Урок-практикум в 11 классе «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» с применением информационно – коммуникационных технологий
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Николаева Татьяна Владимировна

Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).

  Цели:

           а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);

           б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;

           в) развивать навыки работы с текстом;

           г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-praktikum_11_klass.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум с применением информационно –     коммуникационных технологий.

  1. Предмет: русский язык (1 час)
  2. Класс: 11, любого профиля
  3. Программно – методическое обеспечение:

     - программа под ред. А.И. Власенкова;

     - учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Грамматика. Текст. Стили речи».

4.   Тема урока: «Способы моделирования вступления при написании сочинения-рассуждения» (урок-практикум с применением информационно – коммуникационных технологий).

5.   Цели:

           а) подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С);

           б) рассмотреть основные способы моделирования вступления;

           в) развивать навыки работы с текстом;

           г) воспитывать чувство любви к Родине, к ее истории.

6.   Оборудование: мультимедийная установка, компьютеры, тексты

     8.   Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Повторение пройденного

   

    Трое учащихся класса выполняют индивидуальные задания по предложенным текстам на компьютере.

Текст №1

Прочитайте текст.

    (1) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. (2) В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. (3) После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. (4) Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тяжело раненный немецкий солдат. (5) Без сознания, стонет. (6) И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? (7) Добить? (8) Но разве они способны на такое? (9) Оставить так, пусть сам «доходит»? (10) Но ведь человек всё-таки. (11) Каково слушать его предсмертные стоны? (12) В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (13) Он - таки через несколько дней пришёл в себя. (14) Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. (15) Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. (16) Каждое существо, которому помогаешь, невольно и неизбежно привязывает к себе. (17) И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. (18) Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. (19) И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. (20) Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.

                                                                                                   (По В. Солоухину)

Задания

  1. Укажите стиль текста.
  2. Определите тип текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
  5. Определите позицию автора.

                                                  Текст № 2

Прочитайте текст.

    (1) Пётр был великан, без малого трёх аршин ростом, целой головой выше любой толпы, среди которой ему приходилось когда-нибудь стоять. (2) Христосуясь на Пасху, он постоянно должен был нагибаться до боли в спине.

    (3) От природы он был силач; постоянное обращение с топором и молотком еще более развило его мускульную силу и сноровку. (4) Он мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету.

    (5) Пётр был гостем у себя дома. (6) Он вырос и возмужал на дороге и на работе под открытым небом. (7) Многолетнее безустанное движение развило в нём подвижность, потребность в постоянной перемене мест, в быстрой смене впечатлений. (8) Торопливость стала его привычкой. (9) Он вечно и во всём спешил. (10) Его обычная походка, особенно при понятном размере его шага, была такова, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. (11) Ему трудно было долго усидеть на месте: на продолжительных пирах он часто вскакивал со стула и выбегал в другую комнату, чтобы размяться.

    (12) Если Пётр не спал, не ел, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. (13) Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли.

                                                                                                    (По В. Ключевскому)

Задания

  1. Укажите стиль текста.
  2. Определите тип текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
  5. Определите позицию автора.

Текст №3

Прочитайте текст.

    (1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю.

    (6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются.

    (10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.

                                                                                                       (По С. Михалкову)

Задания

  1. Укажите стиль текста.
  2. Определите тип текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
  5. Определите позицию автора.

    Остальные учащиеся в этот момент должны определить изобразительно-выразительные средства в текстах, представленных на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

.

   Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

   Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

   Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

   Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

                                                                                                   М.Цветаева

(анафора)

   Смешная жизнь, смешной разлад.

   Так было и так будет после,

   Как кладбище, усеян сад

   В берез изглоданные кости.

                                                                                                 С.Есенин

(сравнение)

   Ваш шпиц, прелестный шпиц,

   Не более наперстка.

                                                                                               А.Грибоедов

(литота)

   Вам завещаю я сад фруктовый

   моей великой души.

В.Маяковский

(метафора)

 

   Унылая пора! очей очарованье!

   Приятна мне твоя прощальная краса…

А.С.Пушкин

(перифраза)

   И сердце бьется в упоенье,

   И для него воскресли вновь

   И божество, и вдохновенье,

   И жизнь, и слезы, и любовь.

А.С.Пушкин

(многосоюзие)

   Легкомыслие!- Милый грех,

   Милый спутник и враг мой милый!

М.Цветаева

(оксюморон)

III. Работа с текстом, выведенном на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

Прочитайте текст.

    (1) Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их — горе и страх.

    (6) Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит — дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?

    (8) Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня её недостаёт нам всем!

    (12) Горе у товарища — мы не спешим ему на помощь. (13) Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

    (14) Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология — сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

                                                                                                                             (По Е. Лайковой)

Задания к тексту

1.  Укажите стиль текста.

  1. Определите тип текста.
  2. Определите тип речи.
  3. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
  4. Определите позицию автора.
  5. Укажите изобразительно-выразительные средства.

Прочитайте следующий текст.

