Конспект урока "Виды односоставных предложений"
план-конспект урока на тему

Бондарик Галина Григорьевна

Конспект урока "Виды односоставных предложений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_odnosostavnykh_predlozheniy.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Виды односоставных предложений».

Цель урока: закрепить изученное об  односоставных предложениях, формировать у обучающихся навыки опознавать односоставные предложения, определять их вид; формировать умение относить их к группе глагольных или именных предложений; использовать односоставные предложения в речевой практике; развивать внимание, орфографическую зоркость; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: комбинированный; урок обобщения и систематизации знаний по теме «Виды односоставных предложений».

Методы урока:  объяснительно- иллюстративный, исследовательский.

Технология:  технология вопросно- ответного единства и обратной связи.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Формируемые УУД:

- личностные: оценивать собственную учебную деятельность: достижения,

-  регулятивные: целеполагание, планирование, контроль, коррекция, саморегуляция;

- познавательные: самостоятельное определение и формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации, построение речевого высказывания в устной и письменной  форме.

-  коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение монологической и диалогической формами речи.

- оборудование: приложение ( материалы по методическому и дидактическому обеспечению образовательных ( педагогических) технологий, карточки, таблица, схема, раздаточный материал.

Ход урока:

1.        Организационный момент

2.        Актуализация опорных знаний учащихся.

1.        Тестирование.

Задание №1.  Укажите, в каком предложении пропущена буква Е. 

 а) Друга за деньги не куп…шь.

б) Быль за сказкой не угон…тся.

в) Дитя не плач…т

г) Время всё леч…т

Задание №2. Укажите предложение, где пропущена буква И.

а) Снегу наду…т, хлеба прибуд…т.

б) Правда в огне не горит и в воде не тон…т.

в) И сила уму уступ…т.

г) Правда глаза кол…т.

2.  Самостоятельная работа ( по вариантам)

Задание № 1.  Выпишите из текста глаголы, в которые вставили пропущенные буквы; выделите безударные окончания глаголов, определите лицо, число, спряжение глаголов ( 1 вариант – задание №1; 2 вариант – задание №2).

Например:  славится – глагол 2 спряжения, 3 лица, единств. числа.

Самопроверка

                           

1 вариант

2 вариант

не купишь – глагол 2 спр., 2 л., ед.ч.

надует – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

не угонится – глагол 2 спр., 3 л., ед. ч.

прибудет -  глагол 1 спр.. 3 л., ед. ч.

не плачет – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

не тонет - глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

не разумеет – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

уступит - глагол 2 спр., 3 л., ед. ч.

Лечит – глагол 2 спр., 3 л., ед. ч.

Колет – глагол 1 спр., 3 л., ед. ч.

Итак, мы повторили спряжение глаголов, правильное написание безударных окончаний, определили лицо, число, спряжение глаголов.

Задание № 2.  Сделайте разбор двух первых предложений задания №1 текста:

а)  Друга за деньги не купишь. (Простое, повествовательное,  невосклицательное, распространённое, односоставное, ничем не осложнено).

б)  Быль за сказкой не угонится. ( Простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, ничем не осложнено).

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?  ( В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого; в односоставных предложениях – грамматическая основа состоит из одного главного члена: подлежащего или сказуемого.)

- По значению и способу выражения главного члена односоставные предложения делятся  на:

Предложения с глагольными сказуемыми

Назывные предложения

Грамматическая основа состоит из сказуемого ( =)

Грамматическая основа – подлежащее ( -)                    

определённо-личные

неопределённо-личные

безличные

назывные

Примеры

Люблю зимний лес.

В посёлке строят новую школу.

Светает. Подморозило.

Зима. Вот и снег.

Сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица ед. и мн.. ч. настоящ. вр.

Сказуемое выражено глаголом 3 л. мн. ч. наст. или прош. времени.

Сказуемое выражено безличным глаголом, личным глаголом в безличном значении.

Подлежащее выражено существительным.

Обобщённо-личное предложение: Век живи – век учись.  

Выделим грамматические основы предложений, записанных в таблице.

Определённо-личное предложение

Люблю зимний лес.

- Чем выражено сказуемое?  ( Глаголом 1 л. ед. ч.)

- Есть ли в этом предложении подлежащее?  ( Нет).

- А можно ли определить действующее лицо? ( Можно легко определить: Люблю Я зимний лес.)

Предложение определённо- личное, в нём действующее лицо не названо, но мыслится как определённое.

Неопределённо- личное предложение.

В посёлке строят новую школу.

- Выделите грамматическую основу. ( Строят- сказуемое)

- Чем оно выражено? ( Глаголом 3 л. мн.ч.).

Есть ли в этом предложении подлежащее?

(Нет) Кто выполняет действие? ( возможны варианты: люди, строители, спонсоры. Действующее лицо не названо отдельным словом и мыслится как неопределённое).

- Что важнее в этом предложении: само действие или лица, которые его производят? ( Важнее само действие).

Безличное предложение.

Светает.

- Как вы думаете, почему это предложение безличное? ( Потому что действие и состояние не создаются действующим лицом)

- Каким глаголом выражено сказуемое в безличном предложении? ( безличным глаголом)

Назывное предложение

Зима. Вот и снег.

- Есть ли в этих предложениях сказуемое? (Нет)

- А какую роль в предложении выполняет подлежащее? ( Утверждает наличие предметов или явлений).

Формулирование вывода.

- Чем выражено сказуемое в определённо-личном предложении? ( гл. 1 или 2 л. ед. и мн. ч. наст .вр)

- Чем выражено сказуемое в неопределённо-личном предложении? (  3 л. мн..ч. наст. или прош. вр.)

- Чем выражено сказуемое в безличном предложении? ( безличным глаголом).

-  Чем выражено подлежащее в назывном предложении? ( сущест.)

Обобщение изученного материала

Работа с текстом ( раздаточный материал).

Задание. Выписать односоставные предложения, подчеркнуть главный член предложения, надписать, чем выражены подлежащее и сказуемое в односоставных предложениях.

Закат на озере

Представьте красивое озеро в заповедном лесу. Оно удивительно красиво и зимой, и летом. Но  особенно незабываем на нём летний закат.

Летний вечер. Озеро… Тихо, лишь слабое дуновение ветерка качает ветки деревьев. Багряное солнце приближается к горизонту. На небе видно мерцание звёзд. Выбери из них самую яркую – и увидишь её отражение в воде. А вода как зеркало!  Лишь мошки скользят по её глади. Шумными всплесками напоминает о себе рыба. На берегу зажгли костёр. Хочется сказать солнцу, чтобы оно замерло, чтобы прекрасный миг заката тянулся бесконечно. Невозможно!

Ожидаемые результаты

1. Представьте красивое озеро в заповедном лесу. ( опр.-лич. 2 л., мн.ч., пов. накл.)

2. Представим летний вечер. ( опр. –лич., 1 л., мн. ч., изъяв. накл.)

3. Озеро. ( назывное, сущест.).

4. Тихо. ( безл., слово категории состояния).

        2л, ед. ч. пов. накл.                                         2 л. ед. ч. изъяв. накл.

5. Выбери из них самую яркую и увидишь её отражение в воде. ( опр.-лич.)

6. На берегу зажгли костры. ( неор.-личн., прош. вр., 3 л.).

7. Хочется сказать солнцу. ( безл., неопределённая форма).

8. Невозможно! ( безличное, слово категории состояния).

9. А вода как зеркало. ( назывное).

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Закончите предложения.

1. Я работал с … настроением.

2. Я … доволен собой.

3. Я испытывал затруднения, когда… .

4. Я выполнял в тесте …задания.

5. Я ошибся в задании… .

6. Я хочу ещё повторить тему… .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Односоставные предложения"

Данный конспект урока русского языка предназначен для учиелей, работающих в 8 классах. Это урок обобщения по теме "Односотавные предложения"...

План-конспект урока "Односоставные предложения"

План- конспект урока в малокомплектном классе 9,8 (СКК 7 вида) по темам: "Односоставные предложения" (8кл), "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" (9кл) содержит карточки для ...

Конспект урока "Односоставные предложения"

Урок закрепления материала...

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Учащиеся знакомятся с понятием "односоставное предложение", с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления....

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Конспект урока "Односоставные предложения".

Технологическая карта урока "Односоставные предложения"....