Статья «Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интерпретации лирического произведения"
статья по литературе
Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».Этот приём позволяет учащимся открывать для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получать возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. Ребята учатся воспринимать «словесную живопись» как своеобразный, отличающийся своими особенностями, приемами вид искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poeticheskie_pyatiminutki.docx | 27.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интепретации лирического произведения
Поэзия уходит с площадей,
Расходится бесшумно по квартирам,
Чтобы взойти через сердца людей
Мерцающими звёздами над миром.
К.Ковальджи
Поэтическое слово…
Ученики не сразу испытывают чувство любви и уважения к поэтическому слову. Когда это происходит – невозможно угадать. Это чувство необходимо развивать. Для развития его необходимо тонко и содержательно поработать.
Минуты поэзии позволяют вдохнуть в душу детей красоту, добро, помогают раскрыть перед ними мир искусства, живописи, выраженной в словах. Научить сопереживать, интепретировать, творить, научить находить, раскрывать, беречь и ценить свой яркий мир чувств и самого себя.
Стихотворение – одна из непростых частей теории словесности. Стиховая речь мыслится как нечто вторичное, более сложное по структуре.[5, с.1]. Проблема восприятия и интерпретации поэтического текста является одной из ключевых в филологии. Под этими понятиями подразумевают выявление речевого замысла, вложенного самим автором.
На современном этапе литературоведы Н.С. Болотнова, [2, с. 7], А.Б.Есин [ 4, с. 13] и др. выделяют различные виды анализа художественного текста: лингвистический (анализ языковых средств), литературоведческий (анализ композиционного строения, образной системы, тематики и проблематики произведения, его основного пафоса и художественно-эстетического своеобразия, лингвокультурологического (культурная ценность произведения для следующих поколений
«Что стоит за этими строками?» - вот умение, которое необходимо формировать на уроках литературы при изучении поэтических произведений.
Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».
Главное преимущество их проведения вижу в том, что они позволяют знакомить не только с высокохудожественными поэтическими текстами программных авторов: А..Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, А.А.Фетом, Ф.И.Тютчевым и т.д., но и с произведениями талантливых русских поэтов, которые не включены в программу. Это позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о том, что много славных поэтов с удивительными стихотворными произведениями «живут» в русской литературе. Среди этих славных имен много талантливых современных авторов.
Согласно ФГОС «поэтические пятиминутки» как один из способов:
- приобщения к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставления их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирования собственного отношения к произведениям лирики, их оценке;
- выражения собственной интерпретации изученных литературных произведений;
- понимания авторской позиции и своего отношения к ней;
- анализа литературного произведения; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определения в поэтическом произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимания их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- овладения элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- развития собственных творческих способностей;
- развития навыков выразительного чтения
- пополнения словарного запаса
- развития навыков анализа и синтеза
- формирования умений монологической связной речи
- - развития воображения и творчества
- осознания национальной идентичности
- воспитания понимания эстетики и красоты
- развития сопричастности к происходящему в лирическом произведении
«Поэтические пятиминутки» условное название для работы продолжительностью 5-6 минут на уроках литературы (на уроках русского языка они могут проводиться на этапе мотивирования к изучению темы, например, сочинениям по картинам, базовым текстом для написания сочинения-рассуждения 15.3 (ОГЭ) и т.д.). Вышеназванный прием работы над поэтическим текстом можно вводить в начале урока. Отлично будут вписываться они и в заключительный этап урока: рефлексию (по ФГОС).
На поэтических пятиминутках учащиеся открывают для себя иные точки зрения, кроме собственной, а с другой стороны, получают возможность выразить свои мысли и чувства, а через них и себя. Ребята учатся воспринимать «словесную живопись» как своеобразный, отличающийся своими особенностями, приемами вид искусства, а не просто как иллюстрацию к литературным произведениям, учатся осознавать «точки соприкосновения « между разными видами искусства. В союзе с другими искусствами литература быстрее найдет путь к сердцу ученика, разбудит его мысль, оживит воображение, взволнует его чувства, окрылит желанием действовать.
Процессы восприятия и интерпретации лирического произведения субъективны, так как сама природа поэтического текста многослойна и бесконечна по содержанию[6, стр.24].
Вводить «Поэтические пятиминутки» в V классе целесообразнее со стихотворений русских поэтов о природе, соотнося их с наступающими временами года, например, приучая учащихся видеть красоту в обыденной повседневности окружающего мира. (Посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо...). Затем включаются стихотворения нравственной тематики: о добре, справедливости, дружбе, честности и т.д.
Предварительная работа состоит в подборе стихотворения. Подобрать поэтический текст можно с учетом времени года, даты рождения автора, юбилейной даты, связанной с поэтом, темы урока.
(Время года: осень - И.А.Бунин «Листопад», К.Я. Ваншенкин «Осень»; дата рождения : 3 октября – С.А.Есенин «Осень», 5 ноября – В.А.Лившиц «Аист» юбилейный год – А.С.Кушнер(2016 г. - 80 лет) «Звезда над кронами деревьев»; тема: П.Коган «Девушка взяла в ладони море» (мотирование к изучению повести-феерии А. Грина «Алые паруса»).
