Рабочая программа по русскому языку по программ под редакцией Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова. 8 класс. 140 часов
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена с учётом требований  Федерального государственного образовательного стандарта 2004г., разработана  на основе Программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского (М.: «Просвещение», 2008), рабочей программы по русскому языку  - предметная линия учебников   под редакцией  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского. Для реализации рабочей в  программы используется УМК  под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М.Александровой, учебник «Русский язык  8 класс», М.: Просвещение, 2011 г. Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_8_klass_4_chasa.docx76.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                   «УТВЕРЖДАЮ»:

                                                                           Директор _______Е.Н.Балакирева

                                                                                 Приказ № __от «___» ________2014 г.

Рабочая программа

по русскому языку

(учебный предмет)

для базового уровня

 класс 8

(уровень: базовый, профильный)

2014/2015 учебный год

(срок реализации)

Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы

по  русскому языку для общеобразовательных школ, рабочей программы по русскому языку  - предметная линия учебников   под редакцией  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского

Разработчик программы: Кулешова С.В.., учитель русского языка и литературы

 

«РАССМОТРЕНА»:                                                                                                              

на заседании МО  

Протокол № 2 от «29 » августа 2014г.

Руководитель ___________ Л.Н.Юренкова

                         (подпись, расшифровка)

«СОГЛАСОВАНА»:

Зам. директора по УВР                                                                             _____________ Е.Л.Романова

(подпись, расшифровка)

«___» ________   2014г.

 

 

 

 

Пояснительная записка 

 Данная рабочая программа составлена с учётом требований  Федерального государственного образовательного стандарта 2004г., разработана  на основе Программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского (М.: «Просвещение», 2008), рабочей программы по русскому языку  - предметная линия учебников   под редакцией  М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской , Н.М.Шанского. Для реализации рабочей в  программы используется УМК  под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М.Александровой, учебник «Русский язык  8 класс», М.: Просвещение, 2011.

         Программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю).

 Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

 Цель программы:

        воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

 развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

 освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

 овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

 Задачи программы:

  • развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
  • на базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения;
  • развитие  и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Планирование также ориентировано на требования итоговой аттестации в новой форме. Включены уроки по анализу текста, которые способствуют формированию умения глубоко и точно понимать содержание, постигать культурно-ценностные категории текста: его основную проблему, позицию автора или героя, характеристику героя, понимать отношения синонимии и антонимии, важные для содержательного анализа; опознавать изученные средства выразительности речи. Вопросы при анализе текстов способствуют формированию комплекса умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций учащихся.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 

 

Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить синтаксический  разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи.
  • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

 

По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

 

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами. 

 

По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно  излагать повествовательные  тексты с элементами описания местности, архитектурных памятников. Писать сочинения – описания (сравнительная характеристика знакомы лиц, описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этическую тему. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического  стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.  

 

Содержание учебного предмета 

 

  1. Функции русского языка в современном мире (1ч)  Умение определять функции русского языка.
  2. Повторение изученного в 5-7 классах (10+2ч) 

Знаки препинания, сопоставительный анализ простого и сложного предложений, правописание Н-НН в полных и кратких прилагательных и причастий, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. Развитие речи: проблема и авторская позиция в тексте. Изобразительно-выразительные средства;  изложение по тексту Д.Лукьянова,  

Контроль: входная контрольная работа (тест); изложение по тексту А. Аверченко 

  1. Синтаксис, пунктуация, культура речи(9+1)

Основные единицы синтаксиса, словосочетание как единица синтаксиса, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания.

  1. Простое  предложение (3+1).  

Повторение пройденного о предложении, грамматическая основа предложении. Контроль: контрольное изложение; сочинение –описание памятника культуры;

  1. Главные члены предложения (7+2ч)

Способы выражения подлежащего, виды сказуемого, тире между подлежащим и сказуемым.  

Контроль: публицистическое сочинение о памятнике культуре (истории) своей местности 

  1. Второстепенные члены предложения (8+2ч)

Роль второстепенных членов в предложении, прямое косвенное дополнение,, несогласованное определение, приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении, виды обстоятельства, синтаксический разбор двусоставного предложения;

Развитие речи: ораторская речь, выступление об истории своего края; анализ текста.

  1. Простые односоставные предложения. Неполные предложения (11+3ч)

Группы односоставных предложений с главным членом подлежащим и сказуемым, неполные предложения, синтаксический разбор односоставного предложения.

Контроль: контрольное изложение с элементами сочинения, контрольное тестирование по ранее изученным темам;

  1. Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения (16+3ч)

Понятие об осложнённом предложении, однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией, однородные о неоднородные определения, ряды однородных членов предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения, синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Развитие речи: роль однородных членов в художественном тексте, сравнительный анализ художественных текстов.

Контроль: контрольное сочинение - рассуждение (на основе сравнительного анализа текстов).

  1. Обособленные члены предложения (19+4ч)

Понятие об обособлении, обособленные определения и приложения, обстоятельства и выделительные знаки препинания при них; обособленные уточняющие члены предложения; синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами;

Развитие речи:  характеристика человека; роль обособленных членов предложения в художественном и публицистическом текстах.

Контроль: контрольный диктант.

  1. Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращения (4+1)

Назначения обращения, распространённые обращения, выделительные знаки препинания при обращении

Развитие речи: роль обращений в художественном тексте

  1. Вводные и вставные конструкции, междометия (9+2ч)

Вводные слова и предложения, выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях; вставные конструкции; междометия в предложениях; синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения;

Развитие речи:; роль вводных конструкций и междометий в художественном тексте; сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Контроль: контрольный диктант; сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 

  1. Чужая речь (10+2)

Понятие о чужой речи, комментирующая часть, способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, разделительные и выделительные знаки препинания; диалог, цитата и знаки препинания при цитировании;

Развитие речи: цитирование и предложения с косвенной речью в сочинении-рассуждении; сравнительная характеристика двух знакомых; Контроль: контрольное сочинение-рассуждение 

13. Повторение и систематизация изученного в 8 классе (8+2ч)

Контроль: диктант с грамматическим заданием, контрольное тестирование, сочинение – рассуждение;

Раздел IV. Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов учебной деятельности

Учебные действия, направленные на формирование коммуникативной компетенции

Дата проведения занятия

План/факт

Функции русского языка в современном мире:1

Русский язык в современном мире

Составляют опорный конспект для пересказа текста(упр.2)Аргументируют основные положения о роли русского языка в современном мире

Деление текста на абзацы.

Синонимы (упр.4)

Словарная работа(стр.3)

Повторение изученного в V–VII классах:10+2

Пунктуация и орфография

Отвечают на диагностические вопросы. Обосновывают выбор орфограмм.

Рассуждение: доказательства, вывод.

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Разграничивают знаки препинания по их функциям. Анализируют таблицу в учебнике.

Рассуждение: доказательства, вывод. Вопросный план текста(упр.10).

Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения

Обобщают наблюдения и делают выводы (упр.6)

Словарная работа (стр. 8)

Знаки препинания в сложном   предложении

Самостоятельно наблюдают особенности языкового материала. Соотносят обобщенный ответ по теме с таблицей в учебнике.

Выразительно читают стихотворный текст

Знаки препинания в сложном   предложении. Диктант

Создают графические схемы сложных предложений. Конструируют сложные предложения.

Пословицы, словарная работа

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Готовят устный рассказ по таблице. Формулируют правило в соответствии с графической схемой в учебнике

Стиль и тип текста(упр.26)

Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий

Отрабатывают практически орфограмму. Осуществляют самоконтроль в выборе орфограммы

Словари

Изложение с грамматическим    заданием

Развитие речи (упр.26-27)

Слитное и раздельное написание   не с разными частями речи

Анализируют теоретические сведения из учебника. Работают с таблицей учебника. Иллюстрируют таблицу своими примерами

Работают с текстами разных стилей, со словарной статьей.

Слитное и раздельное написание   не с разными частями речи

Осуществляют тренинговые упражнения и самоконтроль в выборе орфограммы.

Выделение главной мысли текста. Выразительно читают стихотворный текст. Словарная работа

Сочинение в форме письма

Развитие речи (упр.36)

Стартовая  контрольная работа

Синтаксис, пунктуация, культура речи:9+1

Основные единицы синтаксиса.

Работают с таблицами учебника над единицами языка. Учатся разграничивать основные синтаксические единицы по их функциям – номинативной и коммуникативной.

Конструируют свои предложения, используя слова поэзии А.С. Пушкина. Учатся выразительно читать стихотворение Н. Рубцова

Текст как единица синтаксиса

Доказывают, что предложения, приведенные в упр.41, являются текстом. Анализируют текст со стороны языковых средств связи. Выполняют творческое задание в группах.

Конструируют текст. Определяют основную мысль текста. Словарная работа.

Предложение как единица синтаксиса

Анализируют слова, словосочетания и предложения.

Наблюдают соотнесенность содержания предложения с ситуацией, фрагментом действительности.

Сжатое изложение от 3-его лица

Развитие речи (упр.52)

Словосочетание как единица синтаксиса

Распознают словосочетания в составе предложения. Конструируют словосочетания, опираясь на схему.

Построение словосочетаний

Виды словосочетаний

Распознают различные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Составляют таблицу, используя графические обозначения. Заполняют таблицу примерами словосочетаний разных видов. Пишут выборочный диктант.

Построение словосочетаний

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Определяют виды подчинительной связи в словосочетаниях. Составляют схемы словосочетаний.

Конструируют словосочетания с разными видами подчинительной связи.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Изучают виды подчинительной связи в словосочетаниях и составляют таблицу опорных сведений. Составляют схемы словосочетаний.

Контролируют употребление формы зависимого слова по нормам русского литературного языка.

Синтаксический разбор словосочетаний.

Изучают порядок и образец разбора. Выполняют разбор словосочетаний. Дифференцированно закрепляют тему на тренировочном материале.

Пишут мини-сочинение (упр.72)

Контрольная работа

Простое предложение:3+1

Грамматическая (предикативная) основа предложения

Опознают простые предложения. Наблюдают, пользуясь схемой, особенности связи подлежащего и сказуемого. Определяют предикативность предложения.

Пишут мини-изложение (упр.76)

Порядок слов в предложении.

Исследуют языковой материал. Сопоставляют порядок слов в предложениях на разных языках. Сравнивают порядок слов в разных предложениях и делают вывод. Выписывают предложения с обратным порядком слов.

Интонация как средство выразительности речи.

Интонация

Работают со схемой как зрительной опорой для самостоятельных наблюдений. Знакомятся с теоретическими сведениями. Пишут интонационный диктант.

Анализируют таблицу

Читают этимологическую справку о словах «интонация», «пауза». Наблюдают и делают выводы об интонации и паузах в предложениях. Воссоздают ситуации, требующие разной интонации. Придумывают ситуации, в которых могут быть использованы предложения. Наблюдают за звучащей речью (по телевиденью и радио) и корректируют её интонационные недочеты..

Описание памятника культуры

Работают со специально подобранным иллюстративным материалом (видеозапись, презентация). Читают текст и сопоставляют публицистическое описание двух картин с изображением памятника. Делятся своим впечатлением при помощи презентации.

Пишут сочинение – публицистическое описание двух картин с изображением одного и того же памятника.

Главные члены предложения:7+2

Подлежащее

Активизируют знания о подлежащем и его роли в предложении. Анализируя русские пословицы, фрагменты текстов художественной литературы, находят подлежащие и определяют способ их выражения, отрабатывая при этом правописные навыки.

Составляя предложение с приведенными в рамках словами, развивают творческие способности и учатся использовать в собственной письменной речи подлежащие, имеющие разный способ выражения.

Сочинение по картине И Шевандроновой «На террасе»

Развитие речи

Сказуемое

Активизируют знания о сказуемом и его роли в предложении. Анализируя фрагменты текстов художественной литературы, находят сказуемые. Работают с опорной схемой

Простое глагольное сказуемое

Определяют простое глагольное сказуемое. Готовят устное сообщение о трудных случаях согласования сказуемого с подлежащим (упр.99). На основе текста развивают свои правописные навыки, закрепляют теоретические сведения, полученные в параграфе, развивают творческие способности , грамматически видоизменяя тест упражнения в соответствии с заданием.

Расширяют знания в области лексики, применяя их при создании собственных предложений на основе заданных условий.

