Рабочая программа «Подготовка к олимпиаде по русскому языку»
рабочая программа по русскому языку
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Цель настоящего курса - подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
- подготовить ребят к различным видам заданий;
- сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
- научить пользоваться справочной литературой и словарями;
- освоить решение лингвистических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Подготовка к олимпиаде по русскому языку» | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Рабочая программа
по русскому языку
«Подготовка к олимпиаде по русскому языку»
для учащихся 7 классов
Автор-составитель: Нуртдинова Э.Г.
Нижневартовск
2021 г.
Пояснительная записка
Олимпиада – это средство развития у школьников интереса к русскому языку и словесности. Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.
Цель настоящего курса - подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Задачи:
- подготовить ребят к различным видам заданий;
- сориентировать учащихся в темах предлагаемых заданий;
- научить пользоваться справочной литературой и словарями;
- освоить решение лингвистических задач.
В настоящем курсе, кроме традиционных разделов, изучаемых в основном курсе русского языка, которые даются более углублённо, предлагаются занятия по социолингвистике, истории языка, сравнительному языкознанию. Орфография не выделена в отдельную тему, работа над ней осуществляется попутно.
Формы работы: групповая (в малых группах), самостоятельная, практические занятия тренировочного характера, лингвистический анализ текста.
Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
Контрольно-измерительные материалы: олимпиадные задания, тесты, тексты для различных видов разбора, творческие задания.
В результате прохождения данного курса учащиеся должны:
- знать различные виды олимпиадных заданий (тестовые, творческие, вопросы, требующие письменного ответа, и др.);
- знать различные виды анализа языковых единиц;
- нестандартно подходить к решению лингвистических задач;
- уметь пользоваться словарями различных видов и справочной литературой по русскому языку.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
внеурочной деятельности
Личностными результатами являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами являются:
- владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла,
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
- соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметными результатами являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа;
- понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка
Данная программа рассчитана на 34 часа.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Название раздела, темы | Основные вопросы, рассматриваемые на занятии | Формы и приёмы работы |
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий | Творческие работы. Тестовые задания. Вопросы, требующие письменного ответа. Лингвистические задачи. Рекомендации по их выполнению. | Лекция с элементами беседы, выполнение заданий. |
2 | История русского языка | Изменения, происходящие в языке. Алфавит. Падение редуцированных. Полногласие и неполногласие. Изменения в лексике и грамматике. | Лекция с элементами беседы. Тренировочные упражнения. Решение лингвистических задач. |
5 | Фонетические явления. | Фонетические явления: оглушение, озвончение, ассимиляция и др. Исторические чередования. Фонетический анализ слова, транскрипция. | Лекция с элементами беседы, выполнение заданий. |
6 | Орфоэпия. | Орфоэпические нормы. Ударение. | Работа с орфоэпическими словарями. Выполнение упражнений. |
7 | Лексикология. | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. Паронимы. Различные лексические группы. Заимствованные слова. | Лекция с элементами беседы. Самостоятельная работа. |
8 | Фразеология. | Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. | Работа с толковым и фразеологическим словарями. Выполнение упражнений. |
9 | Этимология. | Происхождение слова. Ложная этимология. Работа с этимологическим словарём. | Работа с этимологическим словарём. Тренировочные упражнения. |
10 | Морфемика и словообразование. | Структура слова. Аффиксы. Различные способы образования слов. | Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. |
11 | Морфология. | Морфологический анализ слова. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. Имя прилагательное: разряды. Глагол: вид, спряжение, наклонение, лицо, время. Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Служебные части речи. | Лекция с элементами беседы. Самостоятельная работа. Работа в группах. |
12 | Синтаксис и пунктуация | Словосочетание и предложение. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. Виды предложений. Синтаксические синонимы. | Тренировочные упражнения. Конструирование предложений и словосочетаний. |
13 | Стилистика и культура речи. | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | Самостоятельная работа. Тренировочные упражнения. |
14 | Социолингвистика. | Литературные нормы языка. | Тренировочные упражнения. |
15 | Сравнительное языкознание. | Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы. | Тренировочные упражнения. Работа в группах. |
16 | Различные виды анализа текста. | Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование | Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Введение. Разные виды олимпиадных заданий. | 1 |
История русского языка (4ч.) | ||
2 | Знаковая система языка. | 1 |
3 | "Откуда есть пошла славянская письменность?" | 1 |
4 | Буквы кириллицы. Реформы азбуки. | 1 |
5 | Оформление книг. | 1 |
Фонетические явления (3ч.) | ||
6 | Падение редуцированных. | 1 |
7 | Исторические чередования. | 1 |
8 | Московское произношение. | 1 |
Заимствованные слова (1ч.) | ||
9 | Заимствованные слова. Заимствования из латинского языка. | 1 |
Читаем старые тексты | ||
Анализ древнерусских и старославянских текстов (5ч.) | ||
10 | Остромирово Евангелие. | 1 |
11 | Русские летописи. | 1 |
12 | Поход Олега на Царьград. | 1 |
13 | "Слово о полку Игореве" (фрагменты текста) | 1 |
14 | "Читаем старые тексты". | 1 |
Разделы науки о языке | ||
Орфоэпия (1ч.) | ||
15 | Орфоэпические нормы. Ударение. | 1 |
Лексикология и фразеология (4ч.) | ||
16 | Лексическое значение. Полисемия. Омонимия. | 1 |
17 | Паронимы. Различные лексические группы. | 1 |
18 | Фразеологизмы, их строение, значение и происхождение. | 1 |
19 | Работа с толковым и фразеологическим словарями. | 1 |
Этимология (1ч.) | ||
20 | Происхождение слова. Работа с этимологическим словарём. | 1 |
Морфемика и словообразование (2ч.) | ||
21 | Структура слова. Аффиксы. | 1 |
22 | Различные способы образования. | 1 |
Морфология (5ч.) | ||
23 | Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Имя существительное: категории одушевлённости, рода, числа, падежа. | 1 |
24 | Имя прилагательное: разряды. Решение лингвистических задач. | 1 |
25 | Глагол и его морфологические признаки. Решение лингвистических задач. | 1 |
26 | Имя числительное, отличие от других частей речи со значением количества. Склонение числительных. | 1 |
27 | Служебные части речи. | 1 |
Синтаксис и пунктуация (2ч.) | ||
28 | Словосочетание и предложение. Виды предложений. Синтаксические синонимы. Синтаксический и пунктуационный анализы предложения. | 1 |
29 | Конструирование предложений и словосочетаний. | 1 |
Стилистика и культура речи (2ч.) | ||
30 | Функциональные стили языка, их основные признаки. Литературные нормы языка. | 2 |
Социолингвистика (1ч.) | ||
31 | Сленг, жаргон, арго. Табу и эвфемизмы. | 1 |
Сравнительное языкознание (2ч.) | ||
32 | Языковые семьи и группы. Славянские языки и признаки их родства. Интернациональная лексика. | 1 |
33 | Имена и фамилии. Лингвистическое конструирование. | 1 |
Различные виды анализа текста (1ч.) | ||
34 | Лингвистический анализ текста. Комплексный анализ текста. Историко-лингвистический анализ текста. | 1 |
Всего | 34 |
Список литературы
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. М. «Айрис-пресс», 2007г.
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М. «Просвещение», 2005г.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М. «Просвещение»
- Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию.
- Розенталь Д.Э., Справочник по русскому языку. Управление. М. ЭКСМО-Пресс
- Различные справочники и словари.
- Сайт Всош: олимпиадные задания по русскому языку. Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку в 7 классе
Работу по данной программе начала во втором полугодии 6 класса, продолжу и закончу в 1 четверти 7 класса, римерно к началу муниципального этапа олимпиад....
Программа подготовки к олимпиаде по русскому языку для учащихся 9-11 классов
Предлагаемые факультативные занятия позволят учащимся расширить, углубить и закрепить изученный в основном курсе теоретический материал о фактах языка и речи, о языковых и речевых единицах, повысить и...
Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса
Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...
Рабочая программа«Подготовка к ГИА по русскому языку» для учащихся 9 класса
Рабочая программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» для 9 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и на...
Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Рабочая программа поможжет подготовить учащихся к сдаче ОГЭ...
Рабочая программа "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с ...
Рабочая программа подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Программа подготовки к ЕГЭ рассчитана на 34 часа...