    (1)        Суворов был ниже среднего роста, сухощав, немного сутуловат. (2) Лицо его отличалось  чрезвычайной выразительностью.  (3) Лоб — высокий,  глаза — большие,  голубые, искрившиеся умом и энергией. (4) Вся фигура, взгляд, слова, движения — всё отличалось живостью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники привыкли считать обязательным признаком крупного деятеля.    

    (5) Во всех своих привычках Суворов был необыкновенно скромен. (6) Не говоря уже о предметах роскоши: картинах, дорогих сервизах, нарядах, он лишал себя даже элементарного комфорта, (7) Спал на покрытой простынёй охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащом. (8) Вставал в 4 часа утра, причём слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. (9) Шубы, перчаток никогда не носил. (10) Ездил всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью.

    (11) Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени. (12) Он изучил математику,  историю,  географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками; был основательно знаком с древней и новой литературой. (13) Военная эрудиция его была изумительна. (14) Он проштудировал все важнейшие военные книги, начиная с древних авторов вплоть до своих современников. (15) Ум Суворова не знал отдыха.

    (16) Военное дарование — та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь. (17) Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека.

                                                                                                           (По А. Осипову)

Задания

  1. Укажите стиль текста.
  2. Определите тип текста.
  3. Определите тип речи.
  4. Сформулируйте проблему, поставленную автором текста.
  5. Определите позицию автора.
  6. Определите изобразительно-выразительные средства.

IV. Изучение нового материала

    Педагог знакомит учащихся со способами моделирования вступления, представленными на экране (изображение возникает с помощью медиа-приложения).

  1. Именительный темы

Схема приема:

  1. Запишите ключевое слово.
  2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово.
  3. Сделайте переход к теме исходного текста.

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писателю

Ф. М. Достоевскому.

а) упрощенный вариант:

    Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.

    Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью…

б) усложненный вариант:

    Ф.М.Достоевский… Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом… Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое слово-тема.

    Память… Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д.Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия…

  1. Вопросы-стимулы

Схема приема:

1). Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2). Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора.

    Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безразличия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

  1. Картина

Схема приема:

1). Запишите три-четыре назывных предложения, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста.

    2). Сделайте переход к исходному тексту.

    Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… Сожженные засухой деревья… И мертвое безмолвие…

   Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит…

IV. Название

Схема приема:

1). Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2). Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

   «Ключи от счастья» - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы, если у нас отняли необходимость трудиться!

V.Отработка навыков написания вступления сочинения-рассуждения

    Учащимся предлагается выполнить эту работу по вариантам по уже знакомым текстам.

         Учащиеся читают свои образцы вступлений, отмечают достоинства и  недостатки, редактируют их.

     VI. Итог урока

    Домашнее задание: написать вступление сочинения к заранее предложенным текстам.

10.  ПРИЛОЖЕНИЕ

    В качестве иллюстративного примера предлагаю два сочинения, написанные выпускницей по одному из текстов. Сочинения даны в оригинале, без правки, поэтому их можно использовать в классе для обучения остальных учащихся, попутно рецензируя и редактируя.

                                                   Сочинение №1

    Данный отрывок повествует об одной из самых известных исторических личностей – Александре Васильевиче Суворове. Главной темой является раскрытие характерных его черт, позволяющих читателям составить психологический портрет личности. Основная мысль текста заключена в последнем предложении:  «Его имя и сегодня хранится в памяти каждого русского человека». А.Осипов уверен, что память о человеке, который посвятил свою жизнь служению высоким целям, никогда не исчезнет, что А.В.Суворов навсегда останется для каждого из нас ярким примером бескорыстного служения Отечеству.

    По стилю и типу речи отрывок является художественным описанием. Задача его – с помощью языковых средств раскрыть характер человека, передать чувства, впечатления, причем в описании признаки, свойства, явления раскрываются одновременно, что создает целостность восприятия художественного образа. Автором используются эпитеты: «сухощав», «немного сутуловат», «скромен», «изумительная эрудиция», в третьем предложении присутствует эллипсис (намеренный пропуск глагола): «Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией». Авторскую оценку передают также и многочисленные ряды однородных членов, прежде всего характеризующих внешние и внутренние качества А.В.Суворова.  

    Тип текста: текст-портрет. Отрывок представляет собой рассказ о совокупности наиболее ярких черт в характере и деятельности выдающейся личности, которые определили ее место в мировой истории.

    Связь между предложениями текста – цепная. Основные средства связи: местоимение, лексический повтор, однотематическая лексика, видо-временная соотнесенность глаголов.

    Композиционно текст «разделен» на четыре части: в первой дается характеристика внешности А.В. Суворова, во  второй  описывается  скромность его привычек, в третьей – его образование, в четвертой же автор делает акценты на наиболее яркую черту характера Александра Васильевича – его военное дарование – как на сторону его облика, в которой наиболее полно «отразились интеллектуальная и волевая мощь».

     Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из предложений, осложненных однородными членами (часто с обобщающими словами), а также обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Преобладают простые предложения как двусоставные, так и односоставные. Из сложных встречаются бессоюзные и сложноподчиненные, придаточная часть которых представляет собой  определительные предложения.

