Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Колигаева Светлана Алексеевна

      Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon skhemy_k_uroku.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по дисциплине «Русский язык».

Тема «Служебные части речи. Предлог как часть речи».

Автор: преподаватель русского языка С.А. Колигаева

Цель: - восстановление в памяти знаний о служебных и самостоятельных частях речи;

  • формирование представлений о предлоге как служебной части речи;
  • развитие умений определять роль и разряды предлогов в словосочетании и предложении.

Оборудование: схемы, сигнальные карточки (место, время, цель, причина), учебники, тетради.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня на уроке мы восстановим в памяти знания о самостоятельных и служебных частях речи; сформируем представление о предлоге как служебной части речи; научимся определять роль и разряды предлогов в словосочетаниях и предложениях.

  1. Творческая пятиминутка.

Поработает творчески над предложением. Восстановим формы слов, заключённых в скобки. Предложение запишем в тетрадь.

Можно пользоваться словосочетаниями для справок: посадить в землю, вырастить из него, стебель с голубыми цветочками, само по себе.

Посадить (земля) зёрнышко и выр…стить (оно) что(нибудь): ржа…ой колос, м…тёлка овса, стебель льна (голубые цветоч(?)ки) – это пр…красно уже само (себя).

- Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

  1. Систематизация отличий самостоятельных частей речи от служебных частей речи.

-Сколько слов в данном предложении?

- А сколько частей речи?

- А сколько всего частей речи в русском языке? (10-12)

- На какие две группы они делятся в зависимости от роли в языке? (Самостоятельные и служебные.)

 

  • Какие части речи являются самостоятельными? (Схема № 1)
  • Какие части речи являются служебными? (Схема № 2)

Выпишите из предложения в два столбика части речи. Левый – самостоятельные, правый – служебные.

  • Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных частей речи?

- Какая часть речи нам помогла восстановить формы слов в предложении? (Предлог.)

- К какой группе принадлежит предлог? (Служебной.)

- А что такое предлог? (Служебная часть речи, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

- Предлоги могут существовать сами по себе? (Нет. Они могут употребляться при словах, изменяющихся по падежам,   пишутся с ними раздельно.)

-Постараемся определить при словах какой части речи могут употребляться предлоги, а при каких нет.

Из предложения выпишите словосочетания по схемам, обозначьте главные слова, окончания, предлоги заключите в овал:

  1. «прил. + сущ.»;
  2. «глаг. + сущ. с предлогом»;
  3. «глаг. + местоимение с предлогом»;
  4. «глаг. + числительное с предлогом» (придумать самостоятельно).

Появляется запись в тетрадях:

            какой?        х

  ржаной         колос

      

   (прил.)                   (сущ.)

в этом словосочетании зависимое прилагательное согласуется с существительным и связано с ним при помощи окончания. Предлог в связи согласования не участвует;

     

  х         куда?        

  посадить   в      землю

      

   (глаг.)                          (сущ.)

в этом словосочетании глагол управляет существительным при помощи предлога и окончания зависимого слова, предлог выражает зависимость существительного;

          х             чего?       

  вырастить   из      него

      

   (глаг.)                                (мест.)

в словосочетании «глаг. + мест. с предл.» глагол управляет местоимением при помощи предлога, который выражает зависимость местоимения.

          х             скольких?       

  отнять   от      пяти

      

   (глаг.)                             (числит.)

в словосочетании «глаг. + числит. с предл.» глагол управляет числительным при помощи предлога, который выражает зависимость числительного.

Вывод: предлоги употребляются при словах, изменяющихся по падежам, и пишутся с ними раздельно:

 1) при существительных (посадить в землю);

2) при местоимениях, которые изменяются, как существительные (вырастить из него);

3) при количественных числительных (отнять от пяти).

Так что же такое предлог? (Схема № 3)

Предлог – это служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, местоимений или числительных от других слов в словосочетании и предложении.

-А ещё перед какими частями речи может оказаться предлог в предложении? (Обращаем внимание на предложение.)

- Обратите внимание, кроме существительных, местоимений, числительных употребляются перед прилагательными и причастиями, которые относятся к существительному

- с голубыми цветочками;

-  В отуманенном просторе  еле движется волна.

- А вот перед глаголами, деепричастиями, наречиями никогда не бывает предлогов.

4. Объяснение нового материала.

                   

 Итак, ребята,  предлог – это…  (схема № 4).   

Откроем учебники на странице 109, прочитаем правило в рамочке.

Описание работы со схемой №4

По происхождению предлоги делятся на две группы: непроизводные и производные.

Непроизводные предлоги – в, на, под, у, к, с ,над, от, по, до…

Производные предлоги – это предлоги, которые образованы от других частей речи. Например, предлоги в течение (часа), в продолжение (лета), вследствие (засухи) происходят из существительных течение, продолжение, следствие и предлога в; предлог благодаря – из деепричастия, предлоги вокруг, согласно – из наречий (ходит вокруг, живут согласно).

Также предлоги бывают простыми и составными, сложными

Простые состоят из одного слова, например: к, у, около, вблизи….

Составные состоят из двух (реже трёх) слов, например: в течение, в счёт, в связи….

Сложные соединяются парами и пишутся с чёрточкой, например: из-за, из-под.

По употреблению с падежами предлоги делятся на однозначные и многозначные.

Многие употребляются только с каким-нибудь одним падежом, например: предлог без – с родительным падежом (работать без отдыха), предлог к  с дательным падежом (подъехал к дому).

Некоторые предлоги употребляются с двумя падежами, например: предлоги на  и в  - с винительным и предложным падежами (положить на стол, в стол; лежать на столе, в столе).

Два предлога употребляются с тремя падежами: предлог с – с родительным, винительным и творительным  падежами (спуститься с горы, величиной с гору, поравнявшись с горой); предлог  по -  с винительным, дательным и предложным падежами (вошёл в воду по пояс;  идти по улицам; скучать по вас).

Связывая знаменательные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями различные смысловые значения, которые называют разрядами. Именно с разрядами более подробно мы с вами познакомимся на уроке (схема №5)

 

Описание работы со схемой № 5.

Посмотрите, сколько новых значений добавляет предлог в словосочетания глагола с существительным:

пространственные значения (указывают на место): в, на, из-за, под, около, вокруг, у, к, над, при, возле.  Положить портфель – положить в портфель, положить у портфеля, положить на портфель, положить под портфель; лежать на столе;

временные значения (указывают на время): через, к, до, с, перед, в течение, от, накануне.  Приду после обеда, приду через час, приду перед ужином; заниматься с утра, заниматься до вечера; зайти на минуту;

причинные значения (указывают на причину): по, от, из-за, за, ввиду, благодаря.  Закончить благодаря усилиям, уйти из-за дождя, дрожать от холода;

целевые значения (указывают на цель): для, ради, на, с целью, в целях. Расширить для строительства, лекарство от боли, остановились для ночлега, трудиться на благо Родины; остаться на ночлег.

Один и тот же предлог может выражать разные значения. Например, предлог на  может передавать пространственные, временные и целевые значения (лежать на столе, зайти на минуту, остановиться на ночлег).

 

Прочитаем правило на странице 109, выделенное чёрным шрифтом.

  1. Закрепление изученного материала.

Поиграем в игру с сигнальными карточками (место, время, причина, цель). Я читаю словосочетание, а вы определяете роль предлога, т.е. поднимаете ту карточку, которая соответствует правильному ответу. Например, положить на портфель – поднимаете карточку со словом «место» и т.д.

Показаться из-за туч (место), опоздали из-за аварии (причина), расположиться в лесу (место), сделать в течение недели (время), из-под снега (место), над ним (место), подо мной (место), сунул за пазуху (место), близ леса (место), не пойти из-за непогоды (причина), бродить до полуночи (время).

Упр. 251 выполняем цепочкой у доски.

1)           х             где?       

  находиться   в      двух  часах лёту (время),          

          х             когда?       

  закончить   перед      отплытием (время);

 

2)             х             куда?       

      доехать   до       границы  (место),

          х             откуда?       

