Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской для 7 класса
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Басырова Ильхамия Хайдеровна

      В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

  2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.        5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

      Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

      Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

      Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

      В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

      Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

      Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

      Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

      В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

      Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

      По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

      Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.

      Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.     

      Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

      Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

      Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?" 

      В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

      В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

      Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_rus_7_kl.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и на основе примерных программ основного общего образования. Русский язык. Москва «Просвещение» 2010

 Программа рассчитана для преподавания русского языка по учебнику «Русский язык»для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 7-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008

 Срок реализации программы: 2013-2014учебный год.        

Всего 119 часов (3.5 часа в неделю), из них на развитие речи -  36 часов, резервные – 9 часов.

При планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля: диктанты (объяснительный, предупредительный, «Проверяю себя», графический, выборочный, распределительный, творческий с дополнительными заданиями), тест, комплексный анализ текста, устные рассказы по плану на лингвистические темы, лингвистические рассказы на основе интерактивных таблиц, сочинения небольшого объема по началу, по опорным словам и т.д.

Главная цель обучения русскому языку в школе состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

           Задачи обучения:

     1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

    2) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению форм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

3) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

         В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучению связной речи. Теория приближена к потребностям практики.

Теоретическую основу обучения составляют три группы понятий: текст, стили речи, функционально-смысловые типы речи.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи, которые сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

            К концу 7 класса по русскому языку учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объясняют их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в V-VII классах знаки препинания; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.

Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояния и пр.

Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и достояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету.

Совершенствование текста. С учетом стиля речи могут совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного, публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.

Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:

  1. Русский язык: Учеб. Для 7 кл.общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 7-е изд., стереотип. – Дрофа, 2008
  2. Словари и справочники:
  1. Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с
  2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк9руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
  3. М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
  4. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
  5.  Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1985; 2-е изд., стер. М., 1990.
  6. Школьный орфографический словарь Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков,15 000 слов
  7. Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
  8. Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учителя:

  1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку.7 класс / Под редакцией М.М.Разумовской. - М.:Дрофа,2004
  2. Новикова Н. Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 7 класс» под ред. М.М.Разумовской. – М.: Просвещение, 2008
  3. Дейкина А.Д., ПахноваТ.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку. 6-7 классы. - М.:АРКТИ,1999
  4. Ларионова  Л.Г. Сборник упражнений   по  орфографии.   7  класс.   Книга  для  учителя.-М:Просвещение,2001
  5. Розенталь Л.Э. и Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей, Изд. 2-ое, испр. и доп. М., «Просвещение», 1976.- 543с

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: 

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

2.  http://www.smartboard.ru/ «Опыт педагогов Оренбуржья»      

     http://www.orenedu.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=6&Itemid=216 

 3. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore

 4. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

 5.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

 6.  http://www.openclass.ru/ 

 

Рабочее место учителя: оборудование:

  1. персональный компьютер;
  2. проектор;
  3. интерактивная доска.

Обусловленность выбора учебника (линия под ред. М.М.Разумовской)

и краткая его характеристика

      В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

      Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

  1. Признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль) и особенности его строения, связанные с развитием мысли (данная и новая информация,

способы и средства связи предложений, членение текста на абзацы, строение абзаца);

  2. Стили речи: разговорный, научный, деловой, публицистический, художественный;

  3. Функционально-смысловые типы речи, описание, повествование, рассуждение и их разновидности - описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений, событий и т.д.

Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения русского языка.        5 класс рассматривается как переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8-9 классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

      Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. Так, причастие и деепричастие изучаются в 6 классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7 классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения. Кроме того, оказывается разгруженным традиционно сложный курс 7 класса.

      Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка.

      Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

      В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.

      Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.

      Каждый год обучения строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития.

      Характерные черты учебника для каждого класса проистекают из общей направленности разработанного курса русского языка, реализующей идею синтеза всестороннего речевого развития школьников со специальной лингвистической подготовкой. Прежде всего, усилена в целом речевая направленность в подаче программного материала. Учебники для каждого класса содержат два раздела, (как и программа):

I) систематический курс языка, с правописанием и элементами культуры речи;

2) раздел "Речь", включающий понятия речи, стилей речи, типов речи, текста.

      В ходе учебного процесса эти разделы изучаются не в линейном порядке, а в перемежающемся режиме.

