Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой В.В. 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса также содержит каледарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по русскому языку для 5 класса | 93.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов села Шурмы Уржумского района Кировской области
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УР___________ Директор образовательного
«___»_________________2013г. учреждения _____________
«___»_____________2013г.
Рассмотрено и согласовано на
заседании МО учителей русского
языка и литературы.
Протокол № ___ от «__»___________ 2013г.
Рабочая программа
по русскому языку для 5 класса
Составитель программы:
учитель русского языка и литературы Власова Н.С.
Шурма, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева , А.Ю. Купалова и др.) // Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы / Сост. Л.М.Рыбченкова, - М.: ДРОФА, 2008.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V–VII, VIII–IX классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Учебный предмет «Русский язык» в образовательных учреждениях с русским языком обучения выполняет цели, обусловленные ролью родного языка в развитии и воспитании личности ребенка, а также ролью родного языка в усвоении всех изучаемых в школе учебных предметов.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Учебно-тематический план.
Всего часов- 204
Контрольных диктантов-8
Контрольных сочинений-2
Контрольных изложений-2
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных диктантов | Развитие речи |
Введение | 2 | - | - |
Повторение пройденного в 5-6 классах. Вводный курс. Орфография. | 10 | 1 | 1 |
Морфология и орфография | 24 | 1 | 1 |
Синтаксис и пунктуация | 40 | 2 | 6 |
Основной курс. Понятие о литературном языке. | 2 | - | - |
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия. | 20 | 1 | 2 |
Морфемика. Словообразование. Орфография. | 41 | 1 | 2 |
Лексика и фразеология | 22 | 1 | 9 |
Повторение | 12 | 1 | 9 |
Содержание программы.
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку
Роль языка в жизни общества
Орфография
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределенные кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределенных местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж.) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Элементы фонетической транскрипции.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъиъ.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращенных слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з(с).
Правописание приставок роз- (рос ) — раз- фас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в / русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение
Развитие связной речи
Речь. Для чего нужна людям речь? Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая. Как вести беседу?
Текст. Что такое текст? Что значит писать и говорить на тему? Главное в тексте – идея, основная мысль. Для чего нужен план? Как связать предложения в тексте? Обращение как средство связи предложений в тексте. Текст и фрагменты текста. Всегда ли мы одинаково читаем? Учитесь выразительно читать. Изображать можно и …звуками.
Стили речи. Когда и где используют разговорный стиль? Знакомьтесь: научный стиль. Художественный стиль.
Типы речи. Как различать типы речи? Повествовать- значит рассказывать. Описание. Как описать предмет? Как описать животное? Рассуждать- значит доказывать.
Расширяйте свой словарь Наш помощник –толковый словарь. Для чего нужны синонимы и антонимы? Почему мы так говорим?
Текст. Лексические средства связи предложений в тексте. Что такое киносценарий?
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 5 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения;
выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
правильно расставлять логические ударения, паузы;
выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
создавать письменные высказывания разных типов речи;
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
делить текст на абзацы;
писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
выражать свое отношение к предмету речи;
находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
находить в художественном тексте явления звукописи;
правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита;
свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
распределять слова на тематические группы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
различать прямое и переносное значение слов;
отличать омонимы от многозначных слов;
подбирать синонимы и антонимы;
выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи;
правильно указывать морфологические признаки;
уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах;
группировать слова по видам орфограмм;
владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении;
определять главное и зависимое слово;
составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
выделять основы предложений с двумя главными членами;
конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
составлять простые и сложные предложения изученных видов;
опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Ресурсное обеспечение.
Литература:
для учащихся:
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2009.
Ю. С. Пичугова. Русский язык. Практика. 5 класс М.: Дрофа, 2011.
Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. М.: Дрофа, 2009.
для учителя:
В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2009.
Ю. С. Пичугова. Русский язык. Практика. 7 класс М.: Дрофа, 2011.
Е. И. Никитина. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. М.: Дрофа, 2009
Купалова А. Ю Поурочное планирование к УК русский язык 5-9 класс. М.: Дрофа, 2007.
