Урок развития речи в 5 классе "Февральская лазурь"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шапарова Олеся Александровна

Урок подготовки к сочинению - описанию по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_5_klasse.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Сочинение – описание по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Цель : 1. Познакомить с одним из видов изобразительного искусства – пейзажем и художниками – пейзажистами;

             2. Учить раскрывать смысл и содержание картины, видеть художественную ценность живописи,  развивать связную  речь учащихся; учить описывать картину; повторить признаки типа текста – описания;

             3. Воспитывать интерес к искусству, умение понимать произведение живописи, воспитывать умение видеть красоту русской природы.

 Оборудование:

1. Репродукции с картин художников.

2. Портрет И. Э. Грабаря.

3.Выставка картин.

4. Таблицы.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа:

  а) понятие «пейзаж»;

  б) работа с репродукциями – пейзажами;

  в) краткая справка о художнике.

  г) история создания картины.

3. Анализ картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».

4. Составление плана к сочинению.

5.Написание рабочих материалов к сочинению.

6. Письменное сочинение по картине.

7. Информация о домашнем задании.  

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1 Устная пятиминутка

2. Вступительная беседа:

а)работа над понятием «пейзаж»;

б) рассматривание репродукций.

в) Сведения о художнике;

г) история написания картины «Февральская лазурь».

3. Анализ картины «Февральская лазурь»

4. Составление плана к сочинению.

5.Написание рабочих материалов.

6. Написание сочинение на черновике, редактирование текста.

7. Домашнее задание.

1. Назовите типы текстов.

2. Чем отличается сочинение – описание от других типов речи?

3. Что можно описать?

4. Что мы с вами уже описывали?

 Вот и сегодня на уроке мы с вами будем описывать картину, но картину совсем другого плана.

  Посмотрите на эти репродукции. Что объединяет их?

- А как называется картина, рисунок, изображающий виды природы?

- А как называется художник, пишущий о природе?

- Посмотрите внимательно на эти картины. Какой пейзаж здесь изображен?

- Художники, которые изображают морские виды, жизнь моря, называются маринистами.

- Художники, изображающие городские пейзажи, называются урбанистами.

- Сегодня на уроке мы будем описывать пейзаж И. Э. Грабаря.

Имя Игоря Эммануиловича Грабаря стало почти легендарным. Ученик Репина, современник Валентина Серова, Врубеля, Левитана. Друг Александра Бенуа. Автор блестящих исследований по истории искусства. Крупнейший знаток музейного дела.

  Небольшого роста, крепко сбитый, с гладко, до блеска выбритой головой, необычайно подвижный и в то же время предельно собранный он поражал своей энергией. Он успевал бывать на десятках заседаний, в институте, а главное – продолжал работать как живописец и ученый.

Картина «Февральская лазурь» написана в 1904 году.

Вот что рассказывает сам Грабарь об истории создания этой картины:

« В то необычное утро природа праздновала какой – то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

 Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.

 Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывающегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие – то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба…»

 И художник побежал домой, схватил мольберт и кисти, вырыл в снегу яму и в течение нескольких дней (стояла солнечная погода) рисовал картину с натуры.

- Рассмотрите репродукцию.

  - Что изображено на ней? Какова её тема?

- Опишите березу на переднем плане картины.

Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы?

- Рассмотрите небо. Какого оно цвета вверху и на горизонте, есть ли на нем облака?

- Подберите синонимы к слову синий?

- Рассмотрите снег. Много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?

- На картине изображены березы. А почему она называется «Февральская лазурь»?

- А какой февральский день изобразил художник?

- А как он показал это на картине?

- Автор использует холодные цвета. И действительно, холодом веет от снега, от синих теней. Но февраль – это уже мостик к весне. Поэтому и солнце светит ярче, и появляются лунки около деревьев, и небо уже бирюзовое. И красавицы – березки, выбежавшие на бугорок, уже греются под теплыми лучами солнца. Они как бы говорят: «Перезимовали!»

И вся эта картина – гимн белоствольным березам, сверкающему февральскому небу, гимн весне.

 -Какова же основная мысль (идея) картины?

- Какое настроение вы испытываете, глядя на картину?

- картины И. Грабаря несут в себе какой – то очистительный, оздоровительный заряд и праздничность восприятия.

1.Игорь Грабарь – художник – пейзажист.

2. Описание картины:

  а) февральский день;

  б) небо;

  в) снег;

  г) березки.

3. Картина «Февральская лазурь» - гимн белоствольным березкам, гимн весне.

Дописать на чистовик.

(повествование, рассуждение, описание)

(отвечает на вопрос какой?, дается характеристика чего – либо, главная часть речи – прилагательное, отличается образностью)

(предметы, животных, растения, комнату, архитектурное произведение и т. д.)

(- картину,

 - предметы)

(то, что на них нарисована природа)

(пейзаж)

(пейзажист)

(- городской или сельский пейзаж, морской пейзаж)

Индивидуальное задание – рассказ о творческом пути художника (подготовленный ученик)

  Сложен творческий путь Игоря Грабаря. Ученик Репина, успешно владеющий кистью, он вместе со своим другом уезжает за границу, в Мюнхен в 1896 году. Несколько лет он работает в студии у Ашбе, в академии Жюльена в Париже. Но Грабарь понял, что его судьба художника сложится дома, в России. И вот он снова возвращается на Родину. Он вернулся тридцатилетним, много знающим, много повидавшим, но главное – в тоске по Родине, в ожидании её в нем копилась энергия, выплеснувшаяся в прекрасные произведения: «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Белая зима» и др.  Через полвека живописец вспоминает: «Вернувшись в 1901 году в Россию, я был несказанно потрясен красотою русского пейзажа! Нет нигде таких чудесных березовых рощ, таких восхитительных весен, золотых осеней, сверкающих инеев»…

На картине изображены березы в зимний солнечный день.

Серебром блестят в синеве неба стволы берез; стройные белоснежные стволы; ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев; желтая прошлогодняя листва сверкает на солнце; синеваты от снега тени деревьев.

Безоблачное голубое небо, огромное небо.

Голубой – светло – синий; лазурный – светло – голубой; бирюзовый – голубоватый или зеленоватый; небесный – цвета неба.

Голубоватый снег лежит на земле. Около берез виднеются проталинки. Сиреневый в тени. Синеватые от солнца тени берез ярки, как на экране.

Описан один из февральских дней.

Яркий, солнечный.

С помощью разных красок: голубой, синей, белой, коричневой.

Небывалый праздник жизни, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. (И. Грабарь)

Радость, приближение весны, величие красок.

(запись в тетради)

Запись в тетради.

Березы: белоствольные, стройные, причудливые ветви берез, ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев, желтая прошлогодняя листва сверкает на солнце.

Блистать, сверкать, сиять, светиться, лучиться. Белый, белоснежный.

Небо: безоблачное, голубое, огромное; бирюзовое на горизонте.

Голубой, лазурный, бирюзовый, небесный.

Снег:

Голубоватый снег, виднеются проталины, синеватые от солнца тени берез ярки, сиреневый в тени.

День

Февральский, тихий, солнечный, без ветра.

(пишут на черновике)

Репродукции с картин.

Портрет художника

Репродукция с картины «Февральская лазурь»

Словарная работа (таблицы )

Используются материалы упражнения 331.

Памятка «Как работать над сочинением»

Литература к уроку.

1. Зельманова Л. М. , Колокольцев Е. Н. Развитие речи. Русский язык и литература 5 – 7 классы. Репродукции картин: Учебное пособие , М.: Дрофа, - 1997, 93 с.

2. Русский язык в школе: методический журнал, М.: Просвещение, №1.- 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...

Письмо другу по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"(урок развития речи).

Разработка ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского....

Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")

Данная презентация призвана помочь учащимся 5 классов развить навыки создания текста на основе впечатлений....

Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)

В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...

Урок развития речи в 5 классе. Описание картины "Февральская лазурь" И.Э.Грабаря.

В связи с тем, что презентация достаточно громоздкая, ее пришлось разбить на несколько архивов. Поэтому перед использованием скачайте её в одну папку.- В центре урока репродукция картины Грабаря «Февр...

Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс

Цели и задачи урока:1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорн...