Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"
рабочая программа по русскому языку (8, 9 класс)

Елена Викторовна Тышова

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3».  Программа предназначена для педагогов, осуществляющих подготовку обучающихся к прохождению итоговой аттестации. В основном элективный курс актуален для учащихся 9 класса, но практика показала, что  программу курса могут освоить и учащиеся 8 класса, так как структура написания сочинения-рассуждения им уже известна, темы, рассматриваемые в ходе подготовки к ГИА, вполне доступны.  В программе представлена пояснительная записка, в которой отражена актуальность данного элективного курса, целевая установка, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса. Также есть содержание курса и тематическое планирование.    

  В программу элективного курса включено приложение. Приложение 1 - календарно-тематическое планирование с описанием видов деятельности обучающихся. Приложение 2 - таблицы, используемые на занятиях, которые обучающиеся составляют самостоятельно или совместно с педагогом в ходе изучения программы элективного курса. Приложение 3 – «Краткий словарь понятий и терминов на морально-этические темы». Словарь составляется обучающимися с использованием дополнительной литературы. Приложение 4 – инструкция для обучающихся «Типы ошибок в письменных работах». Она необходима, так как о речевых и грамматических ошибках в программе русского языка 5-9 классов практически не упоминается, в основном отрабатывается орфографическая и пунктуационная грамотность. Также в приложении 5 в качестве оценочного материала представлен один из практикумов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     

      Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минообразования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г., и в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по русскому языку.  Предлагаемый элективный курс предназначен для подготовки обучающихся 8-9 классов к сдаче ОГЭ по русскому языку и рассчитан на 17 часов. Данная рабочая программа является авторской, но построена на основе учебно-методических пособий Н.А.Сениной, А.Г.Нарушевича, Г.Т.Егораевой, Е.А.Махановой и др. Для организации контроля результатов освоения школьниками программы курса используется сборник типовых экзаменационных вариантов И.П.Цыбулько. Структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС ООО.

      Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3» в соответствии с ФГОС представляет собой документ, включающий 3 раздела: планируемые результаты освоения предмета (курса), содержание курса, тематическое планирование. Но для удобства использования программы также представлены календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения, методические рекомендации для проведения занятий.

      Актуальность данного элективного курса достаточно высока, так как он готовит учащихся к  одной из самых  сложных частей государственного экзамена по русскому языку – написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (задание 9.3).  Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению задания 9.3. Ситуация осложняется еще и тем, что учащиеся должны быть готовы к написанию трех видов сочинения-рассуждения: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (9.1), сочинение-рассуждение, связанное с анализом текста (9.2), и сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (9.3), поэтому программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3» актуальна для учащихся 9 класса и, если есть такая возможность, учащихся 8 класса. Также программу можно использовать как модуль в подготовке к ОГЭ.

      Цель программы элективного курса: обеспечить обучающимся 9-х классов качественную подготовку к прохождению итоговой аттестации по русскому языку, а именно: совершенствовать и развивать умение конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на заданную тему.

      Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • обучить порядку работы над сочинением-рассуждением: умению формулировать тезис, аргументированно доказывать свою точку зрения, делать вывод;
  • совершенствовать умение правильно, логично и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; совершенствовать и редактировать текст;
  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность.

     Основными формами организации занятий являются лекции учителя, практические работы, написание сочинений, составление обобщающих таблиц и схем, работа с опорным конспектом, контрольные уроки. На каждом занятии  предусматривается теоретическая и практическая часть (выполнение упражнений, позволяющих закрепить приобретенные знания).    

      Освоение материала элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3» должно обеспечивать формирование и развитие личностных, метапредметных и предметных результатов.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты освоения курса:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

8.  Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения курса:

1. Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

2. Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов).

3. Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности.

4. Развивать способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

определять возможные роли в совместной деятельности.

5. Играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

6. Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

7. Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации.

8. Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Предметные результаты освоения курса:

1. Понимание ключевых проблем текста.

2. Умение анализировать текст: определять его принадлежность к одному из типов речи;

понимать и формулировать тему, идею текста; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

3. Формулирование собственного отношения к описанному; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; понимание авторской позиции и своё отношение к ней.

4. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

5. Написание сочинений в соответствии с выбранным направлением на темы;

6. Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.

7. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

8. Понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

9. Овладение различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением про себя и вслух; учебным и самостоятельным чтением.

      В результате освоения элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3»

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

- отбирать для текста наиболее важные события, помогающие раскрывать основную мысль и идею текста, авторское отношение к происходящему и интересные для адресата;

 - выбирать и воплощать в тексте смысловые модели в соответствии с основной мыслью и идеей, выбранной сферой общения и жанром;

 - соотносить структуру смысловых моделей со смысловой цельностью текста;

 - выбирать необходимую, ситуативно уместную схему расположения (композицию) создаваемого текста;

 - создавать каждую композиционную часть текста (вступление, основную часть, заключение) в соответствии с требованиями, которые к ним предъявляются, а также в соответствии с «нравственной мыслью» текста и авторским отношением к происходящему;

 - располагать материал так, чтобы интерес предполагаемого адресата к содержанию текста не ослабевал;

 - выбирать способ построения текста в соответствии с требованиями выбранной сферы общения, функционального стиля и жанра.

 - правильно использовать в речи грамматические средства оформления, особенно деепричастия и деепричастные обороты;

 - применять риторические средства выразительности в соответствии с авторскими целевыми установками, с выбранным стилем и жанром;

 - применять на практике риторические умения

- корректировать текст в соответствии с критериями оценивания;

- владеть средствами интонационной выразительности;

- понять основную мысль текста и отследить её развитие в тексте;

- оценивать уместность использованных средств выразительности с точки зрения действенности текста на адресата.

- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- опознавать различные выразительные средства языка;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности;

- участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

-ориентироваться в содержании текстов и понимать их целостный смысл;

-- использовать полученные знания в различных ситуациях общения (на других уроках, в повседневной деятельности, на экзаменах, при написании и защите рефератов;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных заданий.

 


Содержание программы элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3»

     

1. Введение в курс «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3». Основные цели и задачи курса. Нормативная база ОГЭ. Государственная итоговая аттестация как форма контроля. Структура экзаменационной работы, распределение заданий и их дифференциация по уровням сложности. Демоверсия по русскому языку. Учебные материалы и пособия для подготовки к ГИА.

2. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания. Пример формулировки задания 9.3 в контрольно-измерительных материалах. Сочинение-рассуждение в системе ГИА.  Рассуждение как функционально-смысловой тип речи. Структура сочинения-рассуждения (тезис – аргументы - вывод). Знакомство с критериями оценивания задания 9.3. Алгоритм написания сочинения – рассуждения.  Средства связи частей рассуждения.  Речевые клише.

3. Способы оформления тезиса. Способы толкования значения слова. Составление краткого словаря терминов. Работа с толковыми словарями. Толкование понятия в сочинении.

4. Комментирование понятий. Создание таблицы «Понятие. Толкование. Комментарий». Схема вступления. Оценивание вступления.

5. Учимся аргументировать тезис. Выбор аргументов. Понятие «жизненный опыт». Критерии оценивания основной части сочинения. Средства связи между частями сочинения. Создание «Копилки литературных аргументов».

6. Пишем вывод. Задача вывода. Способы моделирования заключительной части сочинения. Обобщение изученного. Создание текста сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Редактирование текста сочинения.

7. Критерии оценки грамотности. Виды ошибок в письменных работах школьников. Практикум по разграничению ошибок. Критерии оценивания грамотности. Рецензирование сочинений учеников.

     


Тематическое планирование элективного курса

«Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3»

№ темы

Раздел. Тема раздела.