Халикова Н. В., Леденева В. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5-7 классы. М.: Дрофа, 2000
Г.В. Цветкова Русский язык развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В.В.Бабайцевой 5-9 классы В. : Учитель 2011.
А.В. Соколова Русский язык Поурочные планы по учебному комплексу В. Бабайцевой. Издательство « Учитель», 2012
Интернет-ресурсы:
http://www.1september.ru
Интернет журнал «Диалог» http://rhilolog.pspl.ru
Школьная пресса http://school press.ru
№ | Название раздела, темы урока | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО | Кол-во часов | Тип урока, форма урока | Информ сопровождение | Дата | |
По плану | Факт | ||||||
1 | Введение.(2ч.) Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. | Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | 1 | УПНЗ, беседа | Учебник Практика, Теория | ||
2 | Роль языка в жизни общества. Для чего нужна людям речь? | Роль языка в жизни человека и общества Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этичес-кие, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова. | 1 | УПНЗ, беседа | Учебник Практика, Теория | ||
Вводный курс. Орфография.(10+1ч.) Умения и навыки:
| |||||||
3 | Орфография. Орфограмма. | Орфография Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УПНЗ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
4 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УПНЗ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
5 | Правописание безударных гласных в приставках. | Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УПНЗ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
6 | Р/р. Для чего людям нужна речь? | Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
| 1 | УРР, беседа | Учебник Русская речь | ||
7 | Р/р. Как различают формы речи | 1 | УРР, беседа | ||||
8 | Правописание и, а, у после шипящих. | Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УПНЗ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
9 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных. | Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
10 | Правописание удвоенных согласных в корне слова. | Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УПНЗ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
11 | Подготовка к контрольному диктанту по теме «Повторение изученного в начальной школе. Вводный курс». | Соблюдение основных орфографических норм | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
12 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальной школе. Вводный курс». | 1 | УК диктант | ||||
13 | Р/р. Речь диалогическая и монологическая. | Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
| 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
14 | Р/р. Как вести беседу? | 1 | |||||
15 | Анализ контрольного диктанта и РНО. | 1 | Урок коррекции РНО | ||||
Морфология и орфография(24+1ч.) Умения и навыки:
| |||||||
16 | Морфология и орфография. Части речи. Самостоятельные и служебные части речи. | Морфология Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Служебные части речи.. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
17 | Имя существительное. Морфологические признаки. Склонение имен существительных. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
18 | Имена существительные собственные. Правописание падежных окончаний. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. Прописная и строчная буквы. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
19 | Правописание падежных окончаний. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
20 | Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имен прилагательных. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | |||
21 | Р/р. Что такое текст? | Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. | 1 | УРР беседа | |||
22 | Глагол. Морфологические признаки глагола. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
23 | Прошедшее время глагола. Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончании глаголов. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
24 | Настоящее и будущее время глагола. Буква ь в глаголах 2 лица единственного числа. | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
25 | Спряжение глагола. Безударная гласная в личном окончании глагола. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
26 | Глаголы с – тся, -ться. | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
27 | Закрепление изученного в теме «Глагол». | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
28 | Диктант по теме « Глагол» | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УК практикум | |||
29 | Анализ в диктанте и работа над ошибками по теме «Глагол». | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | Урок коррекции РНО | |||
30 | Наречие. Различение наречий по вопросу. | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | УПНЗ беседа, практикум | Учебник Практика, Теория | |||
31 | Правописание наиболее употребительных наречий по списку. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
32 | Местоимение. Разряды местоимений. | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
33 | Раздельное написание местоимений с предлогами. Дефис в неопределенных местоимениях | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
34 | Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ беседа, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
35 | Раздельное написание предлогов с именами существительными. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
36 | Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
37 | Частица. Частицы не, бы(б). ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях. Раздельное написание частиц с другими словами . | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
38 | Повторение по теме «Морфология и Орфография». | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | Урок сиситем. и обобщения знаний | Учебник Практика, Теория | ||
39 | Контрольный диктант по теме Морфология и Орфография». | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | УК, диктант | ||||
40 | Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте. | Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания. | 1 | Урок коррекции,РНО | |||
Синтаксис и пунктуация.(40+6ч) Умения и навыки:
| |||||||
41 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | Синтаксис Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. | 1 | УПНЗ беседа, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
42 | Пунктуационный разбор предложения. | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Знаки препинания в конце предложения, | 1 | УФУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
43 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Знаки препинания в конце предложения, Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 11 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
44 | Невосклицательные и восклицательные предложения. | Знаки препинания в конце предложения. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. | 1 | Комбинир. ур практикум | Учебник Практика, Теория | ||
45 | Члены предложения. | Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения распространенные и нераспространенные. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
46 | Главные члены предложения. | Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
47 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УПЗУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
48 | Тире между подлежащим и сказуемым. Закрепление. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | УПЗУ, практикум | Учебник Практика, Теория | |||
49 | Второстепенные члены предложения. Определение. | Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения распространенные и нераспространенные. | 1 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
50 | Дополнение. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
51 | Р/р. Что значит писать и говорить на тему? Подготовка к выборочному изложению.изложению, близкому к тексту. | Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. | 1 | УРР | |||
52 | Р/р. Выборочное изложение «Дятел в вечернем лесу». | Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | 1 | УРР | |||
53 | Обстоятельство. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур. практикум | |||
54 | Работа над ошибками в изложении. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания | 1 | РНО, УРР | |||
55 | Синтаксический разбор предложений. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
56 | Повторение по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
57 | Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УК, диктант | |||
58 | Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания | 1 | Ур. Коррекции,РНО | |||
59 | Р/р. Главное в тексте – идея, основная мысль. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту. | Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. | 1 | УРР, беседа | Учебник Русская речь | ||
60 | Р/р. Написание изложения, близкого к тексту «Отважный пингвиненок». | 1 | УРР, изложение | ||||
61 | Словосочетание. | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
62 | Сочинительные словосочетания. | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
63 | Подчинительные словосочетания | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
64 | Словосочетания в предложении. Обобщение по теме «Словосочетания» | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур. практикум | Учебник Практика, Теория | ||
65 | Предложения с однородными членами. | Однородные члены предложения. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
66 | Знаки препинания при однородных членах в предложении (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и). | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
67 | Обобщающее слово перед однородными членами | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
68 | Знаки препинания в предложении с обобщающим словом перед однородными членами. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
69 | Знаки препинания в предложении с обобщающим словом перед однородными членами. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УФУ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
70 | Предложения с обращениями. | Обращения. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
71 | Р/р. Для чего нужен план? Подготовка к домашнему сочинению. | Написание сочинений. Основные виды информационной переработки текста: план. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
72 | Р/р. Как связать предложения в тексте? |
| 1 | УРР
| |||
73 | Р/р. Как связать предложения в тексте? Анализ сочинений. | 1 | УРР, РНО | ||||
74 | Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УФУ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
75 | Знаки препинания при обращении. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УПЗУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
76 | Р/р. Обращение как средство связи предложений в тексте. | Обращения. Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УРР | Учебник Практика, Теория | ||
77 | Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к говорящему. | Вводные слова . | 1 | УПНЗ исследование | Учебник Практика, Теория | ||
78 | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
79 | Сложное предложение. | Предложения простые и сложные. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
80 | Сложносочинённые предложения. | Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
81 | Сложноподчинённые предложения. | Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
82 | Сложные бессоюзные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. | Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
83 | Запятая между частями сложного предложения. | Знаки препинания в простом и сложном предложениях. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
84 | Предложения с прямой речью. | Способы передачи чужой речи. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
