Урок русского языка в 5 классе. Обобщение знаний по разделу «Лексика»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Тема | Обобщение знаний по разделу «Лексика» |
Цель темы | Повторить и обобщить знания обучающихся в области лексикологии. |
Задачи | Образовательные · закрепить умение проведения лексического анализа слова и словосочетания; · тренировать в использовании в речи фразеологизмов. Развивающие формирование познавательных УУД: · умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; · умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; · умение строить логическую цепь рассуждений. формирование регулятивных УУД: · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; · владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Воспитательные: формирование коммуникативных УУД: · умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; · умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; · владение устной и письменной речью. формирование личностных УУД:
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barinova.docx | 39.53 КБ |
prilozhenie_1._associativnye_kartinki.docx | 650.98 КБ |
prilozhenie_2._urok_v_5_kl._povtorenie_po_razdelu_leksika.ppt | 2.04 МБ |
prilozhenie_3._leksika._5_klass.doc | 81 КБ |
prilozhenie_4._fizminutki.docx | 12.64 КБ |
prilozhenie_5.docx | 338.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Обобщение знаний по разделу «Лексика».
Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МКОУ «В(с)ОШ»
Баринова Евгения Владимировна
п. Краснообск
2012 г.
Класс | 5 класс общеобразовательной школы | ||
Тема | Обобщение знаний по разделу «Лексика» | ||
Цель темы | Повторить и обобщить знания обучающихся в области лексикологии. | ||
Задачи | Образовательные
Развивающие формирование познавательных УУД:
формирование регулятивных УУД:
Воспитательные: формирование коммуникативных УУД:
формирование личностных УУД:
| ||
Планируемый результат | Предметные умения обучающихся | Метапредметные | Личностные |
Отличает лексическое значение от грамматического. Толкует лексическое значение слов. Отличает многозначные слова от однозначных. Различает прямое и переносное значение слов. Отличает омонимы от однозначных слов. Выстраивает синонимичный ряд. Подбирает пару антонимов. | организовывает своё рабочее место, наблюдает, анализирует, регулирует свою деятельность, оценивает границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблемы, сотрудничество в поиске информации | умеет слушать и вступать в диалог, устанавливает связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека. | |
Основные понятия | Лексика, лексикология, лексическое и грамматическое значения слова, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные слова, переносное значение слова, фразеологизмы | ||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |
Литература, речь и культура общения, история | Коллективная, групповая, индивидуальная | Раздаточный материал Презентация |
Рекомендуется:
ХОД УРОКА*.
Этапы урока | Формы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| Добрый день, мои старательные. Я рада за вас, т.к. вчера с домашним заданием все справились. Посмотрим, как сегодня мы с вами постараемся. Приготовим все необходимое к уроку | Слушание | организация своего рабочего места | |
| У кого сегодня хорошее настроение? (поднимают руки) А кто уже сейчас готов приступить к работе? Записываем «число, классная работа» в маршрутных листах. | Письмо. Запись даты.
| Наблюдают, анализируют. | |
| Совместная работа. Беседа. | Ребята, посмотрите внимательно на рисунки, вспомните, о чем мы говорили на прошлых уроках. Какие понятия связаны с изображениями? | Печалиться, огорчаться, горевать. Воин, солдат. Синонимы. Зебра на пастбище, идти по зебре. Омонимы. Маленький - большой. Антонимы. Выйти из себя. Многозначность. Переносное значение слова. Фразеологизмы. | выдвижение гипотез и их обоснование, полно и ясно выражать свои мысли, комментировать и аргументировать свои наблюдения |
| Совместная работа. Беседа. | Какова тема сегодняшнего урока? Для чего в школе изучается этот раздел? Определим главную цель урока. | Совместное целеполагание. Выдвижение гипотезы (при постановке цели урока). Планирование урока, выработка способов действия и вида контроля. Работа со словами лексика – лексический, словарный запас | Формулировка цели, рассуждение, планирование учебного сотрудничества. Личностное осознание поставленных целей и задач урока |
| Самостоятельная работа № 1 с последующей самопроверкой. | Вспомните все термины раздела «Лексика» и запишите их. Поставьте себе отметку. Поднимите руки, кто справился с заданием. Довольны ли вы выполненной работой? Какие понятия вы забыли? (Записываю на доске). К ним мы вернемся сегодня в течение урока. | Записывают понятия, связанные с разделом (Лексика, лексикон, лексическое значение слова, грамматическое значение слова, синонимы, омонимы, антонимы, многозначные и однозначные слова, прямое и переносное значение слова). | подведение под понятие, самопроверка оценивают границы своего знания и «незнания» |
| Совместная работа | Итак, приступаем к самому важному: определяем, что в разделе «Лексика» вам понятно и над чем еще нам с вами нужно будет поработать. Готовы? У вас на партах маршрутные листы, при помощи которых мы отправимся в филологическую страну «Лексику». | оценивают границы своего знания и «незнания» | |
1). Работа со словами. | Совместная работа | Попробуйте определить сегодняшний маршрут и приготовьте вопросы одноклассникам, связанные с темой урока.
Каков лексикон 2-х-летнего ребенка? Почему лексикон 5-классника отличается от запаса слов малыша? Итак, что вы понимаете под словом лексикон? (статья в презентации). Чем отличается кроссворд от ребуса? А для чего люди придумывают кроссворды и ребусы? | Расположение материала, полученного в ходе анализа, в схему, предложенную для оформления работы. Самостоятельные вопросы детей в любом порядке. Что изучает раздел «Лексика»? Что значит лексическое значение слова? Грамматическое значение слова? Определяют отличия лексического значение от грамматического. Рассуждение о лексиконе. Толкование лексических значений слов. Работа со словарем.
| Говорение. умения строить речевое высказывание в устной форме; умение строить логическую цепь рассуждений. |
2). Работа с понятиями | Самостоятельная работа по вариантам № 2 Совместная работа Работа в парах Самостоятельная работа | А.Вторая станция… какая? А1.Что такое синонимы? А2.Посмотрим на экран, почему написано «слова-приятели»? подберите синоним к слову врач? Замечательно. А3.Кроссворд. Б.Следующий пункт назначения … ? Б1.Прочитайте стихотворение. Какой вопрос возникает при чтении стихотворения? Сделайте необходимые записи в листах. Посмотрите на экран. Какое задание вы можете предложить своему соседу? Кто подберет все антонимы, поднимите руки. Давайте сверимся с соседом. Кто оценит ответ своего товарища?1 Почему все люди любят отгадывать загадки? Для чего их придумывают? У вас есть возможность поработать с этим интересным заданием. Можете на выбор выполнить задание или оба. Б2. Загадки-складки. Б3.Подобрать пары антонимов. 2 В.Отправляемся дальше. И нас ожидают на станции … ? Подготовьте вопросы по теме «Омонимы», использую маршрутные листы и презентацию. В1. Отметьте это в листах. Какие слова изображены на картинках? Как вы определили, что это омонимы? Почему, записав одно слово, читающий не определит его значения? В2.Загадки-шутки. В3.Почему в одних и тех же словах пропущены буквы? С чем это связано? Определите, свои действия, чтобы справиться с заданием | Синонимы. Отвечают в своих маршрутных листах. Заполните клетки синонимами к словам, которые помещены рядом. Антонимы. «Что значит «спорят»?» Записи в листах. «Подберите антонимы к данным словам». Подбор вариантов антонимов Оценка ответов одноклассников Рассуждают, доказывают ту или иную точку зрения. Самостоятельно работают с загадками и подбором антонимов. Омонимы. Какие слова называются омонимами? Как вы понимаете «Слова не совсем обычные: и сходные, и различные»? Работа над определением понятия в листах. Размышляют, объясняют свое представление. Составляют с омонимами словосочетания или предложения. «Определить лексическое значение слов, подобрать проверочное и вставить пропущенные гласные». Самостоятельная работа. | Умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; выдвижение гипотез и их обоснование . Умение проводить лексический анализ слова и словосочетания. Оценивает свою работу и работу своего товарища, корректирует оценку действий партнера, участвует в коллективном обсуждении проблем умения строить речевое высказывание Умение применять полученные знания в практической деятельности Умение применять сопоставительный анализ при самостоятельной работе |
Физминутка. | Игра «Глазки». (Приложение 3). ОтвОрить калитку, отвАрить картофель, слЕзать с крыши, слИзать молоко, ПолАскать котенка, полОскать белье, ребенок развИвается, флаг развЕвается, посвЕтить фонариком, посвЯтить стихотворение маме. | |||
3) Работа с фразеологизмами. | Совместная работа | Прием «Ассоциативные картинки». Предлагаю вашему вниманию иллюстрации. Все ли вам здесь понятно. Подготовьте вопросы для своих товарищей. Итак, фразеологизмы. Г1.Прочитайте текст. О чем рассказ? Какая проблема затронута в нем? (В русском языке есть выражения, которые надо понимать не только в прямом, но и в переносном значении). Как вы думаете, что сказала женщина девочке? А какой фразеологизм противоположен по значению? (спустя рукава) Г2.Составьте предложения или рассказ, используя известные вам фразеологизмы. | Дело в шляпе, заметает следы, конь в яблоках, кот наплакал, уши развесил. Что автор хотел изобразить? Правильно ли художник нарисовал? Почему?(Слова в переносном значении) Как называются такие устойчивые сочетания слов? С какой целью их используют в речи? (Для яркости и выразительности) Понимание и осмысления прочитанной информации. Ответы на поставленные вопросы. | Умение здавать вопросы, участвовать в диалоге. Умение сотрудничать; обогащение и развитие речи всех участников группы. Умение отвечать на поставленные к тексту вопросы, владение монологической и диалогической речью, ясно и полно выражать свои мысли Умение применять полученные знания в практической деятельности |