Сочинение на тему «Чудный собор»

Материал упр. 101-102

Составное глагольное сказуемое

Определяют составное глагольное сказуемое. Анализируют различные способы выражения составных глагольных сказуемых, заменяя вспомогательный глагол кратким прилагательным в составе сказуемого.

Пишут сочинение-рассказ о планах на будущее(упр.106)

Составное именное сказуемое

 Анализируют текст с точки зрения представленности в нем составных глагольных сказуемых, определяют способ их выражения.

Рассказ о жизни А.С. Грибоедова

Тире между подлежащим и сказуемым.

 

Усваивают правило употребления тире между подлежащим и сказуемым. Анализируют способ выражения грамматической основы в предложениях. Пишут диктант (упр.120)

Развивают навыки выразительного чтения. Активизируют знания в области стилистики.  Составляют высказывания о знаменитых людях.

Контрольный тест.

Второстепенные члены предложения:8+2

Роль второстепенных членов в предложении.

Воспроизводят изученный ранее материал о предложении и его членах. Актуализируют на основе материала для наблюдений информацию о членах предложения. Извлекают информацию по теме из учебной статьи. Записывают и выделяют грамматические основы и второстепенные члены в предложениях.

Словарная работа

Дополнение

Опознают дополнение. Анализируют морфологическую выраженность дополнений. Оценивают грамматическую правильность предложений с дополнениями. Усваивают роль дополнений (прямых и косвенных) в предложенных текстах.

Читают текст и определяют его основную мысль. Составляют устную характеристику личности. Работают с текстами, развивая способность адекватного понимания содержания.

Определение

Опознают определение. Дифференцируют согласованные и несогласованные определения.

Производят замены определений синонимичными. Создают устный и письменный текст на основе данного, производят самопроверку(упр.138-140 изложение)

Приложение. Знаки препинания при нём

Распознают в словосочетаниях определяемое слово и приложение. Подбирают приложения с нужными значениями.

Работают над нормой употребления приложений в нужной форме.

Обстоятельство

Опознают обстоятельство. Дифференцируют обстоятельства по значению. Расставляют знаки препинания в упражнениях и уточняют морфологическую выраженность обстоятельств.

Составляют предложения, употребляя  обстоятельства с разными значениями.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

Выполняют синтаксический разбор двусоставных  предложений.

На примере одного из текстов осознают роль русского языка. Характеризуют трудовую деятельность, включив в свои предложения разные виды обстоятельств.

Характеристика человека

Читают, изучая текст об известном лингвисте, учатся вычленять главное в содержании. Продуцируют свой текст, извлекая материалы из справочной литературы.

Характеристика человека

Пишут сочинение по групповому портрету.

Повторение

Систематизируют изученный материал по вопросам и заданиям учебника. Работают с научно-популярным текстом из энциклопедии, попутно выполняя задания по орфографии, пунктуации и синтаксису.

Вырабатывают свое мнение и аргументируют его по вопросам русского языка. Исправляют ошибки, связанные с нарушением синтаксической нормы. Оценивают свою речь с точки зрения своей манеры говорить, используя слова для справок.

Контрольный диктант

Односоставные предложения:11+3

Главный член односоставного предложения

Характеризуют односоставные предложения со стороны грамматической основы. Различают односоставные предложения с разной грамматической основой.

Распространяют односоставные предложения второстепенными членами.

Назывные предложения

Опознают назывные предложения. наблюдают за функцией и семантикой назывных предложений. Пишут диктант ( упр.183).

Составляют назывные предложения, осознают уместность употребления назывных предложений в текстах определенного типа.

Определенно-личные предложения

Опознают определенно-личные предложения.

Уместно употребляют данный вид предложений в своем тексте.

Определенно-личные предложения

Определяют морфологическую выраженность главного члена в определенно-личных предложениях и функцию этих предложений. Пишут диктант.

Неопределенно-личные предложения

Опознают неопределенно-личные предложения. Определяют значение и морфологическую выраженность главного члена в неопределенно-личных предложениях.

 Аргументируют употребление односоставных предложений данного вида подобранными пословицами.

Инструкция

Анализируют употребление односоставных предложений в жанре инструкции. Выбирают нужную форму глагола-сказуемого для односоставных предложений в инструкции

Создают свои тексты-инструкции, употребляя уместно односоставные предложения.

