Урок-практикум в 11 классе «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» с применением информационно – коммуникационных технологий
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме
Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).
Цели:
а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);
б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;
в) развивать навыки работы с текстом;
г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-praktikum_11_klass.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий.
- Предмет: русский язык (1 час)
- Класс: 11, любого профиля
- Программно – методическое обеспечение:
- программа под ред. А.И. Власенкова;
- учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи».
4. Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).
5. Цели:
а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);
б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;
в) развивать навыки работы с текстом;
г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.
6. Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, тексты
8. Ход урока
- Организационный момент
- Повторение пройденного
Трое учащихся класса выполняют индивидуальные задания по предложенным текстам на компьютере.
Текст №1
Прочитайте текст.
(1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оставить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его предсмертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.
(По В. Солоухину)
Задания
- Укажите стиль текста.
- Определите тип текста.
- Определите тип речи.
- Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
- Определите позицию автора.
Текст № 2
Прочитайте текст.
(1) Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.
(3) От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.
(5) Пётр был гостем у себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. (8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил. (10) Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.
(12) Если Пётр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.
(По В. Ключевскому)
Задания
- Укажите стиль текста.
- Определите тип текста.
- Определите тип речи.
- Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
- Определите позицию автора.
Текст №3
Прочитайте текст.
(1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.
(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.
(10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.
(По С. Михалкову)
Задания
- Укажите стиль текста.
- Определите тип текста.
- Определите тип речи.
- Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
- Определите позицию автора.
Остальные учащиеся в этот момент должны определить изобразительно-выразительные средства в текстах, представленных на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).
.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,
Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,
Оттого что я о тебе спою – как никто другой.
М.Цветаева
(анафора)
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после,
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
С.Есенин
(сравнение)
Ваш шпиц, прелестный шпиц,
Не более наперстка.
А.Грибоедов
(литота)
Вам завещаю я сад фруктовый
моей великой души.
В.Маяковский
(метафора)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
А.С.Пушкин
(перифраза)
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
А.С.Пушкин
(многосоюзие)
Легкомыслие!- Милый грех,
Милый спутник и враг мой милый!
М.Цветаева
(оксюморон)
III. Работа с текстом, выведенном на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).
Прочитайте текст.
(1) Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.
(6) Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?
(8) Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!
(12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.
(14) Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
(По Е. Лайковой)
Задания к тексту
1. Укажите стиль текста.
- Определите тип текста.
- Определите тип речи.
- Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
- Определите позицию автора.
- Укажите изобразительно-выразительные средства.
Прочитайте следующий текст.
(1) Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. (2) Лицо его отличалось чрезвычайной выразительностью. (3) Лоб — высокий, глаза — большие, голубые, искрившиеся умом и энергией. (4) Вся фигура, взгляд, слова, движения — всё отличалось живостью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники привыкли считать обязательным признаком крупного деятеля.
(5) Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементарного комфорта, (7) Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. (8) Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы, перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью.
(11) Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. (12) Он изучил математику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой литературой. (13) Военная эрудиция его была изумительна. (14) Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (15) Ум Суворова не знал отдыха.
(16) Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.
(По А. Осипову)
Задания
- Укажите стиль текста.
- Определите тип текста.
- Определите тип речи.
- Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
- Определите позицию автора.
- Определите изобразительно-выразительные средства.
IV. Изучение нового материала
Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).
- Именительный темы
Схема приема:
- Запишите ключевое слово.
- Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
- Сделайте переход к теме исходного текста.
Примеры выполнения:
1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю
Ф. М. Достоевскому.
а) упрощенный вариант:
Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.
Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…
б) усложненный вариант:
Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.
2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.
Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…
- Вопросы-стимулы
Схема приема:
1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.
2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.
Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.
- Картина
Схема приема:
1). Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.
2). Сделайте переход к исходному тексту.
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…
Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…
IV. Название
Схема приема:
1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.
2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.
«Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!
V.Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения
Учащимся предлагается выполнить эту работу по вариантам по уже знакомым текстам.
Учащиеся читают свои образцы вступлений, отмечают достоинства и недостатки, редактируют их.
VI. Итог урока
Домашнее задание: написать вступление сочинения к заранее предложенным текстам.
10. ПРИЛОЖЕНИЕ
В качестве иллюстративного примера предлагаю два сочинения, написанные выпускницей по одному из текстов. Сочинения даны в оригинале, без правки, поэтому их можно использовать в классе для обучения остальных учащихся, попутно рецензируя и редактируя.
Сочинение №1
Данный отрывок повествует об одной из самых известных исторических личностей – Александре Васильевиче Суворове. Главной темой является раскрытие характерных его черт, позволяющих читателям составить психологический портрет личности. Основная мысль текста заключена в последнем предложении: «Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека». А.Осипов уверен, что память о человеке, который посвятил свою жизнь служению высоким целям, никогда не исчезнет, что А.В.Суворов навсегда останется для каждого из нас ярким примером бескорыстного служения Отечеству.
По стилю и типу речи отрывок является художественным описанием. Задача его – с помощью языковых средств раскрыть характер человека, передать чувства, впечатления, причем в описании признаки, свойства, явления раскрываются одновременно, что создает целостность восприятия художественного образа. Автором используются эпитеты: «сухощав», «немного сутуловат», «скромен», «изумительная эрудиция», в третьем предложении присутствует эллипсис (намеренный пропуск глагола): «Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией». Авторскую оценку передают также и многочисленные ряды однородных членов, прежде всего характеризующих внешние и внутренние качества А.В.Суворова.
Тип текста: текст-портрет. Отрывок представляет собой рассказ о совокупности наиболее ярких черт в характере и деятельности выдающейся личности, которые определили ее место в мировой истории.
Связь между предложениями текста – цепная. Основные средства связи: местоимение, лексический повтор, однотематическая лексика, видо-временная соотнесенность глаголов.
Композиционно текст «разделен» на четыре части: в первой дается характеристика внешности А.В. Суворова, во второй описывается скромность его привычек, в третьей – его образование, в четвертой же автор делает акценты на наиболее яркую черту характера Александра Васильевича – его военное дарование – как на сторону его облика, в которой наиболее полно «отразились интеллектуальная и волевая мощь».
Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из предложений, осложненных однородными членами (часто с обобщающими словами), а также обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Преобладают простые предложения как двусоставные, так и односоставные. Из сложных встречаются бессоюзные и сложноподчиненные, придаточная часть которых представляет собой определительные предложения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.Осипов, используя все возможные средства выразительности (художественные, стилистические, композиционные), в полной мере сумел донести до читателей главную мысль: по-настоящему великий человек никогда не исчезнет из благодарной памяти людей.
Сочинение №2
Александр Васильевич Суворов… Великий герой великой России… История очень мало рассказывает нам о его детстве. Отец, Василий Иванович Суворов, происходил из шведско-финской фамилии, был крестником Петра Великого и готовил единственного сына своего к дипломатической службе. К счастью, не такой видел свою будущность сам Александр Васильевич. Он с детства чувствовал высокое назначение свое, и воинственный гений пробудился в душе его при именах Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря. Однако Суворов никогда не был точным подражателем кого-либо из этих знаменитых и любимых им полководцев – нет, он умел отличать лучшие качества в каждом из них и подражать только тому, что было истинно высоко и превосходно. Он начал свой нелегкий путь простым солдатом, а закончил – генералиссимусом.
Не случайно к описанию неординарной личности Суворова очень часто обращались многие русские поэты и писатели, в том числе и А.Осипов.
Данный текст композиционно «разделен» на четыре части: в первой дается характеристика внешности Суворова, во второй описывается скромность его привычек, в третьей – его образование, в четвертой же автор делает акцент на наиболее яркой черте характера Александра Васильевича – его военном даровании – как на стороне, которая во многом определила место этой личности в мировой истории.
При создании художественного образа А.Осипов использует следующие изобразительные средства: прежде всего это эпитеты («сухощав», «немного сутуловат», «скромен», «изумительная эрудиция»), в третьем предложении - эллипсис (Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией»). Авторскую оценку передают также и многочисленные ряды однородных членов, прежде всего характеризующих внешние и внутренние качества А.В.Суворова.
Суворов предстает перед читателями не как крупный деятель: в нем не было «солидности и важности», изнеженности и пассивности. Он был сама жизнь, «вся фигура, взгляд, слова, движения – все отличалось живостью и проворством». Несмотря на то что Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени, изучил математику, историю, географию и владел множеством иностранных языков, он никогда не ставил себя выше «простых смертных» и был необыкновенно скромен в привычках, вплоть до того, что спал на охапке сена, укрываясь плащом, вставал в четыре часа утра, пользовался самой простой мебелью. Да и чем могли помочь ему в военном деле «картины», «дорогие сервизы», «наряды». Ничто не возместило бы Суворову отсутствие особого таланта – военного дарования. А ведь это, несомненно, именно «та сторона его облика, в которой ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь».
Именно благодаря своему военному дарованию и бескорыстному служению Отечеству, Александр Васильевич Суворов навсегда остался «в памяти каждого русского человека», для каждого стал примером.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001
2. Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык. Сочинение-рассуждение.Челябинск: Взгляд,2004
3. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа В единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №2. М.: Вентана-Граф,2006
4. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа С единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №3. М.: Вентана-Граф,2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по английскому языку в 8 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Would you like to go abroad? »
В структуре урока представлены материалы опроса “Going abroad” для расширения информационного поля учащихся по представленному материалу для создания конечного продукта деятельности – готовности уча...
Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"
Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с программой 2100 с использованием информационных технологий. Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...
Конспект урока по английскому языку в 9 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы»
Урок «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы» по теме «Наука и Техника»(УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой « Новый курс английского языка для российских школ, 5й год обучения», 9 класс...
Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень у...
Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве
Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......
Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"
Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...
Урок английского языка в 10 классе на тему "Здоровье" с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве.
Этот урок может быть актуальным для учителей английского языка, работающих в 10 классе....