Урок аукцион по русскому языку в 5 классе "Обобщение знаний по пройденным разделам языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок-аукцион « Обобщение знаний по пройденным разделам языка
( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)» был проведен на семинаре учителей русского языка и литературы в 5 классе ( 2007 год) в средней общеобразовательной школе №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чехова.
Урок- аукцион относится к нетрадиционным формам ведения урока, может быть, поэтому он вызвал интерес со стороны коллег. Я постаралась максимально приблизить форму ведения урока к проведению настоящего аукциона. На торги выставлялись лоты в виде разделов языка, изученных за определенный промежуток времени. Лот считался проданным, если учащиеся правильно отвечали на все поставленные вопросы и выполняли предложенные задания. За работу по продаже лотов ученики получали жетоны, которые впоследствии обменивались на оценки.
Так в игровой форме мы провели комплексный анализ текста, вспомнили основные понятия по изученным разделам, произвели различные виды разборов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_auktsion.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по русскому языку в 5 классе
«Обобщение знаний по пройденным разделам языка ( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)»
Учитель : Широкова Маргарита Сергеевна
Урок-аукцион
« Обобщение знаний по пройденным разделам языка
( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)».
Цель: обобщить знания учащихся по пройденным разделам языка: синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике. Выявить имеющиеся пробелы с целью устранения их на последующих уроках.
Задачи:
Образовательные :знать, что изучают синтаксис и пунктуация, различать понятия словосочетания и предложения;
знать определение понятий «лексика», « лексическое и грамматическое значение слова», определение синонимов, антонимов;
знать, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов.
Развивающие: уметь выделять словосочетания из предложения, находить основу предложения, различать простые и сложные предложения;
уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, подбирать синонимы и антонимы к словам, пользоваться толковым словарем;
уметь отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.
Средства обучения: учебник русского языка, толковый словарик, раздаточный материал, наглядные пособия(иллюстрации, листовки).
1. Организационный момент.
Сегодня мы проводим необычный урок, он пройдёт в нетрадиционной для нас форме – аукциона.
( Вбегает ученик , размахивая листовкой и громко призывая на аукцион)
Спешите увидеть, спешите услышать,
Впервые в сезоне – аукцион.
О нём вы услышите не понаслышке,
Поверьте, есть в этом сегодня резон!
Торги предстоят нам весьма необычны,
А ценность имеют и знания, и ум.
Не встретите вы и вещей нам привычных,
Здесь действуй обдуманно, не наобум.
Сегодня пойдут с молотка все разделы,
Которые с вами успели пройти,
Мозги напрягите свои до предела,
Мы только в начале большого пути.
На торги выставлены :
Л О Т № 1
« Синтаксис. Пунктуация»
Л О Т № 2
« Лексика »
Л О Т № 3
« Морфемика »
Место проведения – аукционный дом « Шокоградъ»
Вход для аукционеров и почетных гостей свободный.
Приветствуется : доброжелательность, чувство юмора, азартность, снисходительность и пребывание в хорошем настроении.
С уважением, устроители аукциона
2. Вступление + сообщения о крупных аукционах
- Так что же такое аукцион?
Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателям становится тот, кто предложит более высокую цену.
Аукционер – участник аукциона.
Аукционист – человек, проводящий аукцион.
Как можно назвать слова аукцион, аукционер и аукционист? Почему?
Итак, сегодня у нас аукцион, вы не просто ученики, а аукционеры, а я выступаю в роли аукциониста.
Помогать проводить сегодняшний аукцион мне будут помощники, которые заранее получили небольшие задания.
За работу на аукционе вы будете получать жетоны, которые в конце урока сможете обменять на оценки.
- Что обычно продают на аукционах?
- Какие известные аукционы существуют?
(2 сообщения об аукционах «Кристи» и «Сотсбис».)
- А что сегодня мы будем продавать?
Предмет, выставляемый на продажу, именуется лот.
Прежде чем представить 1-ый лот, мы познакомимся с текстом, который распечатан для каждого аукционера.
3. Комплексная работа с текстом.
Жизнь в зимнем лесу.
Хороши русские снежные зимы! Глубокие сверкают на со..нце сугробы.
Жизн..ю полнится зимний лес. Вот (про)стучал на скр..пучем дереве дятел. Стайка весёлых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Стоиш.. и любуеш..ся, как ловко они теребят т..желые шишки, добывают из них семена. Эти необыкновенные птички нелегкую зиму проводят в снежном лесу, в..ют гнезда и в лютую зимнюю стужу выводят своих пт..нцов.
Вот ( с) дерева упала большая снежная шапка, ра(з,с)сыпалась лёгкой снежной пыл..ю. Это перепрыгнула шустрая белочка.
Вопросы по тексту.
- Что такое текст?
- Какова тема этого текста?
- К какому стилю речи его можно отнести?
- Определить тип данного текста?
Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
( вручение жетонов по результатам работы с текстом )
4.Представление лотов на продажу.
Л О Т П Е Р В Ы Й
Господин Синтаксис, при нём же Пунктуация.
Его бы подороже нам продать.
Друзья, здесь накалилась ситуация,
Без знаков препинания можно запросто пропасть.
- Итак, господин Синтаксис, чем же вы так знамениты? Что вы изучаете в своём разделе?
