Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования
статья на тему
Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 213.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников иностранному языку как один из способов повышения качества образования
Юлия Александровна Тименова,
учитель английского языка МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск
Система мониторинга в наши дни создается повсеместно. Она необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь. Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.
Целью проведения мониторинга в нашей школе является повышения качества образования учащихся по иностранному языку путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Задачи мониторинга:
- получение объективной информации об уровне сформированности умений и навыков учащихся по темам изучаемого курса иностранного языка;
- реализация индивидуальных возможностей учащихся;
- отслеживание результатов учебной деятельности по предмету, метапредметных и личностных результатов обучения;
- организация работы с одаренными и высокомотивированными учащимися и учащимися, испытывающими затруднения в усвоении программного материала.
Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации. Поэтому в своей работе мы используем контроль административный, тематический и текущий.
Согласно Уставу школы и Положению о текущей и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ № 2 УИИЯ ежегодно проводится: входной контроль (в конце 1 четверти), полугодовой (в конце 2 четверти), итоговый контроль (в конце 4 четверти). На основании приведенной таблицы можно отследить общую динамику итогов административного контроля по классам.
Класс | Итоговый контроль 2013-2014 уч.г., % | Входной контроль, % | Динамика | Полугодовой контроль, % | Динамика | Итоговый контроль, % | Динамика (в сравнении с входной) | Динамика (в сравнении с 2013-2014 уч.г.) | ||||||||
кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | кач. | усп. | |
4б | 92 | 100 | 42 | 100 | -50 | 0 | 64 | 100 | +22 | 0 | ||||||
4в | 23 | 100 | 40 | 100 | +17 | 0 | 33 | 100 | -7 | 0 | ||||||
4г | 15 | 100 | 17 | 100 | +2 | 0 | 50 | 100 | +33 | 0 | ||||||
4ж | 7 | 100 | 27 | 100 | +20 | 0 | 33 | 100 | +6 | 0 | ||||||
5б | 25 | 100 | 50 | 100 | +25 | 0 | 42 | 100 | -8 | 0 | ||||||
5е | 15 | 100 | 0 | 100 | -15 | 0 | 29 | 100 | +29 | 0 | ||||||
6б | 23 | 100 | 55 | 100 | +32 | 0 | 60 | 100 | +5 | 0 | ||||||
6г | 15 | 100 | 7 | 100 | -8 | 0 | 21 | 100 | +14 | 0 | ||||||
6е | 33 | 100 | 50 | 100 | +17 | 0 | 70 | 100 | +20 | 0 | ||||||
Итого | 28 | 100 | 32 | 100 | +5 | 0 | 45 | 100 | +12 | 0 |
А также динамику успешности каждого ученика в отдельности.
№ п/п | Ф.И. учащегося | Входной контроль, 2014-2015 уч.год | Полугодовой контроль, 2014-2015 уч.год | Итоговый контроль, 2014-2015 уч.год |
1 | Забанов Магомед | 3 | 3 | |
2 | Зайдулин Руслан | 4 | 4 | |
3 | Кудрявцева Анна | 3 | 4 | |
4 | Ластович Анастасия | 3 | 3 | |
5 | Макаров Петр | 4 | 3 | |
6 | Некрасов Владимир | 3 | 4 | |
7 | Новожилова Ольга | 5 | 5 | |
8 | Оныськив Артем | 3 | 3 | |
9 | Пясецкая Анастасия | 4 | 5 | |
10 | Садыгова Лейла | 5 | 4 | |
11 | Ходжаева Алина | 4 | 4 | |
12 | Цюра Ольга | 3 | 3 | |
13 | Череватая Анастасия | 3 | 4 | |
Качество: | 46% | 62% | ||
Успеваемость: | 100% | 100% |
Изображение результатов в графическом виде облегчает восприятие и дает возможность быстрого сравнения итогов.
В конце каждой четверти проводится сравнительный анализ по итогам контрольных работ, в ходе которого выявляются учащиеся, оставшиеся на прежнем уровне обученности, учащиеся, повысившие или снизившие уровень обученности, выявляются темы, которые учащиеся усвоили, не усвоили. После чего планируется коррекционная работа индивидуально с каждым учащимся, которая также строится по итогам тематического мониторинга.
