Рабочая программа по русскому языку по программе Г.Г. Граник, Н.Г. Борисенко, Г.Н. Владимирская, 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа рассчитана на 204 часа в год (6 часов) в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_v_5_klasse_po_granik.docx | 97.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/С.Н. Блинова/ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №32» Энгельсского муниципального района Саратовской области __________/С.А.Рогачева/ |
Рабочая учебная программа
по учебному предмету «_русский язык »
для обучающихся 5а класса МБОУ «СОШ №32»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(базовый уровень)
на 2012/2013 учебный год
Составитель:
Серебрякова Р.Н, учитель первой
квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе Федерального государственного стандарта и программы основного общего образования по русскому языку:
Граник Г.Г. Русский язык. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений к учебникам под ред. Г.Г. Граник «Русский язык» для 5–9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. – М.: Мнемозина, 2013.
Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ:
Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. М.: Мнемозина, 2013.
Главная задача курса, частью которого является учебник 5-го класса, – пробуждение у учащихся любви и интереса к школьному предмету «Русский язык» и развитие у каждого из них способности свободно владеть грамотной устной и письменной речью.
Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке должна быть связана с учебником, который организует весь учебный процесс: все, что происходит на уроке, разворачивается вокруг учебника, подчиняется пониманию и усвоению материала, заложенного в нем.
Важной особенностью учебника является то, что он построен на идее «беседы» - своеобразного диалога между тремя участниками: учителем, учащимися и учебником. При таком взаимодействии создаются условия для интеллектуальной активности школьников. К ним постоянно обращаются с различными вопросами и заданиями: «Подумайте, о чем может рассказать текст с таким заголовком», «Подумайте, о чем говорит эта пословица? Какой важный смысл вложили в нее люди?», «Проверьте себя, ответив на вопросы» и т.п.
Характерной особенностью учебника является новизна лингвистического содержания.
1. Фундаментом всего курса является синтаксис. На его основе даются другие разделы лингвистики.
Курс построен так, чтобы школьник шел от речи к слову и на новом, более высоком уровне овладевал речью. Слово же для него на всех этапах выступает как составной элемент речи. Иными словами, усвоение языка идет через речь. Через речь пополняется и словарный запас, появляется основа для ведения диалога и т.д.
Построение учебника на синтаксической основе дает значительный выигрыш в развитии мышления и речи детей.
2. Части речи рассматриваются как грамматические классы слов. В основу определения частей речи положен единый принцип – грамматическая форма слова. Практически это означает, что при определении части речи ученик должен идти от того, как изменяется (не изменяется) слово, а не от того, что оно обозначает. Только при таком подходе школьник не будет путать лексическое и грамматическое значение слова (например, слова ходить и ходьба, желтый и желтизна).
3. Изучение орфографии построено на фонемной основе. Но так как фонема тесно связана с морфемой, сам принцип правильнее назвать фонемно-морфемным.
Этот принцип позволяет проверить 80% орфографических трудностей. На нем основано «главное» (фонемное) правило, отвечающее за правописание гласных и согласных в корне, правописание ь и др. Этот подход дает учащимся возможность воспринимать русскую орфографию не как неупорядоченное нагромождение множества разных правил, а как систему правил, объединенных одним принципом: «Фонема в слабой позиции обозначается той же буквой, что и в сильной позиции».
Фонемно-морфемный принцип определил структуру учебника. В нем две части и соответственно две основные единицы языка – фонема и морфема.
Содержание первой части учебника 5-го класса составляет повторение и дальнейшее углубление полученных в начальных классах знаний по синтаксису и морфологии («В Стране Воспоминаний»), основы знаний о языке и речи, систематический курс фонетики, графики и орфографии.
Во второй части, посвященной морфемике, дается общее понятие о составе слова, о смысловых и грамматических функциях морфем. Подробно рассматривается корень как общая часть родственных слов, изучаются правила написания корней и приставок.
Этот лингвистический материал не отделен строго от других аспектов знания о языке. Язык –
явление многогранное. Строгое разделение разных сторон языка при работе с его живой тканью носит искусственный характер. Поэтому там, где материал позволяет сделать это естественно, включаются в каждую грамматическую тему элементы работы с фразеологией, с лексическим значением слов и их происхождением, активная работу с пословицами и т.д.
В учебнике предусмотрены разные возможности создания интереса к обучению русскому языку. Одной из таких возможностей является форма изложения материала, одновременно адресованная и к эмоционально-образному, и к абстрактно-логическому мышлению.
Важным условием поддержания познавательного интереса является преодоление «информационного голода» – противоречия между небольшим объемом новой информации и большим объемом тренировки. Один из важнейших способов его реализации – тщательный подбор обучающих текстов.
Авторы учебника исходили из того, что обучение русскому языку будет более успешным, если ставить цель обогащения интеллектуального фонда учащихся, воспитания культурного человека. Этой цели служат тексты общекультурного содержания (мифы, легенды, рассказы о писателях и ученых, об истории письменности, о берестяных грамотах…), отрывки из высокохудожественных произведений русской и зарубежной литературы, ненавязчивые «приглашения к чтению», рекомендующие прочитать эти произведения целиком.
На преподавание курса русского языка в 5 классе выделено 204 часа (из расчета 6 часов в неделю), из них на развитие связной речи - 34 часа.
Основными формами и методами контроля за знаниями, умениями и навыками являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, ОК, ПК, контрольных и словарных диктантов, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов: итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант с анализом текста, тест.
Запланировано 12 контрольных работ: контрольных диктантов с грамматическим заданием – 4; контрольных работ с комплексным анализом текста –2; тесты –2; изложений –2; сочинений – 2.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Ко-ли-че-ство часов | В том числе | Само-стоя-тельная работа | Дата | Коррек-тировка | ||
уро-ки | р/р, вн/чт, л/р, пр/р | Конт- роль- ные работы | ||||||
1. | Введение | 1 | 1 | |||||
1.1. | О чем расскажет учебник. В книжном лабиринте. | 1 | 03/09 | |||||
2. | Повторение изученного в начальной школе | 16 ч. + 4 ч. Р/Р | ||||||
2.1. | Какие бывают предложения. | 1 | 04/09 | |||||
2.2. | Графический разбор предложения. | 1 | 04/09 | |||||
2.3. | Р.Р. Главная мысль текста. | 1 | р/р1 | 06/09 | ||||
2.4. | Р.Р Изложение по зад. 5 | 1 | р/р2 | 09/09 | ||||
2.5. | Виды сложных предложений. | 1 | 09/09 | |||||
2.6. | Как составить схему предложения. | 1 | 10/09 | |||||
2.7. | Сложные предложения-«гуси» и сложные предложения- «матрешки». | 1 | 11/09 | |||||
2.8. | Опасности в сложных предложениях. | 1 | 11/09 | |||||
2.9. | Синтаксические «карлики» и синтаксические «великаны». | 1 | 13/09 | |||||
2.10. | Волшебное слово – самоинструкция. | 1 | 16/09 | |||||
2.11. | Урок обобщения по теме «Синтаксис» | 1 | 16/09 | |||||
2.12. | Вспоминаем знакомые вам части речи. Как узнать, к какой части речи относится слово. | 1 | 17/09 | |||||
2.13. | Правописание окончаний глагола. | 1 | 18/09 | |||||
2.14. | Р.Р. Поговорим о пословице. | 1 | 18/09 | |||||
2.15. | Р/Р Сочинение по пословице. | 1 | р/р3 | 20/09 | ||||
2.16. | Правописание окончаний глагола. | 1 | р/р4 | 23/09 | ||||
2.17. | Правописание окончаний существительных. | 1 | 23/09 | |||||
1.18. | Правописание окончаний существительных. | 24/09 | ||||||
2.19. | Правописание окончаний прилагательных. | 1 | 25/09 | |||||
2.20. | Урок обобщения по разделу «Повторение» | 1 | 25/09 | |||||
2.21. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | к/д1 | 27/09 | ||||
2.22. | Анализ контрольной работы. | 1 | 30/09 | |||||
3. | Язык и речь | 13 ч. + 4 ч. Р/Р | ||||||
3.1. | Язык и речь. | 1 | 30/09 | |||||
3.2. | Речь – самый главный способ общения. | 1 | 01/10 | |||||
3.3. | Устная речь. | 1 | 02/10 | |||||
3.4. | Речь, которая молчит, - письменная речь. | 1 | 02/10 | |||||
3.5. | Внутренняя речь. | 1 | 04/10 | |||||
3.6. | Типы речи. | 1 | р/р1 | 07/10 | ||||
3.7. | Р.Р. Контрольное сочинение «Как я однажды..» | 1 | р/р2 | к/соч. | 07/10 | |||
3.8. | Диалог, монолог, полилог. | 1 | 08/10 | |||||
3.9. | Анализ сочинения. Работа над ошибками. | 1 | Р/Р 3 | 09/10 | ||||
3.10. | Знаки препинания при диалоге. | 1 | 09/10 | |||||
3.11. | Знаки препинания при диалоге. | 1 | 11/10 | |||||
3.12. | Прямая речь Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 14/10 | |||||
3.13. | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 14/10 | |||||
3.14. | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | 15/10 | |||||
3.15. | Урок обобщения по разделу «Язык и речь» | 1 | 16/10 | |||||
