Конспект урока "Служебные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Догадина Ольга Владимировна

Урок по теме "служебные части речи" . Урок -обобщение в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sluzhebnye_chasti_rechi.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока русского языка, 7 класс. Учитель: Догадина Ольга Владимировна, МБОУ: Краснодонская ООШ, Волгодонского района, Ростовской области.

Тема: «Повторение и обобщение изученного по теме «Служебные части речи»».

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Цели урока:

  1. повторить и обобщить сведения по теме «Служебные части речи»;
  2. развить умения учащихся находить служебные части речи и определять их роль в речи;
  3. закрепить орфографические, пунктуационные и грамматические умения учащихся, приобретенные в ходе изучения темы «Служебные части речи».

Задачи:

  1. создать условия для повторения и обобщения сведений по теме «Служебные части речи»;
  2. создать условия для самостоятельной деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков обобщения и структурирования материала, развивать речевые навыки;
  3. облегчить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся; организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета; снять умственное и физическое напряжение.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  2. сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  1. уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;
  2. работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;
  3. аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;
  4. самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

Методы обучения: теоретический опрос, лингвистический эксперимент, работа в группах, беседа, самостоятельная работа.

Педагогические технологии: ИКТ - технологии, личностно - ориентированные технологии, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

                                               Ход урока:

Слайд 1

I. Оргмомент. Формулирование темы и целей урока.

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!                                

                                  Я рада приветствовать

                      Вас в классе нашем,

                      Возможно, есть классы и лучше, и краше.

                      Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                      Пусть будет уютно и очень легко.

Учитель: Откроем тетради, запишем число, вид работы.

Учитель: В 7 классе мы заканчиваем изучение раздела языкознания «Мофология». Давайте вспомним, что в нём изучается? (Ответы детей – части речи). Правильно. Сегодня мы будем говорить о частях речи. Но о каких конкретно? Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение:

     Всегда и во всём осторожны,

     Нигде не гуляют одни.

     Но исподволь и незаметно

     Значенье своё принесут.

     Здесь свяжут, а рядом разделят,

     Укажут и силу дадут.

Учитель: Ребята, как вы поняли, о каких частях речи пойдет речь?

Как они называются? (Ответы детей –служебные).

Учитель: Давайте сформулируем тему урока. (ДЕТИ ВЫСКАЗЫВАЮТ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ)

Слайд 1.1

 Тема урока: «Повторение по теме «Служебные части речи».

Учитель: Почему необходимы уроки повторения и систематизации? (Мнения учащихся)

Слайд 2

Учитель: Какова цель нашего урока? При ответе можете воспользоваться опорными словами.

(Повторить и обобщить сведения по теме «Служебные части речи», определить их роль в речи, закрепить умение находить служебные части речи, правильно их писать)

II. Актуализация знаний.

- Какие служебные части речи вы знаете? В чём отличие служебных от самостоятельных? Можем ли мы обходиться в речи без служебных частей речи?

1.Лингвистический эксперимент.

Учитель: Ребята, лингвисты установили, что части речи неравномерно употребляются в речи. Чаще всего в речи употребляются имена существительные, реже всех – причастия.

А как вы думаете, как часто употребляются служебные части речи в языке? Оказывается, по частоте употребления предлог занимает 4 место, союз – 7, роль частиц тоже велика. Служебные части речи значительно уступают по численности самостоятельным. Но установлено, что среднее соотношение самостоятельных и служебных частей речи в русском языке 3:1

А чтобы вы в этом убедились, я предлагаю провести лингвистический эксперимент.

У вас на партах лежат напечатанные предложения на листочках (1) и (2)

Учитель: Кто прочитает? Из какого произведения эти строки? (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)

Слайд 3

Учитель: Подсчитайте, сколько здесь служебных и самостоятельных частей речи. Чтобы вам было удобно подсчитывать, все предложения напечатаны на разных листках. Определитесь, кто на каком листике подсчитывает, а потом суммируйте полученный результат.

 Слайд 4

1. Ты видишь на груди моей
    Следы глубокие когтей;
    Они
не заросли
     И не закрылись; но земли
    Сырой покров их освежит
     И смерть навеки заживит.

 2. О них тогда я позабыл,
     И, вновь собрав остаток сил,
    Побрел я
в глубине лесной...
     Но тщетно спорил я с судьбой:

     Она смеялась надо мной…


Учитель: Что же у вас получилось?  

Всего 50 слов. Служебных 12 (24%), самостоятельных 38 (76 %).

Соотношение: примерно 3:1

Учитель: Удалось нам в ходе эксперимента подтвердить мнение учёных-лингвистов??

 А теперь давайте продолжим эксперимент и уберём из этих предложений все служебные части речи.

 

Учитель: Кто прочитает? (Ученики читают текст) Можно ли обойтись без служебных частей речи?

Учитель: Какой вывод мы сможем сделать?

(Лингвистический эксперимент ещё раз доказал, что трудно обойтись без служебных частей речи.)

Учитель: Какова роль служебных частей речи в русском языке? Проверим, правы ли вы.

Работа в группах. Класс делится на три группы. Каждая группа готовит рассказ на лингвистическую тему об одной из служебных частей речи. Для каждой группы учитель читает стихотворение-загадку. Отгадка – это задание для группы.

Слайд 5

  1. В предложении на службе

            С падежом всегда он в дружбе,

            На него показывает

            И слова все связывает.

            Это? (предлог) 

Слайд 6

  1. Объединять и связывать стараюсь

            Я равных и неравных в нужный час.

            Порою я совсем не повторяюсь,

            Порою повторяюсь много раз.

            Это? (союз) 

Слайд 7

  1. Могу оттенки придавать значеньям,

            Могу усилить их без напряженья.

            Могу помочь я форм образованью,

            Когда Глагол на службу призовёт,

            Могу вообще подвергнуть отрицанью

            Всё то, что кто-нибудь произнесёт.

            Это? (частицы)

2. Работа с текстом.

Слайд 8

Учитель: Для того, чтобы рассказ ваш был подтверждён примерами, продолжим нашу работу с текстом. Перед вами текст. Выразительно прочитайте его. Объясните орфограммы на месте пропусков и скобок, укажите недостающие знаки препинания.

                                                       О словарях.

      Какую (бы) профессию в своей жизни вы (н..) избрали словари должны стать вашими помощниками (в) течени.. долгого времени. Ведь (н..) одна книга (н..) несёт (в)себе столько новых сведений, как словари. Они (н..) только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение но и дают новые знания (из) разных областей науки литературы и искусства. Словари (н..) могут (н..) оказать влияния (на) расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами (в) продолжени.. всей жизни.

Учитель: Затем выполните задание по группам.

1-ая группа находит все предлоги, определяет их роль в предложении.

2-ая группа находит союзы, определяет разряд союза по значению и его роль в предложении.

3- ья группа находит частицы, определяет их разряд.

Слайд 9

Физкультминутка

Учитель: Ребята, выполняя эти задания, вы немного устали. Я предлагаю вам сейчас выполнить зарядку с частицами.

  1. Встаньте ТОЛЬКО те, кто любит каникулы.
  2. Сядьте ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто часто пользуется услугами сети Интернет.
  3. Поднимите вверх правую руку ТОЛЬКО те, кто заботится о своем здоровье.
  4. Погладьте себя по голове ЛИШЬ те, кто сегодня чистил зубы.
  5. Погладьте себя по животу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто сегодня завтракал.
  6. Возьмите себя за нос ИМЕННО те, кто не соблюдает правила поведения на уроках.

Учитель: Есть ли такие? Нет, тогда мы продолжаем нашу работу.

Слайд 10

Учитель: Проверяем, как вы справились с заданием. (Можно вызвать 2 сильных учащихся, которые раскроют скобки на доске, расставят знаки препинания, вставят пропущенные буквы. Можно на экране показать текст без пропусков и скобок для самопроверки.) Учащиеся выразительно читают текст, определяют основную мысль, называя известные им словари, говорят о их назначении.

                                                           О словарях.

      Какую бы профессию в своей жизни вы не избрали, словари должны стать вашими помощниками в течение долгого времени. Ведь ни одна книга не несёт в себе столько новых сведений, как словари. Они не только помогают правильно писать слова, определять их значение, происхождение, но и дают новые знания из разных областей науки, литературы и искусства. Словари не могут не оказать влияния на расширение вашего кругозора. И пусть эти книги станут вашими настольными книгами в продолжение всей жизни.

     А какие словари вам известны?

Слайд 11

Учитель: Проверим работу групп. (Учащиеся работают с места, учитель у доски, идет самопроверка.)

Дополнительные задания по ходу работы:

1 группа:

Учитель: Какие производные предлоги пишутся слитно? Привести примеры.

2 группа:

Учитель: Составьте схему первого предложения.

3 группа:

Учитель: Какие частицы не встретились в тексте? Приведите примеры.

III. Самостоятельная работа.

Учитель: Сейчас давайте проверим, как вы усвоили эту тему. Самостоятельно на листочках выполните тест. Не забудьте указать свою фамилию. (Раздаточный материал)

Тест по теме «Служебные части речи».  

Укажите правильный ответ:

  1. В предложении: Знаменосцы шли впереди отряда слово ВПЕРЕДИ является:

А) предлогом;

Б) союзом;

В) наречием.

        2) В предложении Кто не знает стихов Пушкина! НЕ – это:

             А) предлог;

             Б) союз;

             В) частица.

        3) В предложении Все народы мира хотят, чтобы не было войны. ЧТОБЫ – это:

             А) частица;

             Б) местоимение;

             В) союз.

        4) В предложении Что бы мне почитать о космосе?  БЫ – это:

             А) частица;

             Б) союз;

             В) наречие.

        5) В предложении Здоровайся первым, когда ты встречаешься со взрослыми или      входишь в помещение. КОГДА – это:

             А) частица;

             Б) предлог;

             В) союз.

            6) В предложении Они договорились (на)счёт экскурсии. выделенное слово пишется:

             А) слитно;

             Б) раздельно. 

             7) В предложении Имей это (в)виду. выделенное слово пишется:

             А) слитно;

             Б) раздельно.  

             8) В предложении (Не)смотря на усталость, мы продолжали путь. выделенное слово пишется:

             А) слитно;

             Б) раздельно. 

Слайд 12

Учитель: Выполните самопроверку, поставьте оценку.

Самопроверка:

  1. а
  2. в
  3. в
  4. а
  5. в
  6. а
  7. б
  8. а

Оценка результатов:

«5» - без ошибок;

«4» - 1-2 ошибки;

«3» - 3-4 ошибки;

«2» - 5 и более.

Слайды 13/14

IV.Подведение итогов. (5 мин.) Есть время – записать.

Учитель: Ребята, давайте сделаем вывод о служебных частях речи.

Учитель: Можно ли обойтись без служебных частей речи?

Учитель: Какую роль они играют?

Учитель: Назовите отличительные признаки служебных частей речи.

        - не имеют лексического значения;

        - не членятся на морфемы;

        - не изменяются;

        - не употребляются без самостоятельных частей речи/ служат самостоятельным частям речи;

        - не бывают членами предложения.

V. Рефлексия .

Учитель: Какие цели были поставлены вами в начале урока? Достигли ли их? Оцените свою работу на уроке.

   - Мне стало ясно, что…

   - Мне было легко, потому что…

   - Мне было трудно, так как…

   -  Меня удивило….

   -  Мне показалось интересным…

   - Теперь я могу…

 

 ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Слайд 15

VI. Домашнее задание (по выбору учащихся):

Учитель:  1) написать небольшое сочинение - рассуждение на тему «Что бы случилось, если бы вдруг исчезли служебные части речи?».

  1. Упражнение № 395 или 398.  (Учебник «Русский 7 класс», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.)

Слайд 16

Спасибо всем за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Русский язык. Конспект урока. Части речи. 5 класс.Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

Конспект урока. Предмет "Русский язык". 5 класс. Тема: "Повторение. Части речи". Учебник. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [ Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Гл...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...