Вопросы преемственности при переходе с первой на вторую ступень обучения
статья по английскому языку по теме

Захаркина Елена Владимировна

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_po_voprosam_preemstvennosti.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар: Вопросы преемственности при переходе с первой на вторую ступень обучения.

Содокладчик: Захаркина Е.В.

Тема: Преемственность в обучении английскому языку. От начального звена к средней школе.

Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме.

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умения общаться на иностранном языке
    на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и
    потребностей младших школьников в устной (аудирование и
    говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием   иностранного   языка: знакомство   младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной   литературы; воспитание дружелюбного   отношения   к представителям других стран;
  • развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие   мотивации   к дальнейшему   овладению иностранным языком;
  • воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать метапредметные общеучебные умения и навыки.

Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решение следующих задач:

  • формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
  • расширение    лингвистического    кругозора    младших школьников; освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном
    языке на элементарном уровне;
  • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
  • развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом;
  • развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка;
  • приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения;
  • развитие познавательных способностей, овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением
    и т. д.), умением работы в паре, в группе.

Личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление о мире как. о многоязычном и поликультурном сообществе; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

  • развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
  • развитие   коммуникативных способностей   школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
  • расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
  • развитие   познавательной, эмоциональной   и   волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;
  • овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т.д.).

Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объеме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

 В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорении:

  • вести элементарный этикетный диалог в ограниченном
    круге типичных ситуаций общения; диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог - побуждение к действию;
  • уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, друге; описывать предмет, картинку; кратко охарактеризовать персонаж;

аудировании:

•        понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;

чтении:

•        читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

•        читать про себя и понимать основное содержание текстов, включающих как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова; находить в тексте нужную информацию;

письменной речи:

  • владеть техникой письма;
  • писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо.

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

  • адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
  • соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
  • применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;
  • распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц (слов, словосочетаний, оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.

Социокультурная осведомленность:

•        знание названий стран изучаемого языка, некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на  изучаемом  языке,  небольших  произведений  детского  фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка.

 В познавательной сфере:

  • умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;
  • совершенствование приемов работы с текстом с опорой   на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и др.);
  • умение пользоваться справочным материалом, представ ленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

  В ценностно-ориентационной сфере:

•        представление об изучаемом иностранном языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;

•        приобщение к культурным ценностям другого народа через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в туристических поездках.

  В эстетической сфере:

  • владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
  • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.

 В трудовой сфере:

•        умение следовать намеченному плану в своем учебном труде.

Основные содержательные линии

В курсе иностранного языка можно выделить следующие содержательные линии:

  • коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности:

         аудировании, говорении, чтении и письме;

  • языковые средства и навыки пользования ими;
  • социокультурная осведомленность;
  • общеучебные и специальные учебные умения.

Основной содержательной линией из четырех перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных коммуникативных умений, формирование коммуникативной компетенции также неразрывно связано с социокультурной осведомленностью младших школьников. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Иностранный язык».

Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако наблюдается некоторое устное опережение, вызванное объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно.

Тематическое планирование рассчитано на 306ч. и предполагает расширенное содержание обучения иностранному языку во всех разделах (предметное содержание речи, коммуникативные умения, языковые средства).

Содержание курса

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников и включает следующее:

Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/ Рождество. Подарки.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время пода. Погода.

Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).

Некоторые формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине).

На уроках английского языка в начальной школе широко применяются наглядные и практические методы обучения, т.к. они наиболее эффективны на данном этапе с точки зрения возрастной психологии. Применение активных методов обучения на уроках английского языка стимулирует интерес учащихся к предмету и способствует более эффективному усвоению учебного материала.

Об учебниках

УМК "Millie" под редакцией С.И.Азаровой имеет гриф Министерства образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников на 2009-2010 учебный год.

"Милли'' - трехуровневый курс для детей младшего школьного возраста, начинающих изучать английский язык в начальной школе. Рабочая программа по английскому языку для 2а, б и 3а, б класса общеобразовательных учреждений рассчитана на 2 часа в неделю, согласно базисному учебному плану, всего 70 часов в год. Изучение данного курса определено в учебном плане СОШ № 46 федеральным компонентом. 

Основное содержание курса составляют коммуникативно-значимые лексические и грамматические единицы в рамках программной тематики, страноведческого, социально-культурного контекста для решения коммуникативных задач.

Данный УМК создан на основе современных достижений методики и обеспечивает эффективное овладение языком, а также способствует развитию познавательных способностей. Основу курса составляют разнообразные задания, направленные на формирование языковых навыков и речевых умений учащихся, в которых создаются подлинно коммуникативные ситуации, связанные с играми, интервью, песнями, рифмовками и историями. УМК предполагает использование на уроках элементов ручной работы (разрезной материал в рабочей тетради), а также сочетание разнообразных видов деятельности на уроке, таких как активное использование движения, мимики и жестов (игры, построенные на действии/движении и др.), и предлагает сквозную историю с захватывающим сюжетом в каждом разделе учебника.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования по предмету английский язык.

УМК "Way ahead” под редакцией Mary Bowen и Printha Ellis - шестиуровневый курс для детей младшего и среднего школьного возраста, начинающих изучать английский язык в начальной школе.

Рабочая программа по английскому языку для 2в, г, д 3 в, г, д и 4 классы общеобразовательных учреждений с углубленным изучением рассчитана на 3 часа в неделю, всего 105 часов в год. Изучение данного курса определено в учебном плане СОШ № 46 федеральным компонентом.

 Типовая программа расширена за счет 1 учебного часа из школьного компонента и реализуется через УМК “Way Ahead”, рассчитанный на 3 часа учебной нагрузки в неделю.

Основное содержание курса составляют коммуникативно-значимые лексические и грамматические единицы в рамках программной тематики, страноведческого, социально-культурного контекста для решения коммуникативных задач.

Основу курса составляют разнообразные задания, направленные на формирование языковых навыков и речевых умений учащихся. Содержание упражнений и типы заданий составлены с учетом интересов ребёнка, его возрастных (физических и психологических) особенностей.

УМК Way Ahead имеет целый ряд достоинств: сбалансированное обучение всем видам речевой деятельности, обучение грамматике на визуальной основе по образцу, отработка не только отдельных звуков, но и ритма и интонации иноязычной речи, учёт принципа посильности и доступности при формировании языковых навыков и развитии всех видов речевой деятельности. Достоинством УМК является его многокомплектность и профессионально-методическая оснащенность.

Важным преимуществом курса является систематическое повторение и обобщение пройденного, что даёт возможность сформировать прочную языковую базу для дальнейшего изучения языка.

Авторы Way Ahead взяли за основу развитие самостоятельности, новейшие технологии в обучении английскому языку, использование которых дают прочные знания ученику; развивают коммуникативную компетенцию, позволяют реализовать принцип сотрудничества учителя и ученика на уроке.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования по предмету английский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

"Переход младших школьников к основной ступени обучения: трудности и возможность успешной адаптации".

 Районный семинар "Традиционные и инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода к новым стандартам". Выступление....

Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)

В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...

Тест по предмету музыка при переходе от начальной к средней ступени обучения

Тест  по предмету музыка при переходе от начальной к средней ступени обучения...

Программа мероприятий по повышению уровня психологической комфортности обучающихся 5Б класса на этапе перехода на вторую ступень обучения

Программа совместной работы педагога-психолога школы и классного руководителя в период адаптации пятиклассников...

Педсовет « ПРиемственность при переходе из первой ступени на вторую ступень обучения в условиях ФГОС

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразно...