Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
план-конспект урока по русскому языку
Цели:
- обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;
- ознакомить с производными и непроизводными предлогами;
- развивать у учащихся социальную, коммуникативную компетентности, умение и привычку к самообразованию; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: учебные тексты, зачетные листы,учебник, задания.
Тип урока: комбинированный.
Тот, кто не любит свою Родину,
ничего любить не может.
Дж. Байрон
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_7_klass.docx | 45.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
7 класс
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение).
Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Сеитмамбетова Ление Аблязовна |
Цели:
- обобщить знания учащихся о самостоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;
- ознакомить с производными и непроизводными предлогами;
- развивать у учащихся социальную, коммуникативную компетентности, умение и привычку к самообразованию; воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: учебные тексты, зачетные листы,учебник, задания.
Тип урока: комбинированный.
Тот, кто не любит свою Родину,
ничего любить не может.
Дж. Байрон
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Введение в тему урока
1. «Мозговой штурм» ()
■ Дерево — символ Родины. Подобрать к слову Родина пять ассоциативных слов.
- Запись темы, эпиграфа урока
- Объяснение роли зачетных листов (см. приложение)
III. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Тематическо-ситуативный словарь + словарный диктант «Съешь слова глазами» (самопроверка) по теме «Родина»
Государство, столица, страна, Отчизна, Президент, патриотизм, герб, флаг гимн.
- «Мозговой штурм»Ученики называют самостоятельные и служебные части речи.
- Игра «Данетка»
(С классом играют 3 ученика, получившие опережающее домашнее задание.)
Комментарии. Водит один ученик. Он задумал часть речи — слово. Учащиеся ставят ему вопросы, на которые он может отвечать только «да» или «нет». Прямые вопросы типа «Это глагол?» ставить нельзя.
Я задумал(а) часть речи...
4. Логически подумай!
Учитель называет слова: яблоко, зелёный, петь, за, перед. Вопрос: В чем отличие этих слов!
IV. Работа по теме урока
1. Слово учителя
— Основное внимание на сегодняшнем уроке мы будем уделять предлогу.
- «Замечтавшийся ученик» читает стихотворение о предлоге (см. приложение)
- Выразительное чтение текста (текстоцентрический подход) (см. текст в приложении) (Слайд 2)
- Выписать из текста собственное имя существительное. (Камчатка)
- Выписать существительные творительного падежа мн. ч. (в И. п. — это сущ. м. р.) с шипящим на конце. (Камыши)
- Выписать краткое прилагательное ж. р. (Прекрасна)
- Выписать глагол с чередующейся гласной в корне. (Горит)
- Выписать личное местоимение 2 лица в Р. п. (Её)
- Выписать глагол наст.вр. 3 лица, являющийся однокоренным слову светлый. (Светит)
Взаимопроверка
(Ответы на доске.)
4. Блицопрос (Слайд 6)
- Предлог — это самостоятельная часть речи или служебная?
- Изменяемая или неизменяемая часть речи предлог?
- Является ли членом предложения предлог?
- Зависимость каких самостоятельных частей речи от других слов в словосочетании и предложении выражает предлог?
- Предлоги делятся на... . (Производные и непроизводные)
- Производные предлоги образуются....
5. Работа с текстом № 1
• Выписать непроизводные предлоги.
7. Работа с текстом № 2. Чтение
Задания для всех
- Прочитайте текст № 2. Как он связан с текстом № 1?
- Дайте ему название.
- Определите тему и идею.
- Найдите и выпишите производные предлоги.
Индивидуальное задание
- Определите размер стихов текста № 1.
- Определите стиль и тип текста № 2.
V. Минутка отдыха
Покажите предлоги движениями рук (перед, за, над, под). Сначала медленно, затем темп ускоряется.
VI. Закрепление
изученного материала
- Лингвистическая справка (опережающее задание)
2. Работа в группах (см. приложение)
(Коррекционная деятельность учителя.)
Выводы, выставление баллов в зачетный лист
VII. Итоги урока. Обобщение
и систематизация знаний
«Микрофон»
Вопросы для интервью
- Каких целей, поставленных в начале урока, достигли лично вы?
- Какой момент урока запомнился больше всего?