      Каждая языковая тема завершается параграфом "Употребление в речи существительного /прилагательного и т.д./". Такое внешнее подчеркивание противоречия сопоставления "язык-речь" способствует лучшему осмыслению детьми этих понятий, а также более отчетливому пониманию связей между ними. Систематически из года в год, из темы в тему проводится ориентация на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения, понимания, говорения, письма. В учебнике особенности занятий по чтению определяются характером текстов.

      Самое серьезное внимание уделяется работе с лингвистическим текстом и словарями.

Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развертывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.

Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся).

      По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты.

      Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке.

      Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся.      

      Параллельно школьники обучаются языковому анализу.

      Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.

      Самое пристальное внимание уделяется развитию навыков письма как важного вида речевой деятельности. Авторы учебника стараются дать ответ на вопрос: "Как разрешить противоречие между знанием и умением и что считать знанием?"  

      В учебниках определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''

      В программе усилен семантический аспект к подаче лингвистического материала на всех уровнях языка. Процесс постижения языковой семантики и смысла высказываний учитывает реальные возможности школьников и строится в развитии. Учебная нагрузка равномерно распределяется по классам. В V классе изучаются части речи, в известной мере знакомые учащимся по начальной школе, но темы эти подаются на семантическом уровне и изучаются в полном объеме.

      Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учетом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объеме. Новыми являются разделы: "Синтаксис. Пунктуация", "Речь".

Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (119часов)

Тема урока

Количество

уроков

Дата

Тип урока

Содержание  учебного материала

Виды работ

Результаты

 образования

Способы и формы оценки достижения результатов

Учебно-методическое и

информационное обеспечение                        

Сведения о языке

1.

 Изменяется ли язык с течением времени.

1

комбинированный

Знакомство с учебником русского языка для 7 класса

Беседа, выполнение упражнений

Познакомить с учебником, привить бережное отношение к книге

Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка»

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

2.

Этимология как раздел о языке

1

комбинированный

Этимология как раздел лингвистики.  Этимологические словари. Порядок этимологического разбора.

ЗСП-1

Сформировать  умение читать и анализировать текст

Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст

. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

Повторение изученного в 6 классе(фонетика и графика, морфемика и словообразование)

3.

4

 Фонетика и орфоэпия.

 

2

комбинированный

Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8

Звуковая сторона речи.

Практич.работа по фонет.разбору слов

Дать понятие о речевом общении

Фонетический анализ небольшого текста

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

5

РР Что мы знаем о речи, ее стилях и типах, о тексте.

1

комбинированный

Повторение и обобщение изученного о стилях. Расширение круга сведений о речевых средствах,

Творческое письмо

Дать понятие о диалоге и монологе Разграничить понятия устной и письменной речи

Высказывание научного стиля.

Стилистический разбор небольшого текста

Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова; Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

6

Понятие о звукописи

1

комбинированный

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Морфемный (по составу)

Работа с раздат.материалом

Знать, что изучается в фонетике

Выборочный диктант с творческим заданием (

. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

7

Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Разбор слова по составу.

1

комбинированный

Практич

.работа

Вспомнить, чем различаются гласные и согласные звуки

Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу.

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

  8

 Развитие речи. Типы речи

1

комбинированный

9

Словообразовательные гнёзда

1

комбинированный

Задания по фонетике и словообразованию.

Самост.раб.

Дать понятие об орфоэпии как разделе науки о языке

 Работа по словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7класс. Крамаренко Н.О. Русский язык . 5 класс

10

Неморфологические способы  образования слов

1

комбинированный

Повторение и обобщение изученного материала о тексте,его теме, основной мысли.

Самост.

работа

Дать понятие о правилах произношения согласных звуков

Аналитическая работа с текстом

Крамаренко Н.О. Русский язык . 5 класс

11

Контрольная работа №1

1

контрольно-проверочный

Контрольная работа по теме «Фонетика и словообразование»

контрольный

Проверка знаний по фонетике и словообразованию

Крамаренко Н.О. Русский язык . 5 класс

Самост.работа

12

13

РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят»

2

Развитие речи

Проверка умения полно, подробно излагать текст

изложение

Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

Орфография и пунктуация.

14

Правописание: Буквы Ъ и Ь.

1

комбинированный

Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка

Работа по карточкам, устный опрос

Углубить и систематизировать представление о фонет-ом разборе слова

Объяснительный диктант

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

15

Правописание: орфография и пунктуация. Буквы О и Ё после шипящих и Ц

1

комбинированный

Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании  

тестовое задание

Научить писать сочинение-описание по картине

Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

16

17

Контрольная работа №2 .Изложение  «Артур- гончий пёс»

контрольно-проверочный

Развитие речи

Составление текста описательного характера

Уметь составлять текст, редактировать его, сохраняя черты авторского стиля

изложение

Арефьева С. А. Проверка сочинений уч-ся/ Рус. яз. в школе.-2001.-№1

18

Правописание приставок.

