"Переход младших школьников к основной ступени обучения: трудности и возможность успешной адаптации".
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Районный семинар "Традиционные и инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода к новым стандартам". Выступление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_problemy_pri_perekhode_k_novym_obrazovatelnym_standartam.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Переход младших школьников к основной ступени обучения:
трудности и возможность успешной адаптации.
Проблемы при переходе на ФГОС нового поколения которые, выявили учителя школ, ознакомившись с материалами новых стандартов:
Общие:
1. Отсутствие у большинства населения приоритета высших ценностей, позиционируемых во ФГОС второго поколения в качестве ключевых результатов обучения и воспитания, таких, как труд, здоровье и др.;
2. Высокая степень нетерпимости между социальными группами – субкультурами богатых/бедных, русских/мигрантов и др.;
3. Слабая включённость родителей, общественности в управление образовательным процессом;
4.Отсутствие навыков разработки целевых программ, межведомственных программ, подпрограмм в составе образовательной программы. Программ для конкретного класса.
Методические:
1. Отсутствие приоритета воспитательной деятельности (в большинстве УМК начальной школы);
2. Низкий процент читающих детей и родителей;
3. Невладение большинством педагогов навыками формирования у обучающихся регулятивных УУД;
4. Невладение методиками проектной деятельности (социальным проектированием), ориентированными на младших школьников;
5. Отсутствие навыков кооперации в обучении у большинства педагогов (увлечение фронтальными формами работы).
Как работать в новых условиях? В чем теперь заключается роль начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Так предписывают новые стандарты. Что же получается на практике? Учителя согласны с этими утверждениями теоретически, но на практике испытывают трудности.
Поэтому, важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения ФГОС является постоянное научное и методическое сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
Для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны высококвалифицированные кадры, прошедшие специальную подготовку.
При этом первоочередное внимание следует уделить обучению педагогов, Кроме этого, необходима организация систематического методического сопровождения внедрения ФГОС, чтобы учителя смогли овладеть всем, что необходимо для эффективного внедрения новых образовательных стандартов.
Методическое сопровождение ФГОС начального общего образования в школе уже ведется в нескольких направлениях:
1.направление. Мониторинговые исследования
а) подготовка кадров по ФГОС НОО.
б) психологического сопровождения.
Положительные моменты:
- основополагающие идеи ФГОС, при условии их доработки и соответствующем материально-техническом оснащении;
- наличие динамической паузы;
- возможности развития во внеурочной деятельности детей из асоциальных семей и в условиях отсутствия учреждений дополнительного образования;
Отрицательные моменты
Учителя отметили, что негативным показателем является утомляемость, возбудимость, ухудшение здоровья при такой нагрузке, как у учителя, так и у ребенка. В деятельности учителя главным отрицательным моментом называется увеличение документации.
Вызывают проблемы вопросы контрольно-оценочной деятельности:
- изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки, не потому что учитель не хочет перестроиться, а потому что ТРУДНО перестроиться;
1.Результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся; недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур; (только 1 год работы). По 30 детей в классе. Дифференцированное задание? Разные задания вызывают недоумение. Насмешки над одноклассниками. Все привыкли делать одинаково.
2. Контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, т.к. контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности; а в при переходе из нач. школы дети на это способны. Васе можно поставить «5». А Гене – «4». При сложности и плотности программы учителю это некогда обсудить с учащимися. Мало часов.
Вывод:
Необходимо четкое согласование целей начального образования и объектов контрольно-оценочной деятельности.
Объекты контроля:
- достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия;
- овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой;
- овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий;
1.индивидуальные творческие достижения учащихся; презентации учащихся.
2.продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими.
Отношение родителей.
Большинство родителей отмечает, что трудностей у детей в начальной школе не возникало. Трудности появились после перехода в 5 класс. Резкое снижение успеваемости. Нехватка времени у учителя и детей.