7.Подведение итогов. | Рефлексия. | Вернемся к записям на доске, которые я сделала в начале урока. На все вопросы, которые возникли у вас, вы получили ответы? Прочитайте в маршрутном листе стихотворение А. Маркова. Как вы понимаете эти слова? | Самоконтроль. Оценка проделанной работы. Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности и анализировать её результат |
Оценка деятельности на уроке | Коллективная работа | Что сегодня нового вы узнали лично для себя? Чему научились? Вспомните, каковы были цели урока? Достигнуты ли? Какой вывод сделали для себя? | Самооценка. Ответы на поставленные вопросы. Осознание необходимости пополнения своего словарного запаса, развития речи, стремление к совершенствованию своей речи | Владение монологической и диалогической речью, умение ясно и полно выражать свои мысли |
Отметки за урок. | Контроль | Пусть у вас будет ума палата, огромный багаж знаний! Чтобы только хорошие и добрые слова попадали на язык, а сегодняшняя информация никогда не вылетела из головы. А самое главное, помните: век живи, век учись! | Анализ проделанной работы, полученных знаний и умений |
______________________________
*Темп урока быстрый, настроение учителя позитивное, высокая эмоциональность – все это направлено на активную учебно-
познавательную деятельность обучающихся.
Презентация к уроку – Приложение 1.
Маршрутные листы, в которых работают обучающиеся – Приложение 2.
1С первых уроков ребята учатся оценивать свой ответ и одноклассников. Например: Саша ответил верно, он не только назвал слово, но и подобрал словосочетания с данными словами. ИЛИ Он доказал, что… и т.д.
2Задания повышенной сложности. Выполняется теми, кто быстрее всех справился с предыдущим заданием
3С первых уроков ребята учатся анализировать свои знания. Например: Я понял, что не совсем разбираюсь в… ИЛИ эту тему я усвоил и могу выполнять задания повышенной сложности ИЛИ сегодня я доказал себе, что могу выполнять задания и посложнее.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТИНКИ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение 3
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ученика _____ класса
______________________
______________________
1 вариант.
Уста и губы - суть их не одна.
И очи – вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим…- глубокие тарелки!
( А. Марков.)
1.Самостоятельная работа.
- Прочитайте и постарайтесь запомнить слова и словосочетания.
- Запишите их по памяти.
- Проверьте и поставьте себе отметку.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моя отметка
2.Самостоятельная работа.
Синонимы – это __________________ по значению слова.
Кроссворд.
- Самостоятельная работа.
Антонимы – это __________________ по значению слова.
Загадки-складки.
Я в реке, в тени густой И в бутылке лимонада, А зовут меня - _______________. |
Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я ________________.
|
Допишите предложения.
Хлеб свежий, а булка _____________.
Газета свежая, а журнал _____________.
Весной трава свежая, ярко-зеленая, а в конце лета __________________.
Подберите пары антонимов,
обозначающие время: __________________________________________________________________
обозначающие пространство: __________________________________________________________
обозначающие чувства, настроения: ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Самостоятельная работа.
Омонимы– это слова __________________ по написанию, ________________ по значению.
Составьте с омонимами словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Загадки- шутки:
1. Вы, щенки, за мной ступайте! 2. Если мы строгаем, клее_м –
Будет вам (по)к_л_чу. Пахнет день столярным клее_м.
Да смотрите ж, не болтайте, (О. Бундур)
А не то (по)к_л_чу.
(А.С.Пушкин).
3.
Какое крыло никогда не летает?________________________________________
Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность?
_________________________________________________________________
Докажите, что написано не 3, а по крайней мере 6 слов.
Ключ, тушить, среда.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные гласные. Внимание: различайте омонимы.
Алюминиевый б_чок - лечь на б_чок; прож_вать пищу - прож_вать в городе; ледяной к_ток - пушистый к_ток; ч_стота ударов пульса – ч_стота рук; пос_деть с годами – пос_деть на скамейке.
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Работа с текстом.
Когда-то в Артеке, международном детском лагере, где отдыхали ребята из разных частей света, одному из преподавателей довелось увидеть такую картину: маленькая девочка с черными как смоль волосами старательно закатывала вверх рукава своей блузки и с недоумением смотрела на весело работающих в саду ребят. Когда преподавательница спросила, что случилось, девочка ответила: «На сборе вожатая сказала, что надо работать засучив рукава, а все работают не засучив. Я же хочу делать, как сказала вожатая, и закручиваю рукава, но они не держатся. Время идет, а я не работаю. Как мне быть?»
