разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Селезнева Ольга Константиновна

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

 

Цель урока:

  • Проверить знания теоретического материала по теме.
  • Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.
  • Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_8_klass_odnosostavnye_predlozheniyarar.rar154.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

Цель урока:

  1. Проверить знания теоретического материала по теме.
  2. Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы  

 

  Добрый день, друзья.

В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.

— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение ?

— Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.

Я рада  всех вас видеть на занятии  русского языка. Знания, полученные вами на предыдущих уроках  помогут точнее, грамотнее, лаконичнее выражать свои мысли

Я вам прочту стихотворные строки, а вы мне скажете, что общего, с точки зрения русского языка,  лежит в   построении предложений.

Слайд 1.                                                           Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск января,

И лобзания, и слезы,

                                                                         И заря, заря! А.Фет

Плетемся по грибы.

 Шоссе. Леса.  Канавы.

Дорожные столбы

Налево и направо.

С широкого шоссе

Идем во тьму лесную.

По щиколку в росе

Плутаем врассыпную

Б. Пастернак

Не видно птиц. Покорно чахнет

   Лес, опустевший и больной.

    Грибы сошли, но крепко пахнет

                                                                     В овраге сыростью грибной. И.Бунин

 Ответ: Они построены при помощи односоставных предложений.

- Определите, какой вид односоставных предложений используется в стихотворении А.Фета. (Назывные)

- В стихотворении  Б. Пастернака  (Назывные, опред - личн)

- В стихотворении И.Бунина (безличные)

Это новая тема? Нет

Значит тема урока:

 слайд №2           Повторение по теме: Односоставные предложения

Оформить тетради  (5 мин)

О каких видах предложений можно вспомнить, глядя на  весы? (В двусоставных грамматическая основа подобна весам: на двух чашах весов - подлежащее и сказуемое. У односоставных одна чаша весов -  пустая)

Назовите виды односоставных предложений по составу грамматической основы. (После ответов учащихся  Слайд №3)

 

Слайд№4 А теперь заполните  таблицу. Она у вас дана на листах.

Слайд №5 Проверим по желанию  

Я вам предлагаю поработать в парах.  

Заполните лист "Алгоритм определения видов односоставных предложений"

Проверим слайд №6      (5 мин)

Слайд № 7 Практическая работа на оценку (нет ошибок - "5", 1,2 ошибки - "4", 3 ошибки - "3")

2 человека у доски (На обороте доски)

на слайдах примеры предложений.

Задание: подчеркнуть гр основу, начертить схему, определить по алгоритму вид односоставного предложения:

  1. В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.

                               [безл.], и [двусост.].

  1. Еще напор, и враг бежит.  

                            [наз.], и [ двусост.].

 

  1. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали.

                             [двусост.], и [ н.-л.].

 

4.Дубрав не видно, и степь нагая над морем стелется одна.

                             [безл. ], и  [ двусост. ].  (5 мин)

Графический диктант

  Учитель диктует предложения, а ученики записывают только вид предложения и сразу показывают ответ учителю. Ошибки должны быть прокомментированы сразу:

1. Сердца жаркого не залить вином.–б.л.
2. Утро туманное, утро седое. – н.л.
3. Гляжу на будущность с боязнью. - о.л.

4. Мне надо действовать. - б.л.
5. Каких предложений не было?- н.л.

Самооценка по определённой шкале:

нет ошибок – «5»; 1ошибка – «4»; 2 ошибки - «3».

Оценки сразу выставляются в журнал

  Построить предложения по схемам. (схемы начерчены на доске)

безл.

назыв.

1.                     , и

двусост.

назыв.

2.                     , и

3.                     , и

н/л

назыв.

                                        

РАБОТА В ГРУППАХ

Теперь вы знаете виды односоставных предложений, умеете строить предложения по схемам. И я  вам предлагаю исследовательскую работу по тексту  А.С.Пушкина "Капитанская  дочка". Вам даны отрывки диалогов.

Задание:

назвать героев диалога

подчеркнуть односоставное предложение и определить его вид.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП

ВЫВОД: кто и с какой целью использует односоставные  предложения  в речи? (Поэты - выражают чувства

писатели  в диалогах при помощи односоставных предложений создают характер героя, в разговорной речи используютя опр -личн)

И вам я предлагаю свою речь делать яркой, выразительной, используя односоставные  предложения.    

       Посмотрите на иллюстрации  зимнего леса

  Сочинение – миниатюра (5 предложений):

«Зимний лес». Обязательно должны быть употреблены односоставные предложения

Например, назывные: Зимнее морозное утро.

безличное  Хорошо зимой в лесу, в царстве покоя и беззвучия.

А дальше описание жизни в зимнем лесу (снегири, белка, заяц), а может состояние человека, попавшего в зимний лес (5 мин)

Тихо зимой в лесу, в царстве покоя и беззвучия. Замерли травы, кусты и деревья.

Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая.

А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой!

 Использовать как назывные, так и другие типы односоставных предложений.

Чтение работ

На столе записки:

 При изучении темы "Односоставные предложения"

  1. Хорошо понял.....
  2. Плохо разобрался в.......
  3. Мне было интересно .....
  4. Хочу предложить ....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"

Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...

Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения"  ФГОС...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....