В каждой четверти проводится 4 контрольных работы по всем видам речевой деятельности, что позволяет оценить коммуникативные умения обучающихся в аудировании, говорении, чтении и письме и убедиться в том, что языковой и речевой материал ими усвоен. Формы тематического контроля: тесты, заполнение таблиц, анкет, лексические диктанты, контрольные работы, монологические высказывания и диалоги.
Данная диаграмма позволяет отследить уровень обученности по каждому виду речевой деятельности всего класса в целом.
Также отслеживается динамика успешности каждого ученика в отдельности.
№ п/п | Ф.И.О. учащегося | Аудирование | Говорение | Чтение | Письмо | ||||||||||||||||
I | II | III | IV | Ср. | I | II | III | IV | Ср. | I | II | III | IV | Ср. | I | II | III | IV | Ср. | ||
1 | Забанов Магомед | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
2 | Зайдулин Руслан | 5 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | н | 4 | 4 | н | ||||||||
3 | Кудрявцева Анна | 5 | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | ||||||||
4 | Ластович Анастасия | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 | ||||||||
5 | Макаров Петр | 4 | 3 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | ||||||||
6 | Некрасов Владимир | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | ||||||||
7 | Новожилова Ольга | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 | н | 5 | ||||||||
8 | Оныскькив Артем | 3 | 5 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
9 | Пясецкая Анастасия | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | ||||||||
10 | Садыгова Лейла | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 3 | 5 | 4 | 5 | 4 | 3 | ||||||||
11 | Ходжаева Алина | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | н | н | 3 | ||||||||
12 | Цюра Ольга | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | ||||||||
13 | Череватая Анастасия | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | ||||||||
Качество: | 77 | 73 | 73 | 54 | 62 | 69 | 46 | 69 | 58 | 42 | 64 | 50 |
Данный мониторинг позволяет получить:
- объективную динамику уровня обученности учащихся по всем видам речевой деятельности за определенный период обучения;
- возможность постоянно корректировать свою работу, исходя из сравнительного анализа данных;
- возможность знать и влиять на сильные и слабые стороны ученика и класса в целом, планировать индивидуальную работу со слабоуспевающими и высокомотивированными учащимися;
- систематический контроль над качеством знаний, полученных учениками с учетом индивидуальных возможностей учащихся.
Текущий контроль осуществляется на каждом уроке в форме устного, фронтального опроса. Предусмотрено также вовлечение учащихся в проектную деятельность.
Целью мониторинга метапредметных результатов является необходимость выявить уровень сформированности их у учащихся и для дальнейшего усовершенствования данных результатов.
Рассмотрим несколько примеров выявления и оценки результатов на основе УМК М.З. Биболетовой “Английский с удовольствием” для 2 класса.
1. Одним из метапредметных результатов является умение планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение (на примере 2 класса):
1. Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
2. Составь план описания животного.
3. Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.
4. Расставь пункты плана в логической последовательности.
Формы и способы оценивания учащихся при составлении плана:
Степень выполнения задания | Уровень умения планировать |
План охватывает все стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 5 пунктов. | Высокий |
В плане не учтены некоторые стороны рассказа, составлен в логической последовательности, состоит из 4 пунктов. | Средний |
План охватывает лишь некоторые аспекты рассказа, состоит из 2-3 пунктов, логическую последовательность проследить сложно. | Низкий |
2. Другим метапредметным результатом является развитие коммуникативных способностей школьников.
Примеры заданий на формирование монологической речи:
Расскажи о себе.
Расскажи о своей семье.
Расскажи о твоем однокласснике.
Расскажи об артистах театра.
Опиши животное.
Примеры заданий на формирования диалогической речи:
Познакомься с новым учеником в твоем классе.
Познакомься с новой артисткой театра.
Том звонит Тиму и расспрашивает о ферме Джона.
Послушай его вопросы и кратко ответь на них.
Формы и способы оценивания сформированности коммуникативных способностей учащихся:
Степень выполнения коммуникативных заданий | Уровень сформированности коммуникативных способностей |
Задание выполнено полностью: ошибки отсутствуют, коммуникация осуществлена полностью. | Высокий |
Задание выполнено частично: небольшие ошибки не препятствуют коммуникации. | Средний |
Задание выполнено с многочисленными ошибками, которые затрудняют осуществление коммуникации. | Низкий |
3. Третьим метапредметным результатом является использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Примеры заданий на формирование умений использовать знаково-символические средства представления информации:
Ты получил волшебное письмо от Трикки. Попробуй прочитать его.
Разыграй с одноклассником сценку знакомства с новой актрисой:
Формы и способы оценивания сформированности умений использовать
знаково-символические средства представления информации
Степень выполнения задания | Уровень сформированности умения использовать знаково-символические средства представления информации |
Предложение составлено грамматически правильно. К каждому символу подобрана соответствующая часть речи. | Высокий |
При составлении предложений допущена 1-2 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы). | Средний |
При составлении предложений допущена 3-4 ошибки (порядок слов, написание первого слова в предложении с маленькой буквы, отсутствие или неверная постановка знака препинания в предложении). | Низкий |
4. Ещё одним метапредметным результатом является развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника.
Примеры заданий на развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника:
1. Представься от имени одного из участников спортивного праздника. Скажи, кто ты, как тебя зовут, сколько тебе лет.
2. Выбери себе роль героя из сказки или мультфильма. Представься и расскажи, что ты умеешь делать. Изобрази эти действия.
3. Расскажи о семье Браун от имени Джима или Джилл. Используй картинку к упражнению.
4. Мартин беседует с директором зоопарка. Он хочет узнать, какие животные есть в зоопарке.
Кроме того, для диагностики и мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся мы используем следующие методики и диагностики:
- Диагностика по выявлению уровня мотивации к овладению иностранным языком, разработанная Дубовицкой Т.Д.
- Методика «Кто Я?»;
- Рефлексивная самооценка учебной деятельности;
- Опросник мотивации и др.
Формирование УУД происходит также через внеучебные формы работы, творческую, проектную, учебно-исследовательскую деятельность.
В настоящее время оценка метапредметных результатов находится в стадии развития, ставятся новые вопросы, проблемы, происходит поиск ответов и решений.
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе мониторинговых исследований различными специалистами, обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Современные педагоги являются первопроходцами в реализации важных государственных задач, направленных на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, на формирование умений учиться и способности к организации своей деятельности, на духовно-нравственное развитие и воспитание детей, укрепление их физического и духовного здоровья.
В условиях перехода на новые ФГОС, по нашему мнению, очень важно, чтобы педагог работал в тесном контакте со школьным психологом, который теперь является одной из ключевых фигур в системе образования.
В целях исследования уровня сформированности школьной мотивации (личностные УУД) и навыков сотрудничества (коммуникативные УУД), в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования регулярно проводится психолого-педагогическое обследование обучающихся МАОУ СОШ №2 УИИЯ в каждой параллели.
Методы исследования на начальной ступени обучения:
- Анкета Лускановой Н.Г. «Школьная мотивация»;
- «Варежки» - проективная методика - коммуникативные навыки (умение общаться с одноклассниками);
- «Школа зверей» - проективная методика – самооценка, коммуникативные навыки (умение общаться с педагогом, с одноклассниками);
- Тест «Самооценка»;
- Опросник «Эмоционально-психологический климат класса».
Школьная мотивация (Личностные УУД)
класс | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего | Низкий уровень | Негативное отношение к школе | ||||||
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | ||
2А ( 23ч.) | 9 | 39 | 5 | 22 | 4 | 17 | 2 | 9 | 3 | 13 | |
2Б (26ч.) | 8 | 32 | 4 | 15 | 5 | 19 | 4 | 15 | 5 | 19 | |
2В ( 14ч.) | 9 | 64 | 0 | 0 | 1 | 7 | 0 | 0 | 4 | 29 | |
2Д ( 21ч.) | 11 | 52 | 6 | 29 | 1 | 5 | 2 | 9 | 1 | 5 | |
2Е (22ч.) | 10 | 45 | 5 | 23 | 2 | 9 | 4 | 18 | 1 | 5 | |
Всего: 106ч. | 47 | 45 | 20 | 19 | 13 | 12 | 12 | 11 | 14 | 13 |
По результатам диагностики мотивации к обучению и навыков сотрудничества, прослеживается отношение к себе как ученику, однокласснику, а также наличие тревожности, напряжения в условиях школьной жизни.
Самооценка, тревожность (Личностные УУД)
Классы | Самооценка | Тревожность, напряжение | ||||
Положительная самооценка | Неуверенность в себе | |||||
2А ( 23ч.) | 20 | 87% | 3 | 13% | 9 | 39% |
2Б (26ч.) | 14 | 54% | 12 | 46% | 16 | 62% |
2В ( 14ч.) | 12 | 86% | 2 | 14% | 1 | 7% |
2Д ( 21ч.) | 17 | 81% | 4 | 19% | 12 | 57% |
2Е (22ч.) | 18 | 82% | 4 | 18% | 13 | 59% |
Всего: 106ч. | 81 | 76% | 25 | 24% | 51 | 48% |
Навыки сотрудничества (коммуникативные УУД)
Классы | Благоприятные отношения с одноклассниками | Трудности в построении контактов с одноклассниками | ||
2А ( 23ч.) | 16 | 70% | 7 | 30% |
2Б (26ч.) | 15 | 58% | 11 | 42% |
2В ( 14ч.) | 9 | 64% | 5 | 36% |
2Д ( 21ч.) | 13 | 62% | 8 | 38% |
2Е (22ч.) | 19 | 86% | 3 | 14% |
Всего: 106ч. | 72 | 68% | 34 | 32% |
Навыки сотрудничества с взрослыми (коммуникативные УУД)
Классы | Благоприятные отношения с учителем | Трудности в построении контактов с учителем | ||
2А ( 23ч.) | 16 | 70% | 7 | 30% |
2Б (26ч.) | 18 | 69% | 8 | 31% |
2В ( 14ч.) | 12 | 86% | 2 | 14% |
2Д ( 21ч.) | 17 | 81% | 4 | 19% |
2Е (22ч.) | 12 | 55% | 10 | 45% |
Всего: 106ч. | 75 | 71% | 31 | 29% |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 5 классов направлено на создание условий для успешного обучения учащихся на основной ступени обучения. Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.
Комплекс методик обследования адаптационного периода включает в себя наиболее показательные для адаптации процессы: мотивация учения, самочувствие, тревожность.
Используются следующие методики:
- тест Филлипса «Изучение школьной тревожности»;
- тест «Самооценка»;
- опросник «Эмоционально-психологический климат класса»;
- анкета Лускановой «Школьная мотивация»;
- анкета «Предметная мотивация»;
- шкала «Оценки групповой сплоченности» Сишора-Ханина.
Результаты психологического обследования доводятся до сведения педагогов-предметников и классных руководителей; проводится консультационная и просветительская работа с родителями учащихся; проводятся групповые и индивидуальные консультации с педагогами по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС, что позволяет направить работу педагога на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников; проводятся индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности адаптационного периода, проводится аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности, планирование работы на следующий год.
Работа по сопровождению учащихся 6,7 классов определяется запросом со стороны родителей учащихся и администрации образовательного учреждения, проводится углубленная диагностика УУД совместно с педагогами, а также коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг знаний учащихся по русскому языку как один из способов повышения качества обучения
В данной статье автор поделился своими формами и приемами проведения мониторинга по русскому языку. Более подробно излагается способ проведения базового мониторинга, который состоит из входного, проме...
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики
Мониторинг предметных и метапредметных результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математикиМониторинг предметных и метапредметных...
Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения."
Методические рекомендации "Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках иностранного языка как одного из способов повышения качества и интенсивности процесса обучения"...
№12 Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов по английскому языку
Система мониторинга необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости учеников, их более эффективного приобщения к активной жизни и г...
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов на начальной и основной ступенях обучения школьников английскому языку как один из способов повышения качества образования...
Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов
В данном разделе можно посмотреть результаты административных контрольных работ за 2022-2023 учебный год...