План-конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Имена существительные собственные и нарицательные»
1. Ф.И.О.: Лаптева Ольга Викторовна
2. Место работы: Кировское областное государственное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Средняя школа с. Лаж Лебяжского района»
3. Должность: учитель русского языка и литературы
4. Предмет: русский язык
5. Тема урока: Имена существительные собственные и нарицательные.
7. Базовый учебник: Русский язык: учеб. «Русский язык. 5 класс» под редакцией
Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. издательства
«Просвещение», 2012г.
8. Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной
информации и способов её получения средствами технологии развивающего
обучения и ЭОР.
9. Планируемые результаты:
Предметные:
Предметные результаты:
формировать знания о собственных и нарицательных именах существительных;
формировать умение определять эти существительные;
продолжить формирование навыка определять у существительного его
грамматические признаки;
закреплять знания об общем значении, морфологических признаках и
синтаксической роли существительного;
закреплять умения находить и использовать имена существительные в тексте;
развивать творческие способности обучающихся; воспитывать интерес к изучению
предмета;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию,
необходимую для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное
взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
(формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с
целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки.
Личностные результаты:
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и самопознанию.
10. Тип урока: комбинированный
11. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах.
!2. Необходимое техническое оборудование: компьютеры с подключением к сети Интернет, и установкой проигрывателя ресурсов версии 1.0 для ОС Windows
13. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР) | Деятельность учащихся | Время (в минутах) |
1 | Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу, предлагает проверить готовность рабочих мест к уроку | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | 1мин | |
2 | Мотивация учащихся | Мотивирует учащихся через приём составления кластера по теме «Имя существительное» | Коллективно составляют кластер и приходят к выводу, что данную тему необходимо изучать для того, чтобы правильно употреблять имена существительные в устной и письменной речи | 2 мин | |
3 | Актуализация знаний и умений | Задаёт вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа): - Слова какой части речи записаны на доске? Докажите. Проверяет выполнение домашнего задания. (упр.482). | Отвечают на вопросы учителя, внимательно слушают ответы друг друга и дополняют их. Проверяют правильность выполнения домашнего задания. | 4 мин | |
4 | Целеполагание | (фронтально-индивидуальная работа) Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока, обратив их внимание на правописание имен и названий , контролирует оформление записей в тетрадях | Формулируют тему и цель урока, оформляют записи в тетрадях | 2 мин | |
5 | Изучение нового материала | УОМ – И «Кавычки при именах существительных» (1) | Объясняет новый материал, используя материал учебника об именах собственных и нарицательных, используя ЭОР (фронтально-индивидуальная работа). Любознайка создает проблемную ситуацию: зачем нужны кавычки? Организует работу с учебником | Воспринимают новую информацию посредством работы с учебником. Выполняют задания, предложенные ЭОР, С помощью Любознайки приходят к правилу птичек-кавычек, записывают примеры в тетрадь и объясняют их. Читают правило в учебнике. | 8 мин |
6 | Первичное закрепление новых знаний | УОМ – П «Кавычки при именах существительных» (2) | Задает вопросы классу по изученному материалу, дает ответы на вопросы учащихся. Организует фронтальную работу по закреплению материала, используя ЭОР (Сцены 1-2) Организует фронтально-индивидуальную работу с учебником (упр. 494), вызывая учащихся к доске по очереди. Организует физкультминутку: называет существительные, если они являются именами собственными, то учащиеся должны подпрыгнуть, если именами нарицательными – присесть. Организует работу в парах с взаимопроверкой. (упр. 491) | Отвечают на вопросы учителя, дополняют ответы друг друга, задают вопросы учителю (если такие имеются) Выполняют задания, предложенные ЭОР: Находят соответствия, вставляют слова в предложения. Выполняют упражнение у доски по очереди и в тетрадях. Выполняют упражнения Выполняют упр. 491 в парах с взаимопроверкой | 21 мин |
7 | Диагностика знаний и умений | УОМ – К «Кавычки при именах существительных» (3) | Демонстрирует учащимся ЭОР, организует самостоятельную работу учащихся | Самостоятельно выполняют задания, представленные в ЭОР, выполняют самопроверку | 4 мин |
8 | Итог урока | Возвращает учащихся к практической цели урока, предлагает сделать выводы по изученному материалу | Возвращаются к практической цели урока. Делают выводы по изученной теме | 1 мин | |
9 | Домашнее задание | Информирует о домашнем задании: 1) прочитать §92, знать правило о правописании собственных и нарицательных существительных; 2) на выбор: упр.486 или упр. 488, составить текст-рассуждение на тему «Зачем нужны кавычки?» | Записывают домашнее задание | 1 мин | |
10 | Рефлексия | Вовлекает учащихся в речевую ситуацию-диалог: -Сегодня на уроке я научился… Чему научился ты, … (имя одноклассника, к которому обращается) | Участвуют в диалоге | 1 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЛАНУ-КОНСПЕКТУ УРОКА
«Имена существительные собственные и нарицательные»
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Кавычки при именах существительных | Информационный учебный модуль | учебный модуль | http://fcior.edu.ru/card/14009/kavychki-pri-imenah-sushestvitelnyh.html |
2 | Кавычки при именах существительных | Практический учебный модуль | учебный модуль | http://fcior.edu.ru/card/12506/kavychki-pri-imenah-sushestvitelnyh.html |
3 | Кавычки при именах существительных | Контрольный учебный модуль | учебный модуль | http://fcior.edu.ru/card/13085/kavychki-pri-imenah-sushestvitelnyh.html |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"
Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...
План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные"
Урок по теме"Существительные собственные и нарицательные " проводится в 5 классе коррекционной школе VIIIвида....
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Имена существительные собственные и нарицательные". 5 класс.
Предлагаемый урок является вторым уроком по изучению данной темы в 5 классе. Целью данного урока является проверка ранее изученного материала и ознакомление с новым: правописание имен собственных...
План-конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Урок формирует у обучающихся 5 класса умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках)....
План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")
Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...