Безличные предложения

Опознают безличные предложения. Определяют морфологическую выраженность главного члена предложения в безличных предложениях.

Подбирают свои тексты с примерами безличных предложений из разных учебников.

Безличные предложения

Трансформируют двусоставные предложения в односоставные безличные предложения.

Рассуждение

Подбирают рабочие материалы на определенную тему на основе межпредметных связей с уроками литературы. Пишут диктант.

 Воспринимают на слух текст рассуждение, выделяют в нем структурные части. Создают свое рассуждение на предложенную тему. Работают над текстом для изложения, определяя коммуникативно-целесообразные языковые средства выражения мысли.  Готовят устное выступление по картине.

Неполные предложения

Определяют неполные предложения и опознают их типы. Составляют диалоги с использованием неполных предложений.

Синтаксический разбор односоставного предложения

Выполняют устные и письменные синтаксические разборы односоставных предложений. Тренируются в разборе предложений разных видов, сопоставляя двусоставные и односоставные предложения.

Сочинение по личным впечатлениям

Пишут сочинение, употребляя односоставные предложения.

Развитие речи

Повторение

Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Тренируются в использовании разных односоставных предложений, выбирая наиболее уместные и следя за нормой их употребления.

Размышляют над синтаксическими ресурсами в оформлении связных текстов с помощью простых предложений разных видов. Развивают свою способность устного пересказа текста об ученом с оценкой его деятельности.

Контрольная работа

Осложненное предложение

Понятие об осложненном предложении

Определяют, чем осложнены предложения, приведенные в упражнении, списывают их, расставляя пропущенные знаки препинания.

Однородные члены предложения:15+3

Понятие об однородных членах предложения

Осознают условия однородности членов предложения. Проводят наблюдение за языковым явлением (сравнивают черновую и окончательную редакцию одного из предложений поэмы А.С. Пушкина «Цыганы»).

Читают предложения с нулевой интонацией. Выполняют упражнение по развитию речи, составляют текст на одну из предложенных тем, употребляя однородные члены.

Понятие об однородных членах предложения

Указывают средства связи между однородными членами. Пишут диктант, объясняя правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания.

Выписывают из учебников по естественным наукам предложения с однородными членами.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Читают и записывают тексты, графически обозначая перечислительную интонацию, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами.

Письменно формулируют основную мысль текста.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них

Продолжают незаконченные предложения, ставя на месте пропусков однородные члены предложения.

Работают со сравнительной характеристикой

Изложение

Пишут изложение, основанное на сравнительной характеристике (упр.242)

Однородные и неоднородные определения

Распознают однородные и неоднородные определения.

Пишут изложение (упр.246)

Однородные и неоднородные определения

Распознают однородные и неоднородные определения. Пишут диктант (упр.247)

Читают текст выразительно вслух, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Выделяют разделительные союзы в предложениях. Определяют, одиночными или повторяющимися являются эти союзы. Расставляют знаки препинания в тестах. Пишут тест, расставляя пропущенные запятые. Подчеркивают однородные  члены как члены  предложения  и грамматические основы сложноподчиненных предложений с союзом и.

Составляют предложения.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них

Составляют схемы сложноподчиненных предложений. Находят в тексте обращения, однородные главные и однородные второстепенные члены.

Формулируют основную мысль текста-описания.

Сочинение-сравнительная характеристика

Пишут сочинение, основанное на сравнительной характеристике (упр.264)

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Распределяют слова на две группы: с обобщающим словом после однородных членов и перед ним. Подбирают к однородным членам предложенные обобщающие слова.

Читают выразительно предложения с интонацией предупреждения, с интонацией пояснения.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

Записывают предложения с обобщающим словом при однородных членах, классифицируя их по группам. Пишут диктант.

Конструирование предложений

Синтаксический разбор предложения с однородными членами

Проводят письменный синтаксический разбор предложений с однородными сказуемыми. Устно разбирают предложения с однородными второстепенными членам. Составляют схемы простых предложений с однородными определениями.

