Конструктор разработки урока в условиях реализации технологии деятельностного метода в образовательном процессе
методическая разработка по русскому языку на тему

Конструктор разработки урока в условиях реализации    технологии деятельностного метода в образовательном процессе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktor_uroka_de_tehnol.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

 « Конструктор разработки урока в условиях реализации    технологии деятельностного метода в образовательном процессе  МБОУСОШ п. Пионерский»

Составитель Казанцева К.С., учитель русского языка и литературы

Предмет

Класс

Тема урока

Задачи урока

Тип урока*

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Базовый уровень

Повышенный  уровень

Базовый уровень

Повышенный  уровень

Базовый уровень

Повышенный  уровень

Основные этапы урока

Функции

Образовательные задачи учебного занятия

Возможные приёмы и методы реализации  образовательных задач

Познавательная Де обучающихся

Коммуникативная Де обучающихся

Регулятивная Де обучающихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности

  • Мотивировать (самоопределить) обучающихся к учебной деятельности:
  • актуализировать требования у обучающемуся со стороны учебной деятельности («надо»);
  • установить тематические рамки («могу»);
  • создать условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

- Повторение   материала, необходимого для изучения новой темы;

-  графическое изображение;

- работа с понятиями (терминами): составление понятийного ряда,  выявление понятия по данным определениям, восстановление пропущенных понятий, ассоциации или символы понятия;

- анализ документа (текста): короткая история, статистические данные и т.д.;

- работа с высказыванием (афоризмом)

- Рассмотрение и обсуждение ситуации (с той или иной степенью детализации, реальная или выдуманная);

- Принимают и сохраняют или выдвигают учебную цель, задачу

Итог:

Включение обучающихся в учебную деятельность

 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Подготовка и мотивация обучающихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

  • актуализировать изученные способы действий, достаточные для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;
  • актуализировать мыслительные операции и познавательные процессы, достаточные для построения нового знания;
  •  мотивировать к пробному учебному действию  («надо»-«могу»-«хочу»);
  • фиксировать индивидуальные затруднения обучающихся в выполнении пробного учебного действия или его обоснование

- Группировка, сравнение ответов обучающихся с информацией на электронном (бумажном) носителе, наблюдение, обнаружение затруднения

- Работа в группах, парах: обсуждение поставленной задачи;

- осознанное построение речевых высказываний

- Самостоятельное исследование условий учебной задачи;

- проведение рефлексии обучающимися своих действий

Итог

Осознание обучающимися потребности в построении нового способа действий

3. Постановка проблемы

- Выявление и фиксация во внешней речи причины затруднения (конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса)

  • Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • Организовать выявление причины затруднения каждого обучающегося на основе  соотношения его действий с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.)

- Сопоставление темы урока и материала для наблюдения;

- самостоятельное формулирование проблемы;

- сравнение  формулировок проблемы ( своей и в учебнике);

- попытка ответить на проблемный вопрос;

- выявление причины затруднения

- Обсуждение поставленной задачи в парах, группах

- Самостоятельное обнаружение и формулирование учебной проблемы на основе сопоставления темы урока и материала для наблюдения

Итог

Обнаружение и формулирование учебной проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

(цель и тема, способ, план, средство)

- Обдумывание в коммуникативной форме проект будущих действий

  • Организовать целеполагание (целью всегда является устранение возникшего затруднения);
  • согласовать тему урока;
  • выбрать способ (дополнение, уточнение);
  • построить план достижения цели;
  • определить средства (алгоритмы, модели, учебник и т.д.)

- Выдвижение гипотез;

-  поиск дополнительной информации;

- обобщение информации из разных источников, выводы;

- определение информационного поля для решения учебной задачи;

- установление причинно-следственных связей;

- представление информации в виде алгоритма, кластера, схемы, таблицы и др.;

- сравнение полученного продукта своей деятельности с образцом.

- Участие в обсуждении содержания материала;

- построение логических рассуждений для решения учебной задачи

_ Выдвижение версий решения проблемы;

- самостоятельный поиск средств для достижения цели;

- построение проекта выхода из затруднения

Итог

Построение обучающимися нового способа действия

5. Первичное закрепление нового способа деятельности  во внешней речи

- Оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий

  • Организовать усвоение обучающимися нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи

- Выполнение задания с применением алгоритма с проговариванием вслух операций в определённой последовательности

-  Построение рассуждений, понятных для собеседника;

- использование речи для регуляции своего действия

-  Осуществление пошагового контроля  за получением результата;

- отработка нового способа действий в целом

Итог

Усвоение обучающимися нового способа действия

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Выполнение самостоятельной  практической и коррекционной работы

  • Проверить на основе сопоставления с эталоном умение обучающихся применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;
  • организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы

- Самостоятельное применение нового способа действия;

- проверка результата своей деятельности с эталоном;

-  выявление причины допущенных ошибок

- Отображение во внутренней речи (объяснение) совершаемого действия с целью усвоения нового способа действия

- Осуществление самоконтроля по эталону;

- при необходимости поиск  выхода  из ситуации неуспеха

Итог

Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха

7. Включение нового материала в систему знаний и повторение.

- Выполнение заданий, в которых новый способ действий используется как промежуточный

  • Выявить границы применимости нового знания;
  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

- Создание письменных работ творческого и практического характера;

- презентация продуктов деятельности

- Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группах;

-выстраивание толерантных отношений между членами группы

-Самостоятельное составление  в группах плана выполнения задания;

- проверка соответствия полученного результата с целью;

- оценивание деятельности каждого обучающегося и группы в целом

Итог

Создание продукта с использованием  нового  способа  действия

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подведение итогов урока

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • провести рефлексивный анализ деятельности учебной деятельности;
  • организовать оценивание каждым обучающимся собственной деятельности на уроке;
  • зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить и записать домашнее задание

- Контрольно-оценивающая деятельность своей работы, группы, класса

- Проведение рефлексии во внутренней и внешней речи

-Индивидуальная диагностическая деятельность:

- пошаговый контроль своей деятельности;

- построение при необходимости плана коррегирующих действий на ближайшее будущее

Итог

Самооценка  результатов  деятельности

Типы уроков

УОНЗ – урок «открытия» нового знания (организация  процесса самостоятельного  построения обучающимися  новых способов действия (УУД)

УР – урок рефлексии ( закрепление полученных знаний и умений, организация процесса  выявления причины своих ошибок обучающимися  и их корректировки)

УОМН – урок общеметодологической направленности    (организация структурирования и систематизации изучаемого материала)

УРК – урок развивающего контроля (организация контроля и самоконтроля изученных понятий и алгоритмов)

Примеры

типовых задач для формирования  УУД

Формирование  познавательных УУД

Формирование коммуникативных УУД

Формирование регулятивных УУД

  • Найти правило: умение выделять закономерность;
  • Работа с метафорами: умение понимать переносный смысл выражений;
  • Отсутствующая буква: умение выделять и сравнивать стратегии решения задачи;
  • Робинзон и Айртон: умение выделять причинно-следственные связи;
  • Диалог с текстом: умение воспринимать текст как смысловое целое;
  • Эпиграф: умение выделять концепт (основную идею) текста и др.
  • Дискуссия: освоение  правил и навыков ведения дискуссии;
  • Совместное  рисование: согласование усилий в процессе сотрудничества;
  • Компьютерная презентация: создание продукта совместной деятельности;
  • Дополни предложение: развитие навыков взаимопонимания и взаимодействия;
  • Путешествие по странам: понимание духовных ценностей и др.
  • Планирование учебной работы: умение планировать во времени учебную деятельность;
  • Рефлексия своей способности к самоуправлению: самооценка своих способностей к управлению;
  • Критерии оценки: осознание критериев оценки выполнения учебных заданий;
  • Учебные цели: умение адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках ИЗО как одно из условий повышения качества и эффективности образовательного процесса.

Роль ИКТ в учебно - воспитательном прцессе. Общедидактические принципы построения уроков с использованием ИКТ....

Реализация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Использование проектного обучения и ИКТ на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся

Работа по использованию проектного обучения и ИКТ на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности  обучающихся охватывает период с сентября 2012 года по сентябрь 2015 год....

Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"

Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...

Тема: «Системно-деятельностный подход в образовательном процессе в условиях перехода на ФГОС нового поколения»

Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с...

Учебно-тематический план работы тренера-преподавателя Сиротенко Марины Сергеевны, МБОУ СОШ №4 по теме «Современный урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе»

Цель: повышение профессиональной компетенции учителей английского языка образовательных организаций автономного округа для улучшения качества преподавания английского языка и уровня подготовки обучающ...

Формирование познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс

         Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способно...