Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку ( 9 класс)
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Самажанова Гульдана Николаевна

Базовые задания, которые чаще всего встречаются на олимпиадах разного уровня. После заданий приводятся ответы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания для олимпиады по русскому языку (9 класс)

Задание №1. Расставьте ударение в следующих словах.

Апостроф, бутик, вероисповедание, догмат, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, клала, новорожденный, оркестровый, откупорить, сливовый, создал, созыв, танцовщица, украинский, ходатайствовать, юродивый.

Задание №2. Соберите формулировки определений соответствующих лингвистических терминов:

агглютинация

слово или

выражение,

для которого

характерна

исчезнувшие из

жизни общества

интертекст

вид языковой

игры,

при котором к

корню (основе)

присоединяются

в определённой

последовательности

однозначные

служебные

морфемы

историзм

способ формо-

и словообразования,

которое

образовано путём

нарочитая или

невольная

двусмысленность

калька

ряд произведений

(

фрагментов),

при котором

создаётся

неслучайная

общность

элементов

каламбур

слово (устойчивое

сочетание),

которое

обозначает

явление или

предмет,

буквального

перевода (по

частям)

иноязычного слова

или выражения

Задание №3. Одинаковы ли слова грамотей, брадобрей и злодей с точки зрения словообразования? Аргументируйте свой ответ.

Задание №4. Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Что это за буква? Какова ее судьба в нашей письменности?

Задание №5. Какие из приведённых слов являются этимологически родственными:

проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

Аргументируйте свой ответ.

Задание  №6. Определите в данных предложениях вид омонимов.

а) я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.

б) несет меня лиса за темные леса.

в) не хочет косой косить косой.

г) дремлет старая сосна и скрипит со сна.

д) снежное покрывало покрывало все поле.

Задание № 7. Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

Задание № 8. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

а) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.


б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

в) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

Задание № 9. На чем основана языковая игра в данном предложении? Как вы понимаете его смысл?

Девица Подзатылкина замечательна только тем, что ничем не замечательна. (А.П. Чехов)

Задание № 10. 

Какие варианты пунктуационного оформления имеет предложение:

 Он вышел из комнаты энергичный свежий бодрый радостный. Укажите эти варианты, расставив знаки препинания. К каждому варианту дайте синтаксический комментарий.

Задание № 11. Расставьте знаки препинания. Найдите варианты, где нельзя перед союзом как поставить запятую. Объясните, почему.

а) В ее глазах как и во всем лице было что-то необычное.

б) Вчерашний день прошел как обычно.

в) Как град посыпалась картечь (М.Ю. Лермонтов).

г) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А.С. Пушкин).

д) Вокруг высокого чела как тучи локоны чернеют (А.С. Пушкин).

е) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (А.П. Чехов).

Задание № 12. Перед вами отрывок из стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь». Какие изобразительно-выразительные средства языка употреблены в данном отрывке? Определите, какова их роль.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела…

Ключи к заданиям олимпиады по русскому языку для 9 класса

Ключ к заданию № 1

АпострОф, бутИк, вероисповЕдание, дОгмат, донЕльзя, дрЕвко, дремОта, знАмение, избалОванный, клАла, новорождЁнный, оркестрОвый, откУпорить, слИвовый, сОздал, созЫв, танцОвщица, украИнский, ходАтайствовать, юрОдивый.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла. Всего – 10 баллов.

Ключ к заданию № 2

агглютинация        способ формо-

и словообразования,        при котором к

корню (основе)

присоединяются

        в определённой

последовательности

однозначные

служебные морфемы

интертекст

        ряд произведений

(фрагментов),        для которого

характерна

        неслучайная

общность элементов

историзм

        слово (устойчивое

сочетание),        которое

обозначает

явление или

предмет,        исчезнувшие из

жизни общества

калька

        слово или

выражение,

        которое

образовано

        путём

буквального

перевода (по частям)

иноязычного слова

или выражения

каламбур

        вид языковой игры,

        при котором создаётся

        нарочитая или невольная

двусмысленность

За каждую правильно собранную цепочку – 2 балла (если учащийся частично правильно смог собрать цепочку, то 1 балл). Итого: максимум – 10 баллов.

*При составлении задания была использована информация словаря:

Николина Н.А. Школьный словарь лингвистических терминов. - М., 2012

Ключ к заданию № 3

Грамотей ← грамот(а) + ей. Суффиксация.

Брадобрей ← брад(а) +о+бр(ить) + ей. Сложение основ, осложненное суффиксацией.

Злодей ← зло+деj(ать). Сложение основ, при этом вторая основа – усеченная.

Нет, не одинаковы (1 балл). За правильно описанный способ образования каждого слова – по 2 балла. Всего 7 баллов.

Ключ к заданию № 4

Это буква Ъ (ер) (1), которая писалась на конце слова после согласных (1), но звука - после падения редуцированных (1) – не обозначала (1). Отменена реформой русской орфографии (1) 1917-1918 гг.(1). Всего 6 баллов

Ключ к заданию № 5

Этимологически родственными являются слова наволочка, проволока и облака (2 балла); все они происходят от глагола «волоку» (1 балл). Облако – то, что обволакивает (1 балл); проволока – металлическая нить, созданная путём проволакивания, протягивания металла (1 балл); наволочку наволакивают на подушку (1 балл); волкодав – от слов волк и давить (1 балл); невольно – от воля (1 балл); волнушка – от волна (1 балл). Всего 9 баллов.

