Подготовка к написанию сочинения (часть С)
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Урок-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu._var._1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Часть 3.

 (1) Имя собственное «принадлежит себе», потому что в древнерусском языке собь (себе) – это собственность (отсюда, между прочим, и слово «свобода»). (2) Чужое имя – другая судьба. (3) Язычники тщательно подбирали имя наследнику: не случилось бы чего плохого.

(4) Имя человека – имя собственное, оно показывает, каков человек есть и каким его хотят видеть.

(5) История же такова. (6) В древности личных имён накапливалось у каждого человека достаточно. (7) Родился вторым в семье – Другой, неповоротлив и вял – Леной (ленивый), родитель верит в твою славу – Ярослав, поп окрестил – Пётр… и так далее, в зависимости от судьбы, от того, как сложится жизнь. (8) Одна дочь – Румяна, другая – Беляна, хороша и та, и другая… (9) Именем личным могло стать также любое слово – если оно относилось к конкретному человеку.

(10) Мы сказали бы: не именем, а прозвищем. (11) Смысл слова прозвище ясен: про- зов – ище. (12) Корень –зов- тот же, что в словах звать, и зов, и призыв. (13) Зовом призывают человека, зовут его. (14) Важнее приставка про-. (15) Про- - это то, что будет, что находится «перед» чем-то. (16) Про- в движении (поэтому всегда при глаголе). (17) Того, что в будущем, нужно ещё достичь. (18) Следовательно, прозвище – то, что дают впрок, на всякий случай, чтобы не только звать человека, но и призвать на него все добрые силы. (19) Потому имена давались хорошие, светлые, добрые.

(20) Потом появилось отчество. (21) Слово то же, что и отечество. (22) Старое слово дало две формы, и каждая рачительно использована. (23) У одной остались оба гласных, эта форма стала обозначать место рождения – отечество. (24) У другой формы в разговорной речи остался только один прежний краткий гласный: отчество. (25) Отчество от имени отличается, посредством отчества человек показан прилагательным, которое как бы прилагается к человеку, ему полагается по статусу, выделяя в принадлежности не его самого, а весь его род. (26) В именовании отчеством признание общественных заслуг всего рода. (27) Отчество есть «имя по отечеству», по отцу, семейное имя.

(28) Насколько хорош и удобен в общении русский обычай называть человека не только по имени, но и по отчеству? (29) Сохранять ли отчество при личном имени – это вопрос о ценностях национальной традиции.

(30) Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. (31) Начиная с Древней Руси по отчеству называли стольных князей, затем и удельных, мелких, позже – бояр, ещё позже – именитых купцов. (32) Деловые люди, купцы, при Петре получившие право «называться по отчеству», целовали руки своего императора за неизбывную честь, включившую их в ряды «новых русских» XVIII века.

(33) Отчество – по отцу, фамилия – по роду, и только личное имя всегда твоё, с ним ты личность, и чего заслужишь, так тебя и нарекут: Иван, Ваня, Ванечка, Ванька, Ванёк – ведь это всё разные имена.

(34) Сегодня мы во многом подражаем деловитым американцам. (35) Даже вместо русских слов частенько подставляем соответствующие английские. (36) Так и с именем. (37) У них Боб, Джек, Джон и даже президент всего лишь Билли – и у нас похожее. (38) Говорят, например, Влад, и тогда не ясно, кто есть этот Влад: Владислав, Владимир или ещё кто?

(39) Не имя, конечно, создаёт личность. (40) Хотя и имя – не последнее дело, обычно оно вскрывает некоторую сущность человека. (41) Я убеждён в этом.     (По В.В.Колесову)

А27  Какое утверждение противоречит содержанию текста?

1) Язычники верили, что имя определяет судьбу человека.

2) Традиция называть человека по отчеству возникла в Древней Руси.

3) Смысл слова прозвище не ясен.

4) Отчество при имени – это национальная русская традиция.

