План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лушникова Галия Анваровна

Урок-объяснение нового материала. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Простое и сложное предложение270.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме

«Простое и сложное предложение».

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия нового знания»

УМК: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М: Просвещение, 2015.

Цели:         образовательные: создать условия  для формирования предметных компетенций (знать  различие между простыми и сложными предложениями; уметь  определять количество основ в предложении; уметь определять средства связи  (союзные / бессоюзные); правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;  «читать» схему простых и сложных предложений;

развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию  умений работать в группе, развитию информационной компетенции;

воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

Формируемые УУД

Предметные:

Знать  различие между простыми и сложными предложениями.

Уметь  определять количество основ в предложении.

Уметь определять средства связи  (союзные / бессоюзные).

Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения.

«Читать» схему простых и сложных предложений.

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и литературе.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем занятии присутствуют гости. Пожалуйста, настройтесь на работу и постарайтесь показать всем, что вы знаете и умеете. Я желаю вам успехов и творческих удач!

Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, вы уже достаточно много знаете о простом предложении. И мне хотелось бы проверить ваши знания.  

Задание 1-е. Работа заключается в следующем.  На слайде вы видите схемы простого предложения, а перед вами лежит задание с предложениями. Найдите соответствие между предложением и схемой. Схемы начертите рядом с предложениями.  Дайте характеристику одного из предложений.  или Я показываю схему предложения, а вы находите предложение, соответствующее ей, и записываете номера предложений.

1) Доброе летнее утро настало, на каждой былинке роса заиграла.  

2) Родная планета! Мы любим тебя.

3) Какое чудесное  слово!

4) Нам рассказывают тайны реки, горы и леса.

5) Я побывал всюду: в музее, в театре, в картинной галерее.

1. простое предложение с обращением.

2. простое предложение с однородными членами

3. предложение с обобщающим словом и однородными членами

4. простое предложение с восклицательным знаком на конце.

- Какое  предложение осталось без схемы?  Почему?

- Удалось ли выполнить разбор первого предложения? Нет. Какие трудности  у вас возникли?

- Чем необычно это  предложение?  Первое  предложение нельзя назвать простым, мы такие предложения  ещё не разбирали.

Давайте разбираться вместе.

- Назовите грамматические основы 1-го предложения.

- В первом предложении  две  грамматические основы. Сколько простых предложений в нём? …Два.

-Прочитайте 1 простое предложение, имеет ли оно интонацию конца предложения? Связано ли со вторым  предложением по смыслу? (Первое предложение не имеет интонации конца предложения и связано со вторым по смыслу).

- Кто уже догадался, как называются такие предложения? Сложные.

-Построим схему 1 предложения.

- Мы разобрали два предложения и выяснили, что 2-е предложение простое, а первое - сложное, так как в нем две грамматические основы.

- Какой вывод мы можем сделать? Предложения бывают не только простыми, но и сложными.

III. Целеполагание 

- Исходя из этого вывода,  сформулируйте тему урока и  запишите её.

- Какие  цели вы поставите перед собой на этот урок? Что нужно вам узнать и чему научиться?

Используйте опорные слова, написанные на слайде.

1.Научиться определять сложное предложение

2.Научиться различать _____ и _______ предложения

3. Научиться ставить ___________ в ______предложениях

Молодцы, цели поставили верные.

  1. Научиться определять сложное предложение
  2. Научиться различать простые и сложные предложения

      3.   Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях

Слайд

IV. Освоение нового.

   Чтобы познакомиться  со сложным предложением, можно заглянуть в учебник и прочитать параграф. Но я предлагаю более интересный путь - исследовательский.

- Что отличает предложение от словосочетания? Наличие грамматической основы. Сколько грамматических основ в простом предложении? А в сложном? Две. Их, ребята, может быть гораздо больше, но не менее двух. Какое предложение мы называем сложным? Предложение, в котором два и более простых предложения.

- Когда я готовилась к уроку,  я нашла вот такое  высказывание:  «Сложное предложение – это сочетание или сцепление предложений».  А как же «сцепляются простые предложения»? Вот это вы и должны выяснить сейчас.  Работа в группах. Перед вами  предложения.  Ваша задача – исследовать их  и  выдвинуть гипотезу о том, с помощью чего могут быть связаны простые предложения в составе сложного.

(Ребята подчёркивают грамматические основы, выделяют союзы и т.д.).

Задание  2 (по группам)

1-я группа:

В саду уже поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.

Уже румянит осень клёны, а  ельник зелен и тенист.

В роще сонной и пустой дрожат от холода осины, и долго листик золотой летит за стаей журавлиной.

2-я группа:

1. Снег выпадал и таял, потому что земля ещё не остыла.

2. Когда зима подойдёт к концу, вы загляните в живой уголок.

3. Лёд на реке затрещит, если вечером ударит мороз.

3-я группа:

1. Поёт капель, идёт апрель.

2. Дождь прошёл, трава блестит, в небе радуга стоит.  

3. Вот и лес оделся, песни птичек зазвенели, над травой цветов головки ярко запестрели.  слайд

На подготовку 2 минуты. Далее один из представителей группы выдвигает свою гипотезу. Обратите внимание, что некоторые союзы могут стоять в самом начале предложения. Остальные слушают и проверяют правильность их слов. (Смотрят на слайд).

Делаем общий вывод. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

- Прочитайте правило на странице 107-108  учебника, и сверьте с выводами, к которым мы пришли.

