Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бархатова Людмила Павловна

         Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного урока носит практическую направленность в использовании полученных знаний учащимися в жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний об алфавите, т.к. в современном мире без них не обойтись. В ходе урока ребята окунуться в мир прошлого, к истокам возникновения славянской письменности, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.

     На уроке используются проблемный, поисковый методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии. В занимательной форме, решая разноуровневые лингвистические задачи, дети формируют прочные знания о лексике и умение применять их на практике. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.

     Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.

    Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_alfavit.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

         Урок – путешествие по русскому языку в 5 классе по теме «Алфавит». Разработка данного урока носит практическую направленность в использовании полученных знаний учащимися в жизни. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний об алфавите, т.к. в современном мире без них не обойтись. В ходе урока ребята окунуться в мир прошлого, к истокам возникновения славянской письменности, что, несомненно, вызовет учебную мотивацию.

     На уроке используются проблемный, поисковый методы обучения; здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физминутка), информационно-коммуникативн6ые технологии. В занимательной форме, решая разноуровневые лингвистические задачи, дети формируют прочные знания о лексике и умение применять их на практике. Активная деятельность учащихся не дает им возможности почувствовать усталость.

     Фронтальная, индивидуальная, групповая, парная формы работы дают возможность учащимся почувствовать себя в различных социальных ситуациях, что формирует полноценную личность гражданина России.

    Данный урок был представлен в качестве открытого на ШМО учителей гуманитарного цикла МБОУ «Алмалинская СОШ». Коллеги используют элементы методики в своей работе.

Методический  конструктор учебного занятия

Название УМК  Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык 5 класс»/Научный редактор акад.РАО Н.М. Шанский  Предмет  русский язык  Класс  5

Тема урока: «Алфавит»

Место и роль урока в изучаемой теме первый урок в разделе «Фонетика»

Тип урока:  изучение новой темы

Цель урока: закрепить имеющиеся знания учащихся об алфавите

Задачи урока:

-обучающие: учить сравнивать данные, анализировать, систематизировать имеющиеся знания об алфавите; устанавливать аналогии, соотносить полученные знания об истории славянской письменности с уже имеющимися;

-развивать  познавательные интересы, учебную мотивацию, любознательность;

- воспитательные: формировать нравственно-эмоциональную отзывчивость и способность к организации своей деятельности; умение планировать свою деятельность.

Этап урока

Время,

мин.

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий

1.Организационный момент

1 мин

-

-

-

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата. Приветствует учащихся, проверяет готовность к  совместной деятельности

Приветствуют учителя

2. Стадия вызова

3 мин.

- Чего больше: зубов у взрослого человека  или букв в алфавите?

Гласных букв или согласных?

- Правда ли, что в русском алфавите есть буквы, которые нельзя назвать ни гласными, ни согласными?

- Как правильно называются буквы Л,Р, С, Ф, Ч, М, Щ?

- Сколько лет славянской азбуке?

- С какой буквы – А или Б – начинаются только заимствованные слова?

Слайд № 1

Прием «Знаю – не знаю- хочу узнать»

Индивидуальная работа на отпечатанных листах с заданиями

Учитель объясняет задание и дает возможность учащимся сделать осознанный самостоятельный выбор ответа

Пишут около каждого вопроса в соответствии со своими знаниями «Знаю- не знаю – хочу узнать»

Логические УУД: анализ, синтез, причинно-следственные связи

3. Сравнение своих выводов с эталоном ответов

1

1.Букв в алфавите больше, чем зубов;

2.Согласных букв больше;

3.Да;

4.«Эль», «Эр»,»Эс», «Фэ», «Чэ», «Эм», «Ща»

5.Более 11 веков

6.С буквы «А» начинаются заимствованные слова.

Самопроверка

Индивидуально сверяют свои ответы с эталоном

Раздает ответы

Сверяют свои ответы с правильными

Логические УУД: сравнение

3. Целеполагание

1

-

проблемный

фронтальный опрос

Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Чего бы вы хотели достичь на сегодняшнем уроке?

Формулируют тему, ставят цели, записывают в тетрадях число и тему урока.

Регулятивные УУД: целеполагание

4 .Знакомство с теоретическим материалом «История современного русского алфавита»

7

Слово учителя:

В ходе моего рассказа записывайте опорные слова.

  История современного русского алфавита чрезвычайно интересна.

Слайд 2.

На основе греческой была создана старославянская азбука выходцами из Болгарии Кириллом и Мефодием в 9 веке. И получила распространение на Руси после принятия христианства в 988г. Эта азбука получила название – кириллица.

- Кем была создана русская азбука?

На тот момент в ней было 44 буквы

Слайд №3

-Напишите свое имя по старославянской азбуке.

Азбука претерпела  изменения посредством 2-х крупных реформ.

В 18 веке (слайд №4) Петр 1 и Н.М.Карамзин произвели 1 крупную реформу: убрали надстрочные знаки (что «отменило» букву Й)  и упразднены  многие  дуплетные буквы и буквы использовавшиеся для записи чисел (что стало неактуальным после перехода на арабские цифры). К последней реформе алфавит пришел в 37 буквенном составе.  Реформа 1917-18гг. (слайд № 5) отменила буквы  i, ь, ъ(ер), ь (ерь),  в результате появился нынешний русский алфавит, состоящий из 33 букв.

Прием  маркирования: ۷ («галочка») – отмечаются известные сведения; + («плюс») – новые знания; - («минус») – неизвестные ранее знания; ? («вопрос») – то, что осталось непонятным.

Индивидуальная самостоятельная работа

В ходе своей работы отмечайте известные условные обозначения около каждого абзаца.  Работа будет идти по абзацам с перерывами на слайдовый просмотр.

Изучают теоретический материал, соотнося свои знания с предлагаемыми.

Общеучебные УУД: на основе прочитанного  структурирование собственных знаний.

Логические УУД: умение анализировать, строить причинно-следственные отношения.

5. Первая стадия рефлексии

7

1. А теперь закончите фразу : « В 9 веке …»

(слад №6)

2. - Кто может рассказать современный русский алфавит?

3. Оформите свои выводы, полученные знания в виде таблицы, схемы, синквейна, научного высказывания.

Проблемный

Практическая работа: составление письменного ответа

Корректирует высказывания учащихся

Заканчивают фразу, вспоминают и рассказывают алфавит, проверяют себя с учебником стр.119, упр. 284.

Составляют удобное для запоминания оформление.

Познавательные УУД: осмысленное использование полученных знаний;

Логические УУД: обобщение , моделирование, творческое действие

6. Физминутка

1

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали.

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь

Будто упругий мяч.

Здоровьесбережение

Физические упражнения

Эмоциональный настрой и выполнение вместе с учениками

Под руководством физорга выполняют упражнения

Личностные УУД: установка на здоровый и безопасный образ жизни

7. Корректировка целей

1 мин

проблемный

фронтальная

Направляющая: ребята, анализируя проделанную работу, не хотели бы вы  внести коррективы в ранее поставленные цели?

Корректирующая

Познавательные УУД: моделирование, структурирование учебной цели.

8. Работа над нестандартными заданиями, применение их в анализе других явлений.

8 мин.

1.Где еж? (слайд №8)

(Ответ: в алфавите слайд №8)

2.Задача №2 История телефона (слайд №9)

Первые телефонные номера в России состояли из цифр и букв: К-5-12-36; Б-1-34-05.

Поэтому на дисковых аппаратах вместе  с цифрами были буквы . Почему не было буквы З?

Ответ (слайд №10)

3.Задача №3.  «Переведи верблюда через пустыню (слайд №11)

Представим, что библиотека Абдулы Касыма Измаила состояла из книг, написанных на русском языке,

- каждый верблюд вез только одну книгу,

- у каждого верблюда было имя – первая буква из названия книги.

Спрашивается:

- Сколько всего верблюдов в караване?

- Как зовут верблюда, который идет в караване первым? Последним? Шестым? Предпоследним?

- Как зовут верблюда, который идет между верблюдами по кличке Т и Ф? Х и Ч?

- Как зовут верблюдов , которые стоят слева и справа от верблюда Ы? Л? Б?

- Как зовут трех верблюдов, которые шагают за верблюдом Н? Е?Ч?

Сверьте свои ответы с правильными (слайд №12)

Задача 4  (слайд №13)

Прочитайте текст. Закончите фразу.

Алеф – первоначально финикийский иероглиф со значением «бык». Тогда альфабет (алфавит) в дословном переводе – быкодом. А русское слово азбука приходится понимать как ___________

Ответ (слайд №14)

Поисковый (ученики ищут ответы на поставленные задачи)

Групповая работа (класс делится на четыре группы)

Учитель раздает каждой группе задачи

Находят совместное решение, выдвигают лидера группы, который будет защищать их интересы.

Логические УУД: анализ полученной информации; построение алгоритма рассуждения; выявление практической значимости.

Коммуникативные УУД: умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, целями коммуникации и особенностями слушателями.

Знаково-символические УУД:

- преобразование учебного материала;

- выделение существенного;

- отрыв от конкретных ситуативных значений;

- формирование обобщенных знаний.

9. Вторая стадия рефлексии

12 мин.

1. Расскажите алфавит друг другу

2. упр.285. Различение звука и буквы.

3. упр. 286. Формирование навыка правильного произношения букв алфавита.

Выполнение практических заданий

Работа в парах

Учитель наблюдает за работой в парах

Выполняют задания, корректно оценивая друг друга

Логические УУД:

- умение анализировать.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

-контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном

10. Подведение итогов

2 мин.

- Что нового для себя вы открыли на этом уроке? Что понравилось (не понравилось)?

- Как вы оцениваете свою  работу на уроке?

Учебный диалог

Фронтальная

Спрашивает, задает вопросы

Обоснованно высказывает свое мнение, доказывают свою роль в уроке

Коммуникативные УУД: умение четко выражать  свои мысли, аргументировать свои высказывания, учитывать мнения других людей, умения вступать в диалог.

11. Домашнее задание

1

1. упр. 289, §58

2. Напишите это упражнение по-старославянски.

3. Найдите интересные сведения о русском алфавите, о которых не было сказано на уроке из любого источника.

(на выбор)

объяснение

Объясняет

Записывают выбранное домашнее задание

Регулятивные УУД: умение учиться и способствовать организации своей деятельности, действовать по плану.

Бархатова Людмила Павловна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Алмалинская средняя общеобразовательная школа», Тюльганский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.

Цель урока:            1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...

Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте

Урок разработан в технологии модульного обучения....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»

разработка урока русского языка "Диалог"...