Урок русского языка по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Воробьева Татьяна Викторовна

Разработка включает в себя конспект урока, презентация и ЭОР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие"

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе.

2. Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. Развивающие:

  • развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения задавать уточняющие вопросы; работать над развитием речи, расширением кругозора, познавательного интереса, умением выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: интерактивная доска, ЭОР по теме урока, меловая доска.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока (слайды №1, 2).

Ребята, тема нашего урока "Систематизация и обобщение знаний по теме "Наречие". О чём мы сегодня будем говорить? Какие вопросы обсуждать?

Наречие - это молодая, непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, хитро, а для кого-то станет другом и будет вести себя по-хорошему, по-доброму, по-товарищески. И наша задача - продолжите....(повторить всё, что мы знаем о наречии).

Подготовленный ученик рассказывает о наречии: Термин "наречие" произошёл от греческого epi - на, rema - глагол, то есть прямое калькирование дало слово "на-ре-чие". Речь - говорить - глаголить. Лингвисты называют наречие приглаголием.

3. Составление кластера традиционного.

На меловой доске в центре в рамке надпись "Наречие".

Что мы знаем о наречии? Каждый ответ фиксируется в кластере.

В итоге получается подобный традиционный кластер

При завершении построения кластера разветвить последним категорию степени сравнения.

- Как в предложении можно отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени?

Выполнение задания 2 ЭОР №4 на интерактивной доске с объяснением учащимися.

4. Составление кластера «фишбоун» «Орфограммы в наречиях»

Учащиеся вспоминают, какие изучали орфограммы в наречиях. Ответы вписываются на доску в кластер.

  • Запись в тетради даты, вида работы (слайд №3)

5. Повторение и закрепление каждой изученной орфограммы в наречиях.

1) Слитное и раздельное правописание не с наречиями на –о, -е 

Учащиеся рассказывают алгоритм определения правильного написания не с наречиями на –о, -е.

Выполнение задания 1 ЭОР №1 на интерактивной доске (учащиеся объясняют – учитель заполняет).

2) Правописание приставок не- и ни- в отрицательных наречиях.

Учащиеся рассказывают правило, выполняют задание 2 ЭОР №1 в тетрадях.

Проверка.

3) н и нн в наречиях.

Учащиеся рассказывают данное правило, затем выполняют задание 3 ЭОР №1 на интерактивной доске.

Определить синтаксическую роль наречия в третьем предложении.

4) Выполнение задания 4 ЭОР №1. Определить тип речи первого и второго предложений. Полностью разобрать его синтаксически.

5) Орфоэпические нормы произношения наречий

Заострить внимание на произношение наречия мельком. Оба варианты допустимы (но предпочтительнее ударение на первый слог).

Задание расставить ударения в наречиях (слайд №4)

Издавна,  Исподволь,  Исстари, Издали,  Иначе и инАче,  зАгодя, зАтемно,  нАискось,   дОчиста,  дОнизу,  дОсуха,  тОтчас, вОвремя,   донЕльзя,  завИдно,

Проверка (слайд №5)

6) буквы о-а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Учащиеся рассказывают правило правописания данной орфограммы.

Выполнение задания 2 ЭОР №2 на интерактивной доске вместе с классом.

7) суффиксы о-е в наречиях.

Учащиеся рассказывают правило, приводят собственные примеры.

Называя слово исключения ещё, выполняют фонетический разбор данного слова (это является проверкой домашнего задания).

8) ь на конце наречий после шипящих.

Учащиеся рассказывают правило, после чего выполняется задание 1 ЭОР №5 на интерактивной доске.

9) правописание наречий через дефис, слитное и раздельное правописание наречий.

Выполнение заданий 1, 2 ЭОР №3.

10) Задание «Проверь себя» на закрепление орфоэпического навыка. В каком ряду во всех словах ударным является второй слог? (Слайд №6) 

В каком ряду во всех словах ударным является второй слог?

  • загодя, наискось, донизу,  
  • издавна, затемно,
  • донельзя, завидно

6. Подведение итогов.

Обращение к кластеру "фишбоун": проверить, все ли орфограммы в наречиях рассмотрены на уроке. (Если времени на уроке не хватило на рассмотрение всех орфограмм, то это можно продолжить делать на следующем уроке, т.к. на систематизацию и обобщение темы "Наречие" отводиться два урока.)

7. Рефлексия. 

- Итак, наречия достаточно часто встречаются в нашей речи, и мы должны уметь грамотно их писать.

Составление синквейна, отвечающего содержанию изученной темы.

(В помощь на доске схема построения синквейна.)

По итогам получилось:

Наречие!

Разнообразное, интересное, сложное,

Определит, опишет, охарактеризует.

Ты украшение нашей речи!

Приглаголие!

8. Домашнее задание: контрольные вопросы и задания на стр.123-124 учебника; используя этимологический словарь, найти материал о происхождении наречий дотла, начеку, нечаянно (по выбору) и записать в тетради (слайд №7).

9. Выставление оценок за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"...

Урок русского языка в 5 классе. Обобщение знаний по разделу «Лексика»

ТемаОбобщение  знаний  по  разделу  «Лексика»Цель темыПовторить и обобщить  знания  обучающихся  в  области  лексикологии.ЗадачиОбразовательные·...

Урок аукцион по русскому языку в 5 классе "Обобщение знаний по пройденным разделам языка"

Урок-аукцион « Обобщение знаний по пройденным разделам языка ( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)» был проведен на семинаре учителей русского языка и литературы  в 5 классе ( 2007 г...

Урок русского языка в 5 классе_Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока:Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели ...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Обобщение знаний по теме "Наречие"

Цели, задачи урока, оборудование к уроку. Поэтапный ход урока со слайдовой презентацией....

Урок русского языка в 7 классе "Обобщение знаний о деепричастии"

На этом уроке ребя та обобщают все знания, которые получили на предыдущих уроках....