Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Дворниченко Екатерина Николаевна

Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_13.03.14.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».

Цели:

-расширить и углубить представления учащихся о частице как служебной части речи;

-формировать представление о разрядах частиц по значению и роли в предложении и по составу, о роли частиц в образовании форм глагольных наклонений;

-совершенствовать умения учеников в определении оттенков значения, выражаемых частицами в предложениях.

ХОД УРОКА

1 Организационный момент

2 Актуализация знаний

Запись на доске

Тринадцатое марта

Классная работа

Искус?ный                                Искус?твенный

- Ребята, что мы можем сказать об этих словах?

- Где мы можем посмотреть значения слов?

- Чем они похожи и чем различаются?

- Запишите словосочетания с этими словами: 1-ый вариант со словом искусный, 2-ой – искусственный.

- Какие словосочетания у вас получились?(именные/глагольные)

 Выполните морфологический разбор словосочетаний.

- Как соединяются слова в словосочетании?(предложной или беспредложной связью)

- А к какой группе частей речи относится предлог?

- Назовите, какие ещё служебные части речи вы знаете?

- Что мы можем сказать о каждой из них?

3 Выведение темы и целей урока.

- А о какой из служебных частей речи мы знаем меньше всего?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Частица как часть речи)

- Давайте запишем ее в тетрадях

Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола.(1)

- Какие же цели на уроке мы будем решать?( Ребята, а какие задачи мы с вами будем выполнять на уроке?)

Формировать понятие о частице как служебной части речи,

Узнавать отличие частицы от других служебных частей речи, ее значении в предложении.

4 Осознание Объяснение нового материала(осознание значимости открытия)

- Так давайте приступим к решению поставленных задач (целей).

- Что такое частица?

- Какую роль она выполняет в предложении?

- Чем отличается от других служебных частей речи?

- Где мы можем найти недостающие сведения?

- Открыли учебники на странице…129 (номер страницы могут назвать сами ученики).

(Чтение нового материала)

- Что нового вы узнали? (Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложения различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

Частицы делятся на разряды по значению и функциям, а так же по составу).

Появление таблицы(2)

5 Закрепление материала (Включение новых знаний в систему).

- Найдите частицы в стихотворении, определите их значение.(3-ий слайд)(устно)
                              Завести велели мне
                              Новые привычки:
                              Никогда девчонок НЕ
                              Дергать за косички!
                              Никогда с братишкой Не
                              Драться за обедом!
                              На уроках больше НЕ
                              Говорить с соседом!
                              Я согласен даже НЕ
                              Рисовать на карте!
                              И согласен даже НЕ
                              Танцевать на парте!
                              Но не смейте делать мне
                              Никаких упреков.
                              Если даже я и НЕ
                              Выучу уроков.
                              (Ю. Вронский)

- Выпишите предложения с частицами. Определите значение частицы, вставьте пропущенные буквы.(4-ый слайд, ответы появляются позднее)

1.Да здра..ствует Со..нце! ( частица придает оттенок торжественности, восклицание)

2.Да скро..тся тьма! ( частица придает оттенок торжественности, восклицание)

3.В наш..м л..су росли ель да с..сна.

4.В теснот.., да н.. в обид...

5.И надобно(ж) б..де случит..ся!   (ж – сожаление, усиление)

6.А погода в..лик..лепная! (А - радость, усиление).

- Почему мы не выписали 3 и 4 предложения?

- Составьте предложения, используя частицы:

1в. – для образования глаголов условного наклонения;

2в. – повелительного.

(Ученики зачитывают получившиеся предложения)

- Выполните синтаксический разбор предложений(5-ый слайд):

1 вариант с вопросительной частицей, 2 вариант с усилительной.

Те (же) ветры солнечные дули .

Это ты (ли) сочиняешь песни о луне?

(Синтаксический разбор осуществляется у доски)

Упражнение 634(если останется время

- Зачитайте группу частиц, определяя разряд (6-ой слайд)).

6 Подведение итогов урока (Рефлексия)

Ответьте на вопросы теста в тетради.

Тест

  1.   Выберите верный вариант ответа.Частица – это…

А) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет.

Б) служебная часть речи, которая вносит в предложения различные оттенки значения или служит для образования форм слов.

В) служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании, предложении.

2.     Частица делятся на разряды:

А) по значению и функциям, по составу.

Б)по происхождению и по составу.

В) сочинительные и подчинительные.

3.    В каком предложении употреблена частица?

А) Дождичек вымочит, а солнышко высушит.

Б) И надобно ж беде случиться.

В) Солнце светит, но не греет.

4.    Найдите предложение с формообразующей частицей.

А) Неужели вы забыли о нашем разговоре?

Б) Всем хотелось, чтобы поскорее наступили каникулы.

В) Пусть всегда будет солнце!

5.    Найдите предложение с восклицательной частицей.

А) Неужели это Вы?

Б) Что за прелесть эти сказки!

В) Мы сказали, что за последствия не отвечаем.

- Решили тесты. Поменялись тетрадями, взяли в руки карандаши…

Взаимопроверка.

Ключи к тесту(7-ой слайд)

1 – Б

2 – А

3 – Б, В

4 – В

5 – Б

- Поставили отметку соседу. Вернули тетради друг другу.

- Поднялись те, кто не допустил ни одной ошибки. Присели.

- Поднялись те, кто допустил 1 ошибку. Присели.

- Остальные какой вывод сделали?

7. Домашнее задание

Пр.30, упр.368 письменно.

 - Ребята, как вы думаете, урок достиг цели(ей)?

- Спасибо за урок.(8-ой слайд). Отвечающие подойдут с дневниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи"

Материал представляет собой разработку современного урока русского языка в 7 классе по теме "Частица как служебная часть речи" в соответствии с требованиями   ФГОС...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Самостоятельные и служебные части речи"

Конспект урока содержит материал, в котором прослеживается технология моделирования (опорная схема по частям речи)....

Частица как служебная часть речи. Разряды частиц.

Презентация к уроку по теме "Частица как служебная часть речи. Разряды частиц"...

урок в 6 классе "ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

урок в 6 классе "ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"...