Урок аукцион по русскому языку в 5 классе "Обобщение знаний по пройденным разделам языка"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок-аукцион « Обобщение знаний по пройденным разделам языка

 ( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)» был проведен на семинаре учителей русского языка и литературы  в 5 классе ( 2007 год) в средней  общеобразовательной школе №3 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чехова.

Урок- аукцион относится к нетрадиционным формам ведения урока, может быть, поэтому он вызвал интерес со стороны коллег. Я постаралась максимально приблизить форму  ведения  урока к проведению настоящего аукциона. На торги выставлялись лоты в виде разделов языка, изученных за определенный промежуток времени. Лот считался проданным, если учащиеся правильно отвечали на все поставленные вопросы и выполняли предложенные задания. За работу по продаже лотов ученики получали жетоны, которые впоследствии обменивались на оценки.

Так в игровой форме мы провели комплексный анализ текста, вспомнили основные понятия по изученным разделам, произвели различные виды разборов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-_auktsion.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

    по русскому языку в 5 классе

«Обобщение знаний  по пройденным разделам языка ( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)»

             Учитель : Широкова Маргарита Сергеевна

                           Урок-аукцион

     « Обобщение знаний по пройденным разделам языка

             ( синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике)».

Цель: обобщить знания учащихся по пройденным разделам языка: синтаксису, пунктуации, лексике, морфемике. Выявить имеющиеся пробелы с целью устранения их на последующих уроках.

Задачи:

Образовательные :знать, что изучают синтаксис и пунктуация, различать понятия словосочетания  и предложения;

знать определение понятий «лексика», « лексическое и грамматическое значение слова», определение синонимов, антонимов;

знать, чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов.

Развивающие: уметь выделять словосочетания из предложения, находить основу предложения, различать простые и сложные предложения;

уметь различать лексическое и грамматическое значение слова, подбирать синонимы и антонимы к словам, пользоваться толковым словарем;

уметь отличать формы одного и того же слова от однокоренных слов, подбирать однокоренные слова с учетом значения слова.

Средства обучения: учебник русского языка, толковый словарик, раздаточный материал, наглядные пособия(иллюстрации, листовки).

1. Организационный момент.

Сегодня мы проводим необычный урок, он пройдёт в нетрадиционной для нас форме – аукциона.

( Вбегает ученик , размахивая листовкой и громко призывая на аукцион)

Спешите увидеть, спешите услышать,

Впервые в сезоне – аукцион.

О нём вы услышите не понаслышке,

Поверьте, есть в этом сегодня резон!

Торги предстоят нам весьма необычны,

А ценность имеют и знания, и ум.

Не встретите вы и вещей нам привычных,

Здесь действуй обдуманно, не наобум.

Сегодня пойдут с молотка все разделы,

Которые с вами успели пройти,

Мозги напрягите свои до предела,

Мы только в начале большого пути.

        На  торги  выставлены :

Л О Т № 1

« Синтаксис. Пунктуация»

Л О Т № 2

« Лексика »

Л О Т № 3

« Морфемика »

Место проведения – аукционный дом « Шокоградъ»

Вход для аукционеров и почетных гостей свободный.

 

Приветствуется : доброжелательность, чувство юмора, азартность, снисходительность и пребывание в хорошем настроении.

                                     С уважением, устроители аукциона

2. Вступление + сообщения о крупных аукционах

- Так что же такое аукцион?

Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателям становится тот, кто предложит более высокую цену.

Аукционер – участник аукциона.

Аукционист – человек, проводящий аукцион.

Как можно назвать слова аукцион, аукционер и аукционист? Почему?

Итак, сегодня у нас аукцион, вы не просто ученики, а аукционеры, а я выступаю в роли аукциониста.

Помогать проводить сегодняшний аукцион мне будут помощники, которые заранее получили небольшие задания.

За работу на аукционе вы будете получать жетоны, которые в конце урока сможете обменять на оценки.

- Что обычно продают на аукционах?

- Какие известные аукционы существуют?

(2 сообщения об аукционах «Кристи» и «Сотсбис».)

- А что сегодня мы будем продавать?

Предмет, выставляемый на продажу, именуется лот.

Прежде чем представить 1-ый лот, мы познакомимся с текстом, который распечатан для каждого аукционера.

3. Комплексная работа с текстом.

                          Жизнь в зимнем лесу.

Хороши русские снежные зимы! Глубокие  сверкают на со..нце сугробы.

Жизн..ю полнится зимний лес. Вот (про)стучал на скр..пучем дереве дятел. Стайка весёлых клестов с приятным свистом расселась на ветвях ели. Стоиш.. и любуеш..ся, как ловко они теребят т..желые шишки, добывают из них семена. Эти необыкновенные птички нелегкую зиму проводят в снежном лесу, в..ют гнезда  и в лютую зимнюю стужу выводят своих пт..нцов.

Вот ( с) дерева упала большая снежная шапка, ра(з,с)сыпалась лёгкой снежной пыл..ю. Это перепрыгнула шустрая белочка.

Вопросы по тексту.

- Что такое текст?

- Какова тема этого текста?

- К какому стилю речи его можно отнести?

- Определить тип данного текста?

Вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

( вручение жетонов по результатам работы с текстом )

4.Представление лотов  на продажу.

Л О Т    П Е Р В Ы Й

Господин  Синтаксис, при нём же Пунктуация.

