются в нашей защите.
Давайте беречь муравьёв!
(114 слов) (По О. Полонскому)
Задания
1. Укажите морфемный состав всех глаголов, причастий и
деепричастий, использованных в предложениях второго (I вариант) и
третьего (II вариант) абзацев текста.
2. Проведите морфологический разбор слов заселяют, поваленных,
пересекаясь (I вариант) и прогреваемых, используются, образуя (II вариант).
3. Проведите синтаксический разбор предложения Муравьи приносят
большую пользу, уничтожая вредителей полей и огородов.
Урок 173. Контрольная работа №7 по теме «Имя числительное». Тест.
Часть А.
А 1. Найдите числительное.
- двойной
- утроить
- семёрка
- пятый
А 2. Какое утверждение является неверным?
- Числительные делятся на количественные и порядковые.
- Имена числительные изменяются по падежам.
- Имена числительные могут быть различными членами предложения.
- Числовое значение может иметь только одна часть речи — числительное.
А3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием существительного с числительным?
- Тридцать лет простоял деревянный Московский Кремль.
- Высота колокольни Ивана Великого — восемьдесят один метр.
- Пятьдесят башен украшали стены крепости.
- Первые города на Руси появлялись на берегах рек и озёр.
А 4. Найдите составное числительное.
- пятнадцатого
- двухмиллионный
- пятисотый
- двести сорок пять
А5. В каком ряду нет ошибки в употреблении числительного?
- семистами пятьюдесятью девятью
- пятьюстами шестидесяти четырьмя
- двумястами семьюдесятью пятью
- тремястами семидесяти тремя
А 6. Найдите порядковое числительное.
- двадцать два
- восемьдесят восьмого
- девяносто
- четверо
А 7. В каком слове на месте пропуска не пишется мягкий знак.
- восем..сот
- собрались купат..ся
- пят..десят
- пят..надцатью
А 8. В каком примере нет ошибки в употреблении числительного?
- трое подружек
- семеро лодок
- с обоими сумками
- с обеими соседками
А 9. Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков числительного.
Шестьюдесятью страницами—1) числит., сост., 2) колич., целое, 3) тв. пад.
А 10. В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
- к восьмистам шестидесяти семи прибавить сорок пять
- от шестьсот пятидесяти двух отнять тридцать
- семьсот сорок сложить с двумястами пятью
- от четырёхсот восьмидесяти отнять двадцать пять
ЧастьВ.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Чего только не говорили про Костю ребята!
- (2) У него ирландский сеттер, - утверждали первые, - он охотится на уток.
- (3) Ерунда! (4) У него самый настоящий боксёр. (5) С такими ходят на диких быков. (6) Мёртвая хватка! – говорили вторые.
(7) третьи смеялись:
- Не можете отличить таксы от боксёра!
(8) Были ещё двое таких, которые спорили со всеми:
- (9) Он держит трёх собак! (По Ю.Яковлеву)
В1. В каких предложениях текста есть имена числительные? Запишите номера этих предложений.
В2. Выпишите из текста собирательное числительное.
В3. Выпишите из текста количественное числительное.
В4. Из предложений 1-7 выпишите имена существительные, образованные путем перехода из порядковых имен числительных.
Урок 195. Контрольная работа №8 по теме «Местоимение». Диктант.
Высокий уровень подготовки
Ослик
В детстве в какой-то книжке я прочёл, что у ребят был свой ослик. Они
сами его кормили и всюду на нём ездили. Ослик стал моей детской мечтой.
Повзрослев, я стал много путешествовать. Оказавшись в Таджикистане,
я решил прокатиться на ослике. Его хозяин посоветовал мне взять с собой
палку. Палку я не взял и очень об этом пожалел.
Ослик всё время останавливался, ревел и дальше не шёл, а потом вдруг побежал, завёз меня на середину широкого ручья и остановился. Вода в ручье ледяная, а до берега далеко!
Хорошо, что хозяин, пришедший за мной к ручью, сломал прут и
погрозил ослику.
