Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Кочергина Наталья Сергеевна

   Цель:

 -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;

-познакомить учащихся с разрядами предлогов: производными и непроизводными, простыми  и составными.

 Задачи:

Образовательные:

- закрепить отличия служебных частей речи от самостоятельных;

- совершенствовать умение находить предлог в тексте на основе совокупности признаков;

- выяснить роль предлогов в словосочетаниях, в том числе показать разнообразие отношений, которые могут передаваться через предлоги;

- формировать умение определять эти отношения.

 

Развивающие:

- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

 

Воспитательные:

- воспитывать интерес  к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

 

Оборудование:  стандартное + индивидуальные карточки, мультимедийная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                             Конспект урока.

Класс:  7

Учитель: Кочергина Наталья Сергеевна

                           Предлог как часть речи.

 

   Цель:

 -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;

-познакомить учащихся с разрядами предлогов: производными и непроизводными, простыми  и составными.

 Задачи:

Образовательные:

- закрепить отличия служебных частей речи от самостоятельных;

- совершенствовать умение находить предлог в тексте на основе совокупности признаков;

- выяснить роль предлогов в словосочетаниях, в том числе показать разнообразие отношений, которые могут передаваться через предлоги;

- формировать умение определять эти отношения.

Развивающие:

- развивать речь учащихся, память, положительные эмоции, логическое мышление, умение сравнивать и выбирать верное, оценивать достигнутые результаты.

Воспитательные:

- воспитывать интерес  к русскому языку, умение слушать учителя и одноклассников, уважительное отношение друг к другу, ответственное отношение к учёбе, аккуратность, дисциплинированность.

Оборудование:  стандартное + индивидуальные карточки, мультимедийная презентация.

                                                      Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение темы, целей и задач урока.

                                                         СЛАЙД  1(тема, эпиграф)

 

   Сегодня мы начинаем не просто новую тему курса, а начинаем большой раздел курса русского языка в 7 классе – «Служебные части речи», а цикл из 7 уроков будет посвящен предлогу. На первом уроке мы должны увидеть предлог среди служебных частей речи. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи». Чем же мы конкретно сегодня должны будем заняться, чтобы получить представление по этой теме? Попробуем  точно сформулировать цель и задачи нашего вступительного урока по теме.                                                    

                                                 СЛАЙД 2(цели и задачи урока).

3.Орфографическая работа ( индивидуальные карточки слабым учащимся).

                                                      СЛАЙД  3( орфографическая работа)

   Сп..шу в школу, заг..реть на со..нце, предл..жить помощ..,  вым..кнуть под дождем, цветущее р..стение, прот..рать пыль, об..грать в шахматы, подск..чить от неожиданности, пр..школьный участок, соломен(нн)ая шляпа, две св..чи научно(популярная ) передача, я рас(сс)ердилась, с(ъ/ь)есть пол(яблока), как в воду гл..дел, пр..интересный рас(сс)каз, кле..щий карандаш, зам..рать от восторга, пройти через чащу, усевш..сь под  дер..вом, выс..ко над з..млей.

3.1. Объяснение орфограмм устно(1 ученик);

3.2. Разбор по составу

3.3. Написать транскрипцию и посчитать буквы и звуки в слове РАСТЕНИЕ

3.4. Работа с фразеологизмом КАК В ВОДУ ГЛЯДЕЛ( сообщение ученика о происхождении данного фразеологизма);

                                                  СЛАЙД 4( фразеологизм)

3.5.Определите части речи подчеркнутых слов.

                                                  СЛАЙД 5 (самостоятельные и служебные части речи)

3.6. Найдите предлоги в орфографическом диктанте.

3.7.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

                                                  СЛАЙД 6(различия )

Различия между самостоятельными и служебными частями речи:

  • Самостоятельные части речи:
  • - можно задать вопрос;
  • - являются членами предложения;
  • - между непроизводным предлогом и самостоятельной частью речи можно вставить слово (например, на это подобие).
  • Служебные части речи:
  • -нельзя задать вопрос;
  • - нельзя вставить слово;
  • -можно заменить другим предлогом (синонимом);
  • - не являются членом предложения .

3.8. Решите тест.

                                               СЛАЙД7 ( тестирование)

  • 1.     Дуб рос около небольшого озера.  ОКОЛО является:
    А) предлогом;
    Б) союзом;
    В) наречием.
  • 2.      Как правильно написать:
    А) по вас;
    Б) по вам;
    В) по вами.
  • 3.      В предложении: Какой сегодня чудесный день!  КАКОЙ – это:
    А) частица;
    Б) местоимение;
    В) союз.
  • 4.      В предложении: Уж небо осенью дышало.   УЖ – это:
    А) частица;
    Б) союз;
    В) наречие.
  • 5.      В предложении: Пусть всегда будет солнце.   ПУСТЬ – это:
    А) частица;
    Б) предлог;
    В) союз.

3.9. Проверим себя:         СЛАЙД 8( ответ)

1.А

2.Б

3.Б

4.В

               5.А

4. Объяснение новой темы.