3.16. | Р.Р Изложение по рассказу «Ожидание» (зад.80) | 1 | Р/Р 4 | 16/10 | ||||
3.17. | Контрольное тестирование по теме: «язык и речь» | 1 | К/т 2 | 18/10 | ||||
4 | Синтаксис и морфология | 13 ч. + 4 ч. Р/Р | ||||||
4.1. | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | 21/10 | |||||
4.2. | Наклонения глаголов. Повелительное наклонение. | 1 | 21/10 | |||||
4.3. | Условное наклонение. | 1 | 22/10 | |||||
4.4. | Изъявительное наклонение. | 1 | 23/10 | |||||
4.5. | Изъявительное наклонение. | 1 | 23/10 | |||||
4.6. | Р/Р Сочинение по зад. 93 | 1 | Р/Р1 | 25/10 | ||||
4.7. | Р/Р Анализ сочинения. Работа над ошибками. | 1 | Р/Р2 | 28/10 | ||||
4.8. | Виды сказуемых. Составное глагольное сказуемое. | 1 | 28/10 | |||||
4.9. | Виды сказуемых. Составное глагольное сказуемое. | 1 | 29/10 | |||||
4.10. | Составное именное сказуемое. | 1 | 30/10 | |||||
4.11. | Составное именное сказуемое. | 1 | 30/10 | |||||
4.12. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 01/11 | |||||
4.13. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 11/11 | |||||
4.14. | Урок повторения по теме «Синтаксис и морфология» | 1 | 11/11 | |||||
4.15. | Р.Р. Изложение. (упр. 117) | 1 | Р/Р3 | 12/11 | ||||
4.16. | Р/Р Анализ изложения. Работа над ошибками. | 1 | Р/Р4 | 13/11 | ||||
4.17. | Резервный урок | 1 | 13/11 | |||||
5. | Фонетика | 12ч. + 4 ч. Р/Р | ||||||
5.1. | Как рождаются звуки. | 1 | 15/10 | |||||
5.2. | Гласные и согласные звуки. | 1 | 18/11 | |||||
5.3. 5.4. | Р.Р. О воображении. | 1 | Р.Р1 | 18/11 | ||||
Р.Р. О воображении. | 1 | Р.Р2 | 19/11 | |||||
5.5. | Какие бывают звуки речи. | 1 | 20/11 | |||||
5.6. | Как записываются слова в транскрипции. | 1 | 20/11 | |||||
5.7. | Учимся записывать в транскрипции согласные. | 1 | 22/10 | |||||
5.8. | Учимся записывать в транскрипции гласные. | 1 | 25/11 | |||||
5.9. | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. | 1 | 25/11 | |||||
5.10. | Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. | 1 | 26/11 | |||||
5.11. | Как сделать фонетический разбор. | 1 | 27/11 | |||||
5.12. | Как сделать фонетический разбор. | 1 | 27/11 | |||||
5.13. | Обобщение изученного по теме «Фонетика» | 1 | 29/11 | |||||
5.14. | Р.Р.Подготовка к написанию контрольного изложения (зад. 166). | 1 | Р.Р3 | к/изл. | 02/12 | |||
5.15. | Р.Р. Работа над изложением (зад. 166). | 1 | Р.Р4 | 02/12 | ||||
5.16. | Резервный урок | 1 | 03/12 | |||||
6. | Дорога к письменности | 4 ч. + 2ч. Р/Р | ||||||
6.1 | Понятно без слов. | 1 | 04/12 | |||||
6.2. | Рисуночное письмо. | 1 | 04/12 | |||||
6.3. | Как было написано первое письмо. Берестяные грамоты. | 1 | 06/12 | |||||
6.4. | Священные знаки. Застывшие звуки. | 1 | 09/12 | |||||
6.5. | Р.Р Кто создал славянскую азбуку. | 1 | Р.Р1 | 09/12 | ||||
6.6. | Р.Р Контрольное сочинение по зад.167 | 1 | Р.Р2 | 10/12 | ||||
7 | Фонема | 12 ч. | ||||||
7.1. | Звуки- смыслоразличители. Что такое «плим». | 1 | 11/12 | |||||
7.2. | Познакомимся с фонемой поближе. | 1 | 11/12 | |||||
7.3. | Для всех ли фонем есть буквы. | 1 | 13/12 | |||||
7.4. | Как обозначить на письме твердые и мягкие фонемы. | 1 | 16/12 | |||||
7.5. | Буква-помощница Ь. | 1 | 16/12 | |||||
7.6. | Таинственная фонема | 1 | 17/12 | |||||
7.7. | Правописание разделительных Ъ и Ь | 1 | 18/12 | |||||
7.8. | Правописание разделительных Ъ и Ь | 1 | 18/12 | |||||
7.9. | Поговорим о букве Ы. | 1 | 20/12 | |||||
7.10. | Алфавит. | 1 | 23/12 | |||||
7.11. | Повторение пройденного по фонетике | 1 | 23/12 | |||||
7.12. | Контрольный тестирование. | 1 | К/т3 | 24/12 | ||||
8. | В путь за главным правилом | 12 ч. + 2 ч. Р/Р | ||||||
8.1. | Во всех ли словах можно сделать ошибки. Орфографическая зоркость. | 1 | 25/12/25/12 | |||||
8.2. | Непозиционные чередования. | 1 | 27/12 | |||||
8.3. | Позиционные чередования. | 1 | 10/01 | |||||
8.4. | Ключ к тайне фонем. Сильные и слабые позиции. Кто разгадал тайну фонемы. | 1 | 13/01 | |||||
8.5. | Опасные согласные. | 1 | 13/01 | |||||
8.6. | Звуки живут по своим законам. | 1 | 14/01 | |||||
8.7. | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по зад. 235 | 1 | Р/Р1 | 15/01 | ||||
8.8. | Р/Р Сочинение по зад. 235 | 1 | Р/Р2 | 15/01 | ||||
8.9. | Безопасные и опасные гласные. Добрый волшебник - ударение. | 1 | 17/01 | |||||
8.10. | Безопасные и опасные гласные. | 1 | 20/01 | |||||
8.11. | Выходим на главное правило. | 1 | 20/10 | |||||
8.12. | Обобщение и повторение по теме «В путь за главным правилом» | 1 | 21/01 | |||||
8.13. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | К/д 4 | 22/01 | ||||
8.14 | Резервный урок | 1 | 22/01 | |||||
9 | Фонемные и нефонемные правила | 10ч. + 2 ч. Р/Р | ||||||
9.1. | Фонемы «повелевают буквами». | 1 | 24/01 | |||||
9.2. | Правописание Ь между согласными | 1 | 27/01 | |||||
9.3. | Фонемные блоки чн, чк, нч, нщ | 1 | 27/01 | |||||
9.4. | Ваши старые знакомые ЖИ-ШИ, ЧА_ЩА,ЧУ_ЩУ. | 1 | 28/01 | |||||
9.5. | Фонемное правило: правило о непроизносимых согласных. | 1 | 29/01 | |||||
9.6. | Нефонемное правило: гласные И - Ы после Ц. | 1 | 29/01 | |||||
9.7. | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по зад. 274 | 1 | Р/Р1 | 31/01 | ||||
9.8. | Р/Р Сочинение по зад. 274 | 1 | Р/Р2 | 03/02 | ||||
9.9. | Урок обобщения по теме «Фонемные и нефонемные правила». | 1 | 03/02 | |||||
9.10 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | к/д 5 | 04/02 | ||||
9.11. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 05/02 | |||||
9.12. | Резервный урок | 1 | 05/02 | |||||
10. | Память и грамотность | 4ч. – 2 ч. Р/Р | ||||||
10.1. | Память и грамотность. | 1 | 07/02 | |||||
10.2. | Память и грамотность. | 1 | 10/02 | |||||
10.3. | Поговорим о плане. | 1 | 10/02 | |||||
10.4. | Память и грамотность. | 1 | 11/02 | |||||
10.5. | Р/Р Изложение по зад. 291 | 1 | Р/Р1 | 12/02 | ||||
10.6. | Р/Р Работа над ошибками, допущенными в изложении | 1 | Р/Р2 | 12/02 | ||||
11 | Морфемика | 10 ч. + 2 ч. Р/Р | ||||||
11.1. | Морфемы-смыслиночки | 1 | 14/02 | |||||
11.2. | Строительная работа приставок | 1 | 17/02 | |||||
11.3. | Строительная работа суффиксов | 1 | 17/02 | |||||
11.4. | Роль окончаний в слове | 1 | 18/02 | |||||
11.5. | Морфема + морфема = слово | 1 | 19/02 | |||||
11.6. | Вторые имена морфем | 1 | 19/02 | |||||
11.7. | Как сделать морфемный разбор слова | 1 | 21/02 | |||||
11.8. | Где же хранятся слова? Копилки слов Как найти слово в словаре | 1 | 24/02 | |||||
11.9. | Какая наука изучает происхождение слов | 1 | 24/02 | |||||
11.10 | Контрольный работа с комплексным анализом текста | 1 | к/р 6 | 25/02 | ||||
12.11. | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по зад. 274 | 1 | Р/Р1 | 26/02 | ||||
12.12. | Р/Р Изложение по зад. 297 | 1 | Р/Р2 | 26/02 | ||||
13. | Правописание корней | 34ч. + 6 ч. Р/Р | ||||||
13.1 | Слова-родственники. Правильные корни и корни-уродцы. Как находить родственные слова | 1 | 28/02 | |||||
13.2. | Чередования в корне | 1 | 03/03 | |||||
13.3. | Чередования в корне | 1 | 03/03 | |||||
13.4. | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания | 1 | 04/03 | |||||
13.5. | И снова ударение не помощник | 1 | 05/03 | |||||
13.6. | Р/Р Подготовка к написанию изложения по зад. 357 | 1 | Р/Р1 | 05/03 | ||||
13.7. | Р/Р Изложение по зад. 357 и его анализ | 1 | Р/Р2 | 07/03 | ||||
13.8. | Командуют согласные звуки | 1 | 10/03 | |||||
13.9 | Командуют согласные звуки | 10/03 | ||||||
13.10. | Командует смысл | 1 | 11/03 | |||||
13.11. | Орфограмма с девчачьим именем | 1 | 12/03 | |||||
13.12. | Орфограмма с девчачьим именем | 1 | 12/03 | |||||
13.13. | Орфограмма с девчачьим именем | 1 | 14/03 | |||||
13.14. | Суффикс –а- продолжает командовать | 1 | 17/03 | |||||
13.15. | Еще два почти два девчачьих имени | 1 | 17/03 | |||||
13.16. | Суффикс –а- командует гласными О и А | 1 | 18/03 | |||||
13.17. | Виды глагола рождают блоки | 1 | 19/03 | |||||
13.18. | Глаголы совершенного вида | 1 | 19/03 | |||||
13.19. | Глаголы несовершенного вида | 1 | 21/03 | |||||
