Разработка урока русского языка 5 класс "Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5-м классе
по теме "Обращение"
разработала учитель русского языка и литературы МКОУ «Подстепновская СОШ» Луговец Лилия Владимировна
Цели урока:
Познавательные: узнать, что такое обращение, какова его функция и как использовать обращение в речи.
Развивающие: развивать логическое мышление; развивать умение работать в команде.
Воспитательные: воспитывать умение внимательно прислушиваться к чужому мнение; воспитывать уважение к русскому языку.
Задачи обучения:
1.Формировать умение находить обращения в предложении.
2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.
3.Формировать умение составлять предложения с обращением.
5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
6.Формировать умение верно ставить знаки препинания в предложениях с обращениями
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, ребята, я рада всех вас видеть. Как настроение?
Мы продолжаем с вами изучение раздела «Синтаксис и пунктуация», и сегодня мы будем говорить об этикете. Кто знает, что обозначает это слово? А как можно узнать?(Ребята отвечают, что можно посмотреть в толковом словаре. Учитель предлагает одному ученику найти слово и зачитать вслух толкование слова «этикет»
Этикет, Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. Дипломатический этикет Речевой этикет
Мы с вами будем говорить об общегражданском этикете, то есть о правилах поведения людей в различных местах.
II.Проверка домашнего задания
- Мини-тест (1 для сильных обучающихся: Алексеева В., Герингер Я. 1 — для слабого обучающегося Беззубцев Д. (приложение №1, 2)
- Работа у доски: подчеркнуть в предложении все члены, обозначить однородные члены и составить схемы (2 обучающихся со средним уровнем успеваемости — Зиннер Ж., Бакулин А.)
Этикет — правила поведения людей в гостях, на работе, в школе.
Правила этикета полезны всем: детям, взрослым и старикам.
- Проверка работы ребят у доски ( 2 обучающихся — Сохатюк И., Лончаков Е.).
- Актуализация. Сообщение темы и целей урока
(Слайд-презентация)
1 слайд: На экране Два предложения: Во время еды не клади ло..ти на стол.
Андрей, никогда не разговаривай с набитым ртом.
Прочтиете предложеия. В каком из них понятно, к кому обращаются с речью? Благодаря какому слову?
Такие слова называются обращениями.
Что мы должны узнать на уроке?
Чему мы должны научиться?
(ответы детей)
- Изучение новой темы.
Ребята давайте попытаемся сформулировать, что же такое «обращение»
(ответы детей)
Теперь прочтите определение в учебнике на странице 85. Верно мы сформулировали определение понятия? Что есть в определении из учебника, чего мы не назвали? (дети отвечают, что обращением может быть не только слово, но и сочетанием слов).
2 слайд:
- Перед вами таблица «Знаки препинания в предложениях с обращениями», но она пустая. Определите задачу для себя (дети отвечают, что они должны заполнить ее примерами). Такие же таблицы учитель раздает детям.(приложение №3)Для работы детей делю на две группы.
3 слайд:
- Выберите предложения для каждого столбца таблицы.
После заполнения таблицы, детям предлагается сформулировать, правило постановки знаков препинания в предложениях с обращениями. Затем вместе читаем материал учебника на стр. 86.
- Подчеркните в предложениях из таблицы главные члены предложения. Заостряем внимание на том, что обращения не являются никакими членами предложения. Делаем еще один вывод: Обращение не является членом предложения.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
- По правилам этикета обращаться к человеку нужно исходя из обстановки. Иногда мы допускаем ошибки, подбирая неверное обращение.
(слайд №4) Вставьте на место пропуска обращения из слов для справок, запиши полученные предложения, расставь знаки препинания.
(после выполнения задания обучающиеся обмениваются тетрадями и прверяю правильность выполнения задания по проверочному слайду №5)
Учитель зачитывает критерии оценивания, дети выставляют оценки. Обсуждение оценок.
VII. Домашнее задание.
§42 правило выучить, упражнение 211 (составить предложения на тему «Этикет»)
или написать мини-сочинение «Для чего нужны обращения?»
Итоги урока.
Продолжите синквейн:
Обращение
Дружеское, уважительное.
…...........................................................
…..............................................................................
….............................................
Итак, какие вопросы мы с вами рассмотрели сегодня на уроке?
Что такое обращение? Где могут находиться обращения в предложении и как они выделяются на письме?
Выставление оценок.
На следующем уроке мы продолжим изучать тему “Обращение”, урок закончен.
Приложение №1
1.Продолжи фразу:
Главные члены предложения - это …....................... и............................ .
Второстепенные члены — это …............................., …..................., …..................... .
- В предложении: «Мужчина всегда пропускает даму вперед» выделенное слово является
а) подлежащим
б) дополнением
в) обстоятельством
- Запишите предложение, дополнив его обстоятельством, расставьте знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения: «Лица мужского пола мужчины юноши и мальчики должны снимать головные уборы».
Приложение №2
1.Продолжите фразу
Подлежащее отвечает на вопросы: …..................? …...................? Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? …...................................? …....................................?
…...................................................?....................................................?
- Подчеркните в предложении все члены, напишите на какие вопросы они отвечают.
Воспитанный человек не перебивает собеседника, не смеется громко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...
Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными"
В данной методической разработке представлена технологическая карта урока с приложениями по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», разработ...
Разработка урока русского языка в 5 классе "Сложное предложение"
Работа создана с целью формирования представления о сложном предложении, формировании способности определять сложное предложение....