Конспект урока "Роль служебных частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Игнатова Галина Ивановна

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rol_sluzhebnykh_chastey_rechi.doc89 КБ
Office presentation icon k_uroku_v_7_klasse.ppt253 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  в 7 классе по теме «Роль служебных частей речи»

Цель: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи.

Задачи:

Образовательные:

aвывести определение служебных частей речи, иметь представление о их роли в предложении и тексте;

aсформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи;

aпродолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление;

aформировать навыки грамотного письма.

Воспитательные:

aвоспитывать интерес и любовь к русскому языку.

aвоспитывать трудолюбие, аккуратность.

aпродолжить работу по формированию умения работать в сотрудничестве (высказывать свою точку зрения, анализировать ответ другого).

Развивающие:

aразвивать внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление, творческие и исследовательские способности учащихся.

aумение находить главное, делать умозаключение, развивать умение наблюдать, сопоставлять, сравнивать и обобщать результаты.

aразвивать связную устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

aразвивать личностные качества учащихся.

aобогащать словарный запас.

Оборудование урока: презентация к уроку «Роль служебных частей речи», мульфильм «Сяпала Калуша», для презентации - компьютер, проектор, экран, распечатки текстов «Пуськи бятые», учебник "Русский язык. " (7 класс, 2 часть, автор С.И. Львова),

Тип урока: комбинированный урок. 

Используемая технология: технология развития критического мышления.

Этапы урока

Учитель

Ученик

I. Фаза ВЫЗОВ

(пробуждение имею-щихся знаний,  инте-реса к получению но-вой информации)

 Информационная  и мотивационная функ-ции

Систематизацион-ная

Целеполагание

II. Фаза РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА

(получение новой информации)

III. Фаза РЕФЛЕКСИЯ

(осмысление, рож-дение нового знания)

Показ мультфильма «Сяпала Калуша»

- Что показалось вам удивительным в этом сюжете? В чём его необычность?

- Правильно, Людмила Петрушевская, автор этой сказки, сохранила в ней служебные слова. Почему?

- Таким образом, вы все, наверное, догадались, о чём у нас пойдет разговор?

- Да, мы по-прежнему в «гостях» в разделе «Морфология». Позади работа с самостоятельными частями речи, а впереди нас  ждут встречи со служебными частями речи. (Слайд 2)

    Давайте вспомним всё, что вы знаете о  служебных частях речи, обменяйтесь информацией в группах. Затем каждая группа по очереди называет одно сведение или факт по данной теме, не повторяя сказанного ранее. И всё, что вы вспомните, мы поместим в нашу «корзину идей» в виде коротких тезисов. 

Прием “Корзина идей” (Слайд 3)

(На доске нарисована корзинка, где условно собирается все, что дети знают по данной теме)

- Итак, вы вспомнили, какие части речи относятся к служебным. Молодцы!

А теперь вернемся к нашей интересной сказке, перед вами  распечатанный фрагмент из неё, выпишите из текста  слова, относящиеся к служебным частям речи, распределив по группам.

Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку. И волит:

- Калушата, Калушаточки! Бутявочка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

- Оеё, оеё! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

-Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А Бутявка волит за напушкой:

- Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!                         Л.Петрушевская                                                   

  (Слайд 4)

Предлог

Союз

Частица

по, с, от, за

и, а

не, -то

- Как вы определили?

- Ну, тогда давайте поставим перед собой определенные цели: кто и что хочет сегодня на уроке узнать, чтобы в дальнейшем не было никаких трудностей.

 

- Таким образом, тема нашего урока …

 «Роль служебных частей речи»  (Слайд 5)

 

- Чтобы выяснить основные функции служебных частей речи, вам придется потрудиться.

Работа со стихотворениями

Задание классу:

- Вставьте пропущенные слова:

(Слайд 6)

Не задать вопрос к ... (предлогу).

Просто выйдет на подмогу,

Свяжет грамотно слова –

Служба в дружбу такова. 

(слайд 7)

Служит связи слов ... (союз).

Нет прочнее этих уз.

Перечислит, уточнит,

Предложения скрепит. 

(слайд 8)

Могу оттенки придавать значеньям,

Могу усилить их без напряженья.

Могу помочь я форм образованью,

Когда Глагол на службу призовёт,

Могу вообще подвергнуть отрицанью

Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

Кто я ? … (частица)

Задание классу:

- Выпишите из текстов  основные функции служебных частей речи. Все ли функции в стихотворениях перечислены?  Сравните с информацией из учебника (§21, стр. 73,74).

 Примеры выпишите из текста «Пуськи бятые».

.

- Сделайте вывод:  (Слайд 9)

Роль ПРЕДЛОГА - …

         СОЮЗА - …

         ЧАСТИЦЫ - …

Это интересно!

Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика.

