Урок русского языка в 9 классе
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Урок русского языка в 9 классе предназначен для изучения темы "Бессоюзные сложные предложения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего (полного) образования» с.Самбург Пуровского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа - интернат среднего общего образования»

с. Самбург Пуровского района

Урок русского языка в 9 классе

Бессоюзное сложное предложение.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Хакимова Ираида Джурабаевна,

 учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 9 классе

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Цели:

  • закрепить умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
  • правильно выбирать знаки препинания, учитывая смысловые отношения между частями БСП;
  • развивать умение доказывать свою точку зрения;
  • воспитывать умения, навыки работы в коллективе, навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

 ХОД УРОКА

  1. Актуализация знаний
  • Что такое бессоюзное сложное предложение?
  • От чего зависят знаки препинания в бессоюзном сложном предложении?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Закрепить умения определять смысловые отношения в БСП, умение расставлять ЗП.

  1. Проверка  умения  расставлять правильно знаки препинания и доказывать свою точку зрения:

А. Расставьте в предложениях знаки препинания, обоснуйте свою точку зрения.

Слайд 1. Найдите лишнее. Почему?

  • Уже  вечерело  солнце  скрылось  за  рощу.
  • Голова с короб    ум с орех.
  • Мы   знаем  главное   предназначение человека    оставить   свой   добрый   след   на   земле.

 Слайд 2. Выявите смысловые отношения в данных предложениях. Всегда ли они одинаковы?

  • Сам бьет сам караул кричит.
  • Горе как море берегов не видно.
  • Глаза боятся руки делают.
  • Будет дождик будут и грибки.
  • Нанялся волк в пастухи добра не жди.
  • Глухому песен не пой не услышит.
  • Встарь бывало собака с волком живала.

Слайд 3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Не копай другому ямы: сам в неё и свалишься.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена второй части.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия совершения действия, обозначенного во второй части.

Слайд 5. Найдите предложение, в котором нужно поставить тире.

Я не мог заснуть передо мною во мраке всё крутился мальчик с белыми глазами.

 Деньги вода в решете не заметишь как утекут.

Полил сильный дождь невозможно было пробежать и метра.

Слайд 6. Перестройте данные предложения в бессоюзное сложное, обоснуйте выбор постановки знаков препинания:

Охотник обернулся и увидел что за ним по дорожке бежит волк.

Если  пересыплешь соли обед не понравится гостям.

Я стал засыпать но  вдруг под окнами кто-то громко закричал.

  1.  Ребята, где нам может пригодиться умения перестраивать СПП в БСП?

Деловая игра «Корректор».  Задание: исправьте, где нужно, пунктуацию предложений.

1) Глинистая дорога разбухла: приходилось жаться к мокрым кустам.

2) Наташа не узнавала звёзд: созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания.

3) Сказал что-то я: он начал хохотать.

4)Я встал: накинул башлык, опоясал кинжал и вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик.

5) Заранее предупреждаю: удобств не будет.   (взаимопроверка)

V.   Контроль за усвоением.  

Задание: расставьте знаки препинания.

1. Только  песне  нужна  красота  красоте  же  и  песен  не  надо...

2. Но  нахмурится  ночь  разгорится костёр.

3. Я  вижу   верный   пёс  у  ног  твоих  лежит...

4. И  земля  хороша   не  расстался  бы  с  ней.

5.      На заре ты её не буди

На заре она сладко так спит

Утро дышит у ней на груди

Ярко пышет на ямках ланит.

6.      Кот  поёт  глаза  прищуря  мальчик  дремлет  на  ковре  на  дворе играет  буря   ветер  свищет на дворе.

7.      Помню  я   старушка-няня  мне  в  рождественской  ночи   про  судьбу  мою  гадала  при мерцании свечи...

VI. Тестовый самоконтроль.

1) В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить тире:

а) Солнце быстрое встаёт  будет день горячий.

б) Я не жалею о поездке  я многое узнал о стране.

в) Махнёт птица раз станет светлым-светло.

г) Земля кругла  на ней не скроешь тайны

2) В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие:

а) Я  верю мы увидимся.

б) Ласточка  день начинает  соловей кончает.

в) Очень  советую  побывайте в заповеднике.

г) Уже  исчезла  нагота  полей  их покрыла трава.

3) Это предложение соответствует схеме: [  ]:[  ].

а) Чуть трамвай притормозит  пассажир вперёд скользит.

б) Я не жалею о былом оно меня не усладило.

в) Царь недолго собирался  в тот же вечер обвенчался.

г) Чуть трамвай прибавил ход  пассажир назад ползёт.

VII. Итоги урока. Выставление оценок.

Домашнее задание (выдается на листках). Расставьте знаки препинания, объясните их:

Самое  лучшее  в  мире  смотреть  как рожда__тся денъ!  В  небе вспыхнул  первый  луч__ солнца  ночная  тьма   тихонько   пряч__тся  в  ущелья  гор  в  трещ__ны  камней  пряч__тся  в  густой листв__    д__ревьев  в кружевах травы   окроплё__ой росой   а  вершины  гор  улыбают__ся  ласковой  улы__кой   точно   говорят  мя__ким  теням  ночи.   Не  бойтесь    это  солнце!   Волны моря высоко  подн__мают  белые  головы  кланяют__ся  солнцу  как пр__дворные  красавицы  своему королю  кланяют__ся  и  поют  Пр__ветствуем вас  владыка мира!   Доброе  море  смеётся   это волны  всю  ночь  играя  кружились  и теперь  они  такие растрёпанные  их  зелёные  одежды  измяты  бархатные  шлейфы  спута__ы. (М. Горький) 

Хакимова Ираида Джурабаевна, учитель русского языка и литературыСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...