Пересматривается литературный календарь. По дню рождения поэта выбирается автор. Для учащихся объявить о том, что сегодня День рождения поэта, чье стихотворение они видят на экране, уже интерес. А если этот поэт еще жив, ученики начинают осознавать, что живут в параллели с талантливым человеком и чувствуют свою сопричастность к настоящему миру. Демонстрируется портрет поэта, говорится несколько слов об интересном и примечательном событии в его жизни. Особенно внимательно нужно отнестись к подбору биографического материала о поэте, так как его произведение проникнуто тем или иным настроением. Учитель должен так рассказать о поэте, чтобы понята была детьми его грусть или радость, тревога или спокойствие. Можно применить и «эффект интриги»: сначала выводится на экран стихотворение, читается. Учащимся предлагается предположить – автором является мужчина или женщина? Выслушиваются ответы с аргументами. «Пятиминутки» могут (сказала бы, должны) сопровождаться музыкальной композицией по настроению стихотворения: у детей создается настрой, подобный авторскому, что способствует правильному эстетическому восприятию стихотворения, благотворно сказывается на выразительности чтения впоследствии. Стихотворный текст может сопровождаться и иллюстрациями художников.
Одно короткое стихотворение, часть его, а сколько приемов работы с ним.
11 ноября- день рождения поэтессы Татьяны Кузовлевой. Вывожу на экран ее портрет. Обращаем внимание на приветливое и приятное лицо. Дается короткая информация о жизни и творчестве автора. Стихотворения Татьяны Кузовлевой переводятся на английский, немецкий, французский языки. Она и сама переводит иностранные произведения, отдавая предпочтение женской лирике.
Читаем ее стихотворение:
То клевером засохшим, то крапивой,
То колосом надломленным овса,
То голосом охрипшей ивы,
Не растерявшей веры в чудеса,-
Мне пишет осень.
Легкие конверты
Ложатся утром у моих дверей.
На них темнеют поцелуи ветра,
По ним гуляют запахи зверей.
- Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
- Дайте название по теме.
- Дайте название по главной мысли.
- Прочитайте выразительно стихотворение(Обращается внимание на паузы, интонацию, логические ударения)
- В каком настроении пребывает лирический герой?
- Какие картины нарисовали бы вы, если были бы художником?
- Какие запахи вы почувствовали? Опишите.
- Какие звуки вы услышали? Опишите.
-Какие средства выразительности помогают автору создать художественный мир?(эпитеты, олицетворения, метафоры, анафора, синтаксический параллелизм).?
- Почему эти тропы использует поэт? Что помогают выразить средства выразительности?
- Работа над лексикой: как вы понимаете значения слов «охрипшая ива», «надломленный колос овса».
Приемы работы над стихотворением «поэтической пятиминутки» могут варьироваться. Но обязательно следует учитывать заинтересованность учащихся. приемы должны соответствовать природе изучаемого произведения, они должны быть гибкими, могут изменяться, усложняться. В таком случае работа будет не трафаретной и однообразной, а эффективной и интересной.
Право на интерпретацию должно отдаваться не только артисту, режиссеру, музыканту, но и ученику-читателю – адресату художественного текста, собеседнику, сотворцу. Ребята должны стремиться к выражению своего видения текста в понятиях, образах.
Список литературы:
1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие/ Н.С. Болотнова. – 3-е изд., испр. и доп. – Флинта: Наука, 2009, - 520с.
2. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000. Гл. I, приложение 1.3.
3. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971. С. 105—129.
4. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1998. гл. 3.
5. Лотман Ю.М, Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 3—23.
6. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
7. Купина НА. Лингвистический анализ художественного текста. М. П: 1980.
8. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
9. Лихачев Д.С. О филологии. М., «LOGOS», 1989. С. 173-207.
10. Минералов Ю.И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность). М.:
Гуманит. изд. центр «Владос», 1999. С. 7—32.
11. Новиков Л А. Художественный текст и его анализ. М., 1983.
12. Русская словесность: Антология / Под ред. проф. В.П. Нерознака. М., Academia, 1997.
13. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М.Наука: 1988. С. 125—149.
14. Тураева 3.Н. Лингвистика текста (Текст: структура и семантика). М.: Просвещение, 1986. С. 4-13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Смысловая интерпретация поэтического текста на уроках литературы /лирика Ф.Тютчева/.
Опыт работы с 5-го по 8-й класс по учебнику литературы под редакцией члена Академии наук профессора В.Г.Маранцмана позволил выявить интерес обучающихся к изучению лирики Ф.Тютчева. Основыв...
Метод эмоционального погружения на уроках литературы как один из путей постижения учащимися идейно-художественного своеобразия произведения и развития их эмоционального интеллекта.
Статья для участия в межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы и перспективы гуманитарного образования в современной России"...
Урок литературы в 8 классе по теме «Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блока «На поле Куликовом» (конспект, презентация, тест)
Цели: 1) познакомить учащихся с биографическими фактами и атмосферой, в которой жил и творил поэт; 2) ра...
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов».
«Формирование читательских компетенций на уроках литературы в 6 классе на примере анализа прозаического и лирического текстов»....
Конспект урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин""
Методическая разработка урока выполнена по стандартам ФГОС второго поколения.Урок является логическим продолжением темы "А.С.Пушкин. Роман в стихах "Евгений Онегин"" в 9 классе и имеет большое значени...
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" с методическими пояснениями
Технологическая карта к уроку литературы в 9 классе по теме "Образ автора в лирических отступлениях романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"" разработана как вариант записи данного урока в свете требований...
КРИВЦУНОВА Л.А. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Актуализация читательского восприятия на разных этапах постижения смысла произведения (рассказ В. Распутина «Мама куда-то ушла»).
В методической разработке представлены этапы урока, виды деятельности учителя и ученика, а также описание умений как предметных, так и метапредметных на разных этапах урока....