13.20. | Приведем наши знания в порядок | 1 | 01/04 | |||||
13.21. | Самостоятельная работа по теме «Чередования в корне» | 1 | с/р | 02/04 | ||||
13.22. | Р/Р Подготовка к написанию выборочного изложения по зад. 370 | 1 | Р/Р3 | 02/04 | ||||
13.23. | Р/Р Выборочное изложение по зад. 370 | 1 | Р/Р4 | 04/04 | ||||
13.24. | Еще одно нефонемное правило: О-Ё после шипящих | 1 | 07/07 | |||||
13.25. | Еще одно нефонемное правило: О-Ё после шипящих | 1 | 07/07 | |||||
13.26. | Еще одно нефонемное правило: О-Ё после шипящих | 1 | 08/04 | |||||
13.27. | Еще одно нефонемное правило: О-Ё после шипящих | 1 | 09/04 | |||||
13.28. | Корень и главное правило. Ударим по безударным гласным | 1 | 09/04 | |||||
13.29. | Проверить удается не все | 1 | 11/04 | |||||
13.30. | Откуда «вылетают» проверочные слова? | 1 | 14/04 | |||||
13.31. | Слова, «убежавшие» от первоначальных значений | 1 | 14/04 | |||||
13.32. | «Пересаженные» корни | 1 | 15/04 | |||||
13.33. | Старые знакомцы | 1 | 16/04 | |||||
13.34. | Удвоенные согласные в корне – без словаря не обойтись | 1 | 16/04 | |||||
13.35. | Повторение и обобщение по теме «Правописание корней» | 1 | 18/04 | |||||
13.36. | Р/Р Подготовка к написанию сочинения по зад. на стр.133 | 1 | Р/Р4 | 21/04 | ||||
13.37. | Р/Р Сочинение о своем увлечении (стр. 133) | 1 | Р/Р5 | 21/04 | ||||
13.38. | Повторение и обобщение по теме «Правописание корней» | 1 | 22/04 | |||||
13.39. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | к/д 7 | 23/04 | ||||
13.40. | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 1 | 23/04 | |||||
14. | Приставки-труженицы | 20ч. + 2 ч Р/Р | ||||||
14.1. | Поговорим о всех приставках сразу. Много ли на свете приставок | 1 | 25/04 | |||||
14.2. | Для разных приставок – разные законы | 1 | 28/04 | |||||
14.3. | Приставки первой группы и главное правило | 1 | 28/04 | |||||
14.4. | Какие трудности подстерегают нас в приставках первой группы? | 1 | 29/04 | |||||
14.5. | Узнаете ли вы приставки первой группы? | 1 | 30/04 | |||||
14.6. | Коварная приставка С- | 1 | 30/04 | |||||
14.7. | Нарушители главного правила (приставки второй группы). Все наоборот | 1 | 05/05 | |||||
14.8. | Не «съешьте» второе С | 1 | 05/05 | |||||
14.9. | Опять «опасные» гласные | 1 | 06/05 | |||||
14.10. | Операция «Ы», или Буква Ы в корне после приставок | 1 | ||||||
14.11. | Все трудности вместе | 1 | 07/05 | |||||
14.12. | Р/Р Подготовка к написанию контрольного изложения по зад. 517 | к/изл. | 07/05 | |||||
14.13. | Р/Р Изложение по зад. 517 | 1 | 12/05 | |||||
14.14. | Приставки третьей группы – самые трудные. Вот они: пре- и при- | 11 | 12/05 | |||||
14.15. | Почему трудные? | 1 | 13/05 | |||||
14.16. | Что может означать приставка при-? | 1 | 14/05 | |||||
14.17. | Что может означать приставка при-? | 1 | 14/05 | |||||
14.18. | Что может означать приставка пре-? | 1 | 16/05 | |||||
14.19. | Приведем наши знания в порядок. | 1 | 19/05 | |||||
14.20. | Контрольный диктант с комплексным анализом текста анализом текста | 1 | К/д 8 | 19/05 | ||||
14.21. | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | 1 | 20/05 | |||||
14.22. | Резервный урок | 1 | 21/05 | |||||
15. | Повторение изученного в 5 классе | 8 ч | ||||||
15. | Повторение. Синтаксис и пунктуация. | 1 | 21/05 | |||||
15.1. | Сложные предложения. Графический разбор. | 1 | 23/05 | |||||
15.2. | Повторение основных орфографических правил написания гласных в корне. | 1 | 26/05 | |||||
15.3. | Повторение основных орфографических правил написания гласных в корне. | 1 | 26/05 | |||||
15.4. | Повторение основных орфографических правил написания гласных в корне. | 1 | 27/05 | |||||
15.5 | Правописание приставок. | 1 | 28/05 | |||||
15.6. | Правописание суффиксов. | 1 | 28/05 | |||||
15.7. | Правописание окончаний. | 1 | 30/05 | |||||
15.8. | Итоговое тестирование | 1 | 30/05 |
Содержание тем учебного курса
Повторение изученного в начальной школе (17 ч)
Синтаксис и пунктуация. Грамматическая основа предложения.
Виды предложений по строению: простые и сложные. Виды сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные. Средства связи в сложном предложении. Союзы и союзные слова.
Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части. Место придаточной части: после главной, или перед главной, или внутри главной.
Сложные предложения с разными видами связи (пропедевтическое изучение).
Знаки препинания в сложном предложении. Разделительные и выделительные знаки.
Графический разбор предложения. Схемы предложений, состоящие из 2-3 частей.
Морфология и орфография. Части речи. Принципы разделения слов по частям речи. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие. Служебные части речи: предлог, союз, частица. Местоименные слова.
Грамматические признаки изученных в начальной школе частей речи.
Повторение правописания безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
Морфология и синтаксис ( 13 ч)
Морфология. Наклонения глагола: повелительное, условное (сослагательное), изъявительное. Значение, образование, изменение.
Изменение глаголов в форме изъявительного наклонения.
Синтаксис.
Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое. Смысловая и грамматическая нагрузка сказуемого.
Составное глагольное сказуемое. Вспомогательный глагол и инфинитив. Краткие прилагательные в роли вспомогательной части составного глагольного сказуемого.
Составное именное сказуемое. Глаголы-связки. Способы выражения именной части.
Тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. Отсутствие тире в предложениях с частицами не, как, будто, точно и др.
Язык и речь (13 ч)
Язык и речь. Речь, ее значение в жизни. Речевое общение.
Формы речи: устная, письменная, внутренняя.
Типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Соединение типов речи в тексте.
Монолог, диалог, полилог. Культура диалога.
Знаки препинания при диалоге.
Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи. Прямая речь, разорванная словами автора (пропедевтическое изучение).
Фонетика и орфоэпия (12 ч)
Фонетика. Строение и работа речевого аппарата.
Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие, сонорные.
Основные выразительные средства фонетики. Звукопись.
Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Фонетическая транскрипция. Обозначение в транскрипции гласных и согласных звуков, сочетаний звуков.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Фонетический разбор.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Из истории письменности (4 ч)
Сигналы в жизни людей.
Рисуночное, иероглифическое, звуко-буквенное письмо.
История алфавита. Кириллица и глаголица. Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий.
Фонема (12 ч)
Понятие о фонеме. Смыслоразличительная роль фонем.
Состав фонем современного русского языка.
Звонкие и глухие согласные фонемы, их обозначение на письме.
Твердые и мягкие согласные фонемы, их обозначение на письме.
Обозначение фонемы
Правописание разделительных ъ и ь.
Графика. Алфавит.
Соотношение буквы, звука и фонемы.
В путь за главным правилом (12 ч)
Во всех ли словах можно сделать ошибки?
Орфографическая зоркость. Ошибкоопасное место.
Исторические и позиционные чередования звуков.
Звуки-волшебники: гласные, сонорные, [в], [в’].
Сильные и слабые позиции фонемы. Ключ к тайне фонемы – определение позиции.
Сильные и слабые позиции по звонкости-глухости. Правописание звонких и глухих согласных (повторение изученного в начальной школе).
Сильные и слабые позиции для гласных. Безопасные и опасные гласные.
Орфография. Фонемные и нефонемные правила (10 ч)
Фонемная основа русской орфографии. «Главное» (фонемное) правило.
Фонемные правила:
- мягкий знак для обозначения на письме мягких фонем:
1) ь на конце слов;
2) ь перед твердыми согласными;
3) ь и его отсутствие перед мягкими согласными;
4) отсутствие ь в буквосочетаниях чн, чк, нч, нщ (повторение изученного в начальной школе);
- гласные и, а, у после шипящих (повторение);
- правописание непроизносимых согласных (повторение).
