Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)
олимпиадные задания по русскому языку (10 класс)

Самажанова Гульдана Николаевна

Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku_10_klass_.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку для 10 класса

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах:

баловать, генезис, диспансер, догмат, диоптрия, древко, завидно, знамение, искони, кашлянуть, костюмированный, мизерный, опломбированный (зуб), подростковый, принудить, предвосхитить, столяр, танцовщица, христианин, фетиш.

Ответ. БаловАть, гЕнезис, диспансЕр, дОгмат, диОптрия, дрЕвко, завИдно, знАмение, исконИ, кАшлянуть, костюмирОванный, мизЕрный, опломбирОванный (зуб), подрОстковый, принУдить, предвосхИтить, столЯр, танцОвшица, христианИн, фетИш.

                                                                         За каждый правильный ответ - 0,5 балла

                                                                       Итого: максимум – 10 баллов

Задание 2. Подберите русские эквиваленты к следующим иноязычным словам.

автоклав

актуальный

анфилада

ажиотаж

адаптация

коррупция

маркетинг

спидвей

теолог

эксклюзивный

Ответ.

автоклав

плотно закрывающийся сосуд для нагревания под повышенным давлением

актуальный

важный в настоящее время

анфилада

ряд комнат, сообщающихся друг с другом дверными проемами, расположенными по одной оси

ажиотаж

возбуждение, волнение

адаптация

приспособление

коррупция

подкуп взятками, продажность должностных лиц и политиков

маркетинг

изучение рынка и активное воздействие на потребительский спрос

спидвей

мотогонки на специальных треках

теолог

богослов, лицо, занимающееся систематизированным изложением вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека

эксклюзивный

исключительный

                                                  За каждый правильно подобранный синоним - 0,5 балла

                                                                        Итого: максимум – 5 баллов

Задание 3. Какие из приведенных слов этимологически родственны: проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка? Аргументируйте свой ответ.

Ответ. Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (1 балл); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (0,5 балла); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (0,5 балла); наволочку наволакивают на подушку (0,5 балла); волкодав - от слов волк и давить (0,5 балла); невольно – от воля (0,5 балла); волнушка от волна (0,5 балла).

                                                                                       Итого: максимум – 5 баллов

Задание 4. Какие древние названия букв славянской азбуки использованы в описаниях поз и мимики человека? Какие звуки они обозначали?

  1. У неё ротик фитою (В.И. Даль).
  2. Станет фертом, ног-то азом распялит (П.И. Мельников-Печерский).
  3. У Ивана Ивановича выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу (Н.В. Гоголь).

Ответ.

Фита – старое название предпоследней буквы старого русского алфавита, обозначавшей звук [ф] в словах греческого происхождения (упразднена реформой орфографии 1917-1918 гг.).

Ферт – старое название буквы «ф» в русском алфавите.

Аз – в древнеславянской и старой русской азбуке название первой буквы алфавита, обозначающей гласный звук [а].

Ижица – название последней буквы церковнославянской и старой русской азбуки, обозначавшей звук [и] и в немногих словах греческого происхождения (упразднена реформой орфографии 1917-1918 гг.).

                                                                           За каждый правильный ответ - 1 балл

                                                                           Итого: максимум - 4 балла

Задание 5. Переведите текст на современный русский литературный язык. Определите значение и грамматическую форму выделенного слова в первом предложении текста.

Живяше же Олга съ сыномъ своимъ Святославом, и учашет его мати креститися, и не брежаше того, ни въ уши внимаше, но аще кто хотяше волею креститися, не браняху, но ругахуся тому. «Невѣрнымъ бо вѣра крестьяньская уродьство есть»; «Не смыслиша бо, ни разумѣша въ тмѣ ходящии», и не видѣша славы Господня. «Одобелѣша бо сердца ихъ, и ушима бо тяшько слышати, очима видѣти». Рече бо Соломонъ: «Дѣла нечестивых далече от разума»: «Понеже звахъ вы, и не послушасте, и прострох словеса, и не разумѣсте, но отмѣтасте моя свѣты и моихъ же обличений не внимасте»; «Възненавидѣша бо премудрость, а страха Господня не изволиша, ни хотяху моихъ внимати свѣтъ, подражаху же моя обличения». Якоже бо Олга часто глаголаше: «Азъ, сыну, Бога познах и радуюся, аще и ты познаеши Бога, то радоватися начнеши».

Ответ. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме», и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят». Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума»; «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои». Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь — тоже станешь радоваться».

Задание к тексту:

Живяше — «жила» (1 балл) - глагол (1 балл) - форма 3-го лица (1 балл) единственного числа (1 балл) прошедшего времени (1 балл) от глагола «жити» («жить») (1 балл).

                                                                За перевод, близкий к тексту, - 10 баллов

                                                               За полный грамматический разбор – 6 баллов

                                                                         Итого: максимум – 16 баллов

Задание 6. Проведите анализ морфемной структуры слов ýчасть, западня, повесть, неодолúмый с современной и исторической точек зрения. Дайте обоснование анализа морфемной структуры слов с исторической точки зрения.

Ответ.

Современное членение

Историческое членение

участь-

у-часть-. Префиксальное производное от часть «доля». Ср. доля, удел в значении «судьба» (часть, выделенная Всевышним). Исходное значение — «часть, доля».

западн-я

за-пад-н-я. Суффиксально-префиксальное производное от падать. Первоначально — «яма» (для ловли хищных зверей), затем — «ловушка для противника».