85 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | УФУ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
86 | Диалог. Оформление диалога на письме. | Знаки препинания при диалоге. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Русская речь | ||
87 | Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация». | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УОС практикум | Учебник Практика, Теория | ||
88 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УК диктант | |||
89 | Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | Ур. коррекции РНО | |||
90 | Р/р. Текст и фрагменты текста. | Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
Основной курс. Понятие о литературном языке.(2ч.) | |||||||
91 | Понятие о литературном языке. | Понятие о русском литературном языке и его нормах. Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. | 1 | УПНЗ беседа, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
92 | Литературный язык- основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные(орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные). | Понятие о русском литературном языке и его нормах. Наука о русском языке и ее основные разделы. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах. | 1 | УПНЗ беседа, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.(20+2ч.) Умения и навыки:
замечать в чужой речи и использовать в своей речевой практике выразительные средства звукового строя русского языка;
| |||||||
93 | Фонетика и орфоэпия как разделы науки о языке. Звуки речи. | Фонетика. Орфоэпия Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. | 1 | УПНЗ беседа | Учебник Практика, Теория | ||
94 | Звуки речи и буквы. Алфавит. | Соотношение звука и буквы. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
95 | Гласные и согласные звуки. Слог. Правила переноса слов. Элементы фонетической транскрипции. | Фонетическая транскрипция Перенос слов. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
96 | Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные. | Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
97 | Выразительные средства фонетики. Фонетический разбор слов. | Основные выразительные средства фонетики. Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
98 | Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. | Связь фонетики с графикой и орфографией. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
99 | Правописание безударных гласных в корне слова. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
100 | Гласные буквы после шипящих. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
101 | Гласные и-ы после ц. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
102 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
103 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | УПЗУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
104 | Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью Ь. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | УПЗУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
105 | Р/р. Всегда ли мы одинаково читаем? | Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. | 1 | УРР
| Учебник Русская речь | ||
106 | Р/р. Учитесь выразительно читать. | 1 | |||||
107 | Значения букв Я, Ю, Е, Ё. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания Правописание Ъ и Ь. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
108 | Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания Правописание Ъ и Ь. | 1 | УПЗУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
109 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
110 | Орфографический словарь. | Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
111 | Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь. | Нормы произношения слов и интонирования предложений. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
112 | Фонетический разбор слов. | Соотношение звука и буквы. Фонетическая транскрипция. | 1 | УПЗУ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
113 | Р/р. Изображать можно и …звуками. | Основные выразительные средства фонетики | 1 | УРР
| Учебник Русская речь | ||
114 | Систематизация и повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | 1 | УОС игра | |||
115 | Контрольный работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». | Основные выразительные средства фонетики | 1 | УК диктант | |||
116 | Анализ и работа над ошибками в контрольной работе. | Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания. | 1 | Ур. коррекции РНО | |||
Морфемика. Словообразование. Орфография (41+2ч) Умения и навыки:
| |||||||
117 | Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка | Морфемика (состав слова) и словообразование Морфема – минимальная значимая единица языка. | 1 | УПНЗ беседа | Учебник Практика, Теория | ||
118 | Основа слова и окончание | Основа слова. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
119 | Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. | Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
120 | Однокоренные (родственные) слова. | Основные способы образования слов | 1 | УПЗУ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
121 | Приставки. Суффиксы. | Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
122 | Приставки. Суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. | Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
123 | Чередование звуков в корне слова | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
124 | Полногласные и неполногласные сочетания. | Основные способы образования слов в русском языке. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
125 | Чередование звуков. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ, беседа | Учебник Практика, Теория | ||
126 | Морфемный разбор слов. Выразительные средства морфемики и словообразования. | Основные выразительные средства словообразования. | 1 | УПНЗ беседа | Учебник Практика, Теория | ||
127 | Р/р. Стили речи. Когда и где используют разговорный стиль? | Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[1]1. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
