«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »
методическая разработка по психологии
Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе,возлагают большие надежды на переход в среднюю школу.Иэти ожидания передаются детям.Переход из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом.Он связан со снижением успеваемости,хотя бы временным.Внешние изменения часто совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей.Всредней школе дети оказываются предоставленными сами себе,и не все готовы к подобной самостоятельности.Учитель тоже должен привыкнуть к классу,настроиться на работу с ним.Период адаптации может занимать от одного месяца до целого года.Но возможность для ребенка начать учебную жизнь с начала является ключевым положительным моментом переходов в среднюю школу.Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.Итак,период адаптации в 5 классе- один из труднейших периодов школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_po_teme_psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_5_klassov.docx | 33.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Безменовская средняя общеобразовательная школа
Тема самоанализа:
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 5-х классов в период адаптации при переходе на основную ступень обучения »
Кузнецова Ольга Сергеевна
педагог-психолог
1 категории
Актуальность.
Я в своей работе хотела бы более подробно остановиться на времени кризиса при переходе из начальной школы в среднее звено.Некоторые родители неудовлетворенные учебой и поведением ребенка в начальной школе,возлагают большие надежды на переход в среднюю школу.Иэти ожидания передаются детям.Переход из начальной школы в среднюю считается кризисным периодом.Он связан со снижением успеваемости,хотя бы временным.Внешние изменения часто совпадают по времени с началом физиологических изменений в организме детей.Всредней школе дети оказываются предоставленными сами себе,и не все готовы к подобной самостоятельности.Учитель тоже должен привыкнуть к классу,настроиться на работу с ним.Период адаптации может занимать от одного месяца до целого года.Но возможность для ребенка начать учебную жизнь с начала является ключевым положительным моментом переходов в среднюю школу.Но сделать это ребенок может только при помощи окружающих: учителей и родителей.Итак,период адаптации в 5 классе- один из труднейших периодов школьного обучения.Для грамотного планирования профилактической работы необходимо опираться на сильные стороны ученика,представленные в новообразованиях:
-Произвольность,осознанность и интеллектуализация всех психических процессов
-Осознание своих собственных изменений,развитие рефлексии.
Ценральное и важнейшее психологическое новообразование –это «Чувство взрослости».
Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения,повышению уровня социальной зрелости на специально организованных тренингах.
Цель: оказание психолого-педагогической поддержки и помощи учащимся 5-х классов, педагогам, родителям в период адаптации детей к новым условиям обучения.
Задачи:
1. Изучить прохождение периода социально- психологической адаптации учащимися 5-х классов. Определить:
- отношение пятиклассников к новым учебным предметам и новым учителям;
- уровень психологического благополучия в классе и эмоционального состояния в целом;
- уровень усвоения знаний и умений, соотнести их с возможностями и способностями ребёнка;
- причины, вызывающие трудности в адаптации к новым условиям обучения
2. Ознакомить учащихся:
- с системой самоорганизации для успешного выполнения домашних заданий;
- с новыми правилами и нормами поведения на новом этапе школьной жизни;
3. Ознакомить педагогов – предметников, родителей с особенностями и возможностями этого возраста
4. Определить группы учащихся, испытывающих трудности в адаптации к новым условиям обучения (недостаточный уровень развития познавательных процессов, непроизвольность эмоционально- волевой сферы).
5. Проводить коррекционно-развивающие занятия, способствующие психологической адаптации обучающихся 5-х классов.
Направления работы:
Диагностика прохождения социально-психологической адаптации пятиклассников.
Консультирование родителей и педагогов о важности и необходимости проведения периода адаптации для пятиклассников.
Просвещение родителей и педагогов о психологических новообразованиях, особенностях и возможностях данного возраста.
Коррекционно-развивающая работа с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации к новым условиям обучения.
Ожидаемый результат:
Ученик, успешно адаптированный к новым условиям обучения в пятом класс.
Психолого-педагогические методы работы.
Для своевременного планирования и осуществления профилактики дезадаптации к новым условиям обучения в средней школе диагностику готовности школьников к переходу в среднее звено я провожу заблаговременно-в середине 4 класса (март).Выявив предпосылки готовности,осуществив необходимую профилактическую работу,пед.коллектив совместно с психологом создают продуктивную образовательную ситуацию на ближайшие годы обучения.
Психологический аспект диагностики я осуществляю с помощью следующих методик:
-Тест школьной тревожности Филлипса
-Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене,апробированный Л.Ф.Тихомировой и А.В.Басовым.
Методика С. А. Казанцевой «Отношение к предметам».
Анкета «Оценка эмоционального самочувствия в школе».
Проективные методики: «Моя семья», «Автопортрет», «Несуществующее животное».