Нефонемные правила:
- гласные и–ы после ц;
- мягкий знак после шипящих на конце слов;
- о–ё после шипящих в корне;
- о–ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.
Инструкции к фонемным и нефонемным правилам.
Правописание не с глаголами.
Память и грамотность. Виды памяти: зрительная, слуховая, речедвигательная, рукодвигательная. Развитие разных видов памяти.
Морфемика. Орфография.
Морфемика (10 ч)
Морфема как минимальная значимая часть слова.
Основа слова и окончание. Нулевое окончание.
Виды морфем: корневые и служебные.
Аффиксы, виды аффиксов: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексии. Роль аффиксов в слове.
Морфемный разбор слова.
Этимология как наука о происхождении слов. Изменения в структуре слова. Этимология на службе орфографии.
Морфемные и этимологические словари.
Корень. Однокоренные слова и их признаки. Гнезда однокоренных слов.
Исторические (непозиционные) чередования звуков в слове. Варианты морфем. Чередование гласных с нулем звука.
Правописание корней (34 ч)
Полногласные и неполногласные сочетания, их происхождение.
Чередующиеся гласные в корне, связанные 1) с запоминанием всего корня, 2) с последующим согласным звуком, 3) со значением слова, 4) с суффиксом -а-.
Буквы е–и в корнях с чередованием. Виды глагола. Блоки в глаголах несовершенного и совершенного вида (ира/ер, ина/а(я), има/а(я) в словах типа собирать – соберу, начинать – начать.
Корень и «главное» правило. Способы проверки безударных гласных, проверяемых ударением.
Семантические изменения в однокоренных словах.
Правописание заимствованных слов. Греко-латинские словообразовательные элементы.
Правописание приставок (20 ч)
Правописание гласных и согласных в приставках первой группы (подчиняющихся фонемному правилу).
Правописание приставок второй группы – приставок на -з (-с). Отступления от фонемного принципа.
Правописание приставок третьей группы (приставки при- и пре-).
Повторение в конце года (8 ч.)
Развитие речи (34 ч)
Текст. Тема текста, строение текста (повторение изученного в начальной школе).
Обучение приемам работы с текстом.
Заголовок – «входная дверь» в текст. Работа с заголовком.
Главная мысль текста. «Вычерпывание» главной мысли.
Работа с пословицами. «Вычерпывание» смысла пословицы. Перевод с «языка образов» на «язык мысли».
План. Для чего нужен план? Простой и сложный план.
Воображение. Работа по развитию воссоздающего и творческого воображения. Изложения и сочинения на основе воображения. Включаем «мысленный экран».
Типы речи. Описание, повествование, рассуждение.
Описание предмета и животного. Описание костюма.
Рассказ на основе услышанного и по воображению.
Рассуждение, его построение. Доказательства в рассуждении.
Соединение типов речи в тексте.
Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
Синтаксис. Выделять основу двусоставных предложений с разными видами сказуемого (простым глагольным, составным глагольным, составным именным); определять виды сложных предложений; производить графический разбор предложения (определять количество частей в составе сложного предложения, видеть границы частей; опознавать сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова; выделять главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении, определять место придаточной части); давать общую характеристику предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, по наличию или отсутствию второстепенных членов, по количеству грамматических основ); составлять схемы простых предложений с однородными членами, сложных предложений, состоящих из 2-3 частей, предложений с прямой речью; пользоваться инструкциями по синтаксису; конструировать предложения по заданным схемам.
Пунктуация. Правильно ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами; разделять запятыми части сложного предложения, выделять запятыми придаточную часть в сложноподчиненном предложении; ставить тире между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки в составном именном сказуемом; оформлять на письме диалог и прямую речь; находить и исправлять пунктуационные ошибки в тексте (задания типа «Поработайте корректором»).
Морфология. Различать части речи; определять морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; уметь изменять эти части речи; правильно употреблять грамматические формы (формы наклонения, времени глагола и др.).
Фонетика и графика. Определять звуки речи (гласные и согласные, твердые и мягкие; звонкие, глухие, сонорные согласные); различать ударные и безударные гласные; записывать слово в фонетической транскрипции (простые случаи), производить фонетический разбор слова; доказывать смыслоразличительную роль фонемы; определять сильные и слабые позиции фонемы; не смешивать звуки, фонемы и буквы; знать алфавит и свободно пользоваться им при работе со словарями и справочниками.
Орфоэпия. Владеть основными орфоэпическими нормами русского литературного языка; правильно произносить слова из орфоэпического минимума для 5 класса; пользоваться орфоэпическими словарями.