Так я сам убедился, что ослик не послушное, а упрямое и своенравное
животное.
( По Г. Снегирёву) (112 слов)
Примечание. Выписать на доску существительное Таджикистан.
Задания
1. Проведите орфоэпический разбор слова детский.
2. Проведите фонетический разбор слов решил (I вариант) и завёз (II
вариант).
3. Укажите морфемный состав глаголов и особых форм глагола в
первом предложении второго абзаца (I вариант) и во втором предложении
второго абзаца (II вариант).
4. Выпишите из текста причастие и проведите его морфологический
разбор.
5. Подчеркните в первом (I вариант) и во втором (II вариант)
предложениях текста все местоимения как члены предложения и укажите их
разряд.
6. Составьте схему, объясняющую постановку знаков препинания в
первом предложении третьего абзаца.
7. Проведите синтаксический разбор предложения Палку я не взял и
очень об этом пожалел.
Средний уровень подготовки
Ночные колокольчики
Мне очень хотелось увидеть оленя: рассмотреть, как он ест траву, как
прислушивается к лесной тишине.
Однажды в горах я набрёл на оленью тропу, протоптанную к
одинокому кедру. Земля у кедра была солёная, и олени ночью приходили
лизать соль.
Я спрятался за камнем и стал ждать. Было морозно. Я задремал.
Проснулся я от тихого звона. Открыв глаза, я увидел идущего по тропе
оленя. Я так и не рассмотрел его, только слышал, как с каждым шагом
звенела земля у него под копытами.
За ночь от мороза прямо из земли выросли тонкие ледяные стебельки.
Олень шёл, разбивая их копытами, и они звенели, как стеклянные
колокольчики.
Когда взошло солнце, ледяные стебельки растаяли.
(По Г. Снегирёву) (108 слов)
Задания 1. Проведите орфоэпический разбор словоформ его (I вариант) и (у) него (II вариант).
2. Проведите фонетический разбор слов оленью (I вариант) и солёная (II
вариант).
3. Укажите морфемный состав глагола и его особых форм в
предложении Открыв глаза, я увидел идущего по тропе оленя.
4. Проведите морфологический разбор слов протоптанную (I вариант)
и разбивая (II вариант).
5. Проведите синтаксический разбор предложения: Однажды в горах я
набрёл на оленью тропу, протоптанную к одинокому кедру.
Урок 199. Итоговая контрольная работа. Тест.
Вариант 1.
Часть1
А1. Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?
- благотворительность
- светец
- треуголка
- конка
А2. Какая из данных пар слов не является антонимами?
- сходство — различие
- дружественный — враждебный
- восход — закат
- храбрый — трусость
A3.Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
- брать быка за рога — бесстрашно брать быка за рога
- обводить вокруг пальца — ловко обманывать
- без мыла в душу лезть — лестью, хитростью добиваться чьего-либо расположения
- белая ворона — о человеке, который отличается от окружающих
А4.Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
- Китайская стена простирается почти на тысячу километров.
- Он бросил перчатку в сидящего на столе кота, но тот не сдвинулся с места.
- Дедушка решил тряхнуть стариной и пустился в пляс.
- Собака мчалась, высунув язык, стараясь догнать машину.
А5. В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?
- (речи) торжестве..ы — в кратком прилагательном пишется столько н, сколько в полной форме — торжественный
- одеж..нка — после шипящих под ударением в суффиксах существительного пишется о
- заг..рать — в безударном положении в корне пишется гор-
- (они) кле..т — окончание -ют, так как глагол отвечает на вопрос что делают?
А6. В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
А. дост..влять
Б. расст..лить
В. предл..жить
Г. ут..шать
1) Б, Г 2) А, В 3)А,Г 4) Б, В
А7. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?
А. рассматр..вал, на лекци.., в планетари.., увид..м, закле..л
Б. провер..т, брезж..т, овраж..к, на окраин.., деревн..
В. дыш..шь, ларч..к, постро..л, высп..шься, о семен..
Г. на нижн..й ступен.., посе..л, расспраш..вал, со времен..м
1) В,Г 2) A,B 3) Б,Г 4) А, Г
А8. В написании каких слов допущены ошибки?»
А. заклеял
Б. заведывал
В. предыюньский
Г. блестнуть
1) Б,Г 2) А,Б,Г 3)В,Г 4) А, В
А9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?
А. утеш..ся, горяч.., лис..ей шубы, гон..щик
Б. вееш.., пустош.., пил..щик, назнач..те
В. подреж..те, похож.., сокровищ.., тиш..
Г. не тревож..ся, спряч..ся, июл..ский, в рыбач..ем посёлке
1) А,Б 2) Б, В 3) Б,Г 4) А, В
А10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е'
А. пр..небречь, пр..дание, пр..образовать
Б. пр..одолеть, пр..мерзкий, непр..менно
В. пр..обретение, пр..подавать, пр..готовить
Г. непр..ступный, пр..тащить, пр..украсить
1) А,Б 2) Б, В 3)В,Г 4) А, Г
A11. В каком слове ударение падает на первый слог?
- включишь
- начать
- давнишний
- искра
А12. В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?
- моя автобиография
- я кушаю
- одеть пальто
- играть роль
А13. Какое слово соответствует составу: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание + суффикс?
- заблестело
- предполагалось
- разрастался
- приближаться
А14. В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?
A. лебеди..ный, путеши..ный, карти..ный
Б. ю..ный, песча..ный, кожа..ный
B. овся..ная, ветре..ый день, глиня..ный
Г. были..ный, произведение бесце..но, клюкве..ный
1) А,Б 2) Б,В 3) В,Г 4) А, Г
А15. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?
A. (сине) глазый, (свето) чувствительный, (широко) плечий
Б. (кто) нибудь, (темно) синий, (северо) западный
B. (ярко) красный, (кем) то, (чешско) русский
Г. (бело) головый, (черно) бровый, (пяти) томный
1) Б,Г 2) Б, В 3) А, Б 4) В, Г
А16. Найдите предложение без грамматической ошибки.
- У обоих девочек были проблемы с математикой.
- Лес находился в полтораста километрах от деревни.
- Сегодня мы собрали более семидесяти белых грибов.
- У Вити почерк менее красивее, чем у Пети.
А17. В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
- Вспомн..те ваши любимые стихи.
- Когда вы их вспомн..те, то прочитайте друзьям.
- Выйд..те из класса!
- Когда вышл..те мне книги, сообщите об этом.
А18. Со всеми словами какого ряда не пишется слитно?
- (не) участвовать; сказать (не) правду
- (не) хотел; (не) громкое чтение
- (не) неприступная крепость; (не) глубокий, а рыбный пруд
- (не) внимание, а рассеянность; (не) высокий дом
А19. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
- С крыши стаивают последние капли, и по мостовым бегут шумные ручьи.
- Под дуновением ветра море вздрагивало и покрывалось мелкой рябью.
- Вспышка света померкла на горизонте и стало темно.
- Он неожиданно произнёс: «Я где-то видел вас раньше».
А20. Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков данных слов.
- (в) каждой (книге) — местоим., начальная форма — каждый, опред., Пр. пад., ед. ч.
- тёплого (дня) — прилаг., начальная форма — тёплый, качеств., в полн. форме, Род. пад., ед. ч., муж. р.
- (воздух) прохладен — прилаг., начальная форма — прохладный, качеств., в крат, форме, ед. ч., муж. р.
- прочитайте — глаг., начальная форма — прочитать, сов. в., перех., I спр., повел, накл., мн. ч., буд. вр., 2-е л.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания.
Я бродил подолгу и видел много примет осени. По утрам в лужах под стеклянной коркой льда виднелись пузырьки воздуха. Иногда в таком пузырьке лежал, как в полом хрустальном шаре, багровый или лимонный лист осины или берёзы. Я разбивал лёд, доставал замёрзшие листья и приносил их домой.
