Разработка урока русского языка в 9 классе по теме "Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нём"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

В разработке представлен материал для проведения урока открытия новых знаний по учебнику «Русский язык. 9 класс», авторы:  С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011г. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, рассчитан на 2 часа. Применяется блочная подача материала. Форма работы – групповая, парная. Этап включения в систему знаний и повторения выносится на следующие уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp.rar117.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                  «Средняя общеобразовательная школа №42» г.Братск, Иркутской области

Методическая разработка урока

русского языка в 9 классе

«Бессоюзное предложение и знаки препинания в нём»

Автор: Елена Михайловна Шапошник,

учитель русского языка и литературы

Аннотация:

В разработке представлен материал для проведения урока открытия новых знаний по учебнику «Русский язык. 9 класс», авторы:  С.Г.Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю.Максимов и др. – М.: Просвещение, 2011г. Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, рассчитан на 2 часа. Применяется блочная подача материала. Форма работы – групповая, парная. Этап включения в систему знаний и повторения выносится на следующие уроки.

Цель:

Создать условия  для самостоятельного «открытия» знаний: формирования  общего понятия о БСП, об условиях постановки разных знаков препинания в БСП.

Планируемые результаты:

       Предметные: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых  отношений между предложениями в  бессоюзном сложном предложении, выражать   их с помощью интонации, сопоставлять БСП с синонимичными ССП и СПП. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.

Метапредметные: осуществлять обработку информации, отвечать    на вопросы и формулировать их, высказывать собственную точку зрения. Работать в группах, формировать навыки исследовательской   деятельности, умение представлять результат исследования, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, преобразовывать полученную информацию в схемы.

Регулятивные: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Личностные:  развивать способность  иметь собственное мнение;  развивать умение учиться  самостоятельно, отыскивать  доказательства и рассуждать логично.

Необходимое оборудование:   компьютер, проектор, экран, ноутбуки. У каждого учащегося листочки: белый, чёрный, зелёный и жёлтый.                                                  

Ход урока:       

Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не  памятью.

Л. Н. Толстой. 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Орг. момент Самоопределение к деятельности.

1.Приветствие. 2.Организация внимания через приём «Дерево ожиданий и опасений»

3. Поясните смысл эпиграфа. (слайд 1)

- Верность этих слов мы и проверим сегодняшним уроком.  

1.Приветстуют учителя

2. На листочках записывают: что ожидают от урока – белые листочки; чего опасаются – чёрные листочки.

3. Высказывают своё мнение.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Предлагает поработать в парах над заданием. Предварительно формулировать задание (слайд 2)

2. Организует проверку (слайды 3-5 ), задаёт дополнительные вопросы по синтаксическому разбору предложений и постановке знаков препинания в них.

- Зачем мы выполняли это задание?

1. Формулируют  и выполняют задание на карточках: расставить пропущенные знаки препинания, распределить предложения на группы (приложение 1)

2. В ходе проверки корректируют выполнение задания, устно отвечают на вопросы учителя.

3.

 Постановка учебной задачи.

1. Что объединяет оставшиеся предложения? Сформулируйте тему урока. 

2. Какие знаки препинания вы поставили в бессоюзных предложениях?

Проверьте постановку знаков препинания в этих предложениях. (слайд 6) Попробуйте объяснить.

3. Уточните тему урока

(слайд 7)

4.Сформулируйте цели.

-  Как можно достичь поставленных целей?

1. Отвечают на вопрос, формулируют тему урока.

2. Отвечают на вопрос, корректируют знаки препинания в своих работах, выдвигают гипотезы, объясняющие постановку знаков препинания.

3. Уточняют тему урока, записывают её в тетрадь. 4.Формулируют  цели, предлагают способы её достижения.

4.

 Построение проекта выхода из затруднения

1. Предлагает организовать работу в группах:

№1Понятие о БСП, смысловые отношения между частями БСП

№2Точка и точка с запятой в БСП

№3Двоеточие в БСП

№4Тире в БСП

Раздаёт задание группам (приложение 2)

Во время групповой работы оказывает консультационную помощь.

1.Работают в группах, распределяют роли, определяют алгоритм работы и форму представления итогов, изучают материал, готовят выступление группы.

Представить результаты можно с помощью презентации (в группах есть ноутбуки), устного рассказа, использования доски.