Лексика. Употреблять слова и устойчивые выражения в соответствии с их значением; пользоваться разными видами словарей (толковым, иностранных слов, морфемным, этимологическим и др.).
Морфемика. Выделять в слове морфемы: корень, префикс, суффикс, флексию, постфикс; подбирать однокоренные слова одновременно по двум признакам: по общности значения и по сходству звукового облика (буквосочетаний); видеть в слове исторические чередования, в том числе чередование с нулем звука; выделять морфемы с учетом чередований; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава, в том числе значение слов с греко-латинскими словообразовательными элементами (фон, лог, моно, диа, поли, авто, аква и др.); производить морфемный разбор слова.
Орфография. Понимать значение письма и орфографии для жизни людей; правильно списывать предложение (текст), задействуя в ходе письма различные виды памяти: зрительную, слуховую, речедвигательную (проговаривание), рукодвигательную; пользоваться инструкциями по применению изученных орфографических (фонемных и нефонемных) правил; видеть в слове ошибкоопасные места; применять на практике «главное» (фонемное) правило русской орфографии («буквой записываем фонему в сильной позиции»); пользоваться орфографическим словарем;
владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых гласных и согласных, чередующихся гласных всех типов (-гар- – -гор-, -зар- – -зор-; -раст- — -рос-; -лаг- — -лож-; -мер- — -мир-; -тер- — -тир- и др.); правильно писать приставки трех групп (1) неизменяемые приставки; 2) приставки на з и с; 3) приставки при- и пре-); безошибочно писать буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу; чк, чн, нч, рщ; правильно употреблять разделительные ъ и ь, букву ь после шипящих на конце существительных, глаголов и наречий; не с глаголами; и–ы после ц; о–ё после шипящих в корне и в окончании.
Работа с текстом, речевая деятельность.
Чтение и понимание текста. Понимать смысл прочитанного и прослушанного текста (как объяснительного текста – учебного текста лингвистического содержания, так и текста задания); осмысленно и выразительно читать текст;
находить в тексте непонятные и малопонятные слова, ключевые слова; объяснять их значение;
определять тему, главную мысль (концепт) текста, принадлежность к типу речи; находить в тексте описание, повествование, рассуждение; видеть их сочетание в тексте;
озаглавливать текст в соответствии с темой или главной мыслью текста;
прогнозировать содержание текста по его заголовку и/или началу; ориентироваться в содержании всей книги, в том числе учебника, опираясь на оглавление;
делить текст на смысловые части; составлять простой и сложный план;
подробно и сжато пересказывать прочитанный текст; отвечать на вопросы по содержанию текста;
читать и пересказывать биографические рассказы о писателях и выдающихся лингвистах;
«вычерпывать» смысл из пословицы; различать в пословице «скорлупку» (событие, описанное в ней, фактуальную информацию) и «ядрышко» (обобщенную мысль, концепт); переводить пословицы с «языка образов» на «язык мысли»; писать рассказ по пословице.
Развитие воображения. Понимать роль воображения в жизни людей; использовать воссоздающее воображение (зрительное, слуховое, обонятельное и т.п.) как основу для понимания и запоминания текста (задания типа «Включите воображение», «Включите мысленный экран»); пересказывать текст с опорой на воссоздающее воображение; создавать текст на основе творческого воображения.
Развитие речи. Создавать устное монологическое высказывание на лингвистическую тему, вступать в диалог в соответствии с правилами ведения диалога; использовать изученные речевые конструкции в собственной устной и письменной речи;
излагать письменно повествовательные и описательные тексты; создавать небольшие тексты разных типов (сочинения-миниатюры); описывать предмет, животное, костюм; писать текст-рассуждение; сочинять рассказ на основе услышанного и по воображению.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Граник Г.Г. Русский язык. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений к учебникам под ред. Г.Г. Граник «Русский язык» для 5–9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. – М.: Мнемозина, 2013.
- Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 ч. М.: Мнемозина, 2013.
- Шишкова С.В. Рабочая тетрадь-спутник учебника. 5 класс. – М.: Мнемозина, 2013.
Список литературы
- Борисенко Н.А. Методические рекомендации к учебнику Г.Г. Граник и др. «Русский язык. 5 класс.
- Граник Г.Г. Русский язык. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений к учебникам под ред. Г.Г. Граник «Русский язык» для 5–9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, Г.Н. Владимирская. – М.: Мнемозина, 2013.
- Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
- Дейкина А. Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: АРКТИ, 1999.
- Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. – М., 1994.
- А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
- Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. – М., 1991.
- Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
- Сборник нормативных документов РУССКИЙ ЯЗЫК: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской для 7 класса
В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучен...
Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс. 6 класс. ...
Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс...
Рабочая программа по русскому языку по программ под редакцией Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова. 8 класс. 140 часов
Данная рабочая программа составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта 2004г., разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений под ...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса также содержит каледарно - тематическое планирование....