1

урок развития речи

Орфограммы в приставках

Анализ текста

Проверить знания по фонетике и орфоэпии

Тематический тест. (15мин.) составление тематического

19

РР Стили речи. Публицистический стиль речи.

1

контрольно-проверочный

Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений.

Дать понятие о науке стилистике

Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.

Создание небольшого текста-рассуждения.

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

20

Написание гласных в корне

1

комбинированный

Правила написания

гласных в корне.

Инд. карточки

Раскрыть назначение письма в жизни человека

Тематический тест.

Словарная работа

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

21

22.

Орфограммы в корнях слов

2

комбинированный

 Правила написания безударной гласной в корнях  

применение их на письме

конспект

Сформировать умение безошибочно писать согласные в корнях слов

Контрольное списывание.

словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне.

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

23

Правописание суффиксов

1

комбинированный

Повторение правила правописания суффиксов

Тематический тест.

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

24.

РР Языковые средства публицистического стиля

1

комбинированный

Закрепление умения узнавать тексты публиц.стиля

Знать особенности публ.стиля

Создание небольшого текста

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской

25

26

Написание н- нн  в суффиксах

2

комбинированный

Закрепление правописания Н-НН в суффиксах прилаг-ых и причастий

тест

Закрепить навык правописания –нн-в суф.

Тематический тест.

27

Контрольная работа   №3

контрольно-проверочный

Проверка навыка правописания

Пункт.и орфограф.контроль

Уметь использовать изученное в работе

Словарная работа

28

29

Правописание окончаний

2

комбинированный

Правописание окончаний в разных частях речи

Пункт.и орфограф.контроль

Повторить и обобщить изученное по орфографии

Тематический тест.

30

31

Слитное и раздельное написание  не с разными частями речи

2

комбинированный

Правила правописания НЕ с разными частями речи

Написание заметки

Знать правила написания –Нес разными частями речи

Тематический тест.

32

НЕ и ни в отрицательных местоимениях

1

комбинированный

Тематический тест.

33

34

РР Публицистический стиль речи. Заметка в газету.

 (домашнее сочинение «Человек и природа в родном крае»)

2

комбинированный

Закрепления умения определять и характеризовать текст публиц.стиля

Составить заметку,используя особенности публицистического стиля

Написание заметки в газету

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

33

36

Словарное богатство русского языка

2

комбинированный

Богатство русской лексики

Словарная работа

37

38

Грамматика: морфология и синтаксис.

2

комбинированный

Повторение сведений об изученных частях речи;

Работа по таблице. Рассуждение на лингвистические темы.

Стиль и тип речи. Озаглавливание текста.

Словарная работа

39

Контрольный работа№4

«Дуб, облюбованный художником»

1

контрольно-проверочный

Написание заметки в газету

Инд. карточки

Повторить и обобщить изученное по орфографии

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

40

Анализ контрольного диктанта

1

комбинированный

Обобщение знаний по теме

Опрос

Инд.карточки

Проверить орфогр-ие и пункт-ые знания и умения

Словарная работа

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс..

Морфология

41

42

Какие слова являются наречиями.

2

урок изложения нового материала

Дать понятие о наречии; формировать умение отличать наречия от других частей речи, определять их синтаксическую роль.

Сжатое изложение

Знакомство с теоретическим материалом. Исследование текста с целью «узнавания» наречий.

Словарная работа

Тематический тест.

Диск Страна Лингвиния Сборник диктантов.

43

44

Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи.

1

комбинированный

формировать умение отличать наречия от других частей речи,

опрос

Дать понятие речевого этикета

   _

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи..- М., Просвещение, 2003

45

46

Разряды наречий по значению.

2

урок изложения нового материала

Знакомство с делением наречий на разряды

опрос

Научить писать сочинение-описание по картине

Сочинение-описание

Крамаренко Н.О. Русский язык .7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

47

48

Степени сравнения наречий. Словарный диктант

2

Повторительно-обобщающий

Понятие о степенях сравнения наречий

Диктант с заданием

Проверить орфографические пункт-ые знания и умения

Словарный диктант

49

Морфологический  разбор наречий

1

комбинированный

Морфологический  разбор наречий

Проверить орфографические пункт-ые знания и умения

Диктант

50

51

52

Словообразование наречий.

