Урок развития речи «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»). 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Цели и задачи урока:
1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорных слов и конструкций.
3.Создать культуроведческий фон урока посредством использования произведения живописи, художественных произведений, фонозаписей.
4.Провести анализ лексического поля картины, обогатить словарь учащихся фоновой лексикой.
5.Расширить знания учащихся об И.Э.Грабаре и его творчестве.
Культуроведческий фон (оборудование) урока:
а) заранее подготовленная выставка по творчеству И.Э.Грабаря;
б) картина И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;
в) стихи о феврале русских и коми поэтов;
г) текст- воспоминание И.Э.Грабаря о создании картины «Февральская лазурь»;
д) музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» Зима. На тройке. Вивальди «Времена года» Зима.
Каждому ученику выдается раздаточный материал для работы на уроке и составляется план – карта (смотри приложение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kapriznaya_pogoda.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Капризная погода» (описание месяца февраля в поэзии и по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»).
Цели и задачи урока:
1.Подготовить учащихся написанию сочинения- описания пейзажа на основе картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
2.Развивать устную и письменную речь учащихся с использованием опорных слов и конструкций.
3.Создать культуроведческий фон урока посредством использования произведения живописи, художественных произведений, фонозаписей.
4.Провести анализ лексического поля картины, обогатить словарь учащихся фоновой лексикой.
5.Расширить знания учащихся об И.Э.Грабаре и его творчестве.
Культуроведческий фон (оборудование) урока:
а) заранее подготовленная выставка по творчеству И.Э.Грабаря;
б) картина И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»;
в) стихи о феврале русских и коми поэтов;
г) текст- воспоминание И.Э.Грабаря о создании картины «Февральская лазурь»;
д) музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Времена года» Зима. На тройке. Вивальди «Времена года» Зима.
Каждому ученику выдается раздаточный материал для работы на уроке и составляется план – карта ( смотри приложение).
Ход урока.
1.Прослушать стихотворения о месяце феврале русских и коми поэтов.
Вопрос: Каким изображен в этих стихотворениях февраль? (приводятся примеры из стихотворений)
Капризная погода, большой проказник, шалит, снегоносец, грозный, мохнатый, нежный, непоседа и т.д. Приходим к выводу, что в поэтических произведениях используются выразительные средства как эпитеты, метафоры, олицетворения.
Ребята, мы с вами познакомимся с небольшим текстом, в котором тоже рассказывается о феврале.
2.Работа с текстом.
а) выразительное чтение текста.
б) знакомство со словами:
сапфир - драгоценный камень синего или голубого цвета.
Коралл (коралловый) – ярко-красный, розовый или белый камень.
Жемчужный – 1.см. жемчуг. 2.Чисто - белый с блеском, напоминающим жемчуг.
в) объяснить пропущенные орфограммы.
( На ) стали чуде…ные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я выш…л побр…дить вокруг усад…бы и понаблюдать. (В) природе творилось нечто необыч…йное. Казалось, что она праз…новала какой-то небывалый праз…ник лазоревого неба, жемч…жных берез, коралловых веток, и сапфировых теней (на) сиренев…м снегу.
г) можно в качестве дополнительного материала использовать текст упр.356 (учебник «Русского языка. 5 класс», автор Т.А.Ладыженская.)
д) беседа по тексту:
Вопросы: Каким изображен февраль в данном тексте?
Отличается ли своим настроением, описанием от прослушанных стихотворений?
Ребята отметят, что текст яркий, солнечный, радостный. Отметят, что в феврале небо становится высоким, голубым, хотя зима еще колючая, морозная, сильная, потому что бывают и морозы, и метели.
3.Работа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Знакомимся с картиной И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»(созерцаем, делимся первыми своими впечатлениями).
4.Знакомство с биографией художника и ещё раз обращаемся к выставке, посвященной творчеству И.Э.Грабаря.
И.Э.Грабарь -- живописец, автор книг по истории искусства, знаток реставрационного и музейного дела ( в 1913-1925 годах он был директором Государственной Третьяковской галереи).
Ученик И. Е.Репина, он писал картины, посвященные событиям революции 1917 года, а также натюрморты, однако наибольшую известность ему принесли пейзажи. Художник глубоко чувствовал обаяние русской природы и сумел это отобразить на своих полотнах. И.Э.Грабарь пишет несколько зимних пейзажей. И два из них – «Февральская лазурь» и «Мартовский снег»- сразу сумели вызвать восторг своим новым видением, яркой эмоциональностью и своеобразием живописи. Успех их был так велик, что вскоре они попали в сокровищницу русского искусства – Третьяковскую галерею – и до сего времени числятся в её золотом фонде.
5. Вдумчивое рассматривание картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», сбор материала для сочинения- описания.
Беседа по картине.
Вопрос: Кто из вас знает лексическое значение слова «лазурь»?
Лазурь – 1.светло-синий цвет, синева.
2.природная светло- синяя краска.
Вопрос: Какие однокоренные слова можно образовать от слова
«лазурь»?
Лазурный, лазурит, лазурно - голубой, лазоревый.
Вопрос: Где можно услышать о лазури, лазоревом цвете?
В сказках – лазоревые цветы.
Вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»?
Какой февральский день изобразил художник?
Много светло-синего цвета, лазурного. День ясный, солнечный, светлый.
Вопрос: Какие важные предметы- детали изображены на этой картине?
Береза. Снег. Небо.
Рассмотрите небо.
Вопрос: Есть ли на нем облака?
Какого они цвета вверху, на горизонте?
Рассмотрите снег.
Вопрос: Много ли его изображено на картине?
Какого он цвета на солнце и в тени?
Рассмотрите березу.
Вопрос: Какова береза на переднем плане картины?
Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей?
Какого цвета прошлогодняя листва на вершине берёзы?
Что можно сказать о других березах?
Что виднеется на горизонте?
(Собирается материал для описания картины, составляется план - карта,
которая заполняется в течение беседы по произведению живописи).
План – карта.
Часть речи, синтаксические конструкции | Вступление | 1 направление | 2 направление | 3 направление | Заключение |
Имя существительное Имя прилагательное Глагол и словосочетания | Картина, полотно, произведение живописи. Известная, красочная, яркая. Изображает, украшает, замечательная картина, творение художника | Небо Огромное, голубое, высокое, лазоревое, Бесконечное, Безбрежное. Стоит неподвижно без облаков, высокое, бесконечное небо, бледнеющее на горизонте | Снег Синеватый, переливающийся, Искрящийся, ослепительный. Блестит, сверкает, искрится, алмазные россыпи | Береза Высокая, белоствольная, могучая, жемчужная, коралловые ветви. Стоит не шелохнувшись, раскинула свои могучие ветви, купается в лучах солнца, медная листва | Солнце Свет Невидимое, яркий. Невидимое солнце, дает яркий свет, ощущение тепла, спокойствия, покоя, умиротворения, праздника. |
6.Используя план - карту, составляется устный рассказ по картине.
7.Составление и написание сочинения – описания по картине И.Э.Грабаря « Февральская лазурь» проводится на втором уроке.
8.Анализ выполненных работ. Лучшие сочинения по картине были напечатаны в школьной газете «Школьный Базар».
Произведение живописи и текст, гармонично вплетаясь в ткань урока, являются мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения, эстетического воспитания и тем самым способствует формированию культуроведческой компетенции учащихся.
Приложение к уроку «Капризная погода».
- Название месяца «февраль» у разных народов.
А) Февраль / от лат. «Фабриариус/ -- праздник очищения.
Б) по коми – урасам, урсим / охота на белок, от слова «ур» -- белка/.
В) В Древней Руси – лютый, лютень за большие морозы, межань, свежень, бокогрей: на солнечной стороне пригревать начинает.
2. Пословицы и поговорки.
* Месяц лютый спрашивает, как обуты.
* В феврале зима с весной встречаются.
* Зимнюю суровость и весенняя нежность в феврале сплетается.
*Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
* До весны рукой подать.
3. Стихи о феврале.
А) Капризная погода: Февраль – большой проказник
То ветер, то пурга. Шалит перед весной.
Такое время года – (Сергей Куликов)
До самых крыш снега…
Б) Февраль.
Феврали люблю снегоносцы. Не бывает на них обиды.
Рук не прячу и щек не тру. Я ведь знаю, как трижды три:
А дрова колю по морозцу Они грозные только с виду,
И белье сушу на ветру. Они нежные лишь внутри.
Я февраль люблю непоседу,
Рук не прячу и щек не тру.
С ним о лете веду беседу,
Когда печь топлю поутру. (Маргарита Котомцева)
В) Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка. (С. Маршак)
Г) Вьюга.
Ни тропиночки, ни рек, все покрыл глубокий снег.
Напевает тихо вьюга: «Отдохни, зима –подруга.
Вот пуховая подушка, одеяло. Спи, подружка,
Чтоб не слышать ветра вой, снегом голову накрой».
(Зита Гайжаускайте)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"
Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь" Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление. Цели: 1) рассмотреть речетворческую гл...
Урок по развитию речи. Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Разработка урока развития речи по подготовке к написанию сочинения с использованием ЭОР....
Письмо другу по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"(урок развития речи).
Разработка ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского....
Уроки развития речи по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 классы)
В данной методической разработке приводятся авторские конспекты 2-х уроков развития речи по подготовке школьников к описанию картины И.Э.Грабаря "Февральская лазурь" (5-6 класс). Предлагается работа в...
Урок развития речи в 5 классе. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
Презентация о творчестве Игоря Эммануиловича Грабаря...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"
Разработка поможет учителю провести урок, соответствующий требованиям ФГОС, с применением таких технологий, как ИКТ, технология развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесбережения...
Подготовка к сочинению-описанию по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» (урок развития речи)
Уроки развития речи у обучающихся часто вызывают затруднения. В своей практике при подготовке к написанию сочинений разных видов можно использовать рабочие листы, которые заполняются в ходе урока необ...