План-конспект урока русского языка. 5 класс. Простое и сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка по теме
«Простое и сложное предложение».
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок «открытия нового знания»
УМК: Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. - М: Просвещение, 2015.
Цели: образовательные: создать условия для формирования предметных компетенций (знать различие между простыми и сложными предложениями; уметь определять количество основ в предложении; уметь определять средства связи (союзные / бессоюзные); правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; «читать» схему простых и сложных предложений;
развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию умений работать в группе, развитию информационной компетенции;
воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.
Формируемые УУД
Предметные:
Знать различие между простыми и сложными предложениями.
Уметь определять количество основ в предложении.
Уметь определять средства связи (союзные / бессоюзные).
Правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения.
«Читать» схему простых и сложных предложений.
Метапредметные: быть готовым слушать собеседника; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.
Личностные: формировать интерес к русскому языку и литературе.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем занятии присутствуют гости. Пожалуйста, настройтесь на работу и постарайтесь показать всем, что вы знаете и умеете. Я желаю вам успехов и творческих удач!
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, вы уже достаточно много знаете о простом предложении. И мне хотелось бы проверить ваши знания.
Задание 1-е. Работа заключается в следующем. На слайде вы видите схемы простого предложения, а перед вами лежит задание с предложениями. Найдите соответствие между предложением и схемой. Схемы начертите рядом с предложениями. Дайте характеристику одного из предложений. или Я показываю схему предложения, а вы находите предложение, соответствующее ей, и записываете номера предложений.
1) Доброе летнее утро настало, на каждой былинке роса заиграла.
2) Родная планета! Мы любим тебя.
3) Какое чудесное слово!
4) Нам рассказывают тайны реки, горы и леса.
5) Я побывал всюду: в музее, в театре, в картинной галерее.
1. простое предложение с обращением.
2. простое предложение с однородными членами
3. предложение с обобщающим словом и однородными членами
4. простое предложение с восклицательным знаком на конце.
- Какое предложение осталось без схемы? Почему?
- Удалось ли выполнить разбор первого предложения? Нет. Какие трудности у вас возникли?
- Чем необычно это предложение? Первое предложение нельзя назвать простым, мы такие предложения ещё не разбирали.
Давайте разбираться вместе.
- Назовите грамматические основы 1-го предложения.
- В первом предложении две грамматические основы. Сколько простых предложений в нём? …Два.
-Прочитайте 1 простое предложение, имеет ли оно интонацию конца предложения? Связано ли со вторым предложением по смыслу? (Первое предложение не имеет интонации конца предложения и связано со вторым по смыслу).
- Кто уже догадался, как называются такие предложения? Сложные.
-Построим схему 1 предложения.
- Мы разобрали два предложения и выяснили, что 2-е предложение простое, а первое - сложное, так как в нем две грамматические основы.
- Какой вывод мы можем сделать? Предложения бывают не только простыми, но и сложными.
III. Целеполагание
- Исходя из этого вывода, сформулируйте тему урока и запишите её.
- Какие цели вы поставите перед собой на этот урок? Что нужно вам узнать и чему научиться?
Используйте опорные слова, написанные на слайде.
1.Научиться определять сложное предложение
2.Научиться различать _____ и _______ предложения
3. Научиться ставить ___________ в ______предложениях
Молодцы, цели поставили верные.
- Научиться определять сложное предложение
- Научиться различать простые и сложные предложения
3. Научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях
Слайд
IV. Освоение нового.
Чтобы познакомиться со сложным предложением, можно заглянуть в учебник и прочитать параграф. Но я предлагаю более интересный путь - исследовательский.
- Что отличает предложение от словосочетания? Наличие грамматической основы. Сколько грамматических основ в простом предложении? А в сложном? Две. Их, ребята, может быть гораздо больше, но не менее двух. Какое предложение мы называем сложным? Предложение, в котором два и более простых предложения.
- Когда я готовилась к уроку, я нашла вот такое высказывание: «Сложное предложение – это сочетание или сцепление предложений». А как же «сцепляются простые предложения»? Вот это вы и должны выяснить сейчас. Работа в группах. Перед вами предложения. Ваша задача – исследовать их и выдвинуть гипотезу о том, с помощью чего могут быть связаны простые предложения в составе сложного.
(Ребята подчёркивают грамматические основы, выделяют союзы и т.д.).
Задание 2 (по группам)
1-я группа:
В саду уже поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми.
Уже румянит осень клёны, а ельник зелен и тенист.
В роще сонной и пустой дрожат от холода осины, и долго листик золотой летит за стаей журавлиной.
2-я группа:
1. Снег выпадал и таял, потому что земля ещё не остыла.
2. Когда зима подойдёт к концу, вы загляните в живой уголок.
3. Лёд на реке затрещит, если вечером ударит мороз.
3-я группа:
1. Поёт капель, идёт апрель.
2. Дождь прошёл, трава блестит, в небе радуга стоит.
3. Вот и лес оделся, песни птичек зазвенели, над травой цветов головки ярко запестрели. слайд
На подготовку 2 минуты. Далее один из представителей группы выдвигает свою гипотезу. Обратите внимание, что некоторые союзы могут стоять в самом начале предложения. Остальные слушают и проверяют правильность их слов. (Смотрят на слайд).
Делаем общий вывод. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.
- Прочитайте правило на странице 107-108 учебника, и сверьте с выводами, к которым мы пришли.
- Как связаны части сложного предложения, вы теперь знаете, а что их разделяет? Правильно, запятая. Самое важное при изучении сложного предложения - научиться ставить запятую между его частями.
Задание 3. Списать предложение, подчеркнуть грамматические основы, составить схемы и расставить знаки препинания.
1. Вершить мы мечтаем б..льшие д..ла чтоб Родина нами г..рдиться м…гла.
2. Над Москвою розовеют дали, утро начинается в Москве.
- Значение какого слова вам непонятно? Вершить.
- Попробуйте объяснить его значение с помощью знакомого вам однокоренного слова. (Совершить). Учитель дополняет ответ учащихся:
ВЕРШИ́ТЬ. ВЫСОКОГО СТИЛЯ (с окраской торжественности). Выполнять, распоряжаться, управлять.
Вершить дела или вершить делами.
Отвечают, сначала называя орфограммы, потом делают разбор.
- По-моему мы очень хорошо справились с задачей. Теперь вы знаете, что такое сложное предложение и чем оно отличается от простого.
- Самым «ошибкоопасным» союзом считается союз и. Как вы думаете, почему?
- Потому что он связывает и части сложного предложения, и однородные члены предложения.
- Следовательно, нам нужно выработать алгоритм, который не позволит совершить ошибку в определении роли союза и в предложении.
Напоминаем, что такое алгоритм.
Алгоритм- система последовательных операций для решения какой-нибудь задачи.
Алгоритм
1. Определяем количество грамматических основ в предложении.
↙ ↘
одна две и более
предложение с однородными членами сложное предложение
↓ ↓
запятая не ставится запятая ставится
- Мы проделали большую работу, предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Этап первичного закрепления.
Задание 4-е
Выборочный диктант. Все получают одинаковые карточки, но задание выполняют разное:
1-й вариант выписывает сложные предложения с союзом и;
2-й вариант выписывает простые с однородными членами, связанными союзом И.
1) Дверь каморки растворилась и пок..зался Герасим. 2) Ты береги эти св…тые слова и д..рожи ими. 3)Женя взобралась по лес..нице и спрыгнула на пол чердака. 4) Васёк свис…нул и отряд живо собрался вокру… командира. Взаимопроверка.
Резервное задание. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы. Составьте сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи по заданному началу: Пришла зима…
Пришла зима, и выпал снег.
Пришла зима, но на берёзе все ещё висели желтые листочки.
Когда пришла зима, дети побежали кататься на лыжах. Обращаю внимание, что союзы когда, чтобы могут стоять в начале предложения.
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Задание 5. Следующее задание позволит мне выяснить, насколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему. Заполните таблицу. «с» – сложное предложение; «п» – простое предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложениях не расставлены.
1-й вариант.
1) Простоквашинцы сразу обрадовались и дружно побежали машину вытаскивать.
2) А дядя Федор зверей любил и у него с мамой всегда были разные споры.
3) Идет себе дядя Федор по лестнице и бутерброд ест.
4) Дядя Федор сел в автобус и поехал.
5) А кот по берегу ходил и все грустил о разных океанах.
1вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ |
2-й вариант
1) Взяли они этот сундук и домой пошли.
2) Шарик на ногах не удержался от неожиданности и с телеги полетел вверх тормашками.
3) Шарик коробку с лекарствами в зубах принес и мама дала дяде Федору таблетку с горячим молоком.
4) Жили бы вы у нас и дядя Федор никуда бы не ушел.
5) Цветы к солнцу потянулись и бабочки откуда-то выбрались.
2вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ |
Итог урока.
1.Итак, какую тему мы изучали на уроке?
2.Какие цели были поставлены в начале урока, достигли ли мы их?
3.Какие затруднения вы испытали в начале урока, удалось ли их преодолеть?
4.К какому выводу мы пришли?
VII. Домашнее задание
Параграф 46, стр. 107-108 учить - всем.
На выбор: упр.235 или выписать из художественного произведения сложные предложения и простые с однородными членами предложения. (по три примера ). Подчеркнуть грамматические основы и однородные члены предложения, составить схемы.
По желанию пройти тестирование https://onlinetestpad.com/ru/tests/russian
VIII. Рефлексия.
- Ребята, мы сегодня хорошо поработали, но достигли мы тех целей, которые ставили перед собой?
- Какие затруднения вы испытали в начале урока, удалось ли их преодолеть? Повторите, пожалуйста, какое предложение называется сложным? Как связаны части сложного предложения? Как разделяются простые предложения в составе сложного?
- Мне хочется, чтобы вы поделились своими впечатлениями, что понравилось на уроке, что показалось сложным?
Продолжите высказывания, оценивая свою работу на уроке.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
или
- На уроке мне больше всего понравилось…
- Мне было легко…
- У меня вызвало затруднение… .
Можно предложить ученикам оценить свою работу на уроке, используя лестницу успеха и смайлики, и объяснить свою оценку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Технология развивающего обучения на уроках русского языка в процессе изучения сложного предложения в основной школе
Технология развивающего обучения является одной из самых наиболее гибких, эффективных и универсальных технологий обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более...
Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс
Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...
Конспект урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
Конспект дистанционного урока по русскому языку в 11 классе...
урок русского языка "Тире в бессоюзном сложном предложении"
Данный материал представляет собой конспект урока русского языка. Тема: "Тире в бессоюзном сложном предложении". На уроке используется групповая работа. Учащиеся повторят постановку двоеточия в БСП (м...
Методическая разработка урока русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" 9 класс
Разрешите предложить Вашему вниманию урок для 9 класса. Этот урок проводился в цикле уроков по теме «Бессоюзное сложное предложение», а идею подсказала «Б...
Презентация к уроку русского языка "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении". 9.класс.
Компьютерная презентация к уроку русского языка "Двоеточие в бессовюзном сложном предложении". 9 класс....