Женщина объяснила девочке, что в русском языке …
Составьте 3-4 предложения или рассказ, используя любые известные вам фразеологизмы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок
ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. Обобщение знаний.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ученика _____ класса
______________________
______________________
2 вариант.
Уста и губы - суть их не одна.
И очи – вовсе не гляделки!
Одним доступна глубина,
Другим…- глубокие тарелки!
( А. Марков.)
1.Самостоятельная работа.
- Прочитайте и постарайтесь запомнить слова и словосочетания.
- Запишите их по памяти.
- Проверьте и поставьте себе отметку.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моя отметка
2.Самостоятельная работа.
Синонимы – это __________________ по значению слова.
Кроссворд.
- Самостоятельная работа.
Антонимы – это __________________ по значению слова.
Загадки-складки.
В шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я________________. |
Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь __________________. |
Допишите предложения.
В реке течение плавное, а в потоке _________________________.
У танцующих движения рук плавные, а у разозлившихся людей __________________.
Кораблик плавно идет по волнам, а крейсер идет __________________.
Подберите пары антонимов,
обозначающие время: __________________________________________________________________
обозначающие пространство: __________________________________________________________
обозначающие чувства, настроения: ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
- Самостоятельная работа.
Омонимы– это слова __________________ по написанию, ________________ по значению.
Составьте с омонимами словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Загадки- шутки:
1. Ясным заревом а(л, лл)ея, 2. Подарил щеночка (П, п)оле
Уводила вдоль пруда В день рожденья дядя (К,к)о(л,лл)я.
Эта узкая а(л,лл)ея Но щенок породы (К,к)о(л,лл)и
В сны и тени навсегда. Убежал от (П,п)ол(и,е) в (П,п)ол(и,е).
(А.А. Блок). (Ю. Могутин).
3.
Какой город летает?_________________________________________________
В каком гнезде никогда не бывает яиц?____________________________________
Докажите, что написано не 3, а по крайней мере 6 слов.
Лук, наряд, мешать.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте пропущенные гласные. Внимание: различайте омонимы.
- Мне избушку отв_рите и капусты отв_рите.
- Грязной тряпкой окна тру_ - бесполезный это тру_ .
- В сентябре сажали оз_мь, сорняки бросали оз_мь.
- Пока на лавке пос_дел, я от снега пос_дел.
- На уроке не сп…шите, аккуратней текст сп…шите.
- Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.
Работа с текстом.
Когда-то в Артеке, международном детском лагере, где отдыхали ребята из разных частей света, одному из преподавателей довелось увидеть такую картину: маленькая девочка с черными как смоль волосами старательно закатывала вверх рукава своей блузки и с недоумением смотрела на весело работающих в саду ребят. Когда преподавательница спросила, что случилось, девочка ответила: «На сборе вожатая сказала, что надо работать засучив рукава, а все работают не засучив. Я же хочу делать, как сказала вожатая, и закручиваю рукава, но они не держатся. Время идет, а я не работаю. Как мне быть?»
Женщина объяснила девочке, что в русском языке …
Составьте 3-4 предложения или рассказ, используя любые известные вам фразеологизмы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка за урок
Б
О
Р
Б
Е
Д
А
С
Т
У
Ж
А
Ж
Е
Л
А
Т
Ь
П
О
Т
Ё
М
К
И
Б
О
Р
Д
Е
А
Б
У
Т
Ж
С
А
Ь
Т
А
Л
Е
Ж
И
К
М
Ё
Т
О
П
Предварительный просмотр:
Приложение 4.
ФИЗМИНУТКИ
Различного рода упражнения с элементами проверки использую на каждом уроке. Например: называю слова, ребята определяют, к какой части речи относится слово, и подают определенный знак, например: имя существительное – встать, прилагательное – присесть, глагол – подпрыгнуть.
Игра «Глазки»
В классе в разных местах развешены буквы (в цветочках или в домиках)
Читаю слово, ребята определяют орфограмму-букву и показывают глазами, при этом нужно поворачивать голову в ту или иную сторону.
И
А
О
Е
Игра «Поехали»
В классе на потолке большие фигуры разного цвета.
Чтобы глаза отдохнули, выполняем упражнение: глазами ведем по линии фигуры и приходим к исходной точке.
Предварительный просмотр:
Приложение 5.
АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТИНКИ
Комментарии
Урок для общеобразовательного
Урок для общеобразовательного класса
урок для общеобразовательного
урок для общеобразовательного класса