Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования
статья на тему

Яковлева Юлия Александровна

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring.docx213.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования

 Юлия Александровна Тименова,

учитель английского языка МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск

Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

Целью проведения мониторинга в нашей школе является повышения качества образования учащихся по иностранному языку путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Задачи мониторинга:

- получение объективной информации об уровне сформированности умений и навыков учащихся по темам изучаемого курса иностранного языка;

- реализация индивидуальных возможностей учащихся;

- отслеживание результатов учебной деятельности по предмету, метапредметных и личностных результатов обучения;

-  организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися и учащимися, испытывающими затруднения в усвоении программного материала.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе мы используем контроль административный, тематический и текущий.

Согласно Уставу школы и Положению о текущей и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ № 2 УИИЯ ежегодно проводится: входной контроль (в конце 1 четверти), полугодовой (в конце 2 четверти), итоговый контроль (в конце 4 четверти). На основании приведенной таблицы можно отследить общую динамику итогов административного контроля по классам.

Класс

Итоговый контроль 2013-2014 уч.г., %

Входной контроль, %

Динамика

Полугодовой контроль, %

Динамика

Итоговый контроль, %

Динамика (в сравнении с входной)

Динамика (в сравнении с 2013-2014 уч.г.)

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

кач.

усп.

92

100

42

100

-50

0

64

100

+22

0

23

100

40

100

+17

0

33

100

-7

0

15

100

17

100

+2

0

50

100

+33

0

7

100

27

100

+20

0

33

100

+6

0

25

100

50

100

+25

0

42

100

-8

0

15

100

0

100

-15

0

29

100

+29

0

23

100

55

100

+32

0

60

100

+5

0

15

100

7

100

-8

0

21

100

+14

0

33

100

50

100

+17

0

70

100

+20

0

Итого

28

100

32

100

+5

0

45

100

+12

0

А также динамику успешности каждого ученика в отдельности.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Входной контроль,

2014-2015 уч.год

Полугодовой контроль, 2014-2015 уч.год

Итоговый контроль, 2014-2015 уч.год

1

Забанов Магомед

3

3

2

Зайдулин Руслан        

4

4

3

Кудрявцева Анна        

3

4

4

Ластович Анастасия

3

3

5

Макаров Петр

4

3

6

Некрасов Владимир        

3

4

7

Новожилова Ольга        

5

5

8

Оныськив Артем

3

3

9

Пясецкая Анастасия

4

5

10

Садыгова Лейла

5

4

11

Ходжаева Алина

4

4

12

Цюра Ольга

3

3

13

Череватая Анастасия

3

4

Качество:

46%

62%

Успеваемость:

100%

100%

Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов.

В конце каждой четверти проводится сравнительный анализ по итогам контрольных работ, в ходе которого выявляются учащиеся, оставшиеся на прежнем уровне обученности, учащиеся, повысившие или снизившие уровень обученности, выявляются темы, которые учащиеся усвоили, не усвоили. После чего планируется коррекционная работа индивидуально с каждым учащимся, которая также строится по итогам тематического мониторинга.

В каждой четверти  проводится  4 контрольных работы по всем видам речевой деятельности, что позволяет оценить коммуникативные умения обучающихся в аудировании, говорении, чтении и письме и убедиться в том, что языковой и речевой материал ими усвоен. Формы тематического контроля: тесты, заполнение таблиц, анкет, лексические диктанты, контрольные работы, монологические высказывания и диалоги.

Данная диаграмма позволяет отследить уровень обученности по каждому виду речевой деятельности всего класса в целом.

 Также отслеживается динамика успешности каждого ученика в отдельности.

№ п/п

Ф.И.О. учащегося

Аудирование

Говорение

Чтение

Письмо

I

II

III

IV

Ср.

I

II

III

IV

Ср.

I

II

III

IV

Ср.

I

II

III

IV

Ср.

1

Забанов Магомед

5

5

3

3

3

3

3

3

2

3

3

3

2

Зайдулин Руслан

5

4

4

4

5

4

4

4

н

4

4

н

3

Кудрявцева Анна

5

4

5

3

4

4

3

4

5

3

4

5

4

Ластович Анастасия

5

4

3

3

3

3

3

3

2

3

4

3

5

Макаров Петр

4

3

5

4

4

5

4

4

5

4

3

5

6

Некрасов Владимир

3

4

5

5

5

5

4

5

5

3

5

3

7

Новожилова Ольга

5

5

5

5

5

5

4

5

5

5

н

5

8

Оныскькив Артем

3

5

4

3

3

3

3

3

2

3

3

3

9

Пясецкая Анастасия

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

5

10

Садыгова Лейла

3

3

4

4

5

4

3

5

4

5

4

3

11

Ходжаева Алина

4

4

3

4

4

4

4

3

2

н

н

3

12

Цюра Ольга

5

3

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

13

Череватая Анастасия

4

3

4

3

3

4

3

4

4

3

4

4

Качество:

77

73

73

54

62

69

46

69

58

42

64

50

Данный мониторинг позволяет получить:

- объективную динамику уровня обученности учащихся по всем видам речевой деятельности за определенный период обучения;

- возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из сравнительного анализа данных;

- возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом, планировать индивидуальную работу со слабоуспевающими и высокомотивированными учащимися;

- систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в форме устного, фронтального опроса. Предусмотрено также вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Целью мониторинга метапредметных результатов является необходимость выявить уровень сформированности их у учащихся и для дальнейшего усовершенствования данных результатов.

Рассмотрим несколько примеров выявления и оценки результатов на основе УМК М.З. Биболетовой “Английский с удовольствием” для 2 класса.

1. Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации 

Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение (на примере 2 класса):

1. Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.

2. Составь план описания животного.

3. Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.

4. Расставь пункты плана в логической последовательности.

Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:

Степень выполнения задания

Уровень умения планировать

План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов.

Высокий

В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов.

Средний

План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно.

Низкий

2. Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников.

Примеры заданий на формирование монологической речи:

Расскажи о себе.

Расскажи о своей семье.

Расскажи о твоем однокласснике.

Расскажи об артистах театра.

Опиши животное.

Примеры заданий на формирования диалогической речи:

Познакомься с новым учеником в твоем классе.

Познакомься с новой артисткой театра.

Том звонит Тиму и расспрашивает о ферме Джона.

Послушай его вопросы и кратко ответь на них.

Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:

Степень выполнения коммуникативных заданий

Уровень сформированности коммуникативных способностей

Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью.

Высокий

Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации.

Средний

Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации.

Низкий

3. Третьим метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.

Примеры заданий на формирование умений использовать знаково-символические средства представления информации:

Ты получил волшебное письмо от Трикки. Попробуй прочитать его.

http://festival.1september.ru/articles/641254/img1.jpg

Разыграй с одноклассником сценку знакомства с новой актрисой:

http://festival.1september.ru/articles/641254/img2.jpg

Формы и способы оценивания сформированности умений использовать

знаково-символические средства представления информации

Степень выполнения задания

Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации

Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрана соответствующая часть речи.

Высокий

При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы).

Средний

При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении).

Низкий

4. Ещё одним метапредметным результатом является развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника.

Примеры заданий на развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника:

1. Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет.

2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия.

3. Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джилл. Используй картинку к упражнению.

4. Мартин беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть в зоопарке.

Кроме того, для диагностики и мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся мы используем следующие методики и диагностики:

- Диагностика по выявлению уровня мотивации к овладению иностранным языком, разработанная Дубовицкой Т.Д.

- Методика «Кто Я?»;

- Рефлексивная самооценка учебной деятельности;

- Опросник мотивации и др.

Формирование УУД происходит также через внеучебные формы работы,  творческую, проектную, учебно-исследовательскую деятельность.

В настоящее время оценка метапредметных результатов находится в стадии развития, ставятся новые вопросы, проблемы, происходит поиск ответов и решений.

Оценка  личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе мониторинговых исследований различными специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.

Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.

Современные педагоги являются первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формирование умений учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.

В условиях перехода на новые ФГОС, по нашему мнению, очень важно, чтобы педагог работал в тесном контакте со школьным психологом, который теперь является одной из ключевых фигур в системе образования.

В целях исследования уровня сформированности школьной мотивации (личностные УУД) и навыков сотрудничества (коммуникативные УУД), в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования регулярно проводится психолого-педагогическое обследование обучающихся МАОУ СОШ №2 УИИЯ в каждой параллели.

Методы исследования на начальной ступени обучения:  

- Анкета Лускановой Н.Г. «Школьная мотивация»;

- «Варежки» - проективная методика - коммуникативные навыки (умение общаться с одноклассниками);

- «Школа зверей» - проективная методика – самооценка, коммуникативные навыки (умение общаться с педагогом, с одноклассниками);

- Тест «Самооценка»;

- Опросник «Эмоционально-психологический климат класса».

Школьная мотивация (Личностные УУД)

класс

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Низкий уровень

Негативное отношение к школе

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

( 23ч.)

9

39

5

22

4

17

2

9

3

13

(26ч.)

8

32

4

15

5

19

4

15

5

19

( 14ч.)

9

64

0

0

1

7

0

0

4

29

( 21ч.)

11

52

6

29

1

5

2

9

1

5

(22ч.)

10

45

5

23

2

9

4

18

1

5

Всего:   106ч.

47

45

20

19

13

12

12

11

14

13

По результатам диагностики мотивации к обучению и навыков сотрудничества, прослеживается отношение к себе как ученику, однокласснику, а также наличие тревожности, напряжения в условиях школьной жизни.

Самооценка, тревожность (Личностные УУД)

Классы

Самооценка

Тревожность, напряжение

Положительная самооценка

Неуверенность в себе

( 23ч.)

20

87%

3

13%

9

39%

(26ч.)

14

54%

12

46%

16

62%

( 14ч.)

12

86%

2

14%

1

7%

( 21ч.)

17

81%

4

19%

12

57%

(22ч.)

18

82%

4

18%

13

59%

Всего:   106ч.

81

76%

25

24%

51

48%

Навыки сотрудничества (коммуникативные УУД)

Классы

Благоприятные отношения с одноклассниками

Трудности в построении контактов с одноклассниками

( 23ч.)

16

70%

7

30%

(26ч.)

15

58%

11

42%

( 14ч.)

9

64%

5

36%

( 21ч.)

13

62%

8

38%

(22ч.)

19

86%

3

14%

Всего:   106ч.

72

68%

34

32%

Навыки сотрудничества с взрослыми (коммуникативные УУД)

Классы

Благоприятные отношения с учителем

Трудности в построении контактов с учителем

( 23ч.)

16

70%

7

30%

(26ч.)

18

69%

8

31%

( 14ч.)

12

86%

2

14%

( 21ч.)

17

81%

4

19%

(22ч.)

12

55%

10

45%

Всего:   106ч.

75

71%

31

29%

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся на основной ступени обучения. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.

Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.

Используются следующие методики:

- тест Филлипса «Изучение школьной тревожности»;

- тест «Самооценка»;

- опросник «Эмоционально-психологический климат класса»;

- анкета Лускановой «Школьная мотивация»;  

- анкета «Предметная мотивация»;

- шкала «Оценки групповой сплоченности»  Сишора-Ханина.

Результаты психологического обследования доводятся до сведения педагогов-предметников и классных руководителей; проводится консультационная и просветительская работа с родителями учащихся; проводятся групповые и индивидуальные консультации с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС, что позволяет направить работу педагога на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников; проводятся индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода, проводится аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности, планирование работы на следующий год.

Работа по сопровождению учащихся 6,7 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения, проводится углубленная диагностика УУД совместно с педагогами, а также коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения

В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, проме...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных  результатов учащихся на уроках математикиМониторинг    предметных   и   метапредметных...

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."

Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...

№12 Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов по английскому языку

Система мониторинга необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и г...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников английскому языку как один из способов повышения качества образования...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов

В данном разделе можно посмотреть результаты административных контрольных работ за 2022-2023 учебный год...