Программа с элементами дистанционного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку учащимися заочной формы обучения дистанционный курс поможет организовать повторение трудных тем, изученных в предыдущих классах.
Преимуществом дистанционного обучения является нацеленность на самостоятельную работу учащихся, индивидуальный подход к каждому выпускнику, возможность повторить трудные темы в области языкознания. Кроме того, ученик может работать по той или иной теме в любое удобное для него время, что является важным условием психологического комфорта.
Программа дистанционного обучения по русскому языку предусматривает повторение тем, вызывающих у учащихся наибольшее затруднение: написание сочинения-рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дистанционного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
Пояснительная записка.
Основа содержания обучения данному курсу.
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями от 31.12.2010 г. № 1577), на основе требований к результатам освоения основной образовательной программой МБВ(с)ОУО(с)ОШ № 1, с учетом авторской программы «Русский язык. 9 класс». (Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко).
Рабочая программа дистанционного курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе ФГОС и примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить трудные случаи правописания, трубные случаи постановки знаков препинания и подготовиться к государственному экзамену.
Дистанционный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется комплексной работе с текстом.
Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знания и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.
При составлении программы дистанционного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 2 частью (выборочно) экзаменационной работы проводится в 1 полугодии. Работа над 3частью и 2 (выборочно) отнесена во 2 полугодие, так как к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала , что позволит учащимся выполнить тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
I. Цели и задачи курса.
Цель курса:
* подготовить учащихся к ОГЭ;
* обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;
*обобщить и углубить знания по разделам, создать условия овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
*развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ОГЭ.
*Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
*Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
* Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
*Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации..
*Развитие у обучающихся способностей к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
*Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.
III. Общая характеристика учебного курса.
Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Ярко выражена речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи.
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:
1) признаки текста: смысловая цельность, относительная законченность высказывания (тема, основная мысль), формальная связность (данная и новая информация, способы и средства связи предложений; членение текста на абзацы, строение абзаца);
2) стили речи: разговорный, деловой, научный, художественный, публицистический;
3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и их разновидности – описание предмета, описание места, описание состояния природы, описание состояния человека, оценка предметов их свойств, явлений, событий и т.д. Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и сгруппированы с учетом характера учебной речевой деятельности. Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой деятельности: чтением, восприятием устного и письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и письменным), созданием высказывания (устного и письменного), совершенствованием устного и письменного высказывания. Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и особенностям грамматического строя (тексты с обращениями, однородными членами, обособлениями и т. д.). Предусматривается систематическая работа над орфоэпически грамотной речью.
Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:
1. Структура курса формировалась с учетом закономерностей усвоения курса русского языка. 9 класс имеет морфолого – орфографическую направленность, хотя и включает в содержание обучения курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование.
2. Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в изучение фактов и явлений языка.
Помимо ставшем уже привычным внимания к значению слова и различных грамматических структур особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся такие понятия , как «словообразовательная модель», «словообразовательная цепочка», «исходная часть слова».
3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует внимание к эстетической функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдением за использованием разнообразных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап относительно предыдущего года обучения и основной этап, реализующий программный материал в логике его развития
IV. Требования к уровню подготовки учащихся:
*знать трудные случаи правописания;
*понимать их роль в общекультурном развитии человека;
*объяснять языковое явление;
*уметь применять знания при тестировании;
*формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала;
*формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами, приёмами;
*активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
*определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
*работать над расширением словарного запаса;
*опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
*работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
*чёткое следование инструкциям сопровождающим задание;
*выполнять различные типы тестовых заданий;
*самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
*чётко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
*хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
*правильно отмечать в бланке вариант ответа;
*вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
*сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 40 минут;
*определять синтаксические конструкции.
V. Требования к уровню подготовки.
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самооопределению.
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
VI. Эффективность программы.
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса русского языка.
VII. Предполагаемый результат.
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9 –х классах.
VIII. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. –Написание сжатого изложения (7 часов). Работа с текстом. Извлечение информации при аудировании и чтении; адекватное понимание и интерпретирование текста в соответствии с темой, стилем, функционально – смысловым типом речи; составление плана, создание в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе воспроизведение исходного текста с различной степенью свёрнутости (компрессии); соблюдение в практике письма основных языковых норм (лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных, стилистических).
Раздел 2. – Тестовая часть (16 часов). Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончания глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения главных членов предложения. Осложнённое простое предложение. Пунктуационный анализ. Знаки препинания со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Синтаксический анализ сложного предложения. Типы сложных предложений. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. Синтаксический анализ сложного предложения. Сложные предложения с разными видами связи между частями. Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными.
Раздел 3. Сочинение – рассуждение (11 часов). Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса, аргументация, вывод сочинения на лингвистическую тему. Сочинение - рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки задания. Структура сочинения. Формулировка понимания смысла фрагмента текста, аргументация, вывод сочинения. Формулировка определения слова, данного в задании, комментарий тезиса – определения. Подбор аргументов из прочитанного текста и жизненного опыта. Вывод сочинения на морально- этическую тему. Практическая работа.
Тематический план
(дистанционный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс)
№ | Тема занятия | Кол. часов | Дата | Основные виды деятельности учащихся | |
По плану | Факт | ||||
| Раздел 1. Введение | 1 |
|
| Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
| РАЗДЕЛ 2. Информационная обработка текста (сжатое изложение). |
| 7 часов |
|
|
1 | Часть 1. Задание 1. Сжатое изложение. Работа с текстом. Визуальное восприятие текста. Последовательность работы. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 |
|
| Работа с текстом, границы микротем исходного текста, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. |
2 | Задание 1. Сжатое изложение. Работа с текстом, воспринимаемым на слух. Последовательность работы. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | 1 |
|
| Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения |
3 | Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ. | 1 |
|
| Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
4 | Задание 1. Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. | 1 |
|
| Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста. |
5 | Задание 1. Сжатое изложение. Приёмы сжатия текста. Отработка приёма УПРОЩЕНИЕ. | 1 |
|
| Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. |
6 | Задание 1. Сжатое изложение. Выбор приёмов сжатия. (Практическая работа). | 1 |
|
| Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
7 | Задание 1. Сжатое изложение. Выбор приёмов сжатия. (Практическая работа). | 1 |
|
| Создание собственного текста изложения, оценивание работы. |
| Раздел 2. Тестовая часть |
| 16 часов |
|
|
8 | Часть 2 (тесты). Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
9 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
10 | Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
11 | Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание приставок. Правописание корней. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
12 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-). | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
13 | Правописание –Н- и –НН- в различных частях речи. Правописание личных окончания глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
14 | Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
15 | Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
16 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения главных членов предложения. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
17 | Осложнённое простое предложение. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
18 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
19 | Синтаксический анализ сложного предложения. Типы сложных предложений. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
20 | Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложениях. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
21 | Синтаксический анализ сложного предложения. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
22 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
23 | Сложные предложения с разными видами связи между частями. Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными. | 1 |
|
| Работа с тестом, заполнение бланков |
| Раздел 3. Сочинение - рассуждение |
| 11 часов |
|
|
24 | Часть 3. Задание. 9.1Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
|
| Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
25 | Задание 9.1. Учимся формулировать тезис, аргументировать, писать вывод сочинения на лингвистическую тему. | 1 |
|
| Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему. Практическое занятие. |
26 | Задание 9.2. Сочинение- рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки задания. Структура сочинения. | 1 |
|
| Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
27 | Задание 9.2. Учимся формулировать понимать смысл фрагмента текста, аргументировать, писать вывод сочинения . | 1 |
|
| Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. |
28 | Задание 9.3. Сочинение – рассуждение на тему, связанную с анализом текста. Критерии оценки задания. Структура сочинения. | 1 |
|
| Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. |
29 | Задание 9.3. Учимся формулировать определение слова, данного в задании и комментировать тезис – определение. | 1 |
|
| Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. |
30 | Задание 9.3. Учимся подбирать аргументы из прочитанного текста и жизненного опыта. | 1 |
|
| Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. |
31 | Задание 9.3. Учимся писать вывод сочинения на морально- этическую тему. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
32 | Практическая работа. Написание сочинение ( 9.2., 9.3) по данному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
33 | Практическая работа. Написание сочинение ( 9.2., 9.3) по данному тексту. | 1 |
|
| Написание сочинения-рассуждения по тексту. |
34 | Итоговое занятие. | 1 |
|
| Работа с бланками ОГЭ |
| Итого: 34 часа. |
|
|
|
|
IX. Список литературы.
1. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2020: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
2. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
4. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
5. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
6. Русский язык. Подготовка к ОГЭ -2020.9 класс. Под редакцией Н. А. Сениной. Ростов-на-Дону. «Легион», 2016г.
7. Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА-2021. 9 класс. Москва, «Экзамен», 2021г.
8. Презентации «Подготовка учащихся9 классов к итоговой аттестации по русскому языку».
9. Презентации «Подготовка учащихся к написанию сочинения – рассуждения».
10. Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ОГЭ. . Под редакцией Н. А. Сениной. Ростов-на-Дону. «Легион», 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология написания сочинения-рассуждения.
Материал для подготовки к ЕГЭ, ГИА. Методика написания сочинения...

Написание сочинения-рассуждения ОГЭ Задание 15.3
Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. Н...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).
Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Программа рассчитана на 34 часа.Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарт...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку «Техника написания сочинения-рассуждения» для учащихся 9 классов
Факультативный курс «Техника написания сочинение-рассуждение» составлен в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в...
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ задание 15.3)
Урок нацелен на формирование у школьников навыка написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (задание 15.3)...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3». Программа предназначена для педагогов, осуществляющих подготовку...