Его бы подороже нам продать.

Друзья, здесь накалилась ситуация,

Без знаков препинания можно запросто пропасть.

- Итак, господин Синтаксис, чем же вы так знамениты? Что вы изучаете в своём разделе?

- А вы, госпожа Пунктуация, какую роль играете?

- Почему Пунктуация неразрывно связана с Синтаксисом?( вопрос классу)

- Господин Синтаксис, на что обратить внимание?

( обратить внимание на сложное предложение, объяснить постановку знаков препинания и составить схему)

А) Работа в текстах и у доски со сложным предложением (разбор + схема + устная характеристика).

 Виды словосочетаний с разными видами связи ( из предложения выписать словосочетания с разными видами связи)

Б) Объяснение запятых в простом предложении с однородными членами.

- Господин Синтаксис, вы удовлетворены ответами аукционеров?

Итак, лот №1 продан!

Л О Т   В Т О Р О Й  

Лексика, ах как она многообразна,

Почтительна, галантна и разнообразна.

Поистине принцесса, а вот чем богата?

Вам предстоит ответить, что ж вперёд, ребята!

- Принцесса, чем же вы богаты? Может, приоткроете тайну своего богатства? (Лексика представляет свой лот)

- Ребята, чем же богат наш русский язык? О каком разнообразии слов говорила Лексика?

Работа с текстом.

А) Что такое синонимы? Для чего они нужны?

Подобрать и записать синонимы к словам

СВЕРКАЮТ ( искрятся, блестят, сияют)

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ – ( необычные, причудливые)

Б) Какие слова называются  антонимами ?Подобрать антонимы к следующим словам.

ТЯЖЁЛЫЕ  (лёгкие)

УПАЛА (встала)

В) В каком значении употреблено слово ШАПКА?

СНЕЖНАЯ ШАПКА – (переносное) – почему?

Привести пример ,когда это слово употребляется в прямом значении.

                          ( спортивная шапка, меховая шапка)

ВЫВОД: наряду с прямым значением, слова могут употребляться в переносном значении для образности речи.

- Как в литературе называется приём переноса значений слов с одного предмета на другой.(метафора, олицетворение)

- Какие ещё художественные средства вы знаете?(сравнения, эпитеты)  

Найти   примеры в тексте.

Эпитеты – тяжёлые шишки, нелёгкую зиму, снежная пыль.

Метафоры(олицетворения) – шапка рассыпалась, сугробы сверкают.

Г)Работа со словарем. Найти в словаре, сколько значений имеет слово ГНЕЗДО.

ГНЕЗДО 1.Жилище птицы

2. (перен.) Жилище человека

- Как называются слова, имеющие несколько значений?    (многозначные)

- Как отличить многозначное слово от омонимов по толковому словарю?

- Омонимы и омофоны?

Что ж, лот №2 можно считать проданным!

Л О Т   Т Р Е Т И Й

Морфемика, друзья!

Уж ей пренебрегать никак нельзя!

Она нам помогает разобраться в частях слова,

А вы к такой работе все готовы?

- Госпожа Морфемика, что же вы изучаете? Почему получили такое название?

Беседа с классом по вопросам.

- Какие значимые части слова вы знаете?

- Какая из них главная и почему?

- Чем отличается окончание от других морфем?

- Для чего служат приставка и суффикс?

А) Морфемный разбор слов в тексте.

Одновременно с разбором подбираем однокоренные слова.

- Всегда ли слова с одним и тем же корнем являются однокоренными? Почему?

- Как называются такие слова? ( слова с омонимичными корнями)

Б) Найти в тексте слова с нулевым окончанием ( объяснить, что значит нулевое окончание);

в каком слове вы не найдете окончания и почему?

В) Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

Найти в тексте и выписать формы одного и того же слова, устно подобрать к ним однокоренные  слова.

Я считаю, что работу по продаже последнего лота можно считать завершенной.

Итак, лот № 3 продан.

5.Заключение. Подведение итогов.

Помощников попрошу выйти для заключительного слова.

Успешно завершается урок - аукцион,

И новизной своею запомнится нам он.

Прекрасные шедевры здесь проданы не зря,

Все было проштудировано у нас от «а» до «я».

Теперь не только «Кристи» и «Сотсбис» знаем мы,

Ведь славную традицию сегодня мы ввели.

Я, на правах аукциониста, подводя итог сегодняшнему аукциону, хочу поблагодарить всех аукционеров, которые принимали активное участие в торгах.

Полученные в ходе торгов жетоны вы можете обменять на оценки.

6. Домашнее задание.

Творческое задание. Написать мини-сочинение «Зимняя зарисовка».

Объяснить графически изученные орфограммы и пунктограммы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Рабочая программа по английскому языку для 3 класса к УМК "Английский язык" Горячева (Планета знаний)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 3 класса к УМК "Английский язык" Горячева (Планета знаний)...

Модульный урок по теме "The Future Perfect Tense",7 класс, учебник "Английский язык, Афанасьева О. В. (углубленное изучение английского языка)

Урок составлен в форме в форме таблицы- "путеводителя" на английском языке, предназначен для индивидуальной работы учащихся, под контролем учителя....

Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»

В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева  "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...

Система работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по разделам русского языка. План работы со слабоуспевающими

Моя тема по самообразованию. Как помочь ученику? Как устранить пробелы в знаниях?...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...