  выбрали   из      трюма        (место),

          х             где?       

 остаться    в      каюте    (место),

          х             когда?       

 объявить   после      старта    (место),

          х             где?       

 скрывшись     за      поворотом    (место),

          х             откуда?       

 брызги     из-под      кормы    (место),

          х             где?       

 вымпел     на      мачте    (место),

          х             где?       

 возникла     за      кормой    (место),

          х             откуда?       

 выглянуть     из-за      туч    (место),

       

     х             откуда?       

 вынырнуть     из-под      скалы    (место),

       

3)

                    х                               почему?       

         

    остановиться     из-за  неисправности мотора    (причина),

     х             почему?       

 отказаться     вследствие      нездоровья    (причина),

   

       х             почему?       

 задержаться     из-за      непогоды    (причина),

         х             почему?       

 выросли     благодаря      дождям    (причина).

Объявить – объявив, объявившись, объявленный.

Составьте предложение с деепричастием объявив3.

Ведущий, объявив выход, ушёл за кулисы.

Объявив3 – особая форма глагола – деепричастие.

  1. Ушёл (когда?) объявив. Н.ф. – объявив.
  2. Морф. призн.: сов. вид, неизм. Ф.
  3. Когда  ушёл? объявив.

  1. Итог урока.

- Что такое предлог? (Схема №3)

- На какие разряды по значению делятся предлоги? (Схема №5)

  1. Д.З.   Упр. 249 + схемы + учебник  ($ 52 наизусть)


Словосочетания для справок:

посадить в землю,   вырастить из него,

стебель с голубыми цветочками,

 само по себе.

Посадить (земля) зёрнышко и выр…стить (оно) что(нибудь): ржа…ой колос, м…тёлка овса, стебель льна (голубые цветоч(?)ки) – это пр…красно уже само (себя).

Посадить в землю зёрнышко и вырастит из него что-нибудь: ржаной колос, метёлка овса, стебель льна с голубыми цветочками – это прекрасно уже само по себе.

  1. «прил. + сущ.»;
  2. «глаг. + сущ.  с предлогом»;
  3. «глаг. + местоимение с предлогом»;
  4. «глаг. + числительное с предлогом» (придумать самостоятельно).

Предлог

служебная часть речи, которая выражает зависимость

 

   существительного                                                   числительного

          от других слов                                                                         от других слов

          посадить в землю                  местоимения                      отнять от пяти

                                                        от других слов

                                                       вырастит из него

могут употребляться перед

        причастиями                                               прилагательными

в отуманенном просторе                              с голубыми цветочками

                               

                               перед глаголами, деепричастиями

                                              и наречиями

                                  никогда не бывает предлогов

                                                                                                                                                                             Схема №3



Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ  РЕЧИ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Обозначает предмет,                     ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                                            ГЛАГОЛ

отвечает на вопросы            Обозначает признак предмета,                  Обозначает действие

кто? что?                               отвечает на вопросы  какой?             предмета, отвечает  на   воп-  

                                                     какая? чей?                                росы что делать? что  сделать?

            Местоимение

указывает на предметы,                    Причастие                                            Деепричастие

признаки и количества,        Особая форма глагола,  которая               Особая форма глагола,

но не называет их.       обозначает признак предмета  по      обозначает добавочное действие

                                      действию, отвечает на  вопросы           при основном действии, выра-

                                               какой? какая? какое?                       женном глаголом, отвечает на    

            НАРЕЧИЕ                                                                       вопросы  что делая? что сделав?

 Обозначает признак действия,

реже предмета, отвечает на вопросы                                КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ

 где? когда? откуда? как? зачем?                   Обозначает состояние природы,    окружающей  

                                                                           среды, человека, оценку действий, отвечает на

            ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ                                                     вопросы как? каково?

Обозначает количество предметов, число, а также

порядок предметов при счёте; отвечают на вопросы

сколько? какой?

