разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Цель урока:
- Проверить знания теоретического материала по теме.
- Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.
- Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_8_klass_odnosostavnye_predlozheniyarar.rar | 154.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Цель урока:
- Проверить знания теоретического материала по теме.
- Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.
- Воспитывать любознательность, любовь к природе, интерес к изучению русского языка и литературы
Добрый день, друзья.
В древние времена жил человек Чжу. Однажды он узнал, что старый охотник Ма Тэн умеет убивать драконов. Чжу пришел к нему и попросил научить убивать драконов.
— Это трудное искусство. Готов ли ты без отдыха пять лет учиться с утра до вечера? Есть ли у тебя деньги, чтобы заплатить за учение ?
— Да, — сказал Чжу и приступил к учению. Прошло пять долгих лет. Все эти годы он прилежно учился побеждать драконов. Он вернулся в деревню без копейки в кармане, но зато мог победить любого дракона. Чжу прожил долгую жизнь, но ни разу не повстречался с драконом. И так как он ничего не умел делать, то жизнь его протекала в горести и нужде. И только состарившись, Чжу понял простую истину: познания хороши те, которые нужны людям и приносят им пользу.
Я рада всех вас видеть на занятии русского языка. Знания, полученные вами на предыдущих уроках помогут точнее, грамотнее, лаконичнее выражать свои мысли
Я вам прочту стихотворные строки, а вы мне скажете, что общего, с точки зрения русского языка, лежит в построении предложений.
Слайд 1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! А.Фет
Плетемся по грибы.
Шоссе. Леса. Канавы.
Дорожные столбы
Налево и направо.
С широкого шоссе
Идем во тьму лесную.
По щиколку в росе
Плутаем врассыпную
Б. Пастернак
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В овраге сыростью грибной. И.Бунин
Ответ: Они построены при помощи односоставных предложений.
- Определите, какой вид односоставных предложений используется в стихотворении А.Фета. (Назывные)
- В стихотворении Б. Пастернака (Назывные, опред - личн)
- В стихотворении И.Бунина (безличные)
Это новая тема? Нет
Значит тема урока:
слайд №2 Повторение по теме: Односоставные предложения
Оформить тетради (5 мин)
О каких видах предложений можно вспомнить, глядя на весы? (В двусоставных грамматическая основа подобна весам: на двух чашах весов - подлежащее и сказуемое. У односоставных одна чаша весов - пустая)
Назовите виды односоставных предложений по составу грамматической основы. (После ответов учащихся Слайд №3)
Слайд№4 А теперь заполните таблицу. Она у вас дана на листах.
Слайд №5 Проверим по желанию
Я вам предлагаю поработать в парах.
Заполните лист "Алгоритм определения видов односоставных предложений"
Проверим слайд №6 (5 мин)
Слайд № 7 Практическая работа на оценку (нет ошибок - "5", 1,2 ошибки - "4", 3 ошибки - "3")
2 человека у доски (На обороте доски)
на слайдах примеры предложений.
Задание: подчеркнуть гр основу, начертить схему, определить по алгоритму вид односоставного предложения:
- В одну минуту дорогу занесло, и окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой.
[безл.], и [двусост.].
- Еще напор, и враг бежит.
[наз.], и [ двусост.].
- Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали.
[двусост.], и [ н.-л.].
4.Дубрав не видно, и степь нагая над морем стелется одна.
[безл. ], и [ двусост. ]. (5 мин)
Графический диктант
Учитель диктует предложения, а ученики записывают только вид предложения и сразу показывают ответ учителю. Ошибки должны быть прокомментированы сразу:
1. Сердца жаркого не залить вином.–б.л. 4. Мне надо действовать. - б.л. | Самооценка по определённой шкале: нет ошибок – «5»; 1ошибка – «4»; 2 ошибки - «3». Оценки сразу выставляются в журнал |
Построить предложения по схемам. (схемы начерчены на доске)
безл.
назыв.
1. , и
двусост.
назыв.
2. , и
3. , и
н/л
назыв.
РАБОТА В ГРУППАХ
Теперь вы знаете виды односоставных предложений, умеете строить предложения по схемам. И я вам предлагаю исследовательскую работу по тексту А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Вам даны отрывки диалогов.
Задание:
назвать героев диалога
подчеркнуть односоставное предложение и определить его вид.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП
ВЫВОД: кто и с какой целью использует односоставные предложения в речи? (Поэты - выражают чувства
писатели в диалогах при помощи односоставных предложений создают характер героя, в разговорной речи используютя опр -личн)
И вам я предлагаю свою речь делать яркой, выразительной, используя односоставные предложения.
Посмотрите на иллюстрации зимнего леса
Сочинение – миниатюра (5 предложений):
«Зимний лес». Обязательно должны быть употреблены односоставные предложения
Например, назывные: Зимнее морозное утро.
безличное Хорошо зимой в лесу, в царстве покоя и беззвучия.
А дальше описание жизни в зимнем лесу (снегири, белка, заяц), а может состояние человека, попавшего в зимний лес (5 мин)
Тихо зимой в лесу, в царстве покоя и беззвучия. Замерли травы, кусты и деревья.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, берлога, норка или гнездо. Хорошо тому, у кого запасов полная кладовая.
А птицы сильно страдают зимой от холода и голода. Не усидеть маленьким птичкам ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапки. Надо прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Ох, как трудно им приходится! Помогайте маленьким пернатым друзьям зимой!
Использовать как назывные, так и другие типы односоставных предложений.
Чтение работ
На столе записки:
При изучении темы "Односоставные предложения"
- Хорошо понял.....
- Плохо разобрался в.......
- Мне было интересно .....
- Хочу предложить ....
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка. Тема: "Главные члены предложения"
Урок - индивидуального обучения . Проводился в 10 классе со сложным дефектом. Урок - обобщение по разделу. К уроку была приготовлена презентация. Использовалась интерактивная доска.Это активизировало ...
Разработка урока русского языка по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка в 8 классе по теме: "Назывные предложения. Роль назывных предложений в художественной литературе".
Методическая разработка для учащихся 8-го класса....
Методическая разработка урока русского языка "Роль местоимений в предложении" 5 класс (образовательная система "Школа 2100")
Разработка урока русского языка...
Методическая разработка урока русского языка "Распространенные и нераспространенные предложения" 5 класс
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тема "Распространенные и нераспространенные предложения" ФГОС...
Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.
Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....