- Как связаны части сложного предложения, вы теперь знаете, а что их разделяет? Правильно, запятая. Самое важное при изучении сложного предложения - научиться ставить запятую между его частями.  

Задание 3. Списать предложение, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы и расставить знаки препинания.

1.  Вершить мы мечтаем б..льшие д..ла чтоб Родина нами г..рдиться м…гла.

2.  Над Москвою розовеют дали, утро начинается  в Москве. 

- Значение какого слова вам непонятно? Вершить.

- Попробуйте объяснить его значение с помощью знакомого вам однокоренного слова.  (Совершить). Учитель дополняет ответ учащихся:  

ВЕРШИ́ТЬ. ВЫСОКОГО СТИЛЯ  (с окраской торжественности). Выполнять, распоряжаться, управлять.

Вершить  дела или вершить делами.

 Отвечают, сначала называя орфограммы, потом делают разбор.

- По-моему мы очень хорошо справились с задачей. Теперь вы знаете, что такое сложное предложение и  чем оно отличается от простого.

- Самым «ошибкоопасным» союзом считается союз и. Как вы думаете, почему?

- Потому что он связывает  и части сложного предложения,  и однородные члены предложения.

- Следовательно, нам нужно выработать алгоритм, который не позволит совершить ошибку в определении роли  союза и в предложении.

Напоминаем, что такое алгоритм. 

Алгоритм- система  последовательных операций  для решения какой-нибудь задачи.

Алгоритм

1. Определяем количество грамматических основ в предложении.

                                                                                                                      

                         одна                                                                             две и более            

предложение с однородными членами                                      сложное предложение

                               ↓                                                                                        ↓

               запятая не ставится                                                            запятая  ставится                                            

- Мы проделали большую работу, предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

V. Этап первичного закрепления.  

Задание 4-е

Выборочный диктант. Все получают одинаковые карточки, но задание выполняют разное:

1-й вариант выписывает сложные предложения с союзом и; 

2-й вариант выписывает простые с однородными членами, связанными союзом И.

    1) Дверь каморки растворилась и пок..зался Герасим. 2) Ты береги эти св…тые слова и д..рожи ими. 3)Женя взобралась по лес..нице и спрыгнула на пол чердака. 4) Васёк свис…нул и отряд живо собрался вокру… командира.  Взаимопроверка.

   Резервное задание. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы. Составьте сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи по заданному началу: Пришла зима…

Пришла зима, и  выпал снег.

Пришла зима, но на берёзе все ещё висели желтые листочки.

Когда пришла зима, дети побежали кататься на лыжах. Обращаю внимание, что союзы когда, чтобы могут стоять в начале предложения.

VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 

Задание 5. Следующее задание позволит мне выяснить, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему.   Заполните таблицу. «с» – сложное предложение; «п» – простое предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложениях не расставлены.

1-й вариант.

1) Простоквашинцы сразу обрадовались и дружно побежали машину вытаскивать.

2) А дядя Федор зверей любил и у него с мамой всегда были разные споры.

3) Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест.

4) Дядя Федор сел в автобус и поехал.

5) А кот по берегу ходил и все грустил о разных океанах.

1вариант

1

2

3

4

5

ответ

2-й вариант

1) Взяли они этот сундук и домой пошли.

2) Шарик на ногах не удержался от неожиданности и с телеги полетел вверх тормашками.

3) Шарик коробку с лекарствами в зубах принес и мама дала дяде Федору таблетку с горячим молоком.

4) Жили бы вы у нас и дядя Федор никуда бы не ушел.

5) Цветы к солнцу потянулись и бабочки откуда-то выбрались.

2вариант

1

2

3

4

5

ответ

Итог урока.

1.Итак, какую тему мы изучали на уроке?

2.Какие цели были поставлены в начале урока, достигли ли мы их?

3.Какие затруднения вы испытали в начале урока, удалось ли их преодолеть?

4.К какому выводу мы пришли?

VII. Домашнее задание

Параграф 46, стр. 107-108 учить - всем.  

На выбор: упр.235 или выписать из художественного произведения сложные предложения и простые с однородными членами предложения. (по три примера ). Подчеркнуть грамматические основы и однородные члены предложения, составить схемы.

По желанию пройти тестирование https://onlinetestpad.com/ru/tests/russian

VIII. Рефлексия.

 - Ребята, мы сегодня хорошо поработали, но достигли мы тех целей, которые ставили перед собой? 

- Какие затруднения вы испытали в начале урока, удалось ли их преодолеть? Повторите, пожалуйста, какое предложение называется сложным? Как связаны части сложного предложения? Как разделяются простые предложения в составе сложного?

- Мне хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями, что понравилось на уроке, что показалось сложным?

Продолжите высказывания, оценивая  свою работу на уроке.

Сегодня я узнал…                

Было интересно…                

Было трудно…

Я понял, что…                      

 Теперь я могу…                    

Я научился…

У меня получилось …

или

- На уроке мне больше всего понравилось…

 - Мне было легко…

- У меня вызвало затруднение… .

   Можно предложить ученикам оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха и смайлики, и объяснить свою оценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе

Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"

Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...

урок русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка. Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении". На уроке используется групповая работа. Учащиеся повторят постановку двоеточия в БСП (м...

Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс

      Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...

Презентация к уроку русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 9.класс.

Компьютерная презентация к уроку русского языка "Двоеточие в бессовюзном сложном предложении". 9 класс....