Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
план-конспект урока русского языка (5 класс) по теме
Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по разделу "Морфемика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 5 классе по теме
«Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
Выполнила
Галимова Ласмина Джамбуловна,
учитель МКОУ «Ромашковская СОШ»
2012
По программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского
Класс 5
Планируемые результаты
Личностные:
- стремиться к речевому самосовершенствованию
Метапредметные:
- уметь создавать письменные тексты, используя слова с изученными орфограммами.
Предметные:
- учащиеся должны знать морфемный состав слова;
- уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.
Методы: продуктивный.
Приемы: слово учителя, беседа.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, карточки с заданиями.
Ход урока
- Орг. момент.
- Здравствуйте, дети! Садитесь.
- Сообщение целей и задач урока.
- Ребята, представьте себе, что мы – на вокзале, и наш поезд называется «Лингвистика». Мы с вами отправимся по одной из железнодорожных веток, которая называется «Морфемикой». А чтобы наша поездка прошла благополучно, вы должны будете применить свои знания. А именно, будем выделять морфемы в словах, находить орфограммы в них и применять ранее изученные вами правила орфографии. Но сначала в тетрадях запишем число, классная работа и тему урока «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»
- Актуализация общих знаний.
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое действие нужно выполнить, чтобы стать пассажиром поезда?
Ответы учащихся.
- Нужно купить билет.
- Верно. Билет – документ, удостоверяющий право пользования чем-нибудь. В железнодорожной кассе его покупают за деньги, а нашими деньгами будут ваши знания. Я задаю вопросы[1], вы же отвечаете на них и получаете билет, в котором указан номер вашего вагона. Итак, приступим.
Нумерация билетов №1, №2, №3 (Приложение 1). В дальнейшем по ним соответственно организованы 3 группы.
- Что изучается в морфемике?
- Что такое морфема?
- Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов?
- Как найти окончание и основу слова?
- Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова?
- Какие морфемы называются словообразовательными?
- А какие формообразующими?
- Что такое чередование звуков?
- Какие гласные называются беглыми?
- Что называется вариантами морфем?
- Задания обобщающего и систематизирующего характера.
- Граждане пассажиры, прошу вас занять места согласно вашим посадочным номерам.
- Итак, наш поезд в пути. И первая станция «Морфемная». Здесь вы должны выполнить несколько заданий для того, чтобы продолжить свой путь.
Индивидуальная работа
Выполните морфемный разбор данных слов:
Прибежал, солнышко, учебник, светленький, расположилось, подорожник (по представителю от каждой группы за доской).
Работа с группами
1) Докажите, что по морфеме можно определить часть речи:
- его, ит, ет, ишь (окончания);
- -а-, -л-, -ся, -ск- (суффиксы).
Ответ групп.
2) Образуйте слова с данными морфемами
1. –˄ся, -ближ-, ¬ при-, ˄-а-, ˄-л-.ый
2. –˄ост-, -жал-, ¬ без-, ˄-н-.
о
3. –˄сь, -каз-, ˄-а-,¬ по-,˄ -л-,
3) Выпишите слова в две колонки. Первая и третья группы – с приставкой, вторая – без приставки
Раствор, растение, растаял, расписать, расчет, рассвет; отдалить, отцовский, отдать; история, исчерпать.
После выполнения задания 2 ученика зачитывают ответы в колонках.
Проверка выполнения морфемного разбора.
- Молодцы! Ну а сейчас наш состав отправляется дальше.
- А эта станция «Орфографическая». Ребята в данном разделе вы изучили орфограммы, связанные со знанием морфем. Поэтому вашему вниманию предлагается таблица «Гласные и согласные в приставках и корне слов». Как видите ее необходимо заполнить. При заполнении ориентируйтесь на следующий план ответа:
- правило;
- примеры;
- слова исключения (если есть).
Правописание гласных и согласных в приставках (1 группа) | Правописание гласных в корне | |
Чередующиеся гласные (2 группа) | После шипящих и Ц (3 группа) | |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
Учащиеся заполняют таблицу. Представитель группы зачитывает ответ. Потом дети проверяют себя по таблице, спроецированной на экране.
Правописание гласных и согласных в приставках | Правописание гласных в корне | |
Чередующиеся гласные | После шипящих и Ц | |
1. Гласные и согласные в приставках пишутся всегда одинаково (кроме приставок пре-, при-, и на ..-з, ..-с). Сделать, накрыть, побежать, загадка и др. | 1. Буквы а-о в корнях лаг – лож. Изложение, предлагать. | 1. Буквы ё-о после шипящих. Шёпот, чёлка, жёлудь, щётка. Исключение: шорох, шов, капюшон, крыжовник, шоколад, жокей, жонглер и др. |
2. Буквы з-с в приставках. Разглядеть, воспеть. | 2. Буквы а-о в корнях раст – ращ – рос. Растение, выращенный, заросли. Исключение: росток. | 2. Буквы и-ы после Ц. Цирк, акация (на –ция). Исключение: цыган, цыпленок, цыкнул, на цыпочках, «Цыц!» |
Физминутка
- Ребята, а вы не устали в дороге? Тогда давайте сделаем короткую остановку – физминутку. Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
- Хорошо отдохнули?
- Тогда продолжим наш путь. А сейчас станция «Объяснительный диктант». Ваша задача: написать диктант, графически обозначить орфограммы и условия их выбора.
Жёлудь.
У дороги лежал толстый крепкий жёлудь, а рядом с ним уютно расположилось в ямке семечко. После первого теплого дождя семечко проросло. Тоненький росток тянулся все выше, чтобы любопытное семечко могло все видеть. А жёлудь не прорастал, только сильнее бурел.
«Почему ты не растешь? Ты не хочешь посмотреть, что делается вокруг?» - спросило семечко. Жёлудь ответил: «Я расту пока вниз, чтобы крепко врасти в землю, набраться сил. Так учил меня дуб, на котором я вырос». Удивилось семечко, посмеялось над глупым жёлудем.
Но вот начался ураган. Сильный ветер поднимал с земли все, что было на его пути. Когда все стихло, жёлудь хотел продолжить разговор, но семечка уже не было. Его унес ветер.
После написания диктанта и выполнения задания 3 ученика (3 абзаца) читают текст и комментируют постановку знаков препинания, орфограммы и условия их выбора.
- Домашнее задание
- Ребята, мы практически приехали к месту назначения. Мы находимся на станции «Домашнее задание». Давайте запишем домашнее задание, которое поможет применить ваши знания. Ваша задача: написать сочинение-миниатюру на тему «Утро в саду» по опорным словам.
Ж..лтые ромашки, ещё, р..стения, р..сточек; тяж..лые, крыж..вник, ч..рная смородина, ш..рохи, пч..лы, ж…лоб, реш…тка, акац..я, ц..ыплята.
Опорные слова раздаются учащимся в виде памятки.
VI. Рефлексия
- Наш урок подошел к своему финалу. И я предлагаю вам прикоснуться к цветку знаний, который я держу в руках. Каждый, кто берет в руки цветок знаний, должен сказать, что нового он узнал для себя на уроке, какими знаниями он хочет поделиться со своими товарищами.
- Урок окончен! Спасибо за внимание! До новых встреч!
Вывод
На данном уроке формировались следующие универсальные учебные действия:
- опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа (выполнение морфемного разбора слова);
- применять знания и умения по морфемике в практике правописания (составление таблицы, объяснительный диктант, написание сочинения-миниатюры).
[1] В классе всего 10 человек, поэтому 10 вопросов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/02/picture-267130-1372768793.jpg)
Урок русского языка в 7 классе. Систематизация и обобщение изученного по теме «Причастие».
Разработка конспекта урока русского языка в 7 классе по теме «Причастие» с учётом требований ФГОС основного общего образования ...
Урок русского языка в 6 классе.« Систематизация и обобщение знаний о местоимении».
« Систематизация и обобщение знаний о местоимении»....
Конспект урока русского языка в 7 классе "Систематизация и обобщение по теме "Деепричастие"
Урок систматизации и обобщения по теме " Деепричастие"предназначенн для проведения урока русского языка в классе по программе Т.А. Ладыженской. В данный урок включены материалы по подготовке уча...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-625231-1429452019.jpg)
Урок русского языка в 5 классе «Систематизация и обобщение изученного о правописании корней с чередованием»
Цели урока:1. Проверить знания учащихся по теме.2. Активизировать познавательную деятельность учащихся на всех этапах урока.3. В...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/17/picture-464646-1405569397.jpg)
Урок русского языка "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок повторения и обобщения материала по теме "Деепричастие"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/24/picture-799563-1466742917.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Систематизация и обобщение знаний по теме "Правописание наречий ".
Данный урок разработан по программе Бабайцевой . Тип урока – систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-248396-1366894597.jpg)
Конспект урока русского языка в 6 классе "Систематизация знаний по теме"Глагол"
Конспект урока предполагает систематизацию знаний учащихся по теме "Глагол"....