повесть-

по-вес-ть. Суффиксальное производное (суффикс -ть, ср. весть) от povĕdĕti — «рассказать», префиксального образования от vĕdĕti. Ср. ведать, свидетель. Повесть буквально — «рассказ».

не-одол-им-ый

не-о-дол-им-ый. Корень тот же, что в словах доля, делить.

                      За каждый правильный разбор с современной точки зрения - 1 балл

                      За каждый правильный разбор с исторической точки зрения – 2 балла

                      За объяснение по 1 дополнительному баллу

                       Итого: максимум – 15 баллов

Задание 7. Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-).

конфуз – неловкость

постамент – подставка

концепция – система взглядов

гротеск – неглубокая пещера

водевиль – короткая комическая пьеса

пролог – заключительная часть

риторика – учение о ритме

ликовать – торжествовать

корифей – победитель

фольклор – народное творчество 

Ответ.

конфуз – неловкость

+

постамент – подставка

+

концепция – система взглядов

+

гротеск – неглубокая пещера

-

водевиль – короткая комическая пьеса

+

пролог – заключительная часть

-

риторика – учение о ритме

-

ликовать – торжествовать

+

корифей – победитель

-

фольклор – народное творчество 

+

                                                                          За каждый правильный ответ - 0,5 балла

                                                                        Максимальное количество – 5 баллов

Задание 8. Какими частями речи являются слова «грустно» и «больше» в нижеприведенных предложениях? 

  1. Мать грустно посмотрела на детей.
  2. Ожидание было грустно.
  3. Нам грустно расставаться.
  4. Щенок больше котёнка.
  5. Щенок ест больше котёнка.

Ответ.

                            как?

1. Мать грустно посмотрела на детей (грустно - наречие).

                             каково?

2. Ожидание было грустно (грустно – краткое прилагательное).

                     

3. Нам грустно расставаться (грустно – слово категории состояния).

                             какой?

4. Щенок больше котенка (больше – прилагательное в сравнительной степени).

                            сколько?

5. Щенок ест больше котенка (больше – наречие).

                                                                 За каждый правильный ответ 1 балл

                                                                  Итого: максимум – 5 баллов

Задание 9. Найдите и подчеркните предлоги среди других частей речи.

Нехотя, несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, задолго, причём, вдоль, уж, против, чуть-чуть, согласно, но, возле, внутри, если, позади, наперекор, даже, над, нельзя, после, вследствие.

Ответ. Несмотря на, около, мимо, благодаря, вопреки, для, при, от, без, вдоль, против, согласно, возле, внутри, позади, наперекор, над, после, вследствие.

                                                                          За каждый правильный ответ 0,2 балла

                                                                        Итого: максимум – 4 балла

Задание 10. Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

  1. Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.
  2. В июне месяце мы всем классом ездили в Санкт-Петербург.
  3. На олимпиаде победила ученица тысяча двухсот тридцать второй школы.
  4. Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды.
  5. Взглянув на него, было совершенно ясно, что он негодяй.
  6. Во время соревнований по плаванию наш тренер вел хронометраж времени.

Ответ:

  1. Из-за сильных морозов погибли кусты роз.
  2. В июне мы всем классом ездили в Санкт-Петербург.
  3. В олимпиаде победила ученица тысяча двести тридцать второй школы.
  4. Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды.
  5. Взглянув на него, можно было понять, что он негодяй.

Или: При первом же взгляде на него было совершенно ясно, что он негодяй.

  1. Во время соревнований по плаванию наш тренер вел хронометраж.

                                                                                  За каждый правильный ответ - 0,5 балла

                                                                                    Итого: максимум – 3 балла

Задание 11. Укажите, какая фигура легла в основу данного ниже выражения.

Раньше гусиными перьями писали вечные мысли, а теперь вечными пишут гусиные (В. Солоухин «Камешки на ладони».

Дайте её определение. Приведите свой пример.

Ответ. Используется хиазм (2 балла). Хиазм – это перекрёстное в семантическом и грамматическом отношении построение фразы (2 балла) + 2 балла за правильно приведённый пример.

                                                                                 Итого: максимум – 6 баллов.

Задание 12. Закончите строки, взятые из статьи Ю.М. Лотмана «Культура и взрыв».

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побеждённым, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побеждённым, - бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».

Вспомните еще не менее 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.

Ответ.

1. Ворон ворону глаз не выколет.

2. Сколько волка не корми – всё в лес смотрит.

От волка бежал, да на медведя попал (напал).

Счастье, что волк обманет да в лес уйдёт.

Хочешь оленя за рога поймать – а он в лес.

Метил в ворону, а попал в корову.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Волка ноги кормят.

Волков бояться – в лес не ходить.

С волками жить – по-волчьи выть.

Бодливой корове бог рог не даёт.

Всякий кулик своё болото хвалит (славит).

Конь под нами – бог над нами.

                                                     За правильно указанную поговорку - 2 балла

                                                    За каждую названную пословицу (поговорку) - 1 балл

                                                  Итого: максимум – 12 баллов.

Максимальное количество баллов за работу – 90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Задания для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку. 9 класс

Образец заданий для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (10-11 кл.).doc

Материалы, способствующие углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию логического мышления,навыков лингвистического анализа,а также смекалки и сообразительност...

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (7-8 класс)

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для подготовки к учеников....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)

Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)

Задания с ответами и критериями оценивания...