- Определите стиль речи.
- художественный
- научный
- официально-деловой
- разговорный
- Определите тип речи.
- повествование
- описание
- рассуждение
- Какое средство связи предложений не использовано в тексте?
- слова одной тематической группы (ключевые слова)
- глаголы одного вида
- повтор одного и того же слова
- синонимы
- Какое средство выразительности языка использовано в тексте?
- сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)
- слова в переносном значении
- олицетворение (наделение неодушевлённых предметов свойствами, характерными для человека)
- эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
- Найдите ошибку в синтаксическом разборе второго предложения.
- грамматическая основа предложения — пузырьки виднелись
- (видел) по утрам — обстоятельство времени
- (видел) под коркой — дополнение
- под стеклянной (коркой) — определение
- Выпишите из текста 2 существительных, образованных суффиксальным способом.
Вариант 2
Часть 1
- Какое из устаревших слов «начало свою вторую жизнь» в современном русском языке?
- ботфорты
- лицей
- светлица
- коробейник
- Какая из данных пар слов не является антонимами?
- положительный — отрицательный
- поощрение — наказывать
- серьёзный — легкомысленный
- естественный — искусственный
- Значение какого фразеологизма объяснено неверно?
- бить баклуши — бездельничать
- битый час — довольно долго
- белены объелся — обезумел, перестал соображать
- втирать очки — хорошо протереть очки
- Найдите предложение, в котором есть фразеологизм.
- Лекарство надо пить через час после еды по чайной ложке.
- Внезапно между небом и землёй пронеслась стайка ласточек.
- От этого известия он почувствовал себя на седьмом небе.
- Первая скрипка, которую подарили в детстве родители, принесла ему столько радости.
- В каком случае неправильное объяснение орфограммы ведёт к орфографической ошибке?
- глуби..ый — прилагательное, образованное от существительного с помощью суффикса -ин- пишется с одной буквой н
- они хвал..т — в окончании глагола II спряжения пишется -ят
- пр..бить — приставка при- обозначает «присоединение»
- закле..л — в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме — заклеить
- В каких словах написание гласной в корне проверяется ударением?
A. препод..ватель
Б. р..стение
B. объ..снить
Г. прик..сание
1) А, Б 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква е?
A. стон..т, на выставк.., в музе.., ед..шь, плюш..вый
Б. постел..шь, рассматр..вал, от времен.., завис..л, ищ..шь
B. человеч..к, повел..вать, звоноч..к, пальц..в, обид..л
Г. в отзыв.., о произведени.., горош..к, в колюч..м взгляд..
1) А, Б 2) А, В 3) Б, Г 4) В, Г
- В написании каких слов допущены ошибки?
A. январьский
Б. объезчик
B. будующий
Г. преодолеть
1) А, Б 2) Б, В 3) А, В, Г 4) А, Б, В
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущен мягкий знак?
A. измаж..те, пахуч.., училищ.., заяч..ий хвост
Б. подреж..те, стереч.., слышиш.., дрож..
B. обнаруж..те, тягуч.., возле дач.., мощ..ный
Г. намаж..ся, носил..щик, заяч..е семейство, декабр..ский
1) А, Б 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и?
A.пр..школьный, пр..милый, пр..одолеть
Б. непр..ступный, пр..волжский, пр..рисовать
B. пр..купить, пр..чуда, пр..чина
Г. пр..пятствие, пр..думать, пр..гласить
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Г
- В каком слове ударение падает на четвёртый слог?
- обеспечение
- языковая (колбаса)
- хозяева
- нефтепровод
- В каком примере нет ошибки в словоупотреблении?
- памятный сувенир
- играть значение
- надеть на себя
- художник написал свой автопортрет
- Какое слово не соответствует составу: одна приставка, корень, один суффикс, окончание?
- наберите
- перечитала
- приморский
- замолкать
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пишется одна буква н?
