Обучение написанию сочинения части С1 ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Данный урок может быть использован при подготовке к ЕГЭ, при выполнении задания С1. Воспользовавшись клеше, учащиеся смогут самомтоятельно написать сочинение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompozitsiya_sochineniya.doc | 38 КБ |
otkrytyy_urok_11_klass.ppt | 684 КБ |
rozov_schaste.doc | 25.5 КБ |
soderzhanie-kleshe.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Композиция сочинения по тексту В.Розова.
1. Вступление. | Что такое счастье? Что значит быть счастливым человеком? ..... |
2. Постановка проблемы. | Автор текста поднимает проблему .... Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема… |
3. Комментарий к проблеме. | Говоря о счастье, В.С.Розов задаётся вопросом: ... |
4. Позиция автора. | Позиция автора предельно ясна: .... |
5. Позиция ученика. | Трудно не согласиться с позицией автора. ... |
6. Литературный аргумент. | Вопросы: «что такое счастье?», «кого можно назвать счастливым человеком?», «как обрести счастье?» - поднимали писатели разных эпох: ... |
7. Другой аргумент (из жизненного опыта). | А как борются за своё счастье люди ... |
8. Заключение. | Замечательный русский поэт Н.А.Некрасов, размышляя о счастье, писал:... |
Композиция сочинения по тексту В.Розова.
1. Вступление. | Что такое счастье? Что значит быть счастливым человеком? ..... |
2. Постановка проблемы. | Автор текста поднимает проблему .... Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема… |
3. Комментарий к проблеме. | Говоря о счастье, В.С.Розов задаётся вопросом: ... |
4. Позиция автора. | Позиция автора предельно ясна: .... |
5. Позиция ученика. | Трудно не согласиться с позицией автора. ... |
6. Литературный аргумент. | Вопросы: «что такое счастье?», «кого можно назвать счастливым человеком?», «как обрести счастье?» - поднимали писатели разных эпох: ... |
7. Другой аргумент (из жизненного опыта). | А как борются за своё счастье люди ... |
8. Заключение. | Замечательный русский поэт Н.А.Некрасов, размышляя о счастье, писал:... |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока: повторить знания об основных критериях оценивания сочинения; закрепить навыки анализа текста; развивать умения формулировать и комментировать одну из проблем текста, определять авторскую и собственную позицию, аргументировать собственное мнение.
Н.А.Некрасов
Эпиграф … Что счастие не в пажитях, Не в соболях, не в золоте, Не в дорогих камнях. «А в чем же?»… ( Некрасов Н.А «Кому на Руси жить хорошо»)
В.Розов Виктор Сергеевич Розов- известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. Автор остроконфликтных пьес, преимущественно о молодёжи второй половины 20 века( « В поисках радости», «Традиционный сбор», «Вечно живые», по которой был снят один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «Летят журавли»),он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции.
1)Люди хотят быть счастливыми- это их естественная потребность. (2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь). (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде?(5) И да, и нет.(6) Нет- по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами.(7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет. (9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве.(10) А Чехов писал: «Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай».(11) Обратите внимание на начало фразы: « Если хочешь быть оптимистом…».(12) И ещё – «вникай сам». (13) В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прощли нестерпимые боли, был веселый.(14) Сёстры спрашивали: «Розов, что ты такой веселый?».(15) А я отвечал: «А что? Это нога болит, а я то здоровый». (16) Дух мой был здоров. (17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: «Царствие Божие внутри нас». (18) Гармоническое устройство этого «царства» во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании.(19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь.(22) Надо вступать в битву за «честного малого» в себе, а иначе- беда. (В.Розов)
Проблема текста - Какова проблема, поднимаемая автором в этом тексте? Что такое счастье? Где «кроется самая сердцевина счастья»? В каком значении употреблено слово сердцевина? Дает ли автор однозначный ответ на вопрос: «Что такое счастье?»
Комментарий Что говорит автор о желании людей быть счастливыми? «Счастье- естественная потребность людей.» Относится ли данная проблема к числу «вечных»? к мнению каких авторитетов обращается автор? «Вечная проблема» ( в доказательство высказывания Горького, Чехова) А когда автор почувствовал себя счастливым? Почему? Счастье- ощущение покоя в самом себе ( пример из личной жизни)
Позиция автора В каких предложениях выражена позиция автора? Счастье не во внешних атрибутах жизни, а внутри нас, «в гармонии личности». «Царствие Божие внутри нас»
Аргументы Л.Н.Толстой «Война и мир» И.А. Бунин «Лирика», «Темные аллеи» М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Вывод Замечательный русский поэт Н.А.Некрасов, размышляя о счастье, в поэме: «Кому на Руси жить хорошо» писал: Что счастие не в пажитях, Не в соболях, не в золоте, Не в дорогих камнях. «А в чем же?»… Закончить эту фразу каждый человек может по – своему. Главное помнить, что счастье в наших руках Человек должен стремиться стать счастливым, потому что «честный малый» есть в каждом из нас, если нам его удалось «вырастить».
Афоризмы мыслителей « Наслаждаться счастьем- величайшее благо, обладать возможностью давать его другим- ещё большее» (Ф. Бэкон) « Счастье приходит к тому, кто сам создаёт счастливцев» (К. Делиль) «Счастье есть благосостояние, соединенное с добродетелью» (Аристотель)
Критерии оценивания К-1 Формулировка проблем исходного текста. 0-1 К-2 Комментарии, сформулированные в проблеме. 0-2 К-3 Отражение позиции автора (хорошо частичное цитирование). 0-1 К-4 Изложение собственного мнения.(2 аргумента). 0-3
Предварительный просмотр:
(1)Люди хотят быть счастливыми - это их естественная потребность. (2)Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) (Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь.) (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5)И да, и нет. (6)Нет - по той причине, что, имея все эти достатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами .(7)Кроется ли она в здоровье? (8)Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10)А Чехов писал: <<Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай>>. (11)Обратите внимание на начало фразы: <<Если хочешь быть оптимистом:>> (12)И еще - << вникай сам>>.
(13)В госпитале я лежал загипсованный по грудь почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был веселый.
(14)Сестры спрашивали: <<Розов, что ты такой веселый?>> (15)А я отвечал:<<А что? Это нога болит, а я-то здоровый>>. (16)Дух мой был здоров.
(17)Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: <<Царствие Божие внутри нас>>. (18)Гармоническое устройство этого <<царства>> во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. (19)Но не самую важную. (20)При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я все же прежде всего выделю борьбу с самим собой. (21)Нельзя ждать, что кто-то придет со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22)Надо вступать в битву за <<честного малого>> в себе, иначе - беда.
(В. Розов)
Предварительный просмотр:
Содержание (план) | Языковые средства (клише) |
I. Вступление | |
Исходные данные об авторе, его творчестве (относительно данного текста). | Автор текста (ФИО) известен нам как опытный журналист (талантливый писатель)… Мы знакомы с творчеством (ФИО)… |
Общее впечатление от прочитанного текста. | Статья (ФИО), написанная в публицистическом стиле, поражает своей эмоциональностью, образностью языка, оригинальностью… Это своеобразный диалог с читателем. |
Чему посвящен данный текст (обзор содержания). Определение темы текста (с выходом на проблему) | Предложенный текст (ФИО литератора) представляет собой (рассуждение на тему, обобщение по теме, обзор темы, осмысление темы)… Автор … размышляет о … |
II. Основная часть. Анализ исходного текста. | |
Формулировка основной проблемы исходного текста. | Данный текст посвящен рассмотрению (решению) актуальной (злободневной, острой) проблемы… В своем произведении автор поднимает (затрагивает) нравственно-этическую (философскую, духовно-нравственную, национально-историческую, литературную, культурно-бытовую, социально-политическую, эстетическую) проблему (чего?)… Автор задается вопросом… Литератор исследует острый вопрос времени… |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста: | Проблема (какая? чего?) по-разному решается исследователями… Кто из нас не сталкивался с этой проблемой? |
Позиция автора (повествователя) текста по прокомментированной проблеме. | Авторскую позицию нельзя не увидеть в утверждении… Точка зрения автора не только оригинальна, но и глубоко продумана, выстрадана. Автор…хочет донести до каждого читателя свои самые сокровенные (важные) мысли. Позиция автора ясна и сформулирована в тексте… Позиция автора (повествователя) в тексте не сформулирована, но весь строй рассказа (статьи) подводит нас к мысли… |
Собственное мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласен или не согласен с автором), его аргументация. | Автор, безусловно, прав, утверждая … Безусловно, нельзя не признать правоту автора … Нельзя не согласиться с автором … Я полностью согласен(а) с мнением автора… Не могу во всем согласиться с автором. Невольно вспоминается (стихотворение, строки, высказывание, книга, кинофильм, спектакль, событие, встреча, состояние души…) Я разделяю точку зрения автора. С позицией автора нельзя не согласиться. Во-первых, он приводит убедительные примеры, во-вторых… (рецензия) |
III. Заключение. Общий вывод о значении текста. Оценка прочитанного. | Проблема, которую ставит автор, бесспорно, актуальна для современного читателя. А очерк (статья, фрагмент, произведение) заставляет задуматься (об ответственности людей за вечную гармонию жизни, о взаимоотношениях людей…). Статья … и в наши дни заставляет заглянуть в себя, задуматься о многом и пробуждает в читателе «чувства добрые». Статья … актуальна, интересна и нужна современному читателю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм написания сочинения (часть С) ЕГЭ
При подготовке к ЕГЭ (часть С) алгоритм поможет учащимся верно выполнить все требования....
Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С
Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи...
шаблоны для написания сочинения (часть С)
Сочинение писать всегда трудно. Поэтому предлагаю шаблоны для более успешной работы над сочинением. Надеюсь, это вам поможет....
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Подготовка к написанию сочинения (часть С)
Урок-практикум....
Готовимся к ЕГЭ Написание сочинения (часть С) Примерный план сочинения по прочитанному тексту. 1. Проблема (проблемы) текста Философские, социальные, политические, экологические, нравственные (эстетические).
Подготовка к EГЭ. Часть С....
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.
Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....