- Ещё одно испытание, с которым,  я уверена, справитесь, ожидает вас.

Приём «Мозговой штурм»

- Умеете ли вы разгадывать шарады?

 (Слайд 10)

*В конце какого предлога стоит сотня?

 *Какой предлог является нотой?

 *Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием?

* К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения?

*Начало – противительный союз.

За ним – одна лишь буква алфавита,

И будет, предсказать я вам берусь,

Машинами вся улица забита.

- Работа в группах. Упражнение 642. Выписать:
1группа-союзы
2группа-предлоги
3группа-частицы.

Взаимопроверка групп. Спикер в команде остается и защищает работу группы. Переход команды из одной группы в другую.

Итог урока:

- Для чего служат предлоги, союзы в речи? 
- Какую роль играют частицы в речи?

 -Могут ли самостоятельно  служебные части  существовать в предложении?

Рефлексия:
На столах у учащихся вырезанная из бумаги ладонь. Если информация, полученная на уроке, полезная и урок понравился, поставьте на вырезанную ладонь ! или +. Если считаешь, что информация тебе бесполезна и урок не понравился поставь 0 или -).

Домашняя работа (на выбор):

 *Найти из любого художественного произведения небольшой отрывок, в котором использованы предлоги, союзы и частицы. Определить их роль.

*Попробуйте сочинить предложение (или небольшой текст), состоящее из придуманных вами слов. Используйте служебные слова.

оставить (сочинить) сказку о роли служебных частей речи в русском языке.

*Упражнение из учебника №644

- Спасибо за урок!

- Текст не имеет ни одного знакомого слова, кроме служебных частей речи.

- Потому что их невозможно  заменить ничего не значащими сочетаниями букв.

- О служебных частях речи…

Групповая работа.

Каждая группа после предва-рительного обсуждения выска-зывает свои предположения по данной теме.

Примерные ответы детей: предлог, союз, частица, не отвечают на вопросы, не являются членами предло-жения…

Работа с текстом «Пуськи бятые»

Ответы детей:

по, с, от, за — предлоги;

и, а — союзы;

не, -то — частицы.

Примерные ответы детей:

- Узнали их в «лицо», так как часто встречаются…

- Помним… Легко было найти союзы, предлоги, так как  о них мы много говорили и в начальной школе, и в 5-6 классах. Сложнее с частица-ми…

- Знать служебные части речи и отличать их от само-стоятельных слов;

- Узнавать не только «в лицо», а иметь представление для чего они нужны, какова их роль;

- Уметь различать союзы, предлоги, частицы.

Ответы детей:

- предлог

- союз

- частица

Ответы детей:

Предлоги связывают слова самостоятельных частей речи в словосочетании (Сяпала (по чему?) по напушке).

Союзы  соединяют одно-родные сказуемые (Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку.) + части сложного предложения (информация из учебника).

Частица образует отрица-тельную форму (Бутявок не трямкают.) + могут выражать различные оттенки значения (информация из учебника).

Ответы детей:

(вместо)

(до)

(доза)

(задача)

 (затор)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игнатова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ Кебанъёльская СОШ Урок русского языка в 7 классе УМК С.И. Львовой Роль служебных частей речи

Слайд 2

Морфология Самостоятельные Служебные Части речи

Слайд 3

Предлог Союз Частица идей ? Члены предложения

Слайд 4

Сяпала Калуша по напушке и увазила Бутявку. И волит: - Калушата, Калушаточки! Бутя-вочка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оеё, оеё! Бутявка -то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюк-нулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: -Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Л.Петрушевская Предлоги - Союзы - Частицы - по, с, от, за и, а не, -то

Слайд 5

Тема урока - Роль служебных частей речи

Слайд 6

Не задать вопрос к ... . Просто выйдет на подмогу, Свяжет грамотно слова - Служба в дружбу такова. ПРЕДЛОГ

Слайд 7

Служит связи слов ... . Нет прочнее этих уз. Перечислит, уточни т, Предложения скрепит. СОЮЗ

Слайд 8

Могу оттенки придавать значениям, Могу усилить их без напряжения. Могу помочь я форм образованию, Когда глагол на службу призовёт. Могу подвергнуть отрицанию Всё то, что кто-нибудь произнесет. ЧАСТИЦЫ

Слайд 9

Предлоги Союзы Частицы для связи слов в словосочетании и предложении соединяют части сложного предложения или однородные члены выражают оттенки значения, служат для образования форм

Слайд 10

*В конце какого предлога стоит сотня? *Какой предлог является нотой? *Какие два предлога укажут на количество лекарства на один прием? ВМЕ СТО ДО ДОЗА *К какому предлогу нужно прибавить загородный дом, чтобы получить то, что требует решения? ЗАДАЧА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Конспект урока "Служебные части речи"

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...