3

комбинированный

Научить делать словообразовательный анализ наречий

Инд.карточки

Представление о слове как системе разных языковых знач

Диктант

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс.

53

Контрольная работа по теме «Наречие»

1

 контрольно-проверочный

Корректировка знаний по теме

Понятие окончания как изменяемой морфемы

Контрольное упражнение

Диск  Русский язык. 7 класс Электронный учебник к учебнику Разумовской

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

54

Анализ контрольной работы

1

комбинированный

Обобщение знаний по теме

Опрос

Инд.карточки

Проверить орфогр-ие и пункт-ые знания и умения

55

56

Правописание наречий, образованных от имен существительных.

2

комбинированный

Понятие о наречиях,

образованных от имен существительных.

опрос

Понятие

    _

57

58

Правописание наречий на

–О, -Е.

Не в наречиях на –О, -Е.

2

урок изложения нового материала

Знакомство с правилом правописания НЕ с наречиями

Анализ лингв.текста

уметь разграничивать части речи

   _

59

60

Буквы Н,НН в наречиях

 на -О, -Е.

2

урок изложения нового материала

Правописание Н-НН в наречиях

опрос

Диктант «Проверь себя»

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

61

62

Буквы  -О, -Е в конце наречий на шипящих

2

урок изложения нового материала

Правописание О-Е в конце наречий после шипящих

опрос

Диктант «Проверь себя»

63

64

 Классное сочинение-рассуждение в публицистическом стиле по данному началу.

2

урок развития речи

тест

Повторить и обобщить изученное

Сочинение- рассуждение

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

65

Контрольный диктант по теме «Правописание наречий»

1

контрольно-проверочный

Правописание О-Е в конце наречий после шипящих

Сам.работа

Писать сочинение-описание по фотографии

СО разбор

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс.

66

Анализ контрольной работы

1

комбинированный

Обобщение знаний по теме

Опрос

Инд.карточки

Проверить орфогр-ие и пункт-ые знания и умения

Словарная работа

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс..

67

68

Буквы –О, -А на конце наречий.

2

урок изложения нового материала

Правописание О-Е в конце наречий после шипящих

Инд.задания сам.работа

Определять морфол-ие признаки разных частей речи

Тематический тест.

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

69

70

Дефис в наречиях.

2

урок изложения нового материала

Правописание наречий

Редакционная работа

Узнавать служебные части речи

Тематический тест.

71

Р/р Описание состояния человека

1

урок развития речи

Описание состояния человека

Развивать речь

Письменная работа

72

Не и ни в отрицательных наречиях.

1

урок изложения нового материала

Способы образования наречий

Контрольная работа

Повторить и обобщить изученное

    Тематический тест.

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

73

Ь в конце наречий после шипящих.

1

урок закрепления

Проверка знаний

практикум

Проверить

Контрольное упражнение

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

74

75

Р/р Описание состояния человека.Работа по картине Ф.П.Решетникова«Опять  двойка»

2

урок развития речи

Навыки составления описания состояния человека

Письменная работа

Сочинение - описание

76

РР Употребление наречий в речи

1

урок изложения нового материала

Особенности наречий и их употребление в речи

Дать понятие словосочетания

    _

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи..- М., Просвещение, 2003

77

Произношение наречий.

1

урок изложения нового материала

Произношение наречий.

Инд.задания

Дать понятие Произношение наречий.

    _

Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

78

Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие».

1

урок изложения нового материала

Правописание Н-НН в наречиях

изложение

Уметь выполнять разбор СС

   Тренинг

Диск Страна Лингвиния Сборник диктантов.

79

Сжатое изложение

1

Развитие речи

писать сжатое изложение

Уметь писать сжатое изложение

80

Контрольный диктант по теме  

 « Наречие»

1

контрольно-проверочный

Обобщение знаний о морфологических особенностях наречия

    _

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс..

81

Анализ контрольной работы

1

комбинированный

Обобщение знаний по теме

Опрос

Инд.карточки

Проверить орфогр-ие и пункт-ые знания и умения

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс..

                                                                                                          Служебные части речи

82

Произношение предлогов. Употребление предлогов в речи

1

комбинированный

Знакомство с Предлогом  как частью речи. Производные и непроизводные предлоги Правописание предлогов

изложение

Уметь выполнять разбор СС

Диктант

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

83

Союз как часть речи. Разряды союзов.

1

урок изложения нового материала

 Употребление союзов в простых и сложных предложениях

Уметь находить союзы в  предложениях

Карточки

84

85

Частица как часть речи. Разряды частиц.

2

урок изложения нового материала

Правописание частиц

Дать понятие частиц и их разрядов Правописание частиц НЕ, НИ

Выборочный диктант

Уметь находить частицы в тексте

86

87

Контрольный диктант по теме «Союз. Предлог. Частица».

Анализ контрольной работы

2

контрольно-проверочный

Обобщение и контроль по изученным темам

Написание текста по картине

Уметь находить дополнения в тексте

   _

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

88

Правописание частиц.

1

комбинированный

Правописание частиц НЕ, НИ

тест

Проверить орфогр. и пунктуац. знания умения

Карточки

89

Употребление частиц в речи.

1

урок изложения нового материала

Правописание предлогов

сочинение

Дать понятие определения

   Тематический тест _

90

91

Произношение предлогов, союзов и частиц

2

урок изложения нового материала

Правописание  предлогов,частиц и союзов

Тест по теме

Дать понятие подлежащего и сказуемого

    _

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7класс.

92

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

контрольно-проверочный

Обобщение знаний по теме

опрос

Дать понятие обстоятельства и видов обстоятельств

   _

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

93

Анализ контрольной работы

1

комбинированный

Обобщение знаний по теме

Опрос

Инд.карточки

Проверить орфогр-ие и пункт-ые знания и умения

94

95

РР Контрольная работа. РР Сжатое изложение « О Чехове»

1

контрольно-проверочный

Навыки письма сжатого изложения

Сжатое изложение

Проверить орф-ие и пункт-ые умения и навыки

Сжатое изложение

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс.

96

Междометие.

1

урок изложения нового материала

Отличие междометий от других частей речи

диктант

Пунктуационный диктант

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

97

98

РР Описание внешности человека (№1,№2)

2

комбинированный

Описание внешности человека

Инд.задания

Изучить связи предложений в тексте, дать понятие о «данном» и «новом»

Синтакс-ий разбор

99

100

Звукоподражательные слова.

1

Корректировка знаний

        

самохарактеристика

Дать понятие междометия

Диктант

101

102

РР Повторение и обобщение по теме «Характеристика человека».

Сочинение «Что за человек был(а)…» или «Я» (№ 530)

1

урок изложения нового материала

Описание внешности человека

Тестовое задание

Дать понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение

   _

103

104

Омонимия разных частей речи.

1

урок закрепления

Обобщение изученного

Инд.работа

Дать понятие основных типов речи

Пунктуационный диктант

105

106

Фонетика. Орфоэпия.

2

Обобщение изученного

изложение

Дать понятие сложного предл.

Графический диктант

107

108

Состав слова и словообразование.

2

контрольно-проверочный

Обобщение изученного

Изложение-миниатюра

Уметь определять кол-во простых предл. в сложном предл.

   _

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи.- М., Просвещение, 2003

109

110

Лексика и фразеология.

2

повторительно-обобщающий

. Повторение изученного

Самост.работа

тест

Дать понятие прямой речи

Тест

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.

Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи.- М., Просвещение, 2003

111

112

РР Повторение по разделу «Речь»

2

контрольно-проверочный

Повторение изученного

Анализ текста

Дать понятие диалога

 Диктант

113

114

Грамматика, морфология и синтаксис.

2

комбинированный

Обобщение изученного

Повторить изученное

    _ Тематический тест

115

116

Орфография. Пунктуация.

2

комбинированный

Повторение изученного

Повторить изученное по синтаксису и пунктуации

    _

117

118

Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи.

2

контрольно-проверочный

Обобщение изученного

Диктант с граммат.заданием

Проверить орф-ие и пункт-ые умения и навыки

Сочинение-описание

119

Резервный урок

1

комбинированный

Обобщение знаний по разделу

опрос

Дать понятие о русском словообразовании и заимствовании

Контрольное упражнение

Крамаренко Н.О. Русский язык . 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс

рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс. 6 класс. ...

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 6 класс...

Рабочая программа по русскому языку по программ под редакцией Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова. 8 класс. 140 часов

Данная рабочая программа составлена с учётом требований  Федерального государственного образовательного стандарта 2004г., разработана  на основе Программы общеобразовательных учреждений под ...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса также содержит каледарно - тематическое планирование....