                                           СЛАЙД 9(ряд слов)

4.1 Прочитайте ряд слов: Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит; прозрачный, лес, один, чернеет, ель, иней, зеленеет, речка, льдом, блестит.

  4.2Вопросы и задания:

Можем ли мы назвать прочитанное текстом? Почему? Из какого стихотворения эти строки и кто автор? Восстановите отрывок стихотворения.  С помощью каких слов это сделать?

4.3 Проверим:

                                           СЛАЙД 10(стихотворение+ иллюстрация)

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…

4.4. Работа с термином.

По данным ключевым словам попробуйте составить определение предлога.

                                                СЛАЙД 11(ключевые слова)

 Предлоги, служебные слова, отношение, имя существительное, числительное, местоимение, другие слова в речи.

                                  СЛАЙД 14 ( определение предлога)

  • Предлог- служебная часть речи, которая выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и в предложении.
  • Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

  4.5                                         СЛАЙД 12( отношения)

Предлоги выражают различные отношения:

 1. Пространственные: работает на заводе, живет в деревне;

2. Временные: заморозки по утрам, отдыхали на каникулах;

 

3. Причинные:   ошибка по невнимательности, пропустил из-за болезни.

4.  Целевые: пригласить в гости, купить для работы, поехать ради друга;

              5.  Меры и степени: наполнить до краев, окунуться с головой, поехать ради друга;

6.  Объектные: думать о друге, помнить про лекцию, скучать по родителям.

  •  

4.6                                       СЛАЙД 14

  • 1.Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: Благодаря отцу я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки.( А.Чехов)Вопреки моему желанию, они познакомились.(
  • !!!Не следует употреблять предлог благодаря, когда речь идет о причинах, вызывающих отрицательные последствия. Нельзя сказать «Благодаря снежным заносам движение прервано».

                                          СЛАЙД 15

  • В некоторых случаях употребление предлогов в и на в пространственном значении зависит от того, с каким именем существительным они употребляются, например: учиться в школе- учиться на курсах, жить в Западной Сибири- жить на Урале, ехать в Крым- ехать на Кавказ и т.д.
  • Предлоги из и с имеют антонимы в и на: из школы- в школу, с Камчатки- на Камчатку и т.д

4.7. Кроссворд              СЛАЙД 16

ЛЕЧИТЬСЯ … (ВРАЧ)                                                            

ТЕТРАДЬ ...(МЕТЕМАТИКА)

СКАЗАТЬ ... (СВИДЕТЕЛИ)

СМЕЯТЬСЯ … (ЛОДЫРЬ)

ИГРАТЬ ... (ХОККЕЙ)

ВРЕДНЫЙ .. (ЗДОРОВЬЕ)

СДАТЬСЯ … (БОЙ)

ВЫСТУПИТЬ ...(СОБРАНИЕ)

ОТРЫВОК .. (РАССКАЗ)

АВТОБУС … (КОНДУКТОР)

4.8. Рубрика «Это очень интересно!!!» СЛАЙД 17

             В русском языке предлог стоит перед самостоятельной частью речи.

  • В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народов коми русское выражение «на дороге» звучит так : ТУЙ ВАЛЫН( «дороге на»)
  •   « туй»-дорога
  • «валын»- на
  • В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся  слитно с тем именем существительным, к которому они относятся:
  • БУДАПЕШТБЕН- «в Будапеште»( «бен»-предлог «в»)

4.9.  СЛАЙД18( производные и непроизводные предлоги)

         СЛАЙД 19(непроизводные предлоги)

  • Возникли очень давно, поэтому в настоящее время не соотносятся с какими-либо знаменательными словами: из, от, с, у, к, на, за, от, через, при, над…
  •  Большинство непроизводных предлогов многозначны и омонимичны приставкам: заехать-за лесом, отъехать, от леса, съехать- с горы…

         СЛАЙД 20 ( производные предлоги)

  • Образовались в более позднее время от слов других частей речи и разделяются на наречные, отыменные и глагольные предлоги.
  • НАРЕЧНЫЕ предлоги в основном выражают пространственные и временные отношения и употребляются обычно с родительным падежом,  например: возле дома, около реки, вокруг города…
  • ОТЫМЕННЫЕ предлоги образовались из различных падежных форм имен существительных и выражают объектные и некоторые обстоятельственные отношения; употребляются обычно с родительным падежом, например: насчет работы,  ввиду обвала, в течение урока…
  • ГЛАГОЛЬНЫЕ предлоги произошли от деепричастий и выражают различные обстоятельственные отношения(причинные, временные, уступительные и др.), например: спустя неделю, несмотря на болезнь, благодаря заботам…

5. Следует различать производные предлоги от омонимичных им самостоятельных частей речи:   СЛАЙД 21

  • Напротив дома- живу напротив(наречие);
  • Насчет работы- положить на счет банка( сущ.);
  • Благодаря дождю- благодаря хозяйку( деепр.)

5.1     Определите :

Возле реки- стоять возле;

В течение суток- в течении реки;

Не смотря по сторонам- несмотря на болезнь.

       5.2. СЛАЙД 22

Простыми являются предлоги, состоящие из одного слова: в , на, к , при, пред, через, благодаря…

Сложными являются предлоги, образованные соединением двух непроизводных предлогов: из-за, из-под…

Составными являются предлоги, состоящие из нескольких слов: не смотря на, в отличие, в связи…

 

      5.3. Кроссворд (синонимия и антонимия предлогов) СЛАЙД 23

. Синоним предлогов возле, вблизи.

2. Антоним предлога вдоль.

3. Синоним предлогов наперекор, против, несмотря на.

4. Антоним предлога впереди.

5. Антоним предлога до (со значением времени).

6. Синоним предлога через.

7. Синоним предлога кругом.

6. Работа с картиной «Зимнее утро» В.Г.Цыплакова  и со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»                          СЛАЙД

   Существует воспоминанье. Зимой 1829 года Пушкин жил в имении матери – Михайловском, ему нужно было заработать деньги для женитьбы на Н.Н.Гончаровой. Он много писал, но не всегда приходила муза. Иногда тоска захватывала поэта. И вот в один из длинных, скучных, зимних вечеров он велел запрячь сани и помчался к своим тверским друзьям. Кони летели во весь дух. Дул ветерок, мела поземка. Когда подъезжали к имению, разыгралась сильная буря. Кое-как добрались до дома. Друзья встретили Пушкина с радостью, зажгли свечи, разожгли камин, “все пошло вверх дном; смех, шутки, говор так и раздаются по комнатам”. Веселье продолжалось до утра. Пушкина отвели в отдельную комнату, где в печи догорали последние дрова. Было темно на улице. Его охватило вдохновение. Вы уже знаете о роли вдохновения в жизни каждого человека. А особенно для поэта. Пушкин сел к столу, на котором горела свеча( В классе гаснет свет и зажигается свеча), взял перо и полились строчки:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась…….

И вот поэт дописал последнюю строчку, улыбнулся загадочно и пошел спать.

Утром в комнату зашел слуга, Пушкин еще спал, зажег свечу, затопил печь, увидел на столе исписанные листы, взял их и прочел:

Мороз и солнце; день чудесный!

Каково же было удивление слуги, когда он вышел на улицу и действительно увидел, что на улице: “под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит”.

Но это только воспоминание….

Сочинение по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце»

В.Г. Цыплаков - Мороз и солнце

  В.Г. Цыплаков создал большое количество полотен, на которых изобразил неброскую красоту русской природы. Его картины сродни поэзии.

Мороз и солнце: день чудесный…


  Эти строчки из стихотворения А.С. Пушкина так и рвутся из глубины души при взгляде на картину Цыплакова, которую он так и назвал «Мороз и солнце». На картине изображен яркий солнечный морозный день. Дорога, розовая от солнечных лучей. Ярко освещенные дома. Свет солнца настолько ослепителен, что снег кажется не белым, а голубым с розовым отливом.

  Деревья принарядились в серебристые одеяния. Мороз изукрасил их, покрыл пушистым инеем ветки. А вдали, как и в стихотворении Пушкина, «прозрачный лес один чернеет». Люди, едущие на санях, подгоняют лошадей, торопясь вернуться домой, чтобы согреться после поездки по крепкому морозу.

  Синее небо постепенно сливается с землей. Грань стирается, и создается впечатление, что находишься в каком-то зачарованном царстве, где повсюду рассыпаны несметные сокровища, искрящиеся в лучах солнца. Даже воздух кажется слегка голубоватым от обилия света, от мороза.

  Картина В.Г. Цыплакова захватывает, от нее трудно оторвать взгляд. Завораживает игра света и тени, переливы розового и голубого, переходящего в синий. Великолепная картина, как великолепна природа, изображенная на ней!

Зимнее утро

Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

6.1 Выразительное чтение стихотворения, размер.

6.2.Изобразительно-выразительные средства.

1. Какой звук издавала печь? (треск)
2. Цвет луны? (жёлтый)
3. Каким чувством проникнуто стихотворение? (радость)
4. Каким размером написано стихотворение? (ямб)
5. С какой целью появилось слово запречь? (рифма)
6. Богиня утренней зари в древней Греции? (Аврора)
7.Какой приём использует автор в первых строках стихотворения? (антитеза)
8.Современное значение слова «вечор» (вчера)

6.3.Какое настроение передает картина и стихотворение?

6.3Написание сочинения.

6.3. Проверка некоторых учащихся.

7  .Домашнее задание : теоретические сведения, упр.336


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Урок-презентация "Служебные части речи. Предлог". 5-й класс

Представляю вашему вниманию урок с презентацией по теме"Служебные части речи. Предлог".   5-й класс....

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект урока "Повторение изученных частей речи" 9 класс VIII вид

Подробный конспект урока письма в 9 классеVIII вида по теме "Повторение изученных частей речи"...

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи"

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное как часть речи" ( обобщение)...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Служебные части речи. Предлог.

Служебные части речи. Предлог как часть речи. Производные и непроизводные предлоги....

Конспект урока "Причастие как часть речи".

Познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия, сформировать умение различать причастия и прилагательные, повторить грамматические признаки глагола, прилагательного.Презентация к уроку....