- А вы, госпожа Пунктуация, какую роль играете?
- Почему Пунктуация неразрывно связана с Синтаксисом?( вопрос классу)
- Господин Синтаксис, на что обратить внимание?
( обратить внимание на сложное предложение, объяснить постановку знаков препинания и составить схему)
А) Работа в текстах и у доски со сложным предложением (разбор + схема + устная характеристика).
Виды словосочетаний с разными видами связи ( из предложения выписать словосочетания с разными видами связи)
Б) Объяснение запятых в простом предложении с однородными членами.
- Господин Синтаксис, вы удовлетворены ответами аукционеров?
Итак, лот №1 продан!
Л О Т В Т О Р О Й
Лексика, ах как она многообразна,
Почтительна, галантна и разнообразна.
Поистине принцесса, а вот чем богата?
Вам предстоит ответить, что ж вперёд, ребята!
- Принцесса, чем же вы богаты? Может, приоткроете тайну своего богатства? (Лексика представляет свой лот)
- Ребята, чем же богат наш русский язык? О каком разнообразии слов говорила Лексика?
Работа с текстом.
А) Что такое синонимы? Для чего они нужны?
Подобрать и записать синонимы к словам
СВЕРКАЮТ – ( искрятся, блестят, сияют)
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ – ( необычные, причудливые)
Б) Какие слова называются антонимами ?Подобрать антонимы к следующим словам.
ТЯЖЁЛЫЕ – (лёгкие)
УПАЛА – (встала)
В) В каком значении употреблено слово ШАПКА?
СНЕЖНАЯ ШАПКА – (переносное) – почему?
Привести пример ,когда это слово употребляется в прямом значении.
( спортивная шапка, меховая шапка)
ВЫВОД: наряду с прямым значением, слова могут употребляться в переносном значении для образности речи.
- Как в литературе называется приём переноса значений слов с одного предмета на другой.(метафора, олицетворение)
- Какие ещё художественные средства вы знаете?(сравнения, эпитеты)
Найти примеры в тексте.
Эпитеты – тяжёлые шишки, нелёгкую зиму, снежная пыль.
Метафоры(олицетворения) – шапка рассыпалась, сугробы сверкают.
Г)Работа со словарем. Найти в словаре, сколько значений имеет слово ГНЕЗДО.
ГНЕЗДО – 1.Жилище птицы
2. (перен.) Жилище человека
- Как называются слова, имеющие несколько значений? (многозначные)
- Как отличить многозначное слово от омонимов по толковому словарю?
- Омонимы и омофоны?
Что ж, лот №2 можно считать проданным!
Л О Т Т Р Е Т И Й
Морфемика, друзья!
Уж ей пренебрегать никак нельзя!
Она нам помогает разобраться в частях слова,
А вы к такой работе все готовы?
- Госпожа Морфемика, что же вы изучаете? Почему получили такое название?
Беседа с классом по вопросам.
- Какие значимые части слова вы знаете?
- Какая из них главная и почему?
- Чем отличается окончание от других морфем?
- Для чего служат приставка и суффикс?
А) Морфемный разбор слов в тексте.
Одновременно с разбором подбираем однокоренные слова.
- Всегда ли слова с одним и тем же корнем являются однокоренными? Почему?
- Как называются такие слова? ( слова с омонимичными корнями)
Б) Найти в тексте слова с нулевым окончанием ( объяснить, что значит нулевое окончание);
в каком слове вы не найдете окончания и почему?
В) Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
Найти в тексте и выписать формы одного и того же слова, устно подобрать к ним однокоренные слова.
Я считаю, что работу по продаже последнего лота можно считать завершенной.
Итак, лот № 3 продан.
5.Заключение. Подведение итогов.
Помощников попрошу выйти для заключительного слова.
Успешно завершается урок - аукцион,
И новизной своею запомнится нам он.
Прекрасные шедевры здесь проданы не зря,
Все было проштудировано у нас от «а» до «я».
Теперь не только «Кристи» и «Сотсбис» знаем мы,
Ведь славную традицию сегодня мы ввели.
Я, на правах аукциониста, подводя итог сегодняшнему аукциону, хочу поблагодарить всех аукционеров, которые принимали активное участие в торгах.
Полученные в ходе торгов жетоны вы можете обменять на оценки.
6. Домашнее задание.
Творческое задание. Написать мини-сочинение «Зимняя зарисовка».
Объяснить графически изученные орфограммы и пунктограммы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"
конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и физминуткой...
Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК "Английский язык" Горячева (Планета знаний)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 3 класса к УМК "Английский язык" Горячева (Планета знаний)...
Модульный урок по теме "The Future Perfect Tense",7 класс, учебник "Английский язык, Афанасьева О. В. (углубленное изучение английского языка)
Урок составлен в форме в форме таблицы- "путеводителя" на английском языке, предназначен для индивидуальной работы учащихся, под контролем учителя....
Метапредметный подход в обучении французскому языку в рамках дисциплины "Технология на французском языке " в школе с углубленным изучением французского языка(методические приемы и рекомендации) статья
Из опыта преподавания дисциплины "Технология на француском языке" в школе с углубленным изучением французского языка...
Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»
В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...
Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими
Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?...
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...