Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода
статья на тему
Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
____________________________________
Автор: Старожук Наталия Владимировна,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Кашира
Использование групповой формы работы
при организации уроков в соответствии
с технологией деятельностного метода
« Образование – важнейшее из земных благ,
если оно наивысшего качества.
В противном случае оно бесполезно»
Р.Киплинг
Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование.
Мы понимаем, что качество образования могут обеспечить постановка и достижение достаточно высокого (качественного!) результата, соответствующего поставленным целям, посредством реализации высококачественного педагогического процесса.
Школа не является переходом от детства к взрослой жизни, на разных ступенях которого дают в дорогу необходимые вещи: «тебе это пригодится в будущем…»Школа уже есть сама жизнь, где этапы взросления определяются не классами, а индивидуально – личностным опытом развития ребенка. И мы понимаем, что здесь учитель несет уже другую меру ответственности, нежели за то, что «вдруг пригодится». Новое содержание образования перед школьником ставит задачи:
- Научиться жить вместе
- Жить в изменяющемся мире.
- Способность познавать мир адекватно его устройству.
- Способность совершенствовать себя.
Качество образования – это то, насколько выражены данные способности.
Основные средства формирования способностей: содержание образования и взаимодействие с учеником (учебная деятельность и общение).
Учебная деятельность осуществляется на основе общения «ученик – ученик», «ученик – учебный материал», «ученик – учитель» и позволяет полностью использовать интеллектуальный потенциал как отдельного ученика, так и коллектива в целом. А ученик при - этом активный участник учебного процесса, от которого многое зависит, поскольку каждый имеет возможность сделать «открытие», дополнить то, чего другой не знал. Освоение форм сотрудничества придает действиям учащихся субъективный характер, но освоение этой формы с необходимостью требует сотрудничества на основе предметного содержания. При этом, во–первых, ребенок приобретает способность самостоятельно преодолевать ограниченность собственных знаний, отделив известное от неизвестного, во - вторых, способность инициировать учебные отношения с другими учащимися. Таким образом, коллективные формы организации деятельности способствуют максимальному раскрытию способностей ребенка.
Работа в малых группах формирует у учащихся следующие ценности:
- интерес к познавательным проблемам, над которыми работает ученик, и поиска возможностей для их решения;
- владение определенными средствами для решения разной сложности учебных заданий;
- познание своих собственных способностей и возможностей, интересов и склонностей к тому или иному виду деятельности, что важно для формирования личностной самостоятельности.
- умение делать личностный выбор в соответствии с потребностями, возможностями, сложившейся ситуацией;
- умения налаживать дружеские взаимоотношения и взаимодействия со сверстниками.
Одним из важнейших условий эффективности работы в группах являются овладение учащимися функциями учебной деятельности:
1)логической (мыслительной),
2)исполнительской,
3)управленческой.
Высокий уровень овладения логической функцией предполагает постоянное проявление поисково – творческой активности учеником, использование логических операций мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др., оперирование проблемными вопросами (вопрос – понятие, вопрос – суждение), использование всеобщих признаков окружающего мира как исходных мировоззренческих ориентиров, способность самостоятельно использовать справочную и энциклопедическую литературу, проявлять гибкость мышления, креативность при выполнении заданных и проектировании собственных заданий.
Для высокого уровня овладения исполнительской функцией характерны умения организовывать собственную практическую деятельность, выстроить алгоритм для решения учебной задачи, любую операцию довести до состояния завершенности, т.е. то, что намечено быть логической функцией, реализовать на практике.
Управленческая функция высокого уровня предполагает становление ученика субъектом индивидуальной и совместной деятельности, постоянное проявление им инициативы, активности в принятии решений группы, способности нести ответственность. При этом ученик обладает навыками контроля и самоконтроля, умеет регулировать собственную деятельность и совместную в зависимости от ситуации, способен активно отстаивать как собственные, так и позиции группы, сравнивать и оценивать этапы работы, обладая при этом рефлексивными навыками.
Умение управлять как собственной, так и совместной деятельностью в группе дает возможность учащимся быть активными участниками учебной деятельности.
Освоение функций учебной деятельности и принятие групповых форм работы позволяют учащимся осуществлять контроль и оценку собственной и групповой деятельности, так как постоянно есть возможность сравнивать собственную деятельность с деятельностью других учащихся, групп. Обогащаясь в совместной деятельности, ребенок осваивает, приобретает нормы взаимодействия, нравственные качества, новые способы работы с предметным содержанием, внося при этом свои индивидуальные способы, находки, открытия, следовательно, решается основная задача индивидуализации учебной работы – содействие формированию и сохранению неповторимой индивидуализации личности каждого учащегося.
Таким образом, требования к качеству образования - это:
-владение универсальными способами деятельности;
-владение коммуникативными навыками;
-способность к самообразованию;
-нормы и эталоны социальной жизнедеятельности.
Технология заранее проектирует качество, направленное на достижение результата, качества выпускника:
- здоровье (физическое, психическое, интеллектуальное, нравственное, психическое)
- толерантность;
- творчество;
- субъектность;
- качества обученности (познавательные, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские).
Деятельностный метод обучения, лежащий в основе курса математики Л.Г. Петерсон дает учителю возможность использовать групповые формы организации учебного процесса.
Приведем вариант технологии организации урока деятельностной направленности в групповой форме.