Количество часов

Формы текущего контроля

1

Введение в курс

1

Проверка конспекта

2

Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания

1

Проверка конспекта

3

Способы оформления тезиса

2

Коллективное и индивидуальное выполнение заданий

4

Комментирование понятий

2

Коллективное и индивидуальное выполнение заданий

5

Учимся аргументировать тезис

2

Выполнение практических заданий

6

 Пишем вывод

1

Коллективное сочинение по заданию 9.3

7

Практикум написания сочинения

2

Проверка сочинения-рассуждения по критериям ОГЭ

8

Критерии оценки грамотности

4

Выполнение тестовых заданий

9

Обобщение изученного

1

Рецензирование работ учащихся

10

Итоговый контроль

1

Защита творческих работ

Список использованной литературы

1. Егораева Т.Г. ОГЭ 2016. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению задания 15.3 / М. : Издательство «Экзамен», 2016. – 111 с.

2. Егораева Г. Т. ОГЭ – 2020. Русский язык. 10 вариантов. Типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2020. – 96 с.

3. Маханова Е.А. Готовимся к экзамену по русскому языку: обучение написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 9 класс / Волгоград : Учитель. – 103 с.

4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. 9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Ростов н/Д: Легион, 2015. – 96 с.

5. Цыбулько И.П. ОГЭ. Русский язык : типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / М.: Издательство «Национальное образование», 2020. – 240 с.

Приложение 1

к рабочей программе элективного курса

«Подготовка к ОГЭ.

Технология написания сочинения-рассуждения.

Задание 9.3»

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе элективного курса «Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3»

№ урока

Тема

К-во часов

Виды деятельности учащихся

Дата провед.

1

Введение в курс

1

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с  демонстрационным вариантом ОГЭ.

2

Структура сочинения-рассуждения

1

Знакомство с критериями оценки задания, структурой сочинения-рассуждения. Составление алгоритма написания сочинения. Пошаговая инструкция.

3

Способы оформления тезиса

1

Работа с толковыми словарями. Работа с текстами, опорными схемами.

4

Толкование значения слова

1

Работа с толковыми словарями. Знакомство со способами толкования слова. Составление «Краткого словаря терминов». Выполнение тренировочных заданий.

5

Комментирование понятий

1

Ведение комментария к толкованию понятия. Работа с текстами. Создание вступления сочинения. Рецензия и редактирование вступления.

6

Создание таблицы «Понятие. Толкование. Комментарий»

1

Создание таблицы. Выполнение тренировочных заданий.

7

Аргументируем тезис. Аргумент №1

1

Знакомство с критериями оценивания основной части сочинения. Работа с текстами, нахождение аргумента в предложенном тексте. Оформление первого аргумента.

8

Аргументируем тезис. Аргумент №2

1

Работа с понятием «жизненный опыт». Переход от аргумента №1 к аргументу №2. Создание «Копилки литературных аргументов».

9

Пишем вывод

1

Знакомство с основными задачами вывода сочинения, способами моделирования вывода. выполнение тренировочных упражнений.

10

Практикум. Написание сочинения

1

Создание самостоятельных текстов сочинений на заданную тему.

11

Практикум. Рецензия на сочинение

1

Рецензирование и редактирование сочинений.

12

Орфографические нормы

1

Знакомство с критериями оценивания грамотности, видами ошибок в работах учащихся. Повторение орфографических норм. Выполнение тренировочных упражнений.

13

Пунктуационные нормы

1

Повторение пунктуационных норм, выполнение тренировочных упражнений.

14

Грамматические нормы

1

Знакомство с грамматическими ошибками, работа с примерами ошибок. Выполнение тренировочных заданий.

15

Речевые нормы

1

Знакомство с речевыми ошибками, видами речевых ошибок. Выполнение практического задания.

16

Обобщение изученного

1

Выполнение практических заданий. Создание текста сочинения-рассуждения. Редактирование готовых сочинений.

17

Итоговый контроль

1

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему по критериям ОГЭ

Приложение 2

к рабочей программе элективного курса

«Подготовка к ОГЭ.

Технология написания сочинения-рассуждения.

Задание 9.3»

Таблица 1

План сочинения-рассуждения*

п/п

Этапы работы

Задача

Разъяснение

1

Вступление

Сформулировать тезис, пояснить, прокомментировать данное определение

В качестве тезиса выступает определение понятия на морально-этическую тему, то есть его толкование

2

Доказательства (аргументы)

Подобрать материал по разъяснению понимания значения слова

Первый аргумент (по тексту) с пояснением; второй аргумент (из литературы или из жизни) с пояснением

3

Заключение

Подвести итог всему сказанному

Говорится о том же, о чем размышляется во вступлении, но другими словами

* таблица «План сочинения-рассуждения» к теме №2 «Структура сочинения-рассуждения. Формулировка задания», заполняется совместно с обучающимися.

Таблица 2

Способы толкования значения слов*

Описательный способ

Синонимичный способ

Способ отрицательного определения

Отсылочный способ

Чёрствость – отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам.

Чёрствый –нечуткий, бездушный.

Чёрствый человек – тот, кто лишен человечности, душевной теплоты, милосердия.

Милосердие – то же, что и сострадание.

* таблица «Способы толкования значения слов» к теме №4 «Толкование значения слова», используется как раздаточный инструкционный материал, может быть продолжена обучающимися.

Таблица 3

Список литературных произведений, используемых в качестве аргументов*

Тема

Автор, название произведения

Внутренний мир человека

Л.Н.Толстой «После бала», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри», А.П.Платонов «Никита», М.А.Шолохов «Судьба человека»

Неуверенность в себе

Н.В.Гоголь «Шинель», А.П.Чехов «О любви», Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

Жизненные ценности

А.С.Пушкин «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.П.Платонов «Юшка», Л.Н.Андреев «Кусака»

Нравственный выбор

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Герой нашего времени», Л.Н.Толстой «После бала», Н.А.Некрасов «Княгиня Трубецкая», М.А.Шолохов «Судьба человека»

Доброта, добро и зло

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Л.Н.Андреев «Кусака», М.Горький «Детство», А.П.Платонов «Юшка», А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Дружба, взаимовыручка

А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», М.Горький «Детство», В.Г.Короленко «В дурном обществе», А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Ю.П.Казаков «Тихое утро», В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет», А.Т.Твардовский «Василий Теркин», М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Любовь, преданность

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», Л.Н.Толстой «После бала», А.П.Чехов «О любви», И.А.Бунин «Кавказ», А.И.Куприн «Куст сирени», О.Генри «Дары волхвов», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»

Выбор

А.С.Пушкин «Выстрел», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», Л.Н.Толстой «После бала», М.А.Шолохов «Судьба человека»

Сила духа

Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», В.Каверин «Два капитана», М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Материнская любовь

Д.И.Фонвизин «Недоросль», Л.Н.Толстой «Детство», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Милосердие, сострадание

А.П.Платонов «Юшка», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Настоящее искусство

В.Г.Короленко «Слепой музыкант», А.И.Куприн «Тапер»

Драгоценные книги

М.Горький «В людях»

* таблица «Список литературных произведений, используемых в качестве аргументов» к теме №8 «Аргументируем тезис. Аргумент №2», заполняется совместно с обучающимися, используется как «Копилка литературных аргументов».

Таблица 4

Типовые конструкции для сочинения 9.3*

Вступление

Основная часть

Заключение

- Что такое дружба? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что…

- На мой взгляд, дружба – это…

- Мне кажется, что дружба – это…

- По моему мнению, дружба – это…

- Я думаю, что дружба – это…

- Попробуем разобраться, что такое дружба.

- Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста …

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту …

- В тексте (ФИО автора) можно найти пример, подтверждающий правильность  моего определения.

- Предложение (№ предложения) подтверждает мысль о том, что…

- Примеры дружбы можно встретить  и в жизни.

- В подтверждение приведу пример из жизни (из худ. литературы, и СМИ и т.д.)

- Таким образом, …

- Итак, …

- В заключение хочется отметить …

- Как видим, …

- Мне удалось доказать примерами верность моего определения.

- В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что …

- Эти примеры из текста и жизненного опыта стали убедительным доказательством моего определения.

* таблица «Типовые конструкции для сочинения 9.3» используется в качестве клише для учащихся, испытывающих затруднения в написании сочинения-рассуждения.

Приложение 3

к рабочей программе элективного курса

«Подготовка к ОГЭ.

Технология написания сочинения-рассуждения.

Задание 9.3»

Краткий словарь понятий и терминов на морально-этические темы

Бездушие - это отсутствие сочувственного отношения к людям, отсутствие души и человечности, равнодушие, бессердечие. Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих.

Бескорыстие – отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скопить богатство, нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду другим.

Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу, выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием.

Взаимовыручка – оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип «ты – мне, я – тебе». Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждет от тебя ответных действий.

Воля – это способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Внутренний мир человека – это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности.

Выбор – это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому.

Выбор нравственный – это осознанно принятое человеком решение, ответ на вопрос: «Как поступить?»: пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни.

Дисциплина - определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации. Дисциплина является необходимым условием нормального существования общества; благодаря ей поведение людей принимает упорядоченный характер.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности.

Доброта – это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее, она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Дружба – это не просто эмоциональна привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности, понимании и поддержке.

Жизненные ценности -  это то, что люди считают важным в своей жизни, это их убеждения, принципы, ориентиры.

Искусство. Настоящее искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьезных жизненных вопросах.

Книги. Драгоценные книги – это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности.

Красота – то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Любовь – это самое сокровенное  чувство, которое может испытывать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир и даже совершать подвиги.

Любовь материнская – это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребенка.

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается (от слова «милость» - доброта, человеколюбие – и «сердце»).

Мораль – форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека. Мужество сопровождают такие качества, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Неуверенность в себе – это отсутствие веры в себя, свои силы и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, страдают комплексом неполноценности.

Нравственность – совокупность норм, определяющих поведение человека.

Ответственность - это обязанность отвечать за поступки и их последствия. Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других.

Пассивность - это черта характера, которая проявляется в неспособности к активным действиям, умении доводить начатое до конца и брать на себя ответственность. Кроме того, она выражается в равнодушном, безучастном отношении к жизни и происходящим вокруг событиям.

Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем -либо. Предательство – это измена в ответ на доверие.

Самовоспитание – систематическая деятельность человека, направленная на выработку или совершенствование моральных, физических, эстетических качеств, привычек поведения в соответствии с определенным социально обусловленным идеалом.

Сила духа – одно из главных качеств, которое делает человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремленности, упорства, стойкости, веры в лучшее, заставляет человека находить выход из затруднительной ситуации.

Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть – способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Сострадание – готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую и душевную, умение при любых условиях действовать так, чтобы не причинять вреда окружающим людям.

Справедливость - это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.

Справедливый человек — это тот человек, который действует беспристрастно, в соответствии с истиной.

Счастье – это состояние души человека, высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово свое понимание. Это состояние, которое человек испытывает здесь и сейчас, когда его переполняют радость, восторг и другие позитивные чувства.

Талант - это то, что заложено в человеке природой и идет от души, доставляя радость другим людям.

Человечность – гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле – система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная с категорией достоинство. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

Приложение 4

к рабочей программе элективного курса

«Подготовка к ОГЭ.

Технология написания сочинения-рассуждения.

Задание 9.3»

Типы ошибок в письменных работах

Ошибка – какая-либо неправильность в письменной и устной речи.

1. Орфографические ошибки – ошибки, возникающие вследствие незнания правил правописания.

2. Пунктуационные ошибки – ошибки, возникающие вследствие незнания правил пунктуации.

