Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного урока носит практическую направленность в использовании полученных знаний учащимися в жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний об алфавите, т.к. в современном мире без них не обойтись. В ходе урока ребята окунуться в мир прошлого, к истокам возникновения славянской письменности, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.
На уроке используются проблемный, поисковый методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии. В занимательной форме, решая разноуровневые лингвистические задачи, дети формируют прочные знания о лексике и умение применять их на практике. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.
Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_alfavit.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного урока носит практическую направленность в использовании полученных знаний учащимися в жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний об алфавите, т.к. в современном мире без них не обойтись. В ходе урока ребята окунуться в мир прошлого, к истокам возникновения славянской письменности, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.
На уроке используются проблемный, поисковый методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии. В занимательной форме, решая разноуровневые лингвистические задачи, дети формируют прочные знания о лексике и умение применять их на практике. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.
Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.
Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе.
Методический конструктор учебного занятия
Название УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский Предмет русский язык Класс 5
Тема урока: «Алфавит»
Место и роль урока в изучаемой теме первый урок в разделе «Фонетика»
Тип урока: изучение новой темы
Цель урока: закрепить имеющиеся знания учащихся об алфавите
Задачи урока:
-обучающие: учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать имеющиеся знания об алфавите; устанавливать аналогии, соотносить полученные знания об истории славянской письменности с уже имеющимися;
-развивать познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность;
- воспитательные: формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость и способность к организации своей деятельности; умение планировать свою деятельность.
Этап урока | Время, мин. | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование универсальных учебных действий |
1.Организационный момент | 1 мин | - | - | - | Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности | Приветствуют учителя | |
2. Стадия вызова | 3 мин. | - Чего больше: зубов у взрослого человека или букв в алфавите? Гласных букв или согласных? - Правда ли, что в русском алфавите есть буквы, которые нельзя назвать ни гласными, ни согласными? - Как правильно называются буквы Л,Р, С, Ф, Ч, М, Щ? - Сколько лет славянской азбуке? - С какой буквы – А или Б – начинаются только заимствованные слова? Слайд № 1 | Прием «Знаю – не знаю- хочу узнать» | Индивидуальная работа на отпечатанных листах с заданиями | Учитель объясняет задание и дает возможность учащимся сделать осознанный самостоятельный выбор ответа | Пишут около каждого вопроса в соответствии со своими знаниями «Знаю- не знаю – хочу узнать» | Логические УУД: анализ, синтез, причинно-следственные связи |
3. Сравнение своих выводов с эталоном ответов | 1 | 1.Букв в алфавите больше, чем зубов; 2.Согласных букв больше; 3.Да; 4.«Эль», «Эр»,»Эс», «Фэ», «Чэ», «Эм», «Ща» 5.Более 11 веков 6.С буквы «А» начинаются заимствованные слова. | Самопроверка | Индивидуально сверяют свои ответы с эталоном | Раздает ответы | Сверяют свои ответы с правильными | Логические УУД: сравнение |
3. Целеполагание | 1 | - | проблемный | фронтальный опрос | Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке? Чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке? | Формулируют тему, ставят цели, записывают в тетрадях число и тему урока. | Регулятивные УУД: целеполагание |
4 .Знакомство с теоретическим материалом «История современного русского алфавита» | 7 | Слово учителя: В ходе моего рассказа записывайте опорные слова. История современного русского алфавита чрезвычайно интересна. Слайд 2. На основе греческой была создана старославянская азбука выходцами из Болгарии Кириллом и Мефодием в 9 веке. И получила распространение на Руси после принятия христианства в 988г. Эта азбука получила название – кириллица. - Кем была создана русская азбука? На тот момент в ней было 44 буквы Слайд №3 -Напишите свое имя по старославянской азбуке. Азбука претерпела изменения посредством 2-х крупных реформ. В 18 веке (слайд №4) Петр 1 и Н.М.Карамзин произвели 1 крупную реформу: убрали надстрочные знаки (что «отменило» букву Й) и упразднены многие дуплетные буквы и буквы использовавшиеся для записи чисел (что стало неактуальным после перехода на арабские цифры). К последней реформе алфавит пришел в 37 буквенном составе. Реформа 1917-18гг. (слайд № 5) отменила буквы i, ь, ъ(ер), ь (ерь), в результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв. | Прием маркирования: ۷ («галочка») – отмечаются известные сведения; + («плюс») – новые знания; - («минус») – неизвестные ранее знания; ? («вопрос») – то, что осталось непонятным. | Индивидуальная самостоятельная работа | В ходе своей работы отмечайте известные условные обозначения около каждого абзаца. Работа будет идти по абзацам с перерывами на слайдовый просмотр. | Изучают теоретический материал, соотнося свои знания с предлагаемыми. | Общеучебные УУД: на основе прочитанного структурирование собственных знаний. Логические УУД: умение анализировать, строить причинно-следственные отношения. |
