план-конспект урока "Правописание не с существительными".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока. Правописание не с существительными.
Тип урока. Урок усвоения новых знаний.
Цели урока.
- Формировать лингвистическую и языковую компетенцию: знать правило о правописании не с существительными; уметь с помощью алгоритма применять данное правило на практике; повторить орфограмму «Не с глаголом».
- Развивать коммуникативные умения, а именно: формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие в мобильной группе; создавать собственные тексты на заданную тему; активно слушать художественную речь; развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание.
- Воспитание культуры общения, речи и поведения; вызвать заинтересованность в получении знаний; побудить учащихся к активности; воспитывать бережное отношение к слову как духовной ценности народа.
Оборудование урока. Учебник «Русский язык. 5 класс», презентация, раздаточный материал, разноцветные жетоны.
Ход урока.
- Мотивация к деятельности.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет вам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Начнем с повторения.
2 человека работают у доски по карточкам.
Остальные пишут лексический диктант.
Задание: по лексическому значению угадайте слово с суффиксами --чик- или -щик-. Запишите эти слова, объясняя выбор суффикса.
- Рабочий, занимающийся погрузкой и выгрузкой.
- Человек, играющий на шарманке.
- Тот, кто переписывает что-либо.
- Артист балета, исполнитель танцев.
- Вор, совершающий кражу со взломом.
- Спортсмен - участник гонок.
- Стрелок из пулемета.
Какие постоянные морфологические признаки объединяют эти слова?
- Этап целеполагания.
Обратимся к предложению, которое записано на доске.
Незабудки цвели в поле и на опушке леса.
Есть ли в предложении слово с не?
Как вы думаете, почему это слово с не пишется слитно?
Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?
Попробуйте сформулировать цели урока. Что вы должны узнать?
- Знакомство с новым материалом.
Сегодня мы с вами продолжаем открывать тайны правописания слов, а именно – имен существительных. Ведь по утверждению Л.Н.Толстого «слово – дело великое…Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти». (Слайд 1)
Продолжаем говорить о правописании существительных. Предлагаю выполнить распределительный диктант.
Задание.
Прочитайте внимательно слова. Распределите слова на группы, а на какие, вы должны догадаться сами. (Слайд 2)
На какие группы вы распределили данные слова? (Слайд 3)
Назовите существительные и глаголы. Вспомните, как пишется не с глаголом.
- Словарная работа.
Бабушки, сидя на скамейке возле подъезда, часто говорят о ком-нибудь: «Господи, да он такой невежа, и куда только родители смотрят!» А учителя восклицают: «И почему ты такой невежа, ведь мы это уже проходили!»
Ребята, а кто такие невежа и невежда?
Каких людей мы так называем?
Давайте уточним. (Слайд 4)
Запишите в тетрадь эти слова и их лексическое значение.
Как вы думаете, почему слово невежа и невежда пишутся слитно?
Вот мы и вывели первое правило. Кто проговорит его вслух?
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока. Почему слово ненависть пишется слитно?
- Исследовательская работа в группах.
А сейчас я вам предлагаю побывать в роли исследователей и самим добыть ответ на вопрос: «При каких еще условиях не с существительными пишется слитно, а когда раздельно». А вот пути решения у вас будут разные. Если вы выберите зеленый жетончик, значит помощь вам не нужна. Если желтый – вам будет дана подсказка. Если красный, то в помощь вам дается учебник.
Ребята делятся на группы по 4 человека. На работу дается 7-10 мин.
Задания (см. раздаточный материал).
Слушаем ответы каждой группы.
Сравним результаты нашей работы с правилом в учебнике (стр. 80).Читаем вслух. К правильным выводам мы пришли?
Итак, знания мы добыли, теперь приведем их в систему. Для этого используем алгоритм. (Слайд 5).
Кто сможет, глядя на алгоритм, проговорить правило о правописании не с существительными?
- Закрепление изученного материала.
Попробуем применить данный алгоритм в самой работе. На слайде 6 даны предложения. Пользуясь алгоритмом, объясните написание слов с не.
- Работа с текстом. (Слайд 7)
- Тестовая работа (см. раздаточный материал).
Тест на первичное усвоение знаний.
Вы можете выбрать уровень сложности. Кто уверен в своих силах, смело выполняйте весь тест, кто сомневается, может выполнить задания группы А и Б или только группы А.
- Рефлексия.
Что вы узнали о правописании не с существительными?
Достигли ли вы цели, которую перед собой поставили?
От чего зависит слитное и раздельное написание не с существительными?
- Домашнее задание (дифференцированное).
Упр. 779 или выписать из текстов художественной литературы 6 предложений со словами на изученную орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных
Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...
План- конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные".
тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"....
План - конспект урока по теме: "Не с существительными" с использованием ЭОР ( 6 класс)
Цель урока: обобщение изученного по теме "НЕ с существительными"Задачи:закрепить навык применения правила о правописании НЕ с именами существительными;развивать орфографическую зоркость, умение анлизи...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.
Класс 6Тема и номер в теме Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...
План-конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР. Тема: «Имя существительное. Урок №22»
Повторить основные грамматические признаки имени существительного, типы склонений, закрепить умение написания падежных окончаний имён существительных с использованием ЭОР....
План-конспект урока . Определение рода имён существительных.
"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....
План-конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок с использованием ЭОР...