3. Грамматические ошибки:

  • словообразовательные (вызваны нарушением структуры слова, неправильным образованием слова): «подтёки воды», «отчуждился от природы», «безудерженное веселье», «наслаждаемся всеми прекрасами города», «Пшкин был лиристом»…
  • морфологические (возникают вследствие нарушения образования грамматических форм разных частей речи): «нет время», «страна счастья и мечт», «пирожки с повидлой»; «выбрал более легчайший путь»; «мы учимся ихнему жизненному опыту»; «в двухтысяч первом году», «менее семьдесят пяти рублей»; «мы очень их берегём», «ляжьте сюда»; «прочитая рассказ» …
  • синтаксические (возникают вследствие нарушения структуры словосочетания и предложения): «восхищаемся прекрасному», «тема о любви к жизни», «Как изменчиво небо, готовясь к дождю», «Проблемы загрязнения природы связано с человеком», «есть люди, которые необразованные»…

4. Речевые ошибки – ошибки, которые возникают вследствие нарушения норм употребления слов в речи.

  • Употребление слова в несвойственном ему значении: «Ваш товарищ поступает морально», «употребление устаревших и заёмных слов».
  • Неразличение однокоренных слов (паронимов): «нужно сохранять фамильярные ценности», «специализированные врачи».
  • Нарушение лексической сочетаемости: «Было открыто много исследований», «Я непременно согласно с мнением автора», «Любовь к своему ребенку никакими действиями не описать».
  • Плеоназм (употребление лишнего слова»: «Она останется навсегда вечной», «огромный мегаполис», «большой супермаркет», «главный приоритет».
  • Неоправданный повтор слов: «Прочитав воспоминания автора, я вспомнила одну известную фразу», «Автор текста в своем тексте рассказывает…».
  • Включение слов и выражений другой стилевой окраски: «Но детство не ворачивается к нам», «Герою плевать, что о нем подумают».
  • Ошибки в употреблении устойчивых выражений: «Он всем доказывал свои точки зрения», « Есть люди с сильным духом».

5. Фактические ошибки – искажение фактов: «рассказ Шолохова «Тихий Дон».

6. Логические ошибки:

  • сопоставление логически неоднородных понятий: «Что отличает человека от других животных?»
  • противоречивые, лишенные логики суждения: «Один дальнобойщик ехал по дороге и у него сломалась машина. Вокруг волки. Чтобы они не  напали, он сам стал грызть свою руку».
  • хаотичность примеров, доказательств и выводов: «Школа отобрала у меня 11 лет свободной жизни. Но я не жалею, ведь она подарила мне 11 лет счастливой жизни и огромную кучу воспоминаний», «Так и этот пес. Он хочет любви и ласки, хочет ощутить уют дома. Автор просит нас не мешать тем, кто хочет чего-то добиться».


Приложение 5

к рабочей программе элективного курса

«Подготовка к ОГЭ.

Технология написания сочинения-рассуждения.

Задание 9.3»

Практикум по разграничению ошибок

Выполните задание: используя Приложение 4 «Виды ошибок в письменных работах», определите тип ошибки, запишите правильный вариант.

Ошибочный вариант

Тип ошибки

Правильный вариант

Искусство выслуги (о Молчалине)

Было открыто много исследований

Это получит далее своё дальнейшее развитие

Благородный юноша Данко из поэмы Лермонтова «Старуха Изергиль»

Это связано с безналичием чувства долга

В настоящее время появляются компьютеры и интернеты

До полторы сотни

Каждый писатель вклал свой труд

Едьте отсюда

Я прочитала о случае, описанным А.Масс

Что побудило горожан на этот поступок?

Я ключи ложу на одно и то же место

Звучит то лиризм, то сатиризм

Автор показывает нам, что как он добивается этого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»

Данный курс  призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...

Написание сочинения-рассуждения ОГЭ Задание 15.3

Сочинение на предложенную тему является важной частью государственной итоговой аттестации по русскому языку, без качественного выполнения которой невозможно претендовать на высокий балл по экзамену. Н...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ задание 15.3)

Урок нацелен на формирование у школьников навыка написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (задание 15.3)...

Программа с элементами дистанционного курса "Подготовка к ОГЭ. Технология написания сочинения-рассуждения. Задание 9.3"

Для успешной сдачи ОГЭ по русскому языку учащимися заочной формы обучения дистанционный курс поможет организовать повторение трудных тем, изученных в предыдущих классах. Преимуществом дистанционн...