Конспект урока "Строим дом для предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Материал представляет разработку открытого урока по теме "Члены предложения". Тип урока - повторение и обобщение, форма проведения урока - игровая. Урок проводится в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторение и обобщение по теме «Члены предложения»
или Строим дом для предложения.
Цели урока: повторить, обобщить и закрепить изученное о членах предложения; формировать умения и навыки учащихся в нахождении и определении различных членов предложения; проверить знания учащихся по теме «Члены предложения».
Оборудование: таблица в виде дома, карточки-задания, тесты, УМК В. Бабайцевой
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. 1) Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Вы меня внимательно послушайте и если сможете, то помогайте мне. Итак, недалеко- не близко, невысоко- не низко, а в замечательной стране Грамматика, в государстве Синтаксис жило-было Предложение. Давно оно там проживало в дружбе и согласии с соседями. А как вы думаете, кто были соседями у Предложения?
( словосочетание и текст). Много хорошего сделало Предложение, очень важное и полезное было оно в стране Грамматика, в государстве Синтаксис, но однажды произошло несчастье: дом, в котором жило Предложение, стал совсем старым и в конце концов разрушился. Но мы не можем допустить, чтобы предложение со своими главными и второстепенными членами, которые мы только что изучили на уроках русского языка, осталось бездомным. Наша сегодняшняя задача – построить новый дом для Предложения, а для этого мы должны повторить, обобщить и закрепить изученное о членах предложения и потренироваться в их нахождении и определении. Приступим к строительству! Готовы? С чего же мы начнем? Любой дом начинают строить с основы или это называют фундаментом. Но наш дом необычный, в нем будет жить Предложение. Что же послужит фундаментом (основой) для такого дома? (ответ уч-ся) Конечно, это подлежащее и сказуемое.
(На магнитную доску прикрепляется нижняя часть дома-таблицы).
2) На доске записан текст:
Вчера была гроза. Молнии сверкали. Гремел гром. Сначала на небе появились тучи. Затем ударили раскаты грома. Все потемнело.
Задание: 1 вариант записывает только распространенные предложения, 2 вариант – только нераспространенные. Подчеркнуть грамматические основы.
- Проверяем.
3) Продолжаем строительство. Нам пора возводить первый этаж. Как вы думаете, какой член предложения поселится на первом этаже?
Это будет определение. (На магнитную доску прикрепляется следующая часть дома-таблицы с надписью «Определение»). Но как же определение будет жить в нашем доме без окон, без дверей? На моем столе разложены окошечки, вот только не знаю, какие подойдут для определения? (Один из учащихся выходит к доске, выбирает «окошечки» с вопросами, значением и способами выражения определения и вставляет их домик-таблицу, затем рассказывает об определении).
- Выполнение письменного задания (Упр. № 273).
- Вывод о роли определений в речи.
4) Что нам стоит дом построить? Но не так-то все легко и просто. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали! Ручками похлопали – раз, два, три! Ножками потопали – раз, два, три. Потянулись, повертелись и на место все уселись. Все на парте поправляем и работать продолжаем!
5) Итак, теперь мы строим второй этаж дома для Предложения, на котором будет жить …. Дополнение! (На магнитную доску прикрепляется следующая часть дома с надписью «Дополнение»). Этому жителю тоже нужны свои окошки. (Уч-ся у доски).
Задание: составить и записать предложения, в которых слова снег, поляна, меня, для вас были бы дополнениями.
- Проверка.
6) На третьем этаже нашего дома мы поселим … обстоятельство. Какие окошки подойдут для него? (Ответ ученика у доски).
В роли обстоятельств очень часто выступают наречия. Вы пока мало знакомы с этой частью речи, а многие наречия вызывают затруднения в написании. Поэтому сейчас мы проведем словарно-орфографическую работу и познакомимся с написанием обстоятельств, выраженных наречиями. Какими? Догадайтесь сами. А для этого вам нужно закончить предложения:
- Просыпается петух, говорит со мною ….. (вслух).
- Глупый маленький мышонок отвечает ей …. (спросонок).
- «Стой!» - кричит хорек мышонку и бежит за ним …..(вдогонку).
7) Вот, кажется, всех членов предложения мы поселили в наш дом, но он еще не достроен. Чего же тут не хватает? Конечно, крыши! Но наш дом необычный, ведь это дом для предложения, поэтому на крыше будут жить …
Догадались? Знаки препинания, которые ставятся в конце предложения.
(Добавляем к дому-таблице крышу). По-моему, дом получился на славу. Только есть еще сомнения: крепкий ли этот дом? Он будет настолько прочным, насколько прочны ваши знания, а это мы проверим с помощью теста.
- Учащиеся выполняют тестовые задания.
8) Итоги урока.
9) Домашнее задание: Упр. № 264, параграф № 18 (теория).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе (конспект)" Простые и сложные предложения"
Урок проводится после изучения темы "Сложные предложения"...
Конспект урока "Простое осложнённое предложение"
Конспект урока поможет обобщить знания, полученные в 8 классе. Девятиклассники вспомнят, чем мржет быть осложнено простое предложение, потренируются в расстановке знаков препинания....
Конспект урока "Однородные члены предложения"
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения. Урок построен по принципу разноуровневой дифференциации. Языковой материал к уроку подобран из сказок А.С. Пушкина....
Конспект урока "Виды односоставных предложений"
Конспект урока "Виды односоставных предложений"...
План-конспект урока «Бессоюзное сложное предложение»
Данный материал содержит план-конспект урока по теме "Бессоюзное сложное предложение" с использованием ЭОР...
Конспект НОД "Знакомство с предложением"
Для педагогов ДОУ...