Объекты контроля:
- достижение требований стандарта, при этом в центре внимания должны быть метапредметные и предметные результаты, а при оценке достижения последних в центре должны быть не только знания как таковые, но и их применение в стандартной и нестандартной ситуации, овладение определенными способами действия;
- овладение компонентами учебной деятельности, в том числе самоконтролем и самооценкой;
- овладение соответствующим возрасту кругом универсальных учебных действий;
индивидуальные творческие достижения учащихся;
продвижение в развитии определенных личностных характеристик, таких как готовность сотрудничать с другими людьми, критическое мышление, принятие ответственности за собственные решения, действия и поступки перед самим собой и другими.
Мои наблюдения.
- Речь обычно хорошо развита в 5 классе, готовность к общению, самый любимый вид деятельности – написание эссе, рассказов, сочинений, как классных. Так и домашних. В старших классах не говорят вообще, устная речь не развита. Т.е. потеряли все, что приобрели в начальной школе в борьбе за дисциплину. Два варианта: забились в угол и молчат или сносят все на своем пути, т.к. скучно, база упущена, ученик не понимает, о чем идет речь на уроке.
- Обучение должно быть комфортным для ребенка, должны учитываться личностные качества ученика. ФГОС рассчитан на сильного ученика, на способности выше средних. Целеполагание, анализ, самооценка, не только усвоение и работа по алгоритму, но и применение в нестандартных условиях, проектная деятельность. Слабый ученик не справляется. Только дифференцированный подход. Опросить всех при 30 учениках в классе невозможно. В начальной школе не приучены внимательно слушать и оценивать выступление одноклассника: рисуют, пишут, только не слушают. Следовательно, не могут оценить его ответ по заслугам. Слишком жестко комментируют выступления аутсайдеров. Напрочь отбивается охота к проектной деятельности.
- Нежелание с 5 класса выполнять задание, требующее хоть каких-то усилий и времени. Упражение, включающее более 5 предложений вызывает негативную реакцию в классе. Отказ добывать информацию самостоятельно, даже при указании на источник. Постоянное обращение к учителю, как к энциклопедии. Влияние интернет-поисковиков. Нет любознательности. Привыкли, что все «кладут в рот». Это влияние прежней системы образования.
- Необходимо вводить уроки информатики со 2 класса, иначе о проектной деятельности можно забыть.
- За представленный проект требуется похвалить перед классом, школой, но не наедине и второпях. Спросить именно в нужный момент, иначе ребенок чувствует пренебрежение и отказывается далее работать над проектами.
- Работа в группах. Скорее только в сильных классах.
- План, алгоритм обязателен. Работа строго по алгоритму позволяет получать знания учащимися разной степени развития.
- УУД (универсальные учебные действия). Надо видеть правило в тексте, а не только заучить наизусть. Исследовательская система в обучении. Сами работают и добывают знания.
- Метапредметные связи. Бинарные уроки. Совместно география и русский.
- Потеряна целостность. Задание строго конкретно – обведи, подчеркни. Больше от этого страдают девочки. т.к. привыкли охватывать целое, а не детали, как мальчики.
- ОДОД. Развитие мелкой моторики. Снятие зажимов, коммуникабельность, развитие речи. Каждый ребенок успешен.
- Рефлексия. На уроке не должно быть страшно, иначе в старших классах будем устанавливать дисциплину, а не вести урок. На уроке должна быть рабочая атмосфера. Если в нач. школе страшно, то в 14 лет наблюдаем восстание против взрослых, любознательность уничтожена, ребенок понимает, что первым в учебе он не будет, а быть первым где-то хочется, поэтому обязательно найдет неподходящий вид деятельности. Но усваивать учебный материал будет невозможно, будем только бороться за дисциплину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме
Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования
Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффект...
Тест по предмету музыка при переходе от начальной к средней ступени обучения
Тест по предмету музыка при переходе от начальной к средней ступени обучения...
Портфолио ученика основной ступени обучения ФГОС ООО
Портфолио ученика 5-9 класса. Презентация по представлению портфолио. Листо оценки портфолио...
Вопросы преемственности при переходе с первой на вторую ступень обучения
Выступление на семинаре...
«Организация воспитательной работы по профессиональному самоопределению школьников на основной ступени образования»
Профессиональное самоопределение- одна из важнейших проблем подрастающего поколения. Решить эту проблему помогает система работы классного руководителя....
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »
Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начал...