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ  (слова-помощники)

ПРЕДЛОГ                                                                                СОЮЗ                                             

выражает зависимость одних                                        предназначенная для связи

слов от других слов в словосочетаниях                      однородных членов и частей        

и предложениях:                                                          сложного предложения:

По-над  Доном сад цветёт, во саду                           Прозрачный лес один чернеет,

дорожка.                                                                      И ель сквозь иней зеленеет,

                                                                                     И речка подо льдом блестит.

                                                                    ЧАСТИЦА

                 а) придаёт дополнительные смысловые оттенки предложениям или отдельным словам;

                 б) служит для образования наклонений глагола.

Ах, кабы на цветы не морозы, и зимой бы цветы расцветали.

  1. не называют ни предмета, ни действия, ни признака,

ни  количества!

  1. нет лексического и грамматического значения;
  2. не употребляются без самостоятельных частей речи;
  3. не бывают членами предложения.

ПРЕДЛОГ

служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных,  местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

Связывая знаменательные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями различные смысловые значения:

Пространственные

(указывают на место)

Временные

(указывают на время)

Причинные

(указывают на причину)

Целевые

(указывают на цель)

В, на, из-за, под, около, вокруг, у, к, над, возле…

Через, на, от, к, до, с, перед, в течение, накануне…

По, от, из-за, с, за, ввиду, благодаря…

Для, на, ради, к, с целью, в целях…

Ехать в город

Сидеть на берегу

Обойти вокруг озера

Лежать на столе

Прийти через час

Вернуться к ночи

Работать до вечера

Зайти на минуту

Дрожать от холода

Не пришёл из-за болезни

Не работал по уважительной причине

Трудиться на благо Родины

Остановиться для ночлега

Поехали ради него

ПРЕДЛОГ

служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных,  местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По происхождению

                                                                                                     

    непроизводные

производные

образовываются от разных частей речи

В, без, при, с, для,

за, из, к, над, о, об,

от, по, под, пред,

при, про, у, через

От существительных

От деепричастий

От наречий

путём сложения

вследствие болезни,

в течение ночи,

по случаю победы.

благодаря тебе,

включая отсутствующих

спустя три года,

невзирая на рудности.

впереди отряда

вдоль дороги,

внутри здания,

напротив зала

ПРЕДЛОГ

служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных,  местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По употреблению с падежами

                                                                                                     

    однозначные

с одним падежом

многозначные

с несколькими падежами

На        В.п. (кого? что?)

При         П.п. (о ком? о чём?)

В силу        Р.п. (кого? чего?)

Благодаря      Д.п. (кому? чему?)

Подобно       Д.п. (кому? чему?)

   

       

              Род. п.                            Вин. п.

         

    С        Вин. п.               В           Предл. п.

               Тв. П.

ПРЕДЛОГ

служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных,  местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По происхождению

                                                                                                     

    простые

состоят из одного слова

           составные

                    состоят из двух (реже трёх) слов

К, у, около, вблизи, за, по, между, под

                       

                          в течение, в счёт, в связи

сложные

из-за, из-под

ПРЕДЛОГ

Служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных,  местоимений от других слов в словосочетаниях и предложениях.

По-над Доном сад цветёт, во саду дорожка.

выражают вместе с

окончаниями различные                по происхождению                         по употреблению с падежом

 смысловые значения,                                                                          

пространств.

временные,                 Непроизводные                                  Составные                 Многозначные

причинные,                                                Простые

целевые.                                        Производные                                    Однозначные

                                                                                             Отглагольные

                      Отымённые                                                                    Сложные

                                                                                                                                      Отнаречные

  1. ни предмета, ни действия, ни признака!
  2. помогает существительным //  сформировать член предложения:

            В течение ночи штормило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Конспект урока по русскому языку "Самостоятельные части речи".

Материал для проведения урока в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 7 КЛАССЕ "Наречие как часть речи" с использованием ЭОР

конспект урока по русскому языку по теме "Наречие как часть речи"...

Конспект урока по теме "Предлог как часть речи"

Предлог как часть речи Тип урока: урок изучения нового материалаЦель урока:углубить знания о предлоге,  научиться  распознавать их в текстах,  отличать предлоги от приставки, ...