128 | Правописание корней с чередованием гласных а-о. | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Соблюдение основных орфографических норм. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
129 | Чередование гласных а — о в корнях лаг-, -лож-, - кос-,-кас-. | Чередование звуков в морфемах. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
130 | Чередование гласных а — о в корнях -раст-,-ращ-, -рос-. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. Чередование звуков в морфемах. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
131 | Чередование гласных а — о в корнях зар-, -зор-.-гар-, -гор-.- | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | Комбинир. ур., практикум | Учебник Практика, Теория | ||
132 | Чередование гласных а — о в корнях клан-,-клон-. | Правописание гласных и согласных в составе морфем.. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | |||
133 | Обобщение по теме «Чередование гласных а-о». | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
134 | Правописание корней с чередованием гласных е — и. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
135 | Буквы е-и в корнях с чередованием – бер- - -бир, -дер- - -дир-, мер- - - мир- и др. | Чередование звуков в морфемах | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
136 | Буква и в корнях с чередованием я(а)//им,ин. | Чередование звуков в морфемах | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
137 | Закрепление. Правописание корней с чередованием гласных е — и. | Чередование звуков в морфемах | 1 | УПЗУ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
138 | Контрольный диктант по теме «Чередование гласных в корнях» | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания | 1 | Ур. контроля, диктант | |||
139 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания | 1 | Урок коррекции, РНО | Дидактич. карточки | ||
140 | Правописание согласных и гласных в приставках. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
141 | Правописание согласных и гласных в приставках. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
142 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УЗ традиционная форма | |||
136 | Правописание приставок, оканчивающихся на з(с) | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
143 | Правописание приставок роз- (рос ) — раз- рас | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УЗ традиционная форма | |||
144 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | |||
145 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
146 | Правописание приставок при- и пре | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
147 | Правописание приставок при- и пре | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
148 | Правописание приставок при- и пре | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
149 | Закрепление Правописание приставок при- и пре | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УЗ традиционная форма | |||
150 | Повторение темы «Правописание приставок при- и пре». | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УОС, игра | Учебник Практика, Теория | ||
151 | Диктант по теме «Правописание приставок». | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. . | 1 | Ур. контроля Диктант | Учебник Практика, Теория | ||
152 | Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | Ур. коррекции | Дидактич. Материалы. | |||
153 | Порядок словообразовательного разбора. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
154 | Словообразовательные и этимологические словари русского языка. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УПНЗ традиционная форма | Учебник Практика, Теория | ||
155 | Обобщение по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
156 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография» | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УК диктант | |||
157 | Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | Ур. коррекции,РНО | |||
158 | Р/р. Знакомьтесь: научный стиль. | Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[2]1. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | 1 | УРР
| Учебник Русская речь | ||
Лексикология и фразеология (22 +9ч) Умения и навыки:
| |||||||
159 | Понятие о лексикологии. Словарное богатство русского языка. | Слово – основная единица языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | УПНЗ беседа | Учебник Практика, Теория | ||
160 | Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. | Лексическое значение слова. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1 | УПНЗ, работа со словарем | Учебник Практика, Теория | ||
161 | Лексическое значение слова. Основные способы его толкования. | 1 | УПЗУ работа со словарем | ||||
162 | Р/р. Художественный стиль. | Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка[3]1. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. | 1 | УРР практикум | Учебник русская речь | ||
163 | Р/р.Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Ковер-самолет». | Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка. Написание сочинений. | 1 | ||||
164 | Р/р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Ковер-самолет». | 1 | |||||
165 | Однозначные и многозначные слова. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
166 | Однозначные и многозначные слова. | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | УПЗУ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
167 | Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения. | Прямое и переносное значения слова. | 1 | УПНЗ, беседа, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
168 | Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. | Основные выразительные средства лексики и фразеологии | 1 | УПЗУ, исследование | Учебник Практика, Теория | ||
169 | Омонимы. | Омонимы. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
170 | Синонимы. | Синонимы. | 1 | УПНЗ, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
