1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Ребята, пока мы с вами шли на урок, кто-то написал для нас пословицы и поговорки, давайте их прочитаем: (слайд 1) - Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
- Ученье — лучшее богатство.
- Без букв и грамматики не учатся математике.
Как вы думаете, о чем говорится в каждой из них? О значимости какого предмета говорит последняя? А зачем хорошо знать русский язык? А вы уже все знаете о русском языке? Вы готовы получать новые знания по русскому языку? | Коммуникативные
Познавательные
|
1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо»-«могу»-«хочу»), 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | - Ребята, чтобы мы могли двигаться вперед, что должны сделать сейчас? (повторить то, что изучили ранее)
- Какие две большие группы частей речи мы изучили подробно? (самостоятельные и служебные)
- Какие части речи относятся к самостоятельным? Почему?
- Какие части речи относятся к служебным? Почему?
Актуализация Что вам помогает определить часть речи? Сейчас вам предстоит выполнить задание: вписать нужные слова в каждую из двух групп: самостоятельные части речи и служебные. (слова помещены на слайде: стол, ах, бегать, увы, цветок, ох, за, бы, ура, прелестный, об, браво, и, ни).(слайд2 ) Сравните свои ответы с эталоном.(слайд 3) - Стол, цветок, бегать, прелестный
- За, ни, бы, и, об.
-Какие слова вы не выписали ни в одну из групп? (ах, увы, браво! ох, ура! ) эти слова выводятся на слайде. (слайд 4) - Попробуйте изменить эти слова. Изменяются ли они? (Нет.) - Можно ли к ним задать вопрос? (нет) -Как вы думаете, являются ли они членами предложения?
Какой вывод мы можем сделать? (что есть слова, которые не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи и выражают чувства, но не называют их!). -Ребята, это междометия, особая часть речи! -Как вы думаете, для чего они нам нужны? Выполнение пробного действия: - Найдите в тексте междометия;
- определите их значения по разряду;
- обоснуйте свой выбор (письменно). (слайд 5)
Коль заблудишься в лесу, Закричишь: -Ау! Если друг подвел при всех, Ты ему с упреком: -Эх! Матч на первенство двора- Побеждаем мы: -Ура! (Лариса Ищенко) -Алло, я Вас слушаю, - ответил Саша. -Пожалуйста, выслушайте меня.
(на следующем слайде тот же текст с выделенными междометиями) (слайд 6)
-Кто смог найти междометия? -Кто определил их значения? -Кто допустил ошибки? -Кто может доказать свой выбор? Фиксация затруднения в новом действии -Что вы не смогли сделать, выполняя данное вам задание? (доказать, что выделенные слова-междометия, определить их значения) -Как вы думаете, почему вы не смогли этого сделать? (не знаем признаков данной части речи, не знаем разрядов междометия)
| Регулятивные
Регулятивные
Познавательные
Познавательные
Коммуникативные
Познавательные
Познавательные, регулятивные.
познавательные
|
Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т. д.). На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | -Какое задание вы должны были выполнить? (найти междометия, определить их значения и доказать свой выбор) - Что у вас на этом этапе возникло? (затруднение) - Но вы поняли, чего не знаете? Отсутствие какого знания мешает вам двигаться вперед? (на какие разряды делятся междометия) | Регулятивные, познавательные |
Организовать построение проекта выхода из затруднения: - Учащиеся ставят цель проекта
- Учащиеся уточняют и согласовывают
тему урока. - Учащиеся определяют средства
- Учащиеся формулируют шаги, которые
необходимо сделать для реализации поставленной цели. | -Ребята, какую цель вы поставите перед собой сейчас? (Узнать, что такое междометие, какие разряды имеет междометие) -Сформулируйте тему нашего урока. (слайд 7) (Междометие как часть речи) - Запишите тему урока в тетради. -Что нам может помочь открыть новое знание? (учебник) -Давайте выполним упражнение 434 на стр.259 по заданию. -Как вы думаете, почему междометие занимает особое положение среди других частей речи? -Имеет ли оно лексическое значение? Изменяется ли, выполняет синтаксическую функцию как самостоятельные части речи? - Производны ли междометия? -Давайте составим план открытия нового знания. (составляется вместе с учителем): - Прочитать слово, подумать, можно ли его отнести к какой-либо самостоятельной или служебной части речи.
- Выражает ли это слово чувства и не называет их.
- Если это междометие – определить его разряд.
- Сравнить свои выводы с информацией учебника.
| Регулятивные
Регулятивные, познавательные
Коммуникативные, познавательные |
Организовать усвоение детьми нового способа действий | -Теперь давайте потренируемся в применении ваших новых знаний. - Сейчас вы будете выполнять задания по рядам. - Но сначала все вместе попробуем определить, какие междометия зашифрованы на картинках. (слайд 10-16) Итак, какие междометия зашифрованы: (слайд 17) - Распределите их по разрядам, составьте предложения. Итак, 1 ряд учеников – междометия, выражающие чувства, 2 ряд учеников – междометия, выражающие побуждение к действию, 3 ряд учеников – междометия, выражающие формы приветствия, прощания. -Итак, проверим, что у вас получилось. (слайд 18) 1. ой, ого, ура. 2. стоп, алло. 3.здравствуйте, до свидания) | Коммуникативные, познавательные |
| -Какую цель мы сегодня ставили на уроке? -Мы достигли ее? Экспресс-диагностика -Междометие относится к самостоятельным частям речи (да/нет) -междометие –особая часть речи, не относится ни к самостоятельным, ни к служебным. (да/нет) - междометие является членом предложения (да/нет) - междометие может указывать на побуждение к действию (да/нет) -слова ох, ай, бац, солнечно, увы – междометия (да/нет) Ребята, теперь посмотрим на отчет. Обратите внимание, какие оценки вы получили. -А как вы оцениваете свою деятельность на уроке, обоснуйте? (учитель спрашивает детей, соглашается или не соглашается с их оценкой.) -Назовите ключевые слова урока? -Продолжите фразу: «Я провел этот час не напрасно…» (слайд 20) Домашнее задание: правило с. 259, упражнение 436 по заданию. (слайд 21) | Коммуникативные, регулятивные, познавательные, личностные |