Ключ к заданию № 6

Омоформы: совпадение только отдельной формы слова.

Не хочет косой косить косой.

Снежное покрывало покрывало все поле.

Омофоны (фонетические омонимы): слова, совпадающие по звучанию.

Я в лес, и он влез; я за вяз, и он завяз.

Несет меня лиса за темные леса.

Дремлет старая сосна и скрипит со сна.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 6 баллов.

Ключ к заданию № 7

а) наречие; б) наречие; в) предлог; г) союз; д) наречие; е) предлоги;

ж) наречие.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 7 баллов.

Ключ к заданию № 8

а) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

в) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

За каждое найденное предложение с грамматической ошибкой и его исправление – 1 балл. За аргументацию ответа – 1 балл. Всего 4 балла.

Ключ к заданию № 9

В данном предложении обыгрывается многозначность прилагательного замечательный: 1. Выдающийся, необыкновенный по своим качествам. // Исключительный. // Очень хороший. 2. Заслуживающий внимания; примечательный. Краткая форма замечательна употреблена в разных, противопоставленных друг другу значениях. Это специальная стилистическая фигура речи (плока). В данном контексте она служит для создания иронии.

Фраза допускает разные истолкования:

А) Девица Подзатылкина отличалась от других исключительной (выдающейся) заурядностью.

Б) Девица Подзатылкина была хороша уже тем, что не привлекала к себе внимания.

В) Заурядность Подзатылкиной - ее единственное положительное качество.

Указание на многозначность прилагательного - 1 б., указание на употребление прилагательного в разных значениях - 1 б., определение значений прилагательного - 2 б. + 2 б., указание на использование особой стилистической фигуры - 1 б., истолкование разных смыслов фразы - 3 б. Всего - 10 баллов.

Ключ к заданию № 10

1. Он вышел из комнаты энергичный, свежий, бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный являются однородными именными частями составного именного сказуемого, поэтому они разделятся запятыми.

2. Он вышел из комнаты, энергичный, свежий, бодрый, радостный.

В этом случае прилагательные энергичный, свежий, бодрый, радостный можно рассматривать как обособленные определения. Условиями обособления являются следующие: согласованные определения находятся в постпозиции по отношению к определяемому слову, в предложении они образуют достаточно самостоятельное структурно-семантическое единство, между ними и определяемым словом имеется другой член предложения. В этом случае группа однородных определений выделяется интонационно и пунктуационно (запятая перед словом энергичный).

Оценка. 1. Указаны варианты пунктуации – 1 балл.

2. Дан верный синтаксический комментарий к одному из вариантов пунктуационного оформления – 1 балл.

3. Дан синтаксический комментарий к обоим вариантам, но он является неполным (например, отмечено, что определения являются обособленными, но не указаны или указаны не все условия обособления) – 1 балл.

4. Дан полный синтаксический комментарий к обоим вариантам пунктуационного оформления – 3 балла. Всего – 4 балла.

Ключ к заданию № 11

а) В ее глазах, как и во всем лице, было что-то необычное.

б) Вчерашний день прошел как обычно.

в) Как град посыпалась картечь (М.Ю. Лермонтов).

г) Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (А.С. Пушкин).

д) Вокруг высокого чела, как тучи, локоны чернеют (А.С. Пушкин).

е) Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу (А.П. Чехов).

За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 6 баллов.

Ключ к заданию № 12

Повтор слова: мело, мело…

Рефрен - повтор строки в конце строфы (от франц.- повтор):

Свеча горела на столе, Свеча горела.

Многообразие повторов создаёт картину мира, где царит непогода. Но гармония света, тепла побеждает хаос.

Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Придает речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения.

Развернутое сравнение:

Как летом роем мошкара

летит на пламя…

Олицетворение:

Слетались хлопья со двора

К оконной раме…

Метафора:

Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы…

Контекстуальные синонимы: по всей земле - во все пределы.

Ассонанс: [э] – [о]

Аллитерация: [м], [л, [р].

За каждое правильно названное изобразительно-выразительное средство языка – 1 балл. За определение его роли – 1 балл. Всего 10 баллов.

Максимум 89 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)

Конкурс "Грамотей" (задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для уч-ся 5 класса)...

Вопросы и задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 5 класс

Материал способствует развитию интереса к изучению русского языка...

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (10-11 кл.).doc

Материалы, способствующие углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развитию логического мышления,навыков лингвистического анализа,а также смекалки и сообразительност...

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (7-8 класс)

Олимпиадные задания с ответами по русскому языку для подготовки к учеников....

Задания для подготовки к ОЛИМПИАДЕ по русскому языку (10 класс)

Задания позволяют качественно приготовиться к олимпиадам по русскому языку разного уровня....

Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку (11 класс)

Задания с ответами и критериями оценивания...