Ассоциативное восприятие цвета незрячими обучающимися на основе текстов лирических произведений
статья по литературе (6 класс)
Данная статья представляет собой краткий обзор дефектологической отрасли - особенности восприятия цвета незрячими и слабовидящими детьми на основе ассоциативного мышления. Используется материал исследований, а также тексты лирических произведений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ассоциативное восприятие цвета незрячими. | 21.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Ассоциативное восприятие цвета незрячими обучающимися на основе текстов лирических произведений
Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ.
Понятие «ассоциация» непосредственно относится к памяти, воображению, мышлению и объединяет все психические познавательные процессы в единый комплекс.
Выстраивание ассоциативной связи между предметами и действиями, символами и ощущениями, которые сопровождают эти предметы, является характерной чертой психики человека.
Развитие ассоциативного мышления во многом способствует интеллектуальному развитию ребенка, а значит улучшает результат обучения.
Как отмечает А. К. Новиков, в норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития. У ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития из-за влияния на них первичного дефекта, а также и его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития. По словам А. Г. Литвака, компенсация дефекта осуществляется как за счет использования других сенсорных функций (Слуховая, тактильная, мышечная), так и за счет использования высших форм познавательной деятельности.
Воображение расширяет сферу познания. При помощи воссоздающего воображения слепые на основе словесного описания и имеющихся образов формируют представления об объектах, недоступных для непосредственного отражения.
Слепые люди имеют своё уникальное восприятие цвета, цветовых явлений. Например, они знают названия цветов и предметов, но не представляют их в красках. Незрячие люди могут использовать ассоциации, связывать цвета с различными предметами, например, «синий» - холодный, «зелёный» - цвет травы, «красный» - горячий, цвет огня, крови.
Рассмотрим примеры ассоциативного восприятия цвета на основе лирических текстов XIX века.
В стихотворении А. А. Блока «Летний вечер» (1898 г.) отражены яркие образы заката и луны. Лучи заката окрасили окрестности в розовый цвет («Дремотой розовой объята»). Розовый цвет – нежный, светлый оттенок красного цвета; вызывает следующие ассоциации: роза, цветок, очки, нежность, молодость, любовь.
Во второй строфе запечатлен редкий образ «Луны» - красный диск луны. Необходимо пояснить, что луна белого, желтоватого цвета, а красного цвета она бывает тогда, когда наступает солнечное затмение, совпадающее с теми моментами жизни солнца, когда оно опускается за горизонт или восходит. Изменение окраски земного спутника связано с особенностями преломления света в атмосфере нашей планеты. Красный цвет ассоциируется с цветом крови, огня, революции, сердца. Красный воспринимается так же, как мощь, тепло, смелость, движение к цели.
А. Блок Стихотворение «Летний вечер»
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
В Стихотворении И.А. Бунина «Родина» (1896 г.) образ неба охарактеризован «мертвенно-свинцовым». Данный эпитет многогранен, а именно: «мертвый», то есть лишенный жизни, а «свинцовый» - похожий на свинец. Свинец – один из элементов химической системы Д.И. Менделеева; свинец серого цвета (серый цвет – цвет камня, металла, неба, в особенности, зимнего). Таким образом, ассоциативное восприятие данного цвета понимается как нечто холодное, неуютное, отчужденное.
Образ тумана «молочно-синего» «смягчает жесткий» образ неба. Эпитет «Молочно-синий» - «молочный» ассоциируется с молоком, а молоко – белого цвета (белый – цвет чистоты, непорочности, света), синий – яркий, активный цвет, но холодный, что подтверждается текстом произведения.
Иван Бунин
Родина
Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.
Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
1896 г
В стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро» (1829) преобладает цветопись. Рассмотрим некоторые строфы из этого стихотворения.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Луна сравнивается автором с бледным пятном, которая «сквозь тучи мрачные желтела». Желтый цвет – неоднозначный, с двояким смыслом. С одной стороны, желтый – цвет солнца, янтаря, тепла, песка речного или морского, богатства, золота, цветка одуванчика, тюльпанов, роз, то есть цвет теплый, радостный. Желтый цвет трактуют и как символ вечности и благодати, знаменует цвет Святого Духа, святости, просветления, божественного откровения человеку. Недаром нимбы святых на иконах пишутся жёлтым (золотым) цветом. А с другой стороны, желтый цвет имеет негативный аспект, а именно: грех, предательство, продажность, безумие, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь. Но в данном стихотворении луна представлена в положительном толковании: желтый - , нежный, теплый, радостный. Яркий эпитет «янтарным блеском» озарена комната добавляет радости, света в созерцании этой картины лирическим героем.
В строфе «Под голубыми небесами/Великолепными коврами/Блестя на солнце, снег лежит;/ Прозрачный лес один чернеет…» автор упоминает несколько цветов: «голубые» небеса и лес «чернеет». Голубой – цвет неба, земного шара, воды, мира, льда. Также распространено употребление эпитета «лазурный» как его оттенка. Голубой – цвет мира, всеобщей гармонии. Ассоциируется с честностью, искренностью, чистотой, тишиной, прохладой.
В строке «прозрачный лес один чернеет…» незрячим детям необходимо пояснить: «прозрачный лес», то есть лес без листвы, а «чернеет», потому что стволы у деревьев черного цвета, которые на фоне яркого неба являют собой контраст. Черный цвет ассоциируется с землей, ночью, мраком, грязью, углём, шоколадом и с другими словами. В данной строке мы видим «черный» как классический, природный цвет.
В стихотворениях И. А. Бунина и А. С. Пушкина представлен зимний пейзаж. Но какой разный! У Бунина зимнее небо охарактеризовано «мертвенно-свинцовым» и день «угрюмо меркнет». Отмечаем мрачные тона, отсутствие солнца, тепла, света. А в стихотворении Пушкина зимний пейзаж удивителен, ярок. «Под голубыми небесами/ Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит». Лирический герой замечает, что небо освободилось от туч, выглянуло солнце и озарило всё кругом. «Комната озарена янтарным блеском». Солнечный свет даже зимой согревает, добавляет уюта, радости. Так зимнее небо может быть как серым, безрадостным, так лазурным. Таким образом, мы видим контрастное изображение зимнего пейзажа.
Хорошо известно, что цветопись – это один из приёмов в литературе, с помощью которого писатель не передаёт чувства напрямую, а заставляет внимательного читателя задуматься над глубиной произведений. Цветовой мир авторского видения помогает читателю глубже понять идейное содержание художественного произведения.
На уроках с незрячими, слабовидящими обучающимися необходимо подробно рассказывать о природных и смешиваемых оттенках цвета. Ребенок будет запоминать на основе ассоциаций, иметь общее представление о цвете, о его символике. Прибегая к данному методу, осуществляется важная коррекционная функция в обучении детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Список использованной литературы:
- Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб.науч.трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – Л., 1981.
- Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. -1998.
- Новиков А.К. Психологические особенности восприятия незрячих// Молодой учёный. – 2010. - №11. Т.2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.
Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...
ТЕКСТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА /из опыта работы: анализ стихотворения М.Ю.Лермонтов «Из-под таинственной, холодной полумаски»/.
В современном преподавании литературы в школе одной из самых важных является работа над анализом, изучением, исследованием художественного произведения.В связи с этим наиболее эффективной формой...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
"Развитие навыка слухового восприятия элементов музыкального языка на основе образно-ассоциативных представлений учащихся 3 класса на уроке сольфеджио" Открытый урок
практическое закрепление навыка слухового восприятия элементов музыкального языка с помощью ассоциативно- образных представлений....
статья "Использование методики ассоциативно-семантического анализа при изучении лирических произведений"
В статье представлен опыт использования ассоциативно-семантического анализа при изучени лирических произведений по методу С. Л. Каганович....
Статья «Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интерпретации лирического произведения"
Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».Этот приём позволяет учащимся открывать для се...
Текст лирического произведения
Текст лирического произведения...