171 | Синонимы. | 1 | УПЗУ, практикум | ||||
172 | Антонимы. Словари синонимов и антонимов. Р/р. Для чего нужны синонимы и антонимы? | Антонимы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | УПНЗ, беседа, исследование | Учебник Практика, Теория, словари | ||
173 | Р/р. Подготовка к написанию изложения, близкого к тексту
| Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | 1 | УРР
| Учебник Русская речь | ||
174 | Р/р. Написание изложения, близкого к тексту. | 1 | УРР | ||||
175 | Р/р. Как различать типы речи? | Функционально-смысловые типы текста | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
176 | Р/р. Повествовать- значит рассказывать. | Текст как продукт речевой деятельности. Повествование. | УРР | Учебник Русская речь | |||
177 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении. | Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
178 | Историзмы, архаизмы и неологизмы. | Исконно русские и заимствованные слова. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Стилистически окрашенная лексика русского языка. | 1 | УПНЗ исследование | Учебник Практика, Теория | ||
179 | Историзмы, архаизмы и неологизмы. | 1 | УПЗУ, практикум | Учебник Практика, Теория | |||
180 | Исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы. | 1 | УПНЗ исследование | Учебник Практика, Теория | |||
181 | Происхождение лексики русского языка. | Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления. | 1 | УПНЗ практикум | Учебник Практика, Теория | ||
182 | Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. | Фразеологизмы; их значение и употребление. Понятие об этимологии как науке о происхождении слов и фразеологизмов . Основные выразительные средства лексики и фразеологии | 1 | УПНЗ работа со словарем | Учебник Практика, Теория | ||
183 | Фразеологизмы. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов. | 1 | УПЗУ работа со словарем | Учебник Практика, Теория | |||
184 | Обобщающий урок по теме «Лексикология и фразеология» | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
185 | Контрольный диктант по теме «Лексикология и фразеология». | Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | УК, диктант | |||
187 | Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте. | 1 | Урок коррекции, РНО | Дидактич. карточки | |||
188 | Р/р. Подготовка к написанию выборочного изложения на тему «Помощь пришла». | Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
189 | Р/р. Написание выборочного изложения на тему «Помощь пришла» | Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
190 | Р/р. Описание. Как описать предмет? Подготовка к контрольному сочинению | Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
191 | Р/р. Контрольное сочинение по картине И.Шишкина « Зима». | Написание сочинений;. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
192 | Р/р. Анализ и работа над ошибками в изложении и сочинении. | Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
193 | Р/р. Как описать животное? Подготовка к домашнему сочинению «Мое любимое животное» | Написание сочинений | 1 | УРР традиционная форма | Учебник Русская речь | ||
Повторение (12+9ч.) | |||||||
194 | Систематизация и обобщение изученного по орфографии и пунктуации. | Соблюдение основных орфографических норм. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
195 | Систематизация и обобщение изученного по фонетике, морфемике и словообразованию. | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
196 | Систематизация и обобщение изученного по лексикологии. | Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
197 | Систематизация и обобщение изученного по синтаксису. | Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания. | 1 | УОС, практикум | Учебник Практика, Теория | ||
198 | Итоговый контрольный диктант. | Соблюдение основных орфографических норм. Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге. | 1 | УК, диктант | |||
199 | Анализ и работа над ошибками в итоговом контрольном диктанте | 1 | Ур. коррекции, РНО | ||||
200 | Р/р. Рассуждать- значит доказывать. | Функциональные разновидности языка. | 1 | УРР | Учебник Русская речь | ||
201 | Р/р. Расширяйте свой словарь. Наш помощник –толковый словарь. | Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей. | 1 | УРР традиционная форма | Учебник Русская речь | ||
202 | Р/р. Почему мы так говорим? Лексические средства связи предложений в тексте. | Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительногословоупотребления. | 1 | УРР практикум | |||
203 | Р/р. Что такое киносценарий? | Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом. | 1 | УРР традиционная форма | |||
204 | Итоговый урок. | Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения. | 1 | Игра |
|
[2].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по учебнику Бабайцевой. 8 класс.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основании Закона «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образов...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 8 класс (углубленный уровень)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 5-9 классов(углублённый уровень)Пояснительная запискаРабочая программа Ёлкиной Ю.В. составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений с углублён...
Рабочая программа по русскому языку к УМК Бабайцевой 10 класс (углубленный уровень)
Пояснительная записка Рабочая программа Ёлкиной Ю.В. «Русский язык 10 класс. Профильный уровень» составлена на основе авторской Программы «Русский язык. 10-11 классы...
Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 6 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...
Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 7 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...
Рабочая программа по русскому языку. УМК. В. Бабайцевой. 8 класс. ФГОС ООО
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основании авторской рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит планируемые результаты обучения русскому языку и к...