Конструирование предложений

Пунктуационный разбор предложения с однородными членами

Производят устные и письменные пунктуационные разборы простых предложений  с однородными членами, входящих в состав сложного.  Пишут предложения, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами предложения.

Конструирование предложений

Сочинение-отзыв

Пишут сочинение в жанре отзыва в книгу посетителей выставки(упр.281)

Повторение

Отвечают на контрольные вопросы, систематизируя изученный материал. Списывают текст, расставляя недостающие запятые и подчеркивая однородные члены. (упр.283)

Определяют и формулируют основную мысль текста(упр.283).Определяют соответствие плана сочинения его теме( упрю285). Исправляют речевые ошибки (упр.284).

Провторение

Списывают текст, расставляя недостающие запятые и подчеркивая однородные члены. Находят однородные и неоднородные определения в тексте(упр.286).

Читают отрывок из статьи(упр.286).

Контрольный диктант

Обособленные члены предложения:19+4

Понятие об обособлении

Понимают сущность и общие условия обособления. Выделяют запятыми обособленные члены, выраженные причастными и деепричастными оборотами.  .

Обозначают паузы, которые выделяют однородные члены.

Понятие об обособлении

Списывают текст, подчеркивая грамматические основы сложных предложений

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными определениями.

Читают предложения с обособленными членами и интонацией обособления. Сравнивают по смыслу данные предложения.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Графически обозначают обособленные определения, выраженные причастным оборотом. Объясняют, при каких условиях они обособлены, а при каких нет.

Предупреждение речевых ошибок.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них

Графически обозначают обособленные определения, анализируя условия их обособления.

Предупреждение речевых ошибок.

Рассуждение на дискуссионную тему

Анализируют текст и формулируют его основную мысль. Определяют тему текста, выписывают предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

. Редактируют предложения

Рассуждение на дискуссионную тему

Пишут сочинение-рассуждение. Придумывают основной тезис рассуждения, аргументы.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными приложениями. Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Указывают, как морфологически выражены и пунктуационно оформлены приложения, обозначают графически их синтаксическую роль.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них

Записывают отрывки из стихотворений и указывают распространенные приложения. Пишут диктант (упр.311)

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными обстоятельствами. Читают тексты, записывают их, графически обозначая обособленные обстоятельства. Указывают обращения.

Читают зарисовку писателя Ю. Олеши, формулируют главную мысль.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Выписывают предложения с обособленными обстоятельствами., определениями и приложениями. Указывают, в каких предложениях они являются однородными.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них

Находят ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами и записывают предложения в исправленном виде.

Предупреждение речевых ошибок

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными уточняющими членами предложения.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Выделяют запятыми и подчеркивают обособленные члены предложений. Записывают предложения, подчеркивая обособленные обстоятельства уступки и выделяя их запятыми.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения

Выписывают из теста предложения с обособленными определениями и приложениями.

Выполняют упражнение по развитию речи: составляют рассказ о каком-либо изобретении, используя обособленные члены предложения.

Сочинение по личным впечатлениям

Пишут сочинение по личным впечатлениям (упр.329)

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Проводят письменный и устный синтаксический разбор предложений, осложненных обособленными членами. Читают и списывают текст, расставляя пропущенные запятые.

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

Проводят письменный и устный пунктуационный разбор предложений с  обособленными членами. Списывают текст, расставляя пропущенные запятые.

Повторение

Списывают  текст, расставляя пропущенные запятые и графически обозначая обособленные члены предложения. Составляют схемы предложений.

Читают текст, прослеживают развитие мысли писателя, продолжают текст, учитывая стилистические особенности авторского описания.

Изложение с продолжением

(упр.338)

Повторение

Указывают условия для обособления второстепенных членов предложений. Графически отмечают обособленные члены предложения, называя условия их обособления.

Выразительно читают и записывают тексты.

Контрольная работа

Обращение:4+1

Назначение обращения

Осознают основные функции обращения. Выделяют графически и интонационно обращения, расставляют препинания..

Составляют предложения с обращениями

Распространенные обращения.

Опознают и правильно интонируют предложения с распространенным обращениями. Выписывают из тестов художественной и публицистической литературы примеры употребления разных обращений.

Составляют небольшой текст с использованием распространенных обращений.

Выделительные знаки препинания при обращении

Выписывают текст с выделением обращений знаками препинания, обозначают графически обращения, чертят схемы с обозначением местоположения обращений.

Употребление обращений. Тест.

Составляют предложения с последующим прочтением с определенной интонацией. Списывают тексты с постановкой запятых и графическим выделением обращением. Приводят примеры обращений.

Составляют письма и моделируют разговор по телефону. Описывают различные ситуации общения с употреблением обращений.

Составление делового письма

Составляют поздравления и тексты деловой корреспонденции на различные темы.

Вводные и вставные конструкции:9+2

Вводные конструкции.

Осознают функции вводных конструкций в речи. Выписывают предложения с обозначением вводных слов. Графически выделяют вводные слова.

Определение темы текста, основной мысли текста.

Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению

Узнают группы вводных слов и предложений по значению. Рассматривают схему. Составляют предложения с различными по значению вводными словами и сочетаниями слов.

Читают текст, определяют тему текста и основную мысль, находят вводные слова. Формулируют свой ответ на поставленный автором текста вопрос.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Выписывают текст с постановкой знаков препинания при вводных словах. Вставляют вводные слова в текст и расставляют знаки препинания, указывают значения слов.

Готовят высказывание типа рассуждения на заданную тему с последовательным изложением аргументов с помощью вводных слов.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях

Переписывают тест, заменяя вводные слова и сочетания слов вводными предложениями. Определяют части речи.

Вставные слова, словосочетания и предложения

Определяют понятие вставных конструкций. Анализируют особенности употребления вставных конструкций. Формируют пунктуационную компетенцию, опознавая вставные конструкции и выделяя их интонацией в устной речи и скобками или тире в письменной речи. Пишут выборочный диктант с последующей взаимопроверкой с последующей взаимопроверкой. Совершенствуют при работе с текстом свои речевые, коммуникативные умения и правописные навыки.

Конструирование предложений

Публичное выступление

Моделируют публичное выступление.

Междометия в предложении

Уточняют роль междометий в предложении. Определяют в предложениях междометия, выражающие различные чувства.

\работают над интонацией предложений с междометиями. Акцентируют внимание на междометии «о», употребленном вместе с обращением.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения

Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения. Выполняют синтаксический разбор предложений. Закрепляют пунктуационные навыки изученных конструкций Подбирают ли составляют свои примеры предложений и выполняют их синтаксический и пунктуационный разбор.

Сочинение о старинных фотографиях

(упр.401)

Повторение

Отвечают на контрольные вопросы по теме. Работают с предложенными тестами: читают с интонацией выделенные слова, грамматически не связанные с членами предложения, расставляют нужные знаки препинания, определяют синтаксическую зависимость выделенных конструкций.

Развивают речь, отзываясь своими высказываниями в устной и письменной форме на содержание прочитанных текстов.

Урок-зачет. Тест.

Чужая речь: 10+2

Понятие о чужой речи.

Определяют понятие чужой речи. Анализируют языковой материал. Делают обобщения на языковом материале для наблюдений.

Комментирующая часть

Анализируют смысловые параметры комментирующей части. Читают схемы предложений с чужой речью. Распространяют комментирующую часть предложений с чужой речью, опираясь на схемы.

Выявляют в самостоятельных наблюдениях интонацию комментирующей части, ее место в предложениях роль глаголов говорения (речи).

Прямая и косвенная речь

Сравнивают предложения с прямой и косвенной речью. Изучают определения прямой и косвенной речи. Классифицируют знаки препинания в предложениях текста.

Опознают изучаемые предложения с прямой и косвенной речью и читают их, соблюдая нужную интонацию.

Косвенная речь

Опознают предложения с косвенной речью. Акцентируют внимание на смысле предложений с косвенной речью, оформленной с помощью слов как, что, будто.

Работают с тестом официального стиля и над ролью в нем предложений с косвенной речью. Проводят эксперимент: преобразуют предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, выясняя уместность их использования в текстах разных типов и стилей речи.

Прямая речь

Актуализируют изученное ранее правило о знаках препинания в предложениях с прямой речью. Осваивают новое пунктуационное правило о знаках препинания при прямой речи с разрывом. Используют схемы предложения для опознания, составления, оформления предложений с прямой речью.

Читают выразительно по ролям диалоги. Конструируют предложения с прямой речью в разном структурном и интонационном оформлении.

Диалог

Определяют диалог. Вырабатывают навыки пунктуационного оформления диалога. Преобразовывают предложения с косвенной речью в в предложения с прямой речью.

Составляют свои диалоги по рисункам, ситуациям и схемам. Определяют стилистическую выраженность диалога.

Рассказ

Перерабатывают текст в рассказ с диалогом (упр.418). Вводят свои придуманные диалоги в рассказ по данному началу. Рассматривают картинку и продуцируют связный текст в жанре интервью.

Сжатое изложение

Пишут сжатое изложение. (Упр.419)

Цитата

Определяют понятие цитаты. Находят цитаты и определяют роль цитаты в тексте. Выполняют синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью (устно и письменно) по образцу.

Формируют умение вводит цитаты в авторский текст разными способами. Выполняют коррекцию текстов ученических сочинений со стороны уместности и точности в оформлении включенных цитат. Усваивают требования к устному выступлению.

Синтаксический и  пунктуационный разбор предложений с чужой речью

Усваивают порядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора. Опознают изученные конструкции.

Повторение

Отвечают на вопросы по разделу. Выполняют задания на передачу чужой речи разными способами. Исследуют сочетания знаков препинания при оформлении чужой речи и подтверждают схемы своими примерами

Контрольная работа

Повторение и систематизация изученного в VIII классе: 8+2

Синтаксис и морфология

Соотносят синтаксис и морфологию как составляющие грамматики. Различают первичную и вторичную синтаксическую роль разных частей речи. Выполняют частичный синтаксический разбор предложений, указывая члены предложения и их морфологическую выраженность.

Составляют предложения.

Синтаксис и пунктуация

Обобщают знания о роли пунктуации в речи. Соотносят синтаксис и пунктуацию, выявляют их связь.

Пишут сочинение-описание.

Синтаксис и пунктуация

Изучают инструкцию и выявляют последовательность действий при определении условий постановки знаков препинания. Применяют инструкцию, списывая тексты и ставя разные по функции знаки препинания.

Изложение

Развивают речь и закрепляют текстовые умения, анализируя путевой очерк, членя его на абзацы, составляя план и др Пишут подробное изложение очерка на основе опорного конспекта. Упр. 443

Синтаксис и культура речи

Обобщают содержание понятия «культура речи». Исправляют нарушения в нормативном употреблении словосочетаний с управлением. Заполняют таблицу. Исправляют ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

Редактируют построение сложноподчиненных предложений.

Синтаксис и орфография

Формулируют вывод о связи синтаксиса и орфографии. Вспоминают правила, на которые отмечены орфограммы. Вставляют орфограммы и группируют орфографические правила, основанные на связи орфографии и синтаксиса. Выполняют задания повышенной трудности, подводя итоги изучения курса русского языка в 8 классе.

Исправляют ошибки, допущенные в объявлениях.

Типы речи. Рассуждение

Контрольный диктант

Работа над ошибками

Резервный урок

Итого

Учебно-методические средства 

 

  1. Основная литература:

 Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы/ автор программы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М. Шанский/  Москва, «Просвещение», 2008.

 Учебник «Русский язык. 8 класс»/ автор: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская,  А.Д. Дейкина/ Москва, «Просвещение», 2007г.

 

  1. Дополнительная литература:

 Горшкова Н.Г. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку (к учебнику Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 8 класс»)/ Издательство «Экзамен», Москва, 2009г.

 Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку 8 класс»/ Издательство «Вако», Москва, 2009г.

 Петрова Е.В. «Русский язык . Экспериментальная экзаменационная работа.8 класс»/ Издательство « Экзамен», Москва, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по УМК под редакцией С.И.Львовой.

Рабочая программа по русскому языку (5-9 классы) по УМК под редакцией С.И.Львовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс

рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс

Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...

Рабочая программа по русскому языку по программе М.М.Разумовской для 7 класса

    В учебниках русского языка (5-9 класс) под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучен...

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс.

Рабочая программа по русскому языку по программе С.И.Львовой. 5 класс. 6 класс. ...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику под редакцией Баранова 8 класс 4 часа...