1. Положительное самоопределение к учебной деятельности.
На этом этапе происходит включение учащихся в учебную деятельность, формируются рабочие группы. Способ объединения учеников в группы может задаваться учителем или выбираться учениками самостоятельно. В обоих случаях педагог определяет способ, с помощью которого группы представляют результаты своей работы.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
2.1. Актуализация знаний и мыслительных операций, необходимых для проектной деятельности.
На данном этапе учащиеся выполняют индивидуальные задания, в которых, с одной стороны, тренируются способности к мыслительным операциям, а с другой – повторяются способы действий, необходимые им в дальнейшем ходе урока для проектной деятельности.
Правильность выполнения задания проверяется в группах.
2.2. Вербальная и знаковая фиксация использованных способов действий.
На этом этапе учащимся предлагается составить перечень определений и алгоритмов, которые использовались при выполнении индивидуальных заданий. Определения понятий и запись алгоритмов должны быть согласованы в группах. После обсуждения группы представляют и комментируют свои согласованные варианты.
2.3 Организация индивидуального затруднения в учебной деятельности.
Учащиеся решают индивидуальное задание, в котором либо вообще невозможно применять известные алгоритмы или понятия, либо их использование не удобно, так как приводит к большим временным затратам. Группа фиксирует такое затруднение с помощью оговоренного заранее сигнала.
3. Постановка проблемы.
3.1. Выявление в группах места и причины затруднения.
Учитель фиксирует на доске задание, вызвавшее затруднение. Он обращается к группам с просьбой определить, где и в чем затруднение. Учащиеся устанавливают в группах искомое отличие и предлагают согласованный вариант.
3.2. Согласование причин затруднения между группами. Постановка цели учебной деятельности.
На этом этапе учитель организует коммуникацию по согласованию причин затруднения.
Версия одной из групп выслушивается полностью, а версии остальных групп – по принципу дополнения. В результате обсуждения учащиеся локализуют место различия сравниваемых ситуаций и уточняют его сущность. На этом основании определяется цель проектной деятельности и формулируется тема урока.
4. Проектная деятельность в группах.
4.1. Построение и согласование проектов в группах.
Результатом деятельности группы на этом этапе считается презентация (представление) согласованного проекта группы.
4.2. Согласование проектов между группами.
На этом этапе педагог организует коммуникацию по обсуждению проектов. В этом обсуждении принимают участие представители групп. При этом в случаях, когда представитель затрудняется в построении ответа на возникший вопрос, он может попросить помощь группы.
4.3. Выполнение в группах задания, вызвавшего затруднение.
В завершение проектной деятельности учащиеся записывают в тетради правильное решение задания, вызвавшего затруднение.
5. Первичное закрепление с комментированием в громкой речи.
Учащиеся в группах выполняют с комментированием типовое задание на новый способ действий. Группа считается выполнившей задание, если каждый из ее членов записал решение в тетради и готов озвучить у доски собственный вариант выполнения задания.
О готовности группа сигнализирует оговоренным заранее способом. По просьбе учителя два или три ее представителя предлагают собственный вариант решения: один из них объясняет, а другой (или двое других) – контролируют правильность объяснения.
6. Самостоятельная работа.
На этапе самостоятельной работы каждый ученик выполняет индивидуальное задание, требующее применения нового способа действий. Решения сопоставляются в группах с опорой на эталон, после чего группа сигнализирует о готовности.
Затем учитель предлагает каждой группе образец выполнения задания. Учащиеся проводят самопроверку по образцу, выделяя все исправления особым цветом. Варианты индивидуальных письменных работ, выполненных в начале и в конце урока, сдаются учителю.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На этом этапе решаются задачи, требующие применения нового знания.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Каждая группа отвечает на следующие вопросы:
- Что нового узнали на уроке?
- На основании чего было построено новое знание?
- Для чего оно используется?
- Кто активно участвовал в работе группы?
Данная структура организации учебного процесса позволяет ученикам накопить опыт познавательной деятельности.
Предложенный вариант технологии предназначен для организации уроков, прежде всего, в начальной школе, когда форма познавательной деятельности неразрывно связана в сознании учеников с изучаемым содержанием. При переходе в 5 класс средней школы, по мере формирования у детей представлений об инвариантности структуры процесса познания, можно использовать усложненный вариант этой технологии. Суть его заключается в том, что на этапе организации затруднения в индивидуальной деятельности (этап 2.3) для каждой из групп предлагаются разные задания, но имеющие один и тот же алгоритм решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода
Самостоятельная работа школьников на уроках математики в технологии деятельностного метода...
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики»
Представление опыта работы по теме: «Использование групповых форм работы на уроке информатики». Так же материал содержит презентацию....
Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».
В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учеб...
"Использование групповой формы работы на уроках английского языка как средство повышения качества образования".
Раздел содержит материалы по методике преподавания английского языка из опыта работы....
Оценивание учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы
При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам проц...
Использования групповых форм работы при формировании навыков сотрудничества в урочной системе
Представлен материал использования групповых форм работы при формировании навыков сотрудничества в урочной системе...
Обоснование использования групповой формы работы на урока английского языка
Статья посвящена обоснованию применения групповой формы обучения с точки зрения психологии и педагогики. Главная идея работы заключается в том, что групповая форма работы в полной мере отвечает ...