5.

Реализация построенного проекта

Организует выступление групп. Выдаёт задание классу:

во время выступления группы№1 – составить вопросы по содержанию выступления; групп №2-4 – составить схемы, объясняющие условия постановки знаков препинания в БСП

1.Выступление групп.

2.Слушают одноклассников, составляют вопросы и схемы, записывают их в тетрадь.

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.

1.Проверяет усвоение теоретического материала:

  • организует фронтальный опрос по вопросам, составленным учащимися.
  • предлагает свой вариант схем(слайд 8-10), объясняющих постановку знаков препинания

2.Организует подведение итогов изучения теории:

- Что из представленной сегодня информации вы знали?

- Что узнали только сегодня?

- Над чем предстоит поработать?

3.Организует выполнение и последующую проверку тренировочных упражнений: обратить внимание на интонацию

 Упр.214

4. Организует подведение итогов первичного закрепления:

-У кого получилось безошибочно выполнить все задания?

-Какие испытывали затруднения?

- Какие орфограммы повторили, выполняя упражнения.

-Где пригодятся полученные сегодня знания и умения? (представляет задания ЕГЭ) (слайд 12-13)

1.

  • Задают свои вопросы, отвечают на них.

  • Читают предложенные схемы, корректируют свои схемы.

2. Отвечают на вопросы.

3. Выполняют упражнение в паре, объясняют выполнение, проводят самопроверку, корректируют работу.

4.Отвечают на вопросы, анализируют затруднения рассматривают задания ЕГЭ, устно выполняют их.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1.Организует деятельность по применению новых знаний: раздаёт тест (приложение 3)

2.Организует проверку (слайд 15-18)

1.Самостоятельная работа с тестом.

2.Осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном.

8.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Предлагает задание на выбор(слайд 19):

1.Упр.215

2.Выписать примеры БСП из поэмы «Мёртвые души» Н.В.Гоголя, объяснить постановку знаков схемами.

2.Написать сочинение-рассуждение по материалам открытого банка заданий ГИА (приложение 4)

Выбирают и записывают задание.

9. Рефлексия деятельности

- Какие цели ставили сегодня в начале урока? Как оцениваете свою работу? Что дал сегодняшний урок?

-Поднимите зелёные листочки, если ваши ожидания на сегодняшний урок осуществились полностью, жёлтые листочки – частично, белые – не сбылись.

-Поднимите зелёные листочки, если опасения не сбылись, жёлтые – частично, чёрные – сбылись.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Зачитывают те ожидания, которые не сбылись. Рассуждают, что помешало им сбыться.

Зачитывают те опасения, которые не сбылись. Рассуждают, что стало причиной, как можно было избежать.

приложение 1

  • Мы должны понять что самое чудесное самое высокое создание в мире  это человек.
  • Воспитанный человек всегда вежлив доброжелателен по отношению к окружающим людям ему присуща тактичность.
  • Самое обычное и частое проявление вежливости это приветствие и оно не должно быть ни преувеличенно учтивым ни безразличным.
  • Я знаю в вашем сердце есть 
    И гордость и прямая честь.
  • Уметь разговаривать значит уважать своего собеседника
  • Не ищите спокойной тишины  результат приносит только активная жизнь. 
  •  В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли. 
  1. Простое предложение
  2. ССП
  3. СПП

приложение 2

Группа №1 (Формулирование понятия о БСП)

Выполните задания, расскажите о БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.94-95

  1. Дайте определение БСП
  2. Сравните смысловые отношения, выраженные между частями сложных предложений

сложносочиненное предложение

сложноподчиненное предложение

бессоюзное сложное предложение

Толстые   сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали  на  солнце, и  капли,  падая с них,  звонко  ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Когда толстые сосульки,       свисавшие  с крыш,  обтаивали   на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли   о   лед,    по   всем улицам   пели   песню весны.

Толстые   сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали  на  солнце;   капли,   падая  с них,   звонко  ударяли  о  лед,   по  всем улицам пели песню весны.    

  1. Проанализируйте изменение интонации в предложениях.
  • Бабушка сердилась, внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась: внучка не слушалась.
  • Бабушка сердилась — внучка не слушалась.

Группа №2 (Запятая и точка с запятой в БСП)

Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке запятой и точки с запятой в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.96.

  1. Определите отношения между частями СП.
  2. Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
  • Луна сияла, июльская ночь была тиха.
  • Поезд ушёл, его огни исчезли.
  • Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.
  • Дубовые кусты разрослись по скатам оврага; около родника зеленеет короткая бархатная трава; солнечные лучи почти никогда не касаются его холодной, серебристой влаги.
  • Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.
  1. Замените данные БСП на синонимичные союзные.

Группа №3 (Двоеточие в БСП)

Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке двоеточия в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.98.

  1. Определите отношения между частями СП.
  2. Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
  • Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.
  • Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.
  • Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.
  • Утро было чудесным: умытый лес улыбался, пели птицы.
  • Помню я: тени ложились косые на свежевымытый пол.
  • Заранее предупреждаю: удобства в пути не будет.
  • Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.
  • Он глянул в сторону: там двигалась тёмная толпа возмущённых людей.
  1. Замените данные БСП на синонимичные союзные.

Группа №4 (Тире в БСП)

Проанализируйте предложения, сделайте выводы о постановке тире в БСП, в случае затруднения обратитесь к материалу учебника стр.102.

  1. Определите отношения между частями СП.
  2. Прочитайте предложения, соблюдая необходимую интонацию.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Посеешь ветер – пожнёшь бурю.
  • Подули осенние ветры – конец лету.
  • Дети стали большими – им не надо серьёзно учиться.
  • Лето припасает – зима поедает.
  • Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас.
  • Раздался выстрел – зверь упал.
  • Скажет слово – соловей запоёт.
  1. Замените данные БСП на синонимичные союзные.

приложение 3

Тест

1.Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

1)Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит  и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

2. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1)Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

3. Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

4. Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Приложение 4

(1)В дверь позвонили. (2)Из прихожей донеслись оживлённые голоса и смех. (3)Появились гости. (4)Солидные, хорошо одетые люди здоровались с хозяевами, подходили к столу, накладывали в тарелки закуску. (5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом. (6)Семён Петрович поднял меня с места и представил гостям:

– (7)Вот Иван, самый большой оригинал из всех друзей моей дочери.

(8)Неожиданно попав в центр внимания, я был сильно смущён и, кажется, покраснел. (9)Гости заулыбались, с любопытством оглядывая меня, словно ожидая, что я немедленно докажу справедливость слов профессора.(10)Он хлопнул меня по плечу:

– (11)Да, молодёжь нынче любопытная. (12)С ней надо говорить, надо общаться!

(13)Одна интересная дама повернулась ко мне:

– (14)Вот скажите мне, Ваня. (15)У меня дочь пятнадцати лет, и она целыми днями слушает какой-то визг. (16)У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет. (17)Придёт из школы, кое-как уроки сделает, включит магнитофон и слушает до вечера.

– (18)Это у них называется «балдеет», – радостно сообщил один из гостей.

– (19)Дух противоречия, – убеждённо сказал другой.

– (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

– (22)О-о, это старая песня, – засмеялась дама. – (23)Получается, что если нам было тяжело, то пусть и им будет так же? (24)Глупо!

– (25)Наверное, глупо, – согласился подтянутый. (26)Он хотел что-то добавить, но замешкался.

(27)Семён Петрович решил переменить тему:

– (28)Я надеюсь, что вы не будете против, если моя дочь что-нибудь споёт?

– (29)Это будет прекрасно, – томно сказала пожилая дама.

(30)Семён Петрович повернулся к Кате, не замечая её угрюмого взгляда:

– (31)Катюша, давай-ка «Соловья» алябьевского...

– (32)Значит, «Соловья»? – спросила Катя.

(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление. (34)Катя запела тоненьким голоском:

– (35)Соловей мой, соловей,

Чтоб ты сдохнул, Бармалей!..

– (36)Что? – растерянно пробормотала мама.

(37)Катя перестала играть и повернула к нам разгорячённое лицо:

– (38)Я этого «Соловья» с пяти лет пою. (39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»! (40)Я, если б он мне попался, этот соловей, его на медленном огне изжарила бы!..

(41)Оторопевшие гости не могли вымолвить ни слова.

 (По К. Шахназарову)*

 * Шахназаров Карен Георгиевич (род. в 1952 г.) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....