Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога; успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_k_olimpiade_po_russkomu_yazyku_dlya_uchashchikhsya.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся
9-11 классов
Учитель: Иванникова В.И.
Пояснительная записка
Данный курс факультативных занятий рассчитан на 105 часов в двух полугодиях (1-ое - 48 часов, 2-ое – 57 часов)
Цель факультативных занятий:
реализовать потребности старшеклассников в повышении их языковой и речевой компетенции, подготовить учащихся к олимпиадам различного уровня.
Задачи факультативных занятий:
воспитание любви к русскому языку через устранение затруднений в любых видах общения;
пробуждение интереса к русской словесности и самостоятельному совершенствованию языковой и речевой компетенции;
углубление знаний по разным разделам курса русского языка;
развитие умений решения нестандартных языковых и речевых задач;
формирование навыков устной и письменной монологической речи, навыков конструктивного диалога.
Содержание программы очерчивает тематические блоки, рекомендуемые для изучения, знания, которые нужны учащимся для успешного выступления на олимпиадах различного уровня, умения и навыки, формирование которых необходимо не только для участия в олимпиадном движении, но и для успешного решения других жизненных задач, так как они способствуют социализации личности ученика, воспитывают уверенность в своих силах, дают возможность творчески проявлять себя в любых обстоятельствах. Количество часов, отводимое на освоение отдельных тем программы, примерное: исходя из особенностей учеников, их пожеланий, возможностей, необходимо уделять больше или меньше времени отдельным темам или видам работ. Языковая система предъявляется ученикам не в статическом описании, а в функционировании; знания и умения формируются не на основе постулирования и анализа, а в процессе речевой деятельности самих учащихся.
Курс факультативных занятий состоит из 2 тематических блоков, ориентированных на 2 олимпиадных конкурса:
1. Лингвистический конкурс предполагает повторение систематического курса языка, выполнение заданий повышенной сложности, рассчитанных на творческий подход, сообразительность, нестандартные решения.
2. Написание отзыва с элементами рецензии предполагает знакомство с содержательными, композиционными и лингвистическими особенностями данной жанровой формы, анализ образцовых и негативных текстов отзывов, создание самостоятельных отзывов о поэтических и прозаических произведениях.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить их языковую и речевую культуру; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач; сформировать навыки устной и письменной монологической речи, навыки конструктивного диалога; успешно выступать на олимпиадах и конкурсах различных уровней.
ЛИТЕРАТУРА
Введенская, Л.А. От собственных имен к нарицательным: Кн. для учащихся ст. классов / Л.А.Введенская, Н.П.Колесников. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
Введенская, Л.А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М.: Новая школа, 1996. – 112 с.
Иванова, А.Н. Лексико-грамматические упражнения по русскому языку. Киев, 1988.
Казбек-Казиева, М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5 - 11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 160 с.
Казбек-Казиева, М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5- 11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 192 с.
Колесов, В.В. История русского языка в рассказах: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: просвещение, 1982. – 191 с.
Колесов, В.В. Язык города: Науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1991. – 192 с.
Лингвистические задачи. М., 1983.
Норман, Б.Ю. Сборник задач по введению в языкознание. Мн., 1989.
Одинцов, В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988. – 172 с.
Олимпиады по русскому языку и литературе /Е.Е.Долбик [и др.]. – Минск: Бел.ассоц. “Конкурс”, 2007. – 304 с.
Олимпиады по русскому языку: Пособие для учителя/Ф.М.Литвинко, Е.Е.Долбик, О.А.Облова и др.; Под ред. П.П.Шубы. – 2-е изд. – Мн.: "Экоперспектива", 2000. – 316 с.
Сергеев, В.Н. Новые значения старых слов: Кн. для внеклассного чтения. – М.: Просвещение, 1979. – 158 с.
Служевская, Т.В. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Тускарора совместно с фирмой “РиД”, 1997. – 256 с.
Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимательные задачи по русскому языку. М., 1989.
Школьные олимпиады: русский язык, литература, английский язык: 8-11 классы / авт.-сост. Н.В.Шахова, В.Г.Миронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 188 с.
Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание. М., 1984.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 2001. – 704 с.
Календарно-тематическое планирование
1-ое полугодие – 48 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятия | Дата |
1 | Структура олимпиадных заданий | 1 | Лекция | |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Классификация гласных и согласных звуков | 1 | Лекция с элементами практикума | |
3 | Транскрипция. | 1 | Лекция с элементами практикума | |
4 | Понятие нормы и кодификации. Норма и варианты. | 1 | Лекция с элементами практикума | |
5 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
6 | История письма. Типы письма. Русский алфавит и его история | 1 | Лекция с элементами практикума | |
7 | Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь | 1 | Лекция с элементами практикума | |
8 | Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись. Вязь | 1 | Лекция с элементами практикума | |
9 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
10 | Историческая грамматика. Признаки старославянизмов | 1 | Лекция с элементами практикума | |
11 | Позиционные и исторические чередования звуков | 1 | Лекция с элементами практикума | |
12 | Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных | 1 | Лекция с элементами практикума | |
13 | Носовые гласные, история буквы ять | 1 | Лекция с элементами практикума | |
14 | Строение слога в древнерусском и современном русском языках | 1 | Лекция с элементами практикума | |
15-16 | Решение олимпиадных заданий | 2 | Практикум | |
17-18 | Языки мира. Национальный язык. Мировые языки. Пуризм | 2 | Лекция с элементами практикума | |
19-20 | Генеалогическая классификация языков | 2 | Лекция с элементами практикума | |
21 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
22 | Лингвистическая карта мира | 1 | Лекция с элементами практикума | |
23 | Искусственные языки: воляпюк, интерлингва, оксиденталь, эсперанто. Интер-лингвистика | 1 | Лекция с элементами практикума | |
24 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
25 | Ученые-лингвисты. Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль, Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др. | 1 | Лекция с элементами практикума | |
26 | Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др. | 1 | Лекция с элементами практикума | |
27 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
28 | Морфемика. Словообразование. Типы аффиксов: формообразующие, словообразовательные | 1 | Лекция с элементами практикума | |
29 | Способы словообразования | 1 | Лекция с элементами практикума | |
30 | Морфонология | 1 | Лекция с элементами практикума | |
31 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
32 | Лексика. Фразеология. Антонимия, синонимия, омонимия. Паронимы | 1 | Лекция с элементами практикума | |
33 | Устаревшая лексика | 1 | Лекция с элементами практикума | |
34 | Приметы исконно русских и заимствованных слов | 1 | Лекция с элементами практикума | |
35 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
36-37 | Морфология. Основные грамматические категории | 2 | Лекция с элементами практикума | |
38 | Синтаксис. Структурные типы предложений | 1 | Лекция с элементами практикума | |
39 | Синтаксические синонимы | 1 | Лекция с элементами практикума | |
40 | Типы односоставных предложений | 1 | Лекция с элементами практикума | |
41 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
42 | Орфография. Основные принципы русской орфографии. Нарушения морфол. принципа | 1 | Лекция с элементами практикума | |
43-44 | Повторение сложных орфографических правил | 2 | Лекция с элементами практикума | |
45 | Решение олимпиадных заданий | 1 | практикум | |
46-47 | Нормы грамматики. Сочетаемость единиц. Грамматические ошибки | 2 | Лекция с элементами практикума | |
48 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум |
Календарно-тематическое планирование
2-ое полугодие – 57 часов
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятия | Дата |
1 | Текст как лингвистический феномен | 1 | Лекция | |
2-3 | Текстовые признаки, особенности анализа текстов различных жанров и типов речи | 2 | Лекция с элементами практикума | |
4 | Филологический анализ текста | 1 | Практикум | |
5 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
6-7 | Принципы организации художественного текста как путь нахождения связей и отношений элементов сложного целого, как ключ к пониманию произведения | 2 | Лекция с элементами практикума | |
8-9 | Филологический анализ текста | 2 | Практикум | |
10 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
11-12 | Главные типы выдвижения: сильные позиции, сцепление, конвергенция, обманутое ожидание, семантический повтор и др. | 2 | Лекция с элементами практикума | |
13-14 | Филологический анализ текста | 2 | Практикум | |
15 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
16-17 | Сильные позиции в тексте заглавие (подзаголовок, эпиграф, если они есть), первая фраза (начало) | 2 | Лекция с элементами практикума | |
18-19 | Филологический анализ текста | 2 | Практикум | |
20 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
21 | Фоновые знания, вертикальный контекст | 1 | Лекция с элементами практикума | |
22-23 | Сюжетно-композиционный аспект анализа текста: адресат, повествователь, сюжет, развитие лирического повествования | 2 | Лекция с элементами практикума | |
24-25 | Филологический анализ текста | 2 | Практикум | |
26 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
27-28 | Содержательный аспект анализа текста | 2 | Лекция с элементами практикума | |
29-30 | Комплексный анализ текста | 2 | Практикум | |
31 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
32-33 | Композиция текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Приёмы начала и концовки текста | 2 | Лекция с элементами практикума | |
34-35 | Комплексный анализ текста | 2 | Практикум | |
36 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
37-38 | Роль тропов и фигур как средств повышения выразительности текста | 2 | Лекция с элементами практикума | |
39-40 | Комплексный анализ текста | 2 | Практикум | |
41 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
42-43 | Особенности сравнительного лингвистического анализа текста | 2 | Лекция с элементами практикума | |
44-45 | Сравнительный лингвистический анализ текста | 2 | Практикум | |
46 | Решение олимпиадных заданий | 1 | практикум | |
47 | Особенности подготовки к устному высказыванию, риторическая схема построения | 1 | Лекция с элементами практикума | |
48 | Специфика устных высказываний на языковые темы | 1 | Лекция с элементами практикума | |
49 | Устное высказывание на языковую тему | 1 | Практикум | |
50 | Решение олимпиадных заданий | 1 | Практикум | |
51 | Специфика устных высказываний на морально-нравственные темы | 1 | Лекция с элементами практикума | |
52 | Техника речи. Способы и приёмы работы над речевым дыханием, важнейшими качествами ораторского голоса, выразительным интонированием и правильной артикуляцией | 1 | Лекция с элементами практикума | |
53 | Устное высказывание на морально-нравственную тему | 1 | Практикум | |
54 | Специфика устных высказываний на литературные темы | 1 | Лекция с элементами практикума | |
55 | Эффективные способы запоминания текста. Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую | 1 | Лекция с элементами практикума | |
56 | Устное высказывание на литературную тему | 1 | Практикум | |
57 | Решение олимпиадных заданий. Подведение итогов. Задания на лето | 1 | Практикум |
.
Эффективные способы запоминания текста. Особенности устной публичной речи, способы перевода речи написанной в речь произносимую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс
Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку в 7 классе
Работу по данной программе начала во втором полугодии 6 класса, продолжу и закончу в 1 четверти 7 класса, римерно к началу муниципального этапа олимпиад....
Программа подготовки к ОГЭ по русскому языку.9 класс.
Рабочая программа по курса русского языка "Всё, что нужно значть для сдачи ГИА" рассчитана на 60 часов внеклассной работы с обучающимися. В ней предлагается поэтапное систематизирование знаний, обучен...
Рабочая программа «Подготовка к олимпиаде по русскому языку»
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения ...
Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)
Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы....
Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)
Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня....
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)
Задания с ответами и критериями оценивания...