A. масля..ная краска, ветре..ный день, багря..ный
Б. пчели..ный, урага..ный, жизне..ный
B. ледя..ной, книга интерес..а, тополи..ный
Г. недюжи..ный, качестве..ный, дли..ный
1) Б, В 2) В, Г 3) А, В 4) Б, Г
- В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?
A. что (нибудь), (зелено) глазый, (средне) вековый
Б. (кое) что, (бледно) голубой, чем (либо)
B. багрово (красный), (красно) носый, (древне) римский
Г. (юго) восточный, (русско) французский, о чём (то)
1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Г
- Найдите предложение без грамматической ошибки.
- Обед был менее вкуснее, чем вчера.
- Картины сняли с обоих стен.
- В деревне Павел скучал за родителями.
- Весь доклад можно изложить на двухстах страницах.
- В каком предложении на месте пропуска пишется буква е?
- Вынес..те из класса лишние стулья.
- Когда вынес..те, мы начнём заниматься.
- Вышл..те посылкой мои книги.
- Выбер..те тему для сочинения.
- Со всеми словами какого ряда не пишется раздельно?
- (не) боялся; (не) большие просветы
- (не) знакомец; (не) подвижная вода
- (не) правда, а ложь; вовсе (не) трудная задача
- (не) спутаешь; явная (не) приязнь
- Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.
- Язык народа — его ум и мудрость.
- Он увлекательно рассказывал о возникновении и исчезновении больших городов в Азии.
- Обрывистый берег убегал назад, и горы словно надвигались на нас.
- Солнце всё ниже опускалось к горизонту и в лесу становилось темно.
- Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков данных слов.
- (в) осеннюю (непогоду) — прилаг., начальная форма — осенняя, относит., Вин. пад., ед. ч., жен. р.
- смеркалось — глаг., начальная форма — смеркаться, в безл. знач., несов. в., неперех., I спр., в изъяв, накл., ед. ч., прош. вр., ср. р.
- бабушкиных (рассказов) — прилаг., начальная форма — бабушкин, притяж., Род. пад., мн. ч.
- под — предлог
Часть 2
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вторые сутки мы были в море. На рассвете первой ночи мы встретили густой туман. Он закрыл горизонт, медленно рос вокруг нас и наконец задымил мачты, палубу. Но к вечеру второго дня космы тумана, как живые, расползлись по пароходу.
- Определите стиль речи.
- художественный
- научный
- официально-деловой
- разговорный
- Определите тип речи.
- повествование
- описание
- рассуждение
- Какое средство связи предложений не использовано в тексте?
- местоименная связь (замена местоимениями существительных)
- повтор одного и того же слова
- лексический повтор (слова одной тематической группы)
- синонимы
- Какое средство выразительности языка не использовано в тексте?
- сравнение (сопоставление двух явлений, в результате чего изображение становится ярче, выразительнее)
- градация (однородные члены предложения, близкие по смыслу, расположены в порядке усиления или ослабления действия, явления)
- эпитеты (определения, которые не только подчёркивают свойство предмета, но и образно рисуют его, придают ему особую выразительность)
- слова с переносным значением
- Найдите ошибку в характеристике третьего предложения.
- повествовательное, невосклицательное, простое, осложнено двумя однородными сказуемыми
- он – подлежащее
- (закрыл) горизонт – прямое дополнение
- (рос) медленно — обстоятельство образа действия
- Выпишите из текста слово, образованное сложением основ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.
В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....
рабочая программа по русскому языку, 5 класс, по С.И. Львовой в соответствии с ФГОС
Данная рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по русск...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК С.И.Львова
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК Львова С. И., Львов В. В.
Рабочая программа и КТП по русскому языку 7 класс, по УМК Львовой С. И., Львова В. В....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс/УМК С.И. Львовой/
Данный материал может быть полезен учителям русского языка, работающим по УМК С.И. Львовой...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс учебник С.И.Львовой
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику С.И.Львовой - 4 часа в неделю...