Технология написания сочинения-рассуждения.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Материал для подготовки к ЕГЭ, ГИА.
Методика написания сочинения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_napisaniya_sochineniya.docx | 40.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология написания сочинения-рассуждения.
Методические рекомендации.
- Подготовка к сочинению-рассуждению
Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ЕГЭ текст. Это задание обозначено в части С1: "Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленные автором текста". При обучении восприятия текста обращаем внимание на три аргумента:
- Написать сочинение с опорой на собственный жизненный опыт.
- Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения.
- Проверить сочинение тщательно, качественно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы.
Для анализа текста необходимо предлагать разные варианты текстов, как по содержанию, так и по форме. Вначале с учащимися прорабатываются различные виды памяток: "Рекомендации к тексту-рассуждению", "Рекомендации к тексту-описанию", "Рекомендации к тексту-описанию", "Советы по построению сочинения". Все рекомендации учитель составляет с учетом уровня подготовленности класса, с учетом сформированных ранее навыков письменной связной речи.
- Алгоритм работы с исходным текстом.
Используя исходный текст, работаем по Памятке:
Шаг 1. Чтение текста, определение темы и проблем текста. Формулирование одной конкретной проблемы.
Шаг 2. Комментирование текста. Здесь важно научить видеть разницу между пересказом и комментированием. Комментирование текста - это краткое изложение основных моментов текста. Детям предлагается слова-подсказки, которые они быстро запоминают: "В начале текста, затем, в заключении". При цитировании необходимо употреблять небольшие фрагменты текста. В ходе комментирование выясняется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного случая. Авторская позиция имеет два понятия: "да" или "нет". Нравится ли автору картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о выраженной им проблеме?
Шаг 3. Тезис, доказательства. Формулируя главную идею собственного размышления, необходимо выразить свое отношение к авторской проблеме. В доказательство личной точки зрения приводятся два-три аргумента: при этом учитывается важность (актуальность) вопроса, эмоциональность, богатство языка, средства выразительности.
Шаг 4. Сопоставление мнения автора и личной точки зрения.
Шаг 5. Самостоятельное написание сочинения и проверка на грамотность.
- Упражнения, формирующие умение созданию текста по заданной теме.
Для раскрытия темы сочинения можно запланировать ряд упражнений, способствующих раскрытию темы:
- Используя клише, составьте предложения по теме "Экология родного края" (темы могут быть приближены к текстам из тренировочных заданий по ЕГЭ): "Точка зрения автора мне понятна, я разделяю (не разделяю) позицию автора, во-первых, это подтверждается рядом факторов, во-вторых, ярким доказательством служит простой пример, говоря иначе, это, следовательно, авторское мнение".
- Подберите синонимы и антонимы к ключевым словам текста, используйте в качестве варианта контекстуальные синонимы (антонимы).
4. Упражнения по редактированию текстов.
Отредактируйте данный текст. Задание: найти ошибки, объяснить их и дать правильный вариант.
- Объясните ошибку в построении сложного предложения. Дайте исправленный вариант.
После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Архангельской области, и которые находились у руководителя экспедиции. - После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, привезенные из Архангельской области и находящиеся у руководителя экспедиции. - После диалектологической экспедиции мы проверили карточки, которые были привезены из Архангельской области и которые находились у руководителя экспедиции. - В предложении произошло смещение синтаксической конструкции: неправильное соединение причастного оборота и придаточного определительного. Есть два варианта замены: 1 вариант - замена придаточной части причастным оборотом, происходит упрощение конструкции и уточнение определяемого слова - карточки. 2 вариант: замена причастного оборота причастным определительным.
- Найдите в следующих дефектных текстах нарушения норм: а) управления; б) согласования; в) смысловой сочетаемости. Объясните, используя данные толковых словарей, в чем состоит нарушение нормы. Перепишите предложения в исправленном виде.
1) Очень трудно поверить в то, что виной всему этому переполоху стал десятилетний ребенок. - В предложении наблюдается нарушение норм управления: стал виной (чего? Р.п.), определяемое слово требует употребление конкретного падежа.
Правильный вариант: Очень трудно поверить в то, что виной всего этого переполоха стал десятилетний ребенок.
2) Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошло незаметно. - В предложении наблюдается нарушение согласования между подлежащим и сказуемым, подлежащее выражено числительным полчаса, требует употребление сказуемого во множественном числе. Выбор сказуемого подчеркивает нерасчлененный характер действия.
Правильный вариант: Полчаса, проведенные в обществе интересного собеседника, прошли незаметно.
3) Дипломная работа удовлетворяет тем условиям, которые предъявляются к такого рода сочинениям. - В предложении наблюдается нарушение смысловой сочетаемости и ошибка в управлении: проявляются к (к чему?, Д.п.).
Правильный вариант: Дипломная работа соответствует тем условиям, которые предъявляются к такому типу сочинений.
- Объясните, в чём состоит нарушение введения деепричастного оборота в предложение. Дайте исправленный вариант.
Познакомившись с этой книгой, передо мной открывается новый, до сих пор неизвестный мир. - Нарушение синтаксической конструкции возникло из-за ошибки в употреблении деепричастного оборота, который всегда должен указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего).
Правильный вариант: Знакомство с этой книгой открывает передо мной новый, до сих пор неизвестный мир.
Анализ и корректировка готовых сочинений - образцов.
Этот вид работы помогает рассмотреть готовое сочинение с разных позиций, увидеть все критерии "идеального" сочинения или недостатки сочинения и корректировку его.
По праву задание части С считается самым сложным, но все же написать сочинение – рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа.
Задания части С представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа проверяет реальное состояние практических умений выпускника, а именно:
- владение монологической речью
- умение аргументировано излагать свою точку зрения
- понимать исходный текст, отделяя главное от второстепенного
- определять авторскую позицию и видеть средства ее выражения
- владение изобразительно-выразительными средствами языка
- умение определять тему, проблематику текста
- умение интерпретировать поднятые проблемы, строить систему доказательств
- композиционно выстраивать собственное рассуждение
- владение речью в целом
и другие умения, определяемые критериями оценки части С.
В соответствии с этим работа по подготовке учащихся к этому виду задания КИМов нацеливает педагога на отработку этих умений по частям и в комплексе.
Наиболее трудными для освоения и наиболее важными для создания письменной работы, на наш взгляд, являются первые четыре критерия: «Формулировка проблемы», «Комментарий к проблеме», «Отражение позиции автора» и «Аргументация». Поэтому именно на отработке этих критериев мы и концентрировали свое внимание при подготовке учащихся к выполнению части С ЕГЭ в этом году.
Что делаем мы для того, чтобы реализовать максимально эту задачу?
1) Предлагаем учащимся задания разного типа, например, на уроках литературы практикуем написание рецензии по плану:
1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст
2. Укажите, когда и где вышла книга, ее адресат.
3. Укажите тему книги, ее главную мысль, как автор раскрывает их в этом произведении.
4. Кто действующие лица, отношение к ним автора. Какое отношение они вызывают у читателя.
5. В чем художественное своеобразие книги, языка произведения, какими средствами автор достигает выразительности?
6. Ваша общая оценка прочитанного текста.
7. Что, по вашему мнению, написано хорошо, а что, может быть, недостаточно убедительно, не совсем удачно; что излишнее детализировано, а что недостаточно широко раскрыто.
8. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте пересказом содержание.
9. Хотя бы в самой краткой форме отразите и содержание книги, о чем в ней рассказывается, иначе все ваши оценки и рассуждения окажутся непонятными.
Предлагаются дифференцированные задания:
1. Напишите рецензию на книгу (автор и произведение даны).
2. Напишите рецензию на интересную для вас книгу.
3. Напишите рецензию на книгу, которая не понравилась.
4. Найдите в журнале или газете рецензию на книгу (спектакль, фильм) и укажите в ней все элементы рецензии.
В результате выполнения подобного вида работы учащиеся учатся анализировать разножанровые тексты и создавать собственные тексты, анализировать созданные тексты
2) Обширный практический и справочный материал для работы предложен в тетради-практикуме Н.А. Сениной «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013). Задания, построенные на базе этого пособия, формируют у учащихся представление о том, что требуется от них при написании сочинения-рассуждения. Предлагаю переработанный и сокращенный материал, апробированный мною на уроке.
- Ребятам предлагается Текст №2, стр.15 данного пособия и словарик терминов:
«Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, очка зрения.
Проблема текста — основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Проблема может быть сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская и т.д.
Проблематика — совокупность проблемных вопросов.
Комментарий проблемы - толкование основного вопроса исходного текста.
Позиция автора - отношение автора к поставленной проблеме(-ам), герою(-ям) (т.е. то, что думает автор, как сам отвечает на поставленный проблемный вопрос)
Аргумент - довод, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - доказывать»
2. Дальше идет дифференцированная работа над текстом:
А) Для учащихся со средним уровнем подготовки предлагаю такой тип работы:
Задание: Найти формулировку проблемы исходного текста, в которой нет грамматических ошибок (задание ориентирует на отработку двух критериев: «Формулировка проблемы» и «Соблюдение языковых норм»; дает возможность поработать над понятиями «проблема» и «проблематика» и редактированием предложений):
- Автор рассматривает проблему того, что падает ценность человеческой жизни.
- В тексте излагается проблема о преступности.
- Автор анализирует проблему об отсутствии гражданской солидарности…
- Проблема жестокости, о которой затронул автор, очень актуальна.
- В тексте поднимается проблема преступности на почве межнациональной неприязни.
- И.Руденко ставит проблему о том, что молодежь жестока.
- Проблема того, что фашизм может возродиться, поднимает в своей статье И. Руденко.
Б) Для учащихся с низким уровнем подготовки
Задание: Охарактеризуйте автора текста, составив из данных ниже слов и словосочетаний (для сильных детей задание звучит иначе, с ориентиром на критерий «Определение авторской позиции»)
«Автор», «поражен», «зарождающийся русский фашизм», «настоящий интернационалист», «призывать», «встревоженный», «случившееся в поезде», «гражданская солидарность»
В) Для ребят с высоким уровнем подготовки
Задание: Прочитайте отрывок из сочинения-рассуждения и ответьте на вопрос: правильно ли понял ученик проблему, поднятую в тексте? Аргументируйте свой ответ. Как бы вы сформулировали проблему? Найдите грамматические ошибки, допущенные учеником, и исправьте их.
« Стык цивилизаций - это один из наиболее острых вопросов, волнующих современное общество.
Активное укрепление экономических отношений Запада и Востока и, как следствие, неизбежное столкновение культур и религий, не могут не привести к конфликтам. Не прекращающиеся войны на среднем Востоке — прекрасное тому подтверждение. И если страны не могут мирно урегулировать отношения между собой, то вполне логично, что и люди проявляют агрессию и нетерпимость друг к другу. Ксенофобия, как общественное явление, пройдет, как только утихнут распри между странами, и, пока это не произошло, бессмысленно пытаться как-то влиять на ситуацию».
Эта группа заданий преследует несколько целей:
●дать материал для аргументации
●работа над понятием «проблема текста»
●работа над грамотностью речи
3. Понятие «Комментарий к проблеме» на начальном этапе ввожу, например, с помощью такого задания.
Задание: Прочитайте текст по К. Паустовскому и комментарии учащихся к поставленной автором проблеме. Какой из предложенных комментариев вам понравился больше и почему? Напиши свой комментарий.
«Людей всегда мучают разнообразные сожаления — большие и малые, серьёзные и смешные.
Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето — то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства.
Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы усыпить их. Наряду с самым сильным сожалением о быстротечности времени есть ещё одно, липкое, как сосновая смола. Это — сожаление о том, что не удалось— да, пожалуй, и не удастся — увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Да что там — весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Всё зависит от пытливости и от остроты глаза. Ведь всем известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, — вплоть до множества оттенков совершенно разного зелёного цвета в листьях бузины или в листьях черёмухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладони — с их нежной припухлостью между тоненьких жилок.
(По К. Г. Паустовскому)
Комментарии учащихся к тексту.
I. В своём тексте К. Г. Паустовский говорит о том, что человек всегда о чём-нибудь сожалеет, особенно часто о быстротечности времени. Эти сожаления с человеком постоянно, особенно они беспокоят его ночью.
В своём тексте автор также поднимает проблему невозможности увидеть в жизни все, что хотелось бы. Он не успевает увидеть не только весь мир, но даже свою страну.
Но, по мнению автора, это не страшно, потому что важно не количество увиденного, а качество. И К. Г. Паустовский рассказывает об оттенках зелёного цвета у листьев и о необычности листьев ольхи, похожих на детские ладони.
II. Текст К.Г. Паустовского показался мне интересным не только поставленной в нём проблемой необходимости пытливого взгляда на мир, но и тем, как развивается авторская мысль.
Начав рассуждать о том, что людей всегда мучают разнообразные «сожаления, а особенно сожаления о стремительности времени», он переходит к мысли, что главная беда этой быстротечности в том, что человек мало успевает увидеть.
И вот тут, когда читатель уже решил, что основная тема текста — сожаления о прошедшем, К. Г. Паустовский делает неожиданный переход к тому главному, о чём он и хотел говорить, оказывается, не стоит жалеть, что мало увидел. Плохо, если не умел пытливо смотреть, потому что мир очень богат и даже в малом, обычном можно рассмотреть необыкновенное. И автор описывает бесконечность оттенков зелёного цвета листьев черёмухи и липы, с необычной нежностью говорит о листьях ольхи, похожих на детские ладони. И мы понимаем, что сам К. Г. Паустовский умел видеть очень много.
Самое же главное, он и нам старается передать это умение
4. Есть в моем методическом арсенале и такой вид работы: при отрабатывании приемов работы с текстом предлагаю учащимся оформить основные положения своего будущего текста в виде таблицы: необходимость обозначить основные положения своей работы лаконично, фактически в форме конспекта – дисциплинирует, помогает выработать навыки четкого формулирования мысли.
Очень важно, чтобы учащиеся не путали понятия «тема», «проблема», «комментарий проблемы», «идея», «авторская позиция» и «аргументация». Для этой цели на первых этапах подготовки к выполнению части С мы предлагаем ребятам выполнять подготовительную работу.
Алгоритм выполнения задания предполагает четыре основных шага:
1. О чем текст? (Ответив на этот вопрос, ты найдешь проблемы)
2. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?
(Ты найдешь основную проблему)
3. Как сам автор отвечает на поставленный вопрос?
(Это поможет понять авторскую позицию, основную мысль текста)
4.Сформулировать и аргументировать собственное отношение к поставленной проблеме.
По-видимому, именно так, пошагово, следует готовить детей к экзамену, формируя навыки, последовательно тренируя умение четко формулировать: сначала - проблему, затем - позицию автора и, наконец, свое аргументированное отношение к проблеме. Причем работа над поиском аргументов и выстраиванием системы аргументации оказывается для учащихся проблемной.
5. В качестве примера работы над критерием «Аргументация собственного мнения» приведу еще один вариант работы.
Задание: Напишите аргументированное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту
«Людей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьезные и смешные. Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени. Действительно, не успеешь оглянуться, как уже вянет лето – то «невозвратное» лето, которое почти у всех людей связано с воспоминаниями детства. Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты еще не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.
Свои сожаления есть у каждого дня, а порой и у каждого часа. Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Наоборот, по ночам они разгораются. И нет такого снотворного, чтобы их усыпить.
Наряду с самим сожалением о быстротечности времени есть еще одно, липкое, как сосновая смола. Это сожаление о том, что не удалось – да, пожалуй, и не удастся – увидеть весь мир в его ошеломляющем и таинственном разнообразии.
Да что там весь мир! На знакомство даже со своей страной не хватает ни времени, ни здоровья.
Я перебираю в памяти места, какие видел, и убеждаюсь, что видел мало. Но это не так уж страшно, если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по качеству. Можно, даже сидя всю жизнь на одном клочке, увидеть необыкновенно много. Все зависит от пытливости, от остроты глаза. Ведь известно, что в самой малой капле отражается калейдоскоп света и красок, - до множества оттенков совершенно разного зеленого цвета в листьях бузины или в листьях черемухи, липы или ольхи. Кстати, листья ольхи похожи на детские ладошки – с их нежной припухлостью между тоненьких жилок».
(По К. Паустовскому)
В качестве опоры для анализа текста и аргументирования своей позиции предлагаем следующий опорный конспект, на базе которого и предлагаем выстроить работу.
Основная мысль
Самое главное сожаление – быстротечность времени
Доводы проходит детство, стареет человек внешне, он многого не видел.
Но так ли это?
Аргумент
Сидя на одном месте, можно увидеть многое
Твое мнение
(я согласен с автором)
Можно увидеть красоту природы, можно увидеть прекрасных людей, можно увидеть восходы, тишину, закаты, пение птиц, целый мир.