     Таким образом, можно сделать вывод о том, что А.Осипов, используя все возможные средства выразительности (художественные, стилистические, композиционные), в полной мере сумел донести до читателей главную мысль: по-настоящему великий человек никогда не исчезнет из благодарной памяти людей.

   

                                                Сочинение №2

 

     Александр Васильевич Суворов… Великий герой великой России… История очень мало рассказывает нам о его детстве. Отец, Василий Иванович Суворов, происходил из шведско-финской фамилии, был крестником Петра Великого и готовил единственного сына своего к дипломатической службе. К счастью, не такой видел свою будущность сам Александр Васильевич. Он с детства чувствовал высокое назначение свое, и воинственный гений пробудился в душе его при именах Александра Македонского, Ганнибала, Цезаря. Однако Суворов никогда не был точным подражателем кого-либо из этих знаменитых и любимых им полководцев – нет, он умел отличать лучшие качества в каждом из них и подражать только тому, что было истинно высоко и превосходно. Он начал свой нелегкий путь простым солдатом, а закончил – генералиссимусом.

    Не случайно к описанию неординарной личности Суворова очень часто обращались многие русские поэты и писатели, в том числе и А.Осипов.

    Данный текст композиционно «разделен» на четыре части: в первой дается характеристика внешности Суворова, во второй описывается скромность его привычек, в третьей – его образование, в четвертой же автор делает акцент на наиболее яркой черте характера Александра Васильевича – его военном даровании – как на стороне, которая во многом определила место этой личности в мировой истории.

    При создании художественного образа А.Осипов использует следующие изобразительные средства: прежде всего это эпитеты («сухощав», «немного сутуловат», «скромен», «изумительная эрудиция»), в третьем предложении - эллипсис (Лоб – высокий, глаза – большие, голубые, искрившиеся умом и энергией»). Авторскую оценку передают также и многочисленные ряды однородных членов, прежде всего характеризующих внешние и внутренние качества А.В.Суворова.

   Суворов предстает перед читателями не как крупный деятель: в нем не было «солидности и важности», изнеженности и пассивности. Он был сама жизнь, «вся фигура, взгляд, слова, движения – все отличалось живостью и проворством». Несмотря на то что Суворов был одним из самых образованных русских людей своего времени, изучил математику, историю, географию и владел множеством иностранных языков, он никогда не ставил себя выше «простых смертных» и был необыкновенно скромен в привычках, вплоть до того, что спал на охапке сена, укрываясь плащом, вставал в четыре часа утра, пользовался самой простой мебелью. Да и чем могли помочь ему в военном деле «картины», «дорогие сервизы», «наряды». Ничто не возместило бы Суворову отсутствие особого таланта – военного дарования. А ведь это, несомненно, именно «та сторона его облика, в которой ярко отразилась его интеллектуальная и волевая мощь».

    Именно благодаря своему военному дарованию и бескорыстному служению Отечеству, Александр Васильевич Суворов навсегда остался «в памяти каждого русского человека», для каждого стал примером.

                                  ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. 3-е изд. М.: Флинта: Наука, 2001

2. Александров В.Н., Александрова О.И. Русский язык. Сочинение-рассуждение.Челябинск: Взгляд,2004

3. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа В единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №2. М.: Вентана-Граф,2006

4. Антонова С.В.,Склискова Т.И. Русский язык. Задания типа С единого государственного экзамена. Рабочая тетрадь №3. М.: Вентана-Граф,2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку в 8 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Would you like to go abroad? »

В структуре урока представлены материалы опроса “Going abroad” для расширения информационного поля учащихся по представленному материалу для создания конечного продукта деятельности – готовности уча...

Методическая разработка урока в 7-ом классе по программе 2100 с применением информационно -коммуникационных технологий по теме "Бесчерепные животные- наши морские предки"

Урок биологиив 7 классе составлен в соответствии с  программой 2100 с использованием информационных технологий.  Презентация позволяет более наглядно показать учащимся особенности строения и...

Конспект урока по английскому языку в 9 классе с применением информационно – коммуникационных технологий «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы»

Урок «Исследование космоса: Планеты Солнечной Системы» по теме «Наука и Техника»(УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой « Новый курс английского языка для российских школ, 5й год обучения», 9 класс...

Применение информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии.

Использование информационно-коммуникационных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, позволяет повысить результативность обучения, интеллектуальный уровень у...

Урок английского языка в 11 классе с применением информационно-коммуникационных технологий, технологии обучения в сотрудничестве

Данный урок предназначен для начинающих учителей, которые испытывают трудности при организации открытого урока.......

Методическая разработка развернутого конспекта урока технология для девочек 7 класс "Культура, здоровье, красота. (с применением информационно-коммуникационных технологий"

Цель:Формирование мотивации для развития индивидуальных способностей социально-значимой личности, способной творчески проявлять себя в современном быстроменяющимся мире через изучение основ материалов...