- Какую оценку вы уже сейчас смогли бы поставить себе по теме «Понятие о предлоге»? (2 учащихся)
- Какое задание на уроке было самым сложным?
- С какой темой была связана воспитательная цель урока?
- Какую роль, на ваш взгляд, играет воспитание любви к Родине для сегодняшней молодежи?
VIII. Домашнее задание(Слайд 7)
Написать эссе, взяв в качестве темы эпиграф к уроку и используя предлоги.
Используемая литература:
- Русский язык.Практика. 7 класс: учеб. Для общеобразват. учреждений)/А.Ю. Купалова, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; - 16 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010
- Г. Александрова. Занимательный русский язык. Санкт-петербург, «Тригон», 1997
- Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах.- Симферополь: Таврида,2007.
Приложение 1
Текст № 1
С чего начинается родина? С Курил? С Камчатки? Или с Командор? О чём грустят глаза её степные Над камышами всех её озёр? Родина начинается с пристрастья К труду, к терпенью, к правде, к доброте. Вот в чём её звезда. Она прекрасна! Она горит и светит в темноте. Отсюда все дела её большие Её неповторимая судьба. И если ты причастен к ней, то Родина Не с гор берёт начало, а с тебя. |
Приложение 2
Текст № 2
Родной землей мы называем тот край, где родились и выросли. И планету свою люди называют Землей, несмотря на то что две трети её поверхности залито водами. Наверное, всё это потому, что хлеб наш насущный даёт нам земля — тоненький почвенный слой, ничем не заменимый дар, накопленный природой в течение веков. Землёй-матушкой, землёй-кормилицей приравнены друг к другу, объединены несчетные чело-Iвеческие судьбы и поколения. Миллиарды! людей связали и впоследствии будут связы-вать с землей свои начала и концы.
Задание для групповой работы
Группа № 1
1) «Лови ошибку».
Недалеко у причала обрыв переходит в пологий откос.
2) Найдите верное сочетание.
Работать на фабрике; работать на заводе; работать на столовой.
Группа № 2
1) «Лови ошибку».
Из горизонта появилась черная туча.
| 2) Найдите верное сочетание.
Жить в деревне; жить в улице; жить в городе.
Группа № 3
1) «Лови ошибку».
С кормы парохода слышался стук лопастей винта.
2) Найдите верное сочетание.
Войти в институт; войти в фабрику; войти в автобус.
Приложение 3
Стихотворение «замечтавшегося ученика»
НЕТ ПРЕДЛОГА
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги...
Я должен твёрдо знать урок:
У нас учитель строгий!
И я шепчу, закрыв глаза.
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит — «ПО»?
«Что значит — «ЗА»?
И заи по — предлоги ...»
А хорошо бы — ЗА порог,
И — мчатся ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог.
Чтоб не учить предлоги?
Приложение 4
Лингвистическая справка
По происхождению предлог — это калька с греческого языка, буквальный перевод которой значит «перед словом».
Предлогов известно не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлог восполняет частотой употребления, по которой он занимает 4-е место (после имени существительного, глагола и местоимения). По меткому определению видного лингвиста В. А. Богородицко-го, предлоги — это «словечки отношений». 9 предлогов (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причём два из них возглавляют этот список (в — на первом месте, на — на четвёртом).
Зачётный лист
Словарный диктант | Тест «Поиск» | Работа в группе | Самооценивание на уроке |
Комментарии к уроку: в процессе урока ответы учеников учитель оценивает значками:
— ответ достаточного уровня;
ответ высокого уровня;
— ответ среднего уровня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....
"Самостоятельные и служебные части речи".
Представленный урок - презентация может быть использован как для работы учителя с классом, так и для самостоятельной работы учащихся по данной теме. Особенностью урока являются задания, по...
5 класс - Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.
Урок изучения нового материала в 5 классе. Тезисы. Формулировка темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в дальнейшем произойдёт расширение и углубление полученных знаний. Разделы лингв...
Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"
Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...
«Путешествие по стране Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог»
Урок-путешествие по Морфологии....
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог
Конспект урока...
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог
Данный материал может быть использованан на уроке русского языка в 7 классе при первом занятии по теме "Самостоятельные и служебные части речи" "Предлог"...