5. Первая стадия рефлексии | 7 | 1. А теперь закончите фразу : « В 9 веке …» (слад №6) 2. - Кто может рассказать современный русский алфавит? 3. Оформите свои выводы, полученные знания в виде таблицы, схемы, синквейна, научного высказывания. | Проблемный | Практическая работа: составление письменного ответа | Корректирует высказывания учащихся | Заканчивают фразу, вспоминают и рассказывают алфавит, проверяют себя с учебником стр.119, упр. 284. Составляют удобное для запоминания оформление. | Познавательные УУД: осмысленное использование полученных знаний; Логические УУД: обобщение , моделирование, творческое действие |
6. Физминутка | 1 | Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места: Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали. Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь Будто упругий мяч. | Здоровьесбережение | Физические упражнения | Эмоциональный настрой и выполнение вместе с учениками | Под руководством физорга выполняют упражнения | Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни |
7. Корректировка целей | 1 мин | проблемный | фронтальная | Направляющая: ребята, анализируя проделанную работу, не хотели бы вы внести коррективы в ранее поставленные цели? | Корректирующая | Познавательные УУД: моделирование, структурирование учебной цели. | |
8. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений. | 8 мин. | 1.Где еж? (слайд №8) (Ответ: в алфавите слайд №8) 2.Задача №2 История телефона (слайд №9) Первые телефонные номера в России состояли из цифр и букв: К-5-12-36; Б-1-34-05. Поэтому на дисковых аппаратах вместе с цифрами были буквы . Почему не было буквы З? Ответ (слайд №10) 3.Задача №3. «Переведи верблюда через пустыню (слайд №11) Представим, что библиотека Абдулы Касыма Измаила состояла из книг, написанных на русском языке, - каждый верблюд вез только одну книгу, - у каждого верблюда было имя – первая буква из названия книги. Спрашивается: - Сколько всего верблюдов в караване? - Как зовут верблюда, который идет в караване первым? Последним? Шестым? Предпоследним? - Как зовут верблюда, который идет между верблюдами по кличке Т и Ф? Х и Ч? - Как зовут верблюдов , которые стоят слева и справа от верблюда Ы? Л? Б? - Как зовут трех верблюдов, которые шагают за верблюдом Н? Е?Ч? Сверьте свои ответы с правильными (слайд №12) Задача 4 (слайд №13) Прочитайте текст. Закончите фразу. Алеф – первоначально финикийский иероглиф со значением «бык». Тогда альфабет (алфавит) в дословном переводе – быкодом. А русское слово азбука приходится понимать как ___________ Ответ (слайд №14) | Поисковый (ученики ищут ответы на поставленные задачи) | Групповая работа (класс делится на четыре группы) | Учитель раздает каждой группе задачи | Находят совместное решение, выдвигают лидера группы, который будет защищать их интересы. | Логические УУД: анализ полученной информации; построение алгоритма рассуждения; выявление практической значимости. Коммуникативные УУД: умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателями. Знаково-символические УУД: - преобразование учебного материала; - выделение существенного; - отрыв от конкретных ситуативных значений; - формирование обобщенных знаний. |
9. Вторая стадия рефлексии | 12 мин. | 1. Расскажите алфавит друг другу 2. упр.285. Различение звука и буквы. 3. упр. 286. Формирование навыка правильного произношения букв алфавита. | Выполнение практических заданий | Работа в парах | Учитель наблюдает за работой в парах | Выполняют задания, корректно оценивая друг друга | Логические УУД: - умение анализировать. Коммуникативные УУД: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: -контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном |
10. Подведение итогов | 2 мин. | - Что нового для себя вы открыли на этом уроке? Что понравилось (не понравилось)? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? | Учебный диалог | Фронтальная | Спрашивает, задает вопросы | Обоснованно высказывает свое мнение, доказывают свою роль в уроке | Коммуникативные УУД: умение четко выражать свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей, умения вступать в диалог. |
11. Домашнее задание | 1 | 1. упр. 289, §58 2. Напишите это упражнение по-старославянски. 3. Найдите интересные сведения о русском алфавите, о которых не было сказано на уроке из любого источника. (на выбор) | объяснение | Объясняет | Записывают выбранное домашнее задание | Регулятивные УУД: умение учиться и способствовать организации своей деятельности, действовать по плану. |
Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...