Результаты психологического обследования заносятся в сводный протокол и используются для выявления детей «группы риска»,организации с ними индивидуальных и групповых развивающих занятий,направленных на развитие качеств,необходимых для успешного обучения в средней школе.Моя работа,как психолога ,заключается в занятиях на развитие рефлексии ребенка,его социально-психологического и эмоционального развития.Подобные занятия помогают ребенку осознать свои новые возможности,способности,позволяют почувствовать себя субъектом своей деятельности,что будет способствовать развитию основных компонентов «чувства взрослости».В конце года для учеников 4 классов я провожу адаптационную игру «Впереди у нас -5 класс».
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю мне приходиться решать задачи:
-Создание условий для успешной адаптации детей в школе(формирование классного коллектива,выработка единой системы требований,установление норм взаимоотношений детей со сверстниками,учителями)
-Повышение уровня психологической готовности детей к обучению,познавательному развитию,общению
-Адаптация к учебной программе,нагрузки к индивидуальным возможностям и потребностям учеников 5 классов.
В начале учебного года проводится педагогическое наблюдение. Психологическая диагностика проводится 2 раза в год: в ноябре и в апреле. Я использую следующие методики:
-Тест школьной тревожности Филлипса
-Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой(в модификации Е.И.Даниловой)
-«Рисунок в квадрате».
-Комплекс методик для определения готовности к обучению в среднем звене,апробированный Л.Ф.Тихомировой и А.В.Басовым.(ГИТ)
Методика С. А. Казанцевой «Отношение к предметам».
Анкета «Оценка эмоционального самочувствия в школе».
Проективные методики: «Моя семья», «Автопортрет», «Несуществующее животное».
Консультативная работа с педагогами и родителями чаще проводиться в виде семинаров,родительских собраний,консилиумов.Семинары знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации,тактикой общения с детьми и помощи им.Отработана система работы с родителями на отделениях.Эти выезды с лекторием называются «Педагогический экспресс».Очень высокая посещаемость таких собраний.Были рассмотрены темы : «Поощрения и наказания ребенка в семье», «Гиперактивный ребенок», «Вредные привычки», «Белая ворона» и др.
Методическая работа осуществляется совместно с администрацией школы.
Профилактическая работа осуществляется мною и направлена на оказание поддержки каждому младшему школьнику. Наиболее эффективно она проходит в форме тренингов.С середины сентября провожу тренинг «Первый раз в 5 класс» для 5 –ков .Для 11 и 9 классов провожу занятия «Как подготовиться к экзамену».
Коррекционно-развивающая работа проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации и с группами детей с ОВЗ (11детей с ЗПР, 10 детей с УО ) .Такая работа проводится в микро группах, которые формируются на основе сходства проблем ,выявленных у детей на этапе диагностики(январь-май).Коррекционные занятия проводятся по направлениям: развитие ВПФ, развитие познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков, развитие психического здоровья ребенка.
В ЦЕЛЯХ ТОГО,ЧТОБЫ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ РАЗВИТЬ ЕГО СПОСОБНОСТИ, СДЕЛАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ И ИНТЕРЕСНЫМ Я , НАЧИНАЯ С 2009 ГОДА, ПРОВОЖУ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ РПС ( развитие познавательных способностей). Он носит название «Умники и Умницы».Курс рассчитан на 1-4 классы. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувства уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта .Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них снижается тревожность и беспокойство. Основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества , как внимание, восприятие, воображение , различные виды памяти и мышления. Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающей и воспитывающий.
Познавательный аспект .Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Развивающий аспект .Развитие речи, мышления в ходе усвоения таких приемов как умение анализировать ,сравнивать, синтезировать, обобщать .Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект .Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Модель занятия.
1.Мозговая гимнастика и гимнастика для глаз.
2.Разминка.Это легкие ,интересные вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
3.Тренировка психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей :памяти ,внимания, воображения, мышления.
4.Отдых:упражнения для снятия глазного напряжения.
5.Логически поисковые задания .Задания из разных областей: математики, русского языка ,музыки.
6.Веселая переменка .Динамическая пауза .
7.Нестандартные задания. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблицы, данные в которую заносятся после выполнения детьми заданий на 1 и последнем занятии.Сопоставляя данные определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
-Степень помощи, которую оказывает взрослый учащимся при выполнение заданий;
-Поведение учащихся на занятиях: активность, живость;
-Результаты выполнения тестовых заданий;
-Косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным предметам, а также наблюдение учителей за работой учащихся на других уроках.
По окончанию курса предполагаю более высокие показатели по ГИТ учеников 4 класса и хорошую адаптацию этих учащихся в 5 классе.
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы,оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов .Очевидно. что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психолога- наладить такое сотрудничество.
Внеклассная работа осуществляется 1 раз в неделю..Юные социологи оказывают помощь в проведении классных часов ,анкетировании, оформлении стенда .Большую поддержку социологи оказывают летом в лагере «Растишка».Также проходят занятия по курсу РПС «Умники и Умницы».
Проектная деятельность.
В 2015-2017г ученики 8-11 классов приняли участие в молодежном чемпионате по психологии.
Ученица 8 класса подготовила проект по изучению ведущих модальностей, ученица 5 класса по теме о дружбе и добре.
Работа с учителями. Осуществляю работу с аттестующимися учителями .Выбираю диагностический материал, обрабатываю ,анализирую и пишу психологический отчет
Система работы педагога-психолога, направленная на психологическое сопровождение процесса адаптации в 4 и 5 классах.
сроки | Вид работы |
сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1.Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий. 2. «Школа любящих родителей» проведение групповых консультаций 5-х классов по вопросам адаптации детей в среднем звене. 3. Проведение групповых консультаций педагогов по вопросам адаптации. Игра «Как помочь 5-ку» Цель : формирование у учителей мотивации для оказания помощи 5- кам, адаптирующимся в среднем звене. 4. Ведение развивающих групп в 5-х классах ( программа первый раз в пятый класс!» Е.Г.Коблик скорректированная . 1.Продолжение ведения развивающих групп в 5-х классах. 1.Наблюдение за 5-ками, анализ наблюдений учителей. 2. Проведение психодиагностического минимума по параллели 5-х классов (проблема готовности к обучению). 3. Проведение экспертного диагностического обследования педагогов-предметников 5-х классов. 4. Проведение экспертного диагностического обследования родителей 5-х классов. 1.Обработка данных психодиагностического минимума в 5-х классах. 2. Проведение углубленной психодиагностики 5-х классов 3. Обработка данных углубленного психодиагностического обследования в 5-х классах. 1.Проведение психолого-педагогического консилиума по параллели 5-х классов. 2. Адаптационная игра для 5-ти классников (по методу создания проекта ) «Планета моего класса». 3. Анализ результатов психолого-педагогического консилиума в 5-х классах : планирование психологического сопровождения данной параллели. 4. «Школа любящих родителей» . Консультация родителей по итогам психолого-педагогического консилиума. 5. Групповые консультации педагогов-предметников и классных руководителей по итогам психолого-педагогического консилиума. 6. Ведение психокоррекционных групп в 5-х классах . Скорректированная базовая программа Н.П.Локаловой «Уроки психологического развития в средней школе» 5-6х классов. 7. Ведение психокоррекционных групп 5-х классах. 1.Наблюдение за учащимися 4-х классов во время и вне учебных занятий. 1.Проведение диагностического минимума в 4-х классах (диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников). 1.Проведение психолого-педагогического консилиума в 4-х классах. 2.Повторная психодиагностика учащихся 5-х классов. 3. Проведение семинаров 5-х классах по итогам сопровождения школьников. 1.Проведение консультации родителей и педагогов 4-х классов. 2.Проведение адаптационной игры для 4-ро классников «Впереди у нас- 5й класс». 3. Корректировка планов. |
Анализируя результаты трехлетних наблюдений ,мы видим ,что показатели общей тревожности в школе в начале года всегда повышены.Однако это вполне очевидно и без диагностических измерений и не нуждается в особом комментарии.Но хочется отметить.что в 2017 и 2018годах в конце 4 класса проводилась адаптационная игра «Впереди у нас 5 класс»,которая помогает детям сдружиться,познакомиться с будущими учителями и классным руководителем,снизить их тревожность относительно их будущего.И на начало 5 класса тревожных детей было 23%и 36% (в 2017 и 2018 годах).Хотя ,у этих же детей,но в конце 4 класса была повышена тревожность в 32% и51% случаев соответсвенно.
Гораздо более интересна дифференцированная оценка школьной тревожности , позволяющая определить направление коррекционной работы с 5 –ками.Наиболее высоки показатели по следующим видам тревожности: страх не соответствовать ожиданиям окружающих,страх проверки знаний,страх самовыражения, страхи в отношениях с учителями.По приведенным диаграммам можно оценить распределение значений по этим показателям.Эти данные наглядно иллюстрируют специфические особенности психологических состояний учащихся 4-5 классов.Степень выраженности данных видов тревожности напрямую связана с отношением взрослых к результатам учебной деятельности и поведению ребенка.Эти страхи в какой-то мере провоцируются родителями и педагогами,которые ориентируют детей на получение только хорошей оценки,требуют «правильного » поведения и награждают за результат,а не за сам процесс его достижения или просто попытку действовать.Но,с другой стороны ,если уверенность ребенка в своих способностях так зависит от взрослого,то,значит,в наших силах создать благоприятные условия не просто для коррекции уровня тревожности,но и для развития эмоционально-волевой сферы учащихся.Эта задача решается программой адаптации детей к средней школе «Первый раз в 5 класс» автор Е.Г.Коблик.
На первом этапе работы основное внимание уделяется групповой сплоченности,навыкам поведения в новых школьных ситуациях.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами ,возникающими у 5-ов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей.
На четвертом этапе особое внимание уделяю формированию некоторых учебных навыков.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе.Подводятся итоги групповой работы.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение тревожности;повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка;позитивная самооценка;повышение уверенности в себе и своих возможностях;формирование у детей позитивного отношения к школе,к учителям,к одноклассникам.
В этой программе я использую дискуссии,много рисуночной арт-терапии.Задания предлагаю как предметно-тематические(«Моя учительница») так и образно-тематические:изображение в рисунке абстрактных понятий в виде образов («Счастье», «Добро»),а также изображение чувства.Эти задания более трудны детям поэтому долго приходится настраиваться на работу.Еще хочется отметить , чем выше показатели по ГИТу, тем выше показатели тревожности у детей. Многое зависит и от того, какой учитель был у детей в четвертом классе, какие у них сложились с ним отношения.
Отношение к учителю дети проецируют и на будущих учителей в пятом классе. По пятым классам можно сказать , что в конце года 90-95% учащихся полностью адаптируются к школьным условиям.А вот мотивация резко падает к концу года, видимо дети уже устают учиться. Ее приходится поддерживать с помощью дополнительных стимулов.
Анализируя работу курса РПС можно сделать вывод, что категории познавательных способностей можно развить.Более других увеличились показатели:
-рассуждение (на 33%)
- зрительная память и аналогии(на 30%)
-слуховая память(на 15%)
-анализ и сравнения (на 13%)
-внимание(на 10%) за два года обучения.
Т.е. мышление – это способность , которую нужно тренировать и развивать.Но развить сразу весь комплекс свойств , входящих в понятие «Творческие способности», невозможно.Это длительная , целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих познавательных задач не принесет желаемого результата. Поэтому познавательные задания должны создавать систему, позволяющую формировать потребность в творческой деятельности и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
По результатам обследования детей проводится психолого-педагогический консилиум с педагогами, работающими в 5-х классах, классными руководителями этих классов, чтобы совместно выработать дальнейший план работы с этими детьми, выявить группу «риска». После повторной диагностики проводится семинар в 5-х классах по итогам сопровождения школьников.На этом семинаре мы смотрим все ли школьники адаптировались , всели было сделано для этого,смотрим, что не получилось, кто из детей еще нуждается в коррекции.Подводим итоги за год.
Перспективная работа.
Так как 5 классы обучаются в условиях внедрения ФГОС, то требует доработки их психолого-педагогическая поддержка .В связи с этим на последующие года будут расширены мероприятия поддержки .
В ряде случаев эффективность развивающей работы можно зафиксировать с помощью тестов , позволяющих перевести качественные показатели психической деятельности человека в те или иные количественные показатели(тревожность по Филлипсу, мотивация по Лускановой ,ГИТ , адаптация по рисуночному тесту и др.). В ряде случаев, но далеко не всегда. Личностный рост не измерить в сантиметрах , равно как и самостоятельность, целеустремленность, зрелость. Развитие в целом трудно поддается измерению. Мы должны быть готовы к тому, что привычные способы оценки эффективности и результативности тут не действуют. Эффективность развивающей работы- в движении человека , получившего «лучшие фрагменты» опыта отношений, переживаний, деятельности к теоретическому идеалу.Ее не измеришь в промилле,джоулях. Ее не изобразиш в виде диаграммы или графика.И с этим придется считаться как самому психологу , так и тому, кто заказывает ему развивающую работу.
Список литературы:
- Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
- Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001.
- Жаркова Е.Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ. канд. пед. наук. Барнаул, 1998.
- Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.
- Занков Л.В. Развитие и обучение. – М.: Педагогика, 1962.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд-во "Логос", 2002.
- Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.
- Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.
- Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»
- Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
- Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Л.М.Митиной - М.2010
- Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», под ред. В.В.Рубцова, М, 2010
- Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.М,2010
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М,2008
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика, 1989. 560 с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Переход младших школьников к основной ступени обучения: трудности и возможность успешной адаптации".
Районный семинар "Традиционные и инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода к новым стандартам". Выступление....
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...
Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения
Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...
Психолого-педагогический проект с обучающимися 7-11 классов по формированию активной социально-психологической позиции «Нет наркотикам»
Один из подходов в оказании информационно-психологической поддержки современным школьникам по формированию психосоциальной устойчивости к практике употребления наркотических и ПАВ веществ....
Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы
Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...
Организация психолого – педагогического сопровождения учащихся 5 классов в период адаптации.
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание не только для школьников. но и для педагогов. Обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ...
План обследования уровня сформированности универсальных учебных действий для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов
План содержит в себе мероприятия по оценке успешности обучающихся начальных классов с точки зрения сформированности у детей универсальных учебных действий...