Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нём"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме
В разработке представлен материал для проведения урока открытия новых знаний по учебнику «Русский язык. 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011г. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, рассчитан на 2 часа. Применяется блочная подача материала. Форма работы – групповая, парная. Этап включения в систему знаний и повторения выносится на следующие уроки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bsp.rar | 117.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №42» г.Братск, Иркутской области
Методическая разработка урока
русского языка в 9 классе
«Бессоюзное предложение и знаки препинания в нём»
Автор: Елена Михайловна Шапошник,
учитель русского языка и литературы
Аннотация:
В разработке представлен материал для проведения урока открытия новых знаний по учебнику «Русский язык. 9 класс», авторы: С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011г. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, рассчитан на 2 часа. Применяется блочная подача материала. Форма работы – групповая, парная. Этап включения в систему знаний и повторения выносится на следующие уроки.
Цель:
Создать условия для самостоятельного «открытия» знаний: формирования общего понятия о БСП, об условиях постановки разных знаков препинания в БСП.
Планируемые результаты:
Предметные: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении, выражать их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.
Метапредметные: осуществлять обработку информации, отвечать на вопросы и формулировать их, высказывать собственную точку зрения. Работать в группах, формировать навыки исследовательской деятельности, умение представлять результат исследования, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, преобразовывать полученную информацию в схемы.
Регулятивные: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Личностные: развивать способность иметь собственное мнение; развивать умение учиться самостоятельно, отыскивать доказательства и рассуждать логично.
Необходимое оборудование: компьютер, проектор, экран, ноутбуки. У каждого учащегося листочки: белый, чёрный, зелёный и жёлтый.
Ход урока:
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент Самоопределение к деятельности. | 1.Приветствие. 2.Организация внимания через приём «Дерево ожиданий и опасений» 3. Поясните смысл эпиграфа. (слайд 1) - Верность этих слов мы и проверим сегодняшним уроком. | 1.Приветстуют учителя 2. На листочках записывают: что ожидают от урока – белые листочки; чего опасаются – чёрные листочки. 3. Высказывают своё мнение. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 1. Предлагает поработать в парах над заданием. Предварительно формулировать задание (слайд 2) 2. Организует проверку (слайды 3-5 ), задаёт дополнительные вопросы по синтаксическому разбору предложений и постановке знаков препинания в них. - Зачем мы выполняли это задание? | 1. Формулируют и выполняют задание на карточках: расставить пропущенные знаки препинания, распределить предложения на группы (приложение 1) 2. В ходе проверки корректируют выполнение задания, устно отвечают на вопросы учителя. |
3. Постановка учебной задачи. | 1. Что объединяет оставшиеся предложения? Сформулируйте тему урока. 2. Какие знаки препинания вы поставили в бессоюзных предложениях? Проверьте постановку знаков препинания в этих предложениях. (слайд 6) Попробуйте объяснить. 3. Уточните тему урока (слайд 7) 4.Сформулируйте цели. - Как можно достичь поставленных целей? | 1. Отвечают на вопрос, формулируют тему урока. 2. Отвечают на вопрос, корректируют знаки препинания в своих работах, выдвигают гипотезы, объясняющие постановку знаков препинания. 3. Уточняют тему урока, записывают её в тетрадь. 4.Формулируют цели, предлагают способы её достижения. |
4. Построение проекта выхода из затруднения | 1. Предлагает организовать работу в группах: №1Понятие о БСП, смысловые отношения между частями БСП №2Точка и точка с запятой в БСП №3Двоеточие в БСП №4Тире в БСП Раздаёт задание группам (приложение 2) Во время групповой работы оказывает консультационную помощь. | 1.Работают в группах, распределяют роли, определяют алгоритм работы и форму представления итогов, изучают материал, готовят выступление группы. Представить результаты можно с помощью презентации (в группах есть ноутбуки), устного рассказа, использования доски. |
5. Реализация построенного проекта | Организует выступление групп. Выдаёт задание классу: во время выступления группы№1 – составить вопросы по содержанию выступления; групп №2-4 – составить схемы, объясняющие условия постановки знаков препинания в БСП | 1.Выступление групп. 2.Слушают одноклассников, составляют вопросы и схемы, записывают их в тетрадь. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде. | 1.Проверяет усвоение теоретического материала:
2.Организует подведение итогов изучения теории: - Что из представленной сегодня информации вы знали? - Что узнали только сегодня? - Над чем предстоит поработать? 3.Организует выполнение и последующую проверку тренировочных упражнений: обратить внимание на интонацию Упр.214 4. Организует подведение итогов первичного закрепления: -У кого получилось безошибочно выполнить все задания? -Какие испытывали затруднения? - Какие орфограммы повторили, выполняя упражнения. -Где пригодятся полученные сегодня знания и умения? (представляет задания ЕГЭ) (слайд 12-13) | 1.
2. Отвечают на вопросы. 3. Выполняют упражнение в паре, объясняют выполнение, проводят самопроверку, корректируют работу. 4.Отвечают на вопросы, анализируют затруднения рассматривают задания ЕГЭ, устно выполняют их. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 1.Организует деятельность по применению новых знаний: раздаёт тест (приложение 3) 2.Организует проверку (слайд 15-18) | 1.Самостоятельная работа с тестом. 2.Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Предлагает задание на выбор(слайд 19): 1.Упр.215 2.Выписать примеры БСП из поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, объяснить постановку знаков схемами. 2.Написать сочинение-рассуждение по материалам открытого банка заданий ГИА (приложение 4) | Выбирают и записывают задание. |
9. Рефлексия деятельности | - Какие цели ставили сегодня в начале урока? Как оцениваете свою работу? Что дал сегодняшний урок? -Поднимите зелёные листочки, если ваши ожидания на сегодняшний урок осуществились полностью, жёлтые листочки – частично, белые – не сбылись. -Поднимите зелёные листочки, если опасения не сбылись, жёлтые – частично, чёрные – сбылись. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Зачитывают те ожидания, которые не сбылись. Рассуждают, что помешало им сбыться. Зачитывают те опасения, которые не сбылись. Рассуждают, что стало причиной, как можно было избежать. |
приложение 1
|
|
приложение 2
Группа №1 (Формулирование понятия о БСП)
Выполните задания, расскажите о БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.94-95
- Дайте определение БСП
- Сравните смысловые отношения, выраженные между частями сложных предложений
сложносочиненное предложение | сложноподчиненное предложение | бессоюзное сложное предложение |
Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны. | Когда толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны. | Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны. |
- Проанализируйте изменение интонации в предложениях.
- Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
- Бабушка сердилась — внучка не слушалась.
Группа №2 (Запятая и точка с запятой в БСП)
Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке запятой и точки с запятой в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.96.
- Определите отношения между частями СП.
- Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
- Луна сияла, июльская ночь была тиха.
- Поезд ушёл, его огни исчезли.
- Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
- Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.
- Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.
- Замените данные БСП на синонимичные союзные.
Группа №3 (Двоеточие в БСП)
Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке двоеточия в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.98.
- Определите отношения между частями СП.
- Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
- Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
- Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
- Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
- Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
- Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.
- Заранее предупреждаю: удобства в пути не будет.
- Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
- Он глянул в сторону: там двигалась тёмная толпа возмущённых людей.
- Замените данные БСП на синонимичные союзные.
Группа №4 (Тире в БСП)
Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке тире в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.102.
- Определите отношения между частями СП.
- Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
- Подули осенние ветры – конец лету.
- Дети стали большими – им не надо серьёзно учиться.
- Лето припасает – зима поедает.
- Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
- Раздался выстрел – зверь упал.
- Скажет слово – соловей запоёт.
- Замените данные БСП на синонимичные союзные.
Тест
1.Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)
1)Без росы и трава не растёт.
2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.
3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.
4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.
2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1)Любишь кататься – люби и саночки возить.
2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.
3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.
4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.
3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.
Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.
1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.
4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.
Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.
1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.
3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.
Приложение 4
(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:
– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.
(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.(10)Он хлопнул меня по плечу:
– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!
(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:
– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.
– (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.
– (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.
– (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.
– (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!
– (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.
(27)Семён Петрович решил переменить тему:
– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?
– (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.
(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:
– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...
– (32)Значит, «Соловья»? – спросила Катя.
(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:
– (35)Соловей мой, соловей,
Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..
– (36)Что? – растерянно пробормотала мама.
(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:
– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..
(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.
(По К. Шахназарову)*
* Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
Урок- изучения нового материала...
Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"
Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....
План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
Урок-объяснение нового материала....