Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_7_kl.rar | 2.39 МБ |
Приложение к уроку | 2.17 МБ |
Приложение к уроку 2 | 2.17 МБ |
Приложение к уроку 3 и 4 | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.
2. Воспитательные:
- воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. Развивающие:
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование: интерактивная доска, ЭОР по теме урока, меловая доска.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей урока (слайды №1, 2).
Ребята, тема нашего урока "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие". О чём мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?
Наречие - это молодая, непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом и будет вести себя по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача - продолжите....(повторить всё, что мы знаем о наречии).
Подготовленный ученик рассказывает о наречии: Термин "наречие" произошёл от греческого epi - на, rema - глагол, то есть прямое калькирование дало слово "на-ре-чие". Речь - говорить - глаголить. Лингвисты называют наречие приглаголием.
3. Составление кластера традиционного.
На меловой доске в центре в рамке надпись "Наречие".
Что мы знаем о наречии? Каждый ответ фиксируется в кластере.
В итоге получается подобный традиционный кластер
При завершении построения кластера разветвить последним категорию степени сравнения.
- Как в предложении можно отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?
Выполнение задания 2 ЭОР №4 на интерактивной доске с объяснением учащимися.
4. Составление кластера «фишбоун» «Орфограммы в наречиях»
Учащиеся вспоминают, какие изучали орфограммы в наречиях. Ответы вписываются на доску в кластер.
- Запись в тетради даты, вида работы (слайд №3)
5. Повторение и закрепление каждой изученной орфограммы в наречиях.
1) Слитное и раздельное правописание не с наречиями на –о, -е
Учащиеся рассказывают алгоритм определения правильного написания не с наречиями на –о, -е.
Выполнение задания 1 ЭОР №1 на интерактивной доске (учащиеся объясняют – учитель заполняет).
2) Правописание приставок не- и ни- в отрицательных наречиях.
Учащиеся рассказывают правило, выполняют задание 2 ЭОР №1 в тетрадях.
Проверка.
3) н и нн в наречиях.
Учащиеся рассказывают данное правило, затем выполняют задание 3 ЭОР №1 на интерактивной доске.
Определить синтаксическую роль наречия в третьем предложении.
4) Выполнение задания 4 ЭОР №1. Определить тип речи первого и второго предложений. Полностью разобрать его синтаксически.
5) Орфоэпические нормы произношения наречий
Заострить внимание на произношение наречия мельком. Оба варианты допустимы (но предпочтительнее ударение на первый слог).
Задание расставить ударения в наречиях (слайд №4)
Издавна, Исподволь, Исстари, Издали, Иначе и инАче, зАгодя, зАтемно, нАискось, дОчиста, дОнизу, дОсуха, тОтчас, вОвремя, донЕльзя, завИдно,
Проверка (слайд №5)
6) буквы о-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-
Учащиеся рассказывают правило правописания данной орфограммы.
Выполнение задания 2 ЭОР №2 на интерактивной доске вместе с классом.
7) суффиксы о-е в наречиях.
Учащиеся рассказывают правило, приводят собственные примеры.
Называя слово исключения ещё, выполняют фонетический разбор данного слова (это является проверкой домашнего задания).
8) ь на конце наречий после шипящих.
Учащиеся рассказывают правило, после чего выполняется задание 1 ЭОР №5 на интерактивной доске.
9) правописание наречий через дефис, слитное и раздельное правописание наречий.
Выполнение заданий 1, 2 ЭОР №3.
10) Задание «Проверь себя» на закрепление орфоэпического навыка. В каком ряду во всех словах ударным является второй слог? (Слайд №6)
В каком ряду во всех словах ударным является второй слог?
- загодя, наискось, донизу,
- издавна, затемно,
- донельзя, завидно
6. Подведение итогов.
Обращение к кластеру "фишбоун": проверить, все ли орфограммы в наречиях рассмотрены на уроке. (Если времени на уроке не хватило на рассмотрение всех орфограмм, то это можно продолжить делать на следующем уроке, т.к. на систематизацию и обобщение темы "Наречие" отводиться два урока.)
7. Рефлексия.
- Итак, наречия достаточно часто встречаются в нашей речи, и мы должны уметь грамотно их писать.
Составление синквейна, отвечающего содержанию изученной темы.
(В помощь на доске схема построения синквейна.)
По итогам получилось:
Наречие!
Разнообразное, интересное, сложное,
Определит, опишет, охарактеризует.
Ты украшение нашей речи!
Приглаголие!
8. Домашнее задание: контрольные вопросы и задания на стр.123-124 учебника; используя этимологический словарь, найти материал о происхождении наречий дотла, начеку, нечаянно (по выбору) и записать в тетради (слайд №7).
9. Выставление оценок за урок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...
Урок русского языка в 5 классе. Обобщение знаний по разделу «Лексика»
ТемаОбобщение знаний по разделу «Лексика»Цель темыПовторить и обобщить знания обучающихся в области лексикологии.ЗадачиОбразовательные·...
Урок аукцион по русскому языку в 5 классе "Обобщение знаний по пройденным разделам языка"
Урок-аукцион « Обобщение знаний по пройденным разделам языка ( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)» был проведен на семинаре учителей русского языка и литературы в 5 классе ( 2007 г...
Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...
Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение знаний по теме "Наречие"
Цели, задачи урока, оборудование к уроку. Поэтапный ход урока со слайдовой презентацией....
Урок русского языка в 7 классе "Обобщение знаний о деепричастии"
На этом уроке ребя та обобщают все знания, которые получили на предыдущих уроках....
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»."
Обобщение и систематизация знаний по теме «Морфемика»....