Напоминаем детям, что от тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…». Предупреждаю, что если они поддерживают позицию автора, то не следует специально анализировать его аргументы: («Для подтверждения своей позиции автор использует такие аргументы, как...»). Говорим и о важном правиле аргументации: аргументы надо приводить в системе, то есть надо продумать, с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют располагать аргументы таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала: конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным. К сильным аргументам обычно относят:
- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
- факты, события;
- ссылки на авторитетных людей
- этические доводы (апелляция к милосердию, патриотизму...)
- примеры из художественной литературы, Библии...
Предлагаю использовать разные виды рассуждений:
Дедуктивное рассуждение, предполагающее ход мысли от общего к частному, от общих суждений к частным (сначала приводится тезис, а потом он поясняется аргументами).
Например: «Нам нужно лучше обучать русскому языку. Во-первых, у нас снижается грамотность школьников. Во-вторых, у нас мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых. В-третьих, у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие».
Индуктивное рассуждение – это логическое умозаключение от частных, единичных фактов к общему заключению, выводу, от отдельных фактов к обобщению.
Например: «Рассмотрим состояние русского языка. У нас снижается уровень грамотности школьников; мало внимания уделяется повышению грамотности взрослых; у нас плохо владеют русским языком журналисты и телеведущие. Таким образом, нам необходимо лучше обучать русскому языку».
Вот пример аргументации одного из моих учеников (на основе текста №2, стр.15 тетради-практикума Н.А. Сениной «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки» (Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2013г.).
(Тезис учащегося): Фашизм должен быть искоренён.
«Я думаю, что любой здравомыслящий человек согласится с автором: люди должны понимать опасность распространения идей фашизма. Во-первых, фашистская идеология зомбирует человека, убивает в нем личность, ибо, по мнению идеологов Третьего рейха, государство важнее личности.
Во-вторых, фашизм попирает извечные нравственные нормы, к осознанию которых человечество шло веками, открыто пропагандирует расизм, приучает людей к мысли о том, что есть целые народы, которые ради «расовой гигиены» должны быть порабощены или уничтожены.
И, наконец, нужно помнить о тех бедах, которые уже однажды принесла в мир коричневая чума: вторая мировая война, разрушенные города, разоренные села, десятки миллионов погибших, замученных, заживо сожженных в печах, задушенных в газовых камерах, сотни миллионов исковерканных, искалеченных судеб… – такова плата за торжество фашистских идей. Это не должно повториться».
6. Синтезированная работа над сочинением с учетом критериев «Проблема», «Комментарий к проблеме», «Авторская позиция», «Аргументация».
Вариант 1. Перед тем, как начать писать сочинение – рецензию с учетом выявления проблемы, комментария к ней, определения авторской позиции и аргументировано, мы коллективно обсуждаем текст, выделяем его тему, идею, проблемы, подчеркиваем актуальность, подбираем аргументы. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Какие взгляды можно подвергнуть сомнению? С чем можно поспорить, а что можно принять полностью? При чтении авторского текста отмечаем предложения, которые можно использовать в качестве тезисов для своего сочинения. Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».
Вариант 2. Еще практикую групповую дифференцированную работу над анализом текста. В каждой группе должен быть сильный ученик – консультант, который всегда может оказать помощь слабому. Ученики первой группы пишут начало сочинения, где формулируют и комментируют проблему, поставленную автором текста. Для ответов слабые ученики используют готовые шаблоны по началу сочинения - рассуждения. Сильные - пишут самостоятельно. Ученики второй группы формулируют позицию автора, объясняя, почему согласны или не согласны с автором прочитанного текста. А ребята из третьей группы аргументируют своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт. Здесь также используют готовые шаблоны по заключению сочинения. К концу урока из кусочков групповой работы получается связный текст, который озвучивается в финале урока. Такая система в планировании занятий очень помогает. Ученики видят экзаменационные КИМы, рассматривают систему заданий, анализируют тексты. Это похоже на «натаскивание». Однако оно, я считаю, методически грамотное, т. к. дает хорошие результаты.
Вариант 3. При подготовке к экзамену методически полезна, на мой взгляд, взаимопроверка: чужие ошибки легче заметить - и затем соотнести их со своими. Поэтому работы учащихся анализируем вместе, отмечаем достоинства и недостатки сочинений, радуемся каждому удачно найденному слову. Речевые и грамматические ошибки выписываем, классифицируем.
Вариант 4. Использование на начальном этапе подготовки речевых клише. Предлагаю ученикам алгоритм работы над текстом сочинения по предложенному тексту части С, типичные речевые конструкции, встречающиеся в сочинениях подобного типа, образцы сочинений, которые впоследствии можно использовать как материал для обсуждения. Объясняю ученикам, что стандартные фразы и похожесть работ не является на первом этапе ошибкой, что сначала необходимо приобрести умения и навыки работы с текстом.
Первый раз текст прорабатывается на уроке с использованием предложенного алгоритма и речевых конструкций. После подробного разбора ученики пишут первую часть сочинения, которая зачитывается некоторыми учащимися, даются комментарии по выполнению данной работы, после чего ученики исправляют ошибки, дорабатывают текст. Главное, чтобы исходный текст был верно понят и в суждениях не было поверхностности, простого пересказа,тем более искажения точки зрения автора. Пересказ и комментарий — это не одно и то же.
Написание второй части (определение авторской позиции и аргументирование своего отношения к проблеме) задаю на дом, т.к. это требует индивидуального подхода. На следующем уроке зачитываем работы учащихся. Самая распространённая ошибка – это отсутствие аргументации, поэтому всегда даю возможность доработать эту часть. В 10 классе ребята учатся выстраивать структуру работы, пользуются в основном речевыми образцами-клише. Главное, чтобы слабые ученики научились писать сочинения по схеме, выполняя основные требования. В 11 классе настраиваю учеников на то, чтобы они старались уже избегать речевых клише.
При анализе работ выставляю баллы по критериям. Ребята тоже становятся «экспертами», используя таблицу, выставляют баллы, а затем идёт обсуждение каждого критерия. Объяснение причин снижения оценки даёт понимание того, за что ставятся баллы. Считаю такую работу очень эффективной.
Примерный композиционный план, рабочие материалы и используемые «клише»):
1. Актуальность тематики. («Клише»: В тексте (работе, очерке, произведении и т.д.) рассмотрены…, показаны; настоящая работа... рецензируемая работа посвящена проблеме…, которая указывает на актуальность проводимых автором исследований);
2. Проблема, анализ ее решения автором: самостоятельность , оригинальность. законченность. ( «Клише»: исследование (разговор писателя с читателем, монолог публициста и т.д.) ведется через рассмотрение такой важной проблемы, как…).
3. Предмет анализа, авторская позиция («Клише»: центральным вопросом работы (очерка, статьи, произведения и т.д.), наиболее интересным и существенным, основной мыслью работы (исследования) является…, большое место занимает, приводятся значительные данные, привлекает авторская позиция…).
4. Подбор своих (вне авторского текста) аргументов, подтверждающих или опровергающих позицию автора: («Клише»: безусловной заслугой автора является, нельзя не согласиться с мнением (позицией) автора, привлекательна позиция автора, можно поспорить с точкой зрения, выдвигаемой автором…следует отметить, что...и т.д).
Таким образом, я описала свой пока еще небольшой опыт по отработке требований первых четырех критериев, связанных с характеристикой текста как продукта речевой и мыслительной деятельности. Отразила элементы технологии написания сочинения-рассуждения — т.е. именно того, что формирует у учащихся представление о том, что требуется от них при написании части 3 (С) ЕГЭ по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс). Цели:...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Урок-практикум в 11 классе «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» с применением информационно – коммуникационных технологий
Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий). Цели:...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3». Программа предназначена для педагогов, осуществляющих подготовку...
Использование технологии педагогических мастерских при подготовке к написанию сочинения-рассуждения 9.3. (ОГЭ: Русский язык)
Презентация отражает содержание мастер-класса для учителей русского языка и литературы. Презентацию можно использовать при подтоговке учащихся к написанию сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку....
2022 г. Урок-практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения с использованием технологии «Фишбоун»
подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по 9.2...
Программа с элементами дистанционного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку учащимися заочной формы обучения дистанционный курс поможет организовать повторение трудных тем, изученных в предыдущих классах. Преимуществом дистанционн...