Часть 2.

В8  «В.В.Колесов, один из учёных-лингвистов, использует в своей статье _____ (например, «нарекут»). Это неудивительно, ведь статья посвящена вопросам истории языка. Научная статья, даже если это научно-популярная статья, не может обойтись без такого средства, как _____ («корень», «форма слова», «разговорная речь»). Но с какой целью автор использовал в предложении 32 _____ «новые русские»? Так выражается лёгкая усмешка автора над нашими далёкими предками, которые, совсем как многие из нас, хотели показать свою важность. ______, использованный автором в предложении 33, лишний раз подчёркивает, какое разное значение может быть у имени».

СОЧИНЕНИЕ

Статья известного учёного-лингвиста В.Колесова посвящена истории языка. В ней он говорит о значении имени в жизни человека.

Исследуя данную проблему, автор обращается к её истокам. Он пишет о том, что язычники ещё в древности тщательно подбирали имя наследнику, вероятно, зная о силе слова и веря, что имя определяет судьбу человека.

Интересны  изыскания автора по поводу отчества, возникшего уже в пору становления государственности Руси. Называя человека по имени и отчеству,  люди скорее всего подчёркивали его статус, заслуги перед отечеством.

Проблема выбора имени актуальна и в наши дни. Достаточно вспомнить, с какой серьёзностью молодые родители выбирают имя своему будущему ребёнку, безусловно, желая ему добра и счастливой жизни. Между тем окружающие судят о человеке по его делам, по поступкам и зовут человека в соответствии с тем, чего он заслужил. Становится понятным, почему кого-то зовут официально, например, Иван Михайлович, кого-то – тепло и доверительно Михалыч, а кого-то и вовсе до смерти – просто Санёк.

Конечно, не имя создаёт личность, размышляет автор, хотя убеждён, что оно – не последнее дело, потому что вскрывает некоторую сущность человека.

Я согласна с автором в том, что имя очень важно для человека. Оно даётся одно и на всю жизнь. В старину к имени относились очень ответственно. Детей с малых лет учили дорожить своим именем, хранить и приумножать честь семьи, закреплённой в фамилии, отчестве. Может быть, отсюда в глубинах подсознания русского народа безмерный патриотизм, преданность своей семье, своему Отечеству.

Да, порой мы выбираем имена в угоду моде, порой подражаем иностранцам. Но национальные традиции русского народа живы и сильны по сей день. Думаю, так будет всегда.

Задание:

Составьте рецензию на сочинение по тексту, исходя из критериев оценки сочинения.

К 1

Формулировка проблем исходного текста

1, 0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме

2, 1, 0

К3

Отражение позиции автора исходного текста

1, 0

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

3, 2, 1, 0

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

2, 1, 0

К6

Точность и выразительность речи

2, 1, 0

К7

Соблюдение орфографических норм

3, 2, 1, 0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

3, 2, 1, 0

К9

Соблюдение грамматических норм

2, 1, 0

К10

Соблюдение речевых норм

2, 1, 0

К11

Соблюдение этических норм

1, 0

К12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

1, 0

Максимальное количество баллов

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе. Подготовка к написанию сочинения части С

Подготовка к ЕГЭ, написание сочинения части С. В ходе урока повторяется план написания сочинения, стили речи...

Урок подготовки к написанию сочинения части С с использованием интерактивной доски

Урок проведен по тексту Д.С.Лихачева с использованием интерактивной доски....

подготовка для написания сочинения части С русский язык ЕГЭ

Предлагаю материал для подготовки к написанию сочинения части С ЕГЭ. материал содержит как теорию, так и практику. Имеются практические задания для учащихся по отработке навыков для написания сочинени...

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Данная методическая разработка позволяет помочь учащимся в подготовке к сочинению-рассуждению на морально этическую тему (Задание 15.3)....

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества) ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 9 классе.(Урок мужества)ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках   подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполне...