Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА факультативного занятия «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»
Руководитель: Качанова С.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Программа рассчитана на 35 часов / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны:
- Понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-литературного процесса того или иного периода;
- Знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- Умение определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных произведений;
- Хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-критические оценки;
- Воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- Уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
- Самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план факультатива «Теория и практика написания сочинений
10 класс (35 учебных часов)
Учебно-тематический план к факультативу
«Теория и практика написания сочинений». 10 класс
(35 учебных часов)
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. | |
2 | Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления | |
3 | Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. | |
4 | Предупреждение речевых ошибок | |
5 | Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода. | |
6 | Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления. | |
7 | Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного. | |
8 | Стилистические упражнения | |
9 | Сочинение – характеристика образа автора. | |
10 | Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления. | |
11 | Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. | |
12 | Нормы литературного языка | |
13 | Сочинение – характеристика лирического героя | |
14 | Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления. | |
15 | Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. | |
16 | Практикум анализа стиха. | |
17 | Темы. Частные темы.тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения. | |
18 | Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения. | |
19 | Совершенствование написанного. | |
20 | Определение темы прозаических и стихотворных произведений. | |
21 | Предупреждение речевых ошибок. | |
22 | Сочинение – обобщение по теме. | |
23 | Подготовительный этап к сочинению – обобщению по теме. | |
24 | Совершенствование написанного. | |
25 | Стилистические упражнения | |
26 | Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. | |
27 | Подготовительный этап к сочинению по проблеме и идее произведения | |
28 | Совершенствование написанного | |
29 | Нормы литературного языка | |
30-31 | Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы. | |
32 | Сочинение о жанровой природе литературного произведения | |
33 | Подготовительный этап к сочинению о жанре | |
34 | Обсуждение работ. | |
35 | Редактирование отрывков из сочинений. |
Учебно-тематический план к факультативу
«Сочинения разных жанров» 11класс
(35 учебных часов)
№ | Дата | Тема занятия |
1 | Конфликт, сюжет.,композиция в литературном произведении. | |
2 . | Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции. | |
3. | Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища… | |
4. | Составление планов сочинений по конфликту, сюжету,композиции..составление планов,выделениелучшего. | |
5. | Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. Составление плана сочинения по лирическим отступлениям. | |
6. | Классицизм, сентиментализм, реализм. Сочинение о литературном направлении или его чертах в произведении. | |
7. | Подготовка к сочинению по литературному направлению. | |
8. | Нормы литературного языка | |
9. | Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии. | |
10. | Составление плана рецензии, написание вступления,знакомство с образцами рецензии | |
11. | Пейзаж. Практикум анализа пейзажа Сочинение – анализ пейзажа. | |
12. | Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении. | |
13. | Портрет. Практикум анализа портрета. Сочинение –анализ портрета. | |
14. | Предупреждение речевых ошибок. | |
15. | Повторим анализ стихотворения. | |
16. | Сопоставительный анализ стихотворений. Задачи, возможные ошибки, технология написания. | |
17. | Написание сопоставительного анализа стихотворения. | |
18. | Редактирование собственных работ. | |
19. | Анализ цикла лирических произведений. Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов. | |
20. | Стилистические упражнения. | |
21. | Редактирование собственных работ. | |
22. | Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. Составление планов сочинений на данную тему. | |
23. | Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века. | |
24. | Нормы литературного языка. | |
25. | Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. | |
26. | Эссе как жанр ученического сочинения. | |
27. | Очерк как жанр ученического сочинения. | |
28. | Литературно – критическая статья как жанр ученического сочинения. | |
29-34. | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. |
Список литературы
- Озеров Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. - М.:
Школа – Пресс, 1995
- Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 1995
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982
- Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
- Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 1965
- Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 1973
- Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
10 - 11 классы...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...
Программа дистанционного курса "Теория и